Главные вкладки

    Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
    статья (биология) по теме

    Кузько Наталья Александровна

     

    Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе и искусстве, отражающем красоту природы, а также понимать эту красоту и развивать потребность самим создавать красивое. Вместе с тем нравственно-эстетическое воспитание способствует тонкому пониманию закономерностей природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nravstvennoe_i_esteticheskoe_vospitanie_34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида

    Кузько Н.А.

    учитель биологии

    высшей квалификационной категории

    Почётный работник общего образования РФ

    ГБОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум»

    Структурное подразделение №2

            Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

            Всем нам известно, что особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

            Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий и, конечно же, воспитания. Хочется отметить, что воспитание чувств тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к окружающему.

            При обучении школьников с нарушением интеллекта наукам о растениях, о животных, о строении организма человека и его здоровье необходимо включать их в разнообразные формы натуралистической работы. А это: разведение различных растений в кабинете, их перевалка, пересаживание, обучение школьников в лабораторных условиях выращиванию цветочной и овощной рассады, используя при этом научные методы. В процессе такой деятельности происходит формирование чувства коллективизма и дружбы, товарищества, а главное – развивается любовь к труду и потребность трудиться.

            Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе и искусстве, отражающем красоту природы, а также понимать эту красоту и развивать потребность самим создавать красивое. Вместе с тем нравственно-эстетическое воспитание способствует тонкому пониманию закономерностей природы.

            В связи с обучением биологии, целесообразно проводить экскурсии в мир растений в разные времена года, чтобы обучающиеся могли непосредственно воспринять и понять красоту сезонных изменений природы в парках, скверах, на улицах. Большую роль при этом посещение биолого-экологического центра. Там школьники с ОВЗ изучают повадки зверей, учатся заботиться о животных и растениях. Выполнив основную учебную часть экскурсии, полезно предоставить обучающимся возможность полюбоваться цветущим садом этого центра, поиграть в спокойные игры, затем провести небольшую биологическую викторину, в которую включены вопросы, позволяющие обучающимся вспомнить известные им произведения и прозы, музыки и живописи, посвящённые весенней природе. Тем самым осуществляются межпредметные связи в развитии связной речи умственно-отсталых школьников. Идёт работа по коррекции и развитию памяти.

            Содержание курса ботаники предусматривает природоохранительную работу обучающихся с ОВЗ, так как в содержание тем «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Растение – целостный организм», «Растительные сообщества» включены вопросы, разъясняющие школьникам значение государственных мероприятий по охране природы: создание заповедников, заказников (временных и постоянных), национальных парков, памятников природы. Также во многих темах программы предусмотрено осуществление краеведческого подхода при освещении вопроса охраны природы. Здесь необходимо рассказать обучающимся об имеющихся на территории нашей области заповедных местах, растительных сообществах и объяснить, что задача их сводится к охране, характерной для данной ландшафтно-географической зоны природы в целом. Если же те или иные виды растений или сообщества ландшафта исчезли, то главной задачей заповедника является наряду с охраной активное восстановление исчезнувших видов и сообществ.

            В процессе обучения ботанике необходимо развивать у обучающихся с ОВЗ чувство любви и бережного отношения к растениям. Например, при изучении темы «Стебель» школьники узнают, что для дерева губительно повреждение коры. При изучении «Основных групп растительного мира» обучающиеся знакомятся с тем, как правильно пользоваться дарами природы, а именно: собирать ягоды и плоды, грибы, лекарственные растения.

            Вместе с тем, содержание курса ботаники позволяет разъяснить школьникам с ОВЗ необходимость охраны местных лесопосадок, полей, садов, парков, а также разведение человеком полезных (диких и культурных) растений.

            С целью формирования нравственно-эстетических качеств очень полезно проводить внеклассные мероприятия, театрализованные представления, сказки совместно с воспитателями группы продлённого дня.        

            Постановка театрализованного представления «Давайте будем беречь Планету» помогает задействовать обучающихся с ОВЗ разных возрастных категорий, а также:

    1. уточнить и расширить их знания об Астраханском крае, об основных объектах живой и неживой природы на основе использования географического и музыкального материалов;
    2. сформировать представления о роли и месте человека в окружающем его мире;
    3. воспитывать любовь к родному краю, ко всему живому.

    Через данное театрализованное представление можно целенаправленно сформировать у подрастающего поколения сознательное отношение к природе, высокую нравственную и эстетическую культуру, поскольку данное мероприятие представляет собой динамический процесс по развитию личности школьников с ограниченными возможностями здоровья с позиции их мотивированного отношения к своим действиям.

            Обучение зоологии – науке о животных – также имеет немаловажное значение в эстетическом воспитании обучающихся с нарушенным интеллектом. Если произведения искусства (живопись, литература), воспроизводя лучшие стороны природы и жизни людей, содействуют эстетическому воспитанию, то непосредственное восприятие природы имеет в этом отношении ещё большее значение.

            Ведь в животном мире встречается немало прекрасных форм, вызывающих восхищение. Кто из нас не восторгался даже по рисункам красотой колибри, крупных разноцветных тропических бабочек и т.п.; может, не так ярки, но не менее красивы и наши многие бабочки (крапивница, павлиний глаз), птицы (иволга, щегол). А сколько красоты в движениях многих животных: в полёте ласточек, в порхании бабочек, походке домашней кошки?! А пение птиц – кто не заслушивался им?!

            При обучении биологии – науке о живой природе – следует привлекать внимание обучающихся к красоте форм и разнообразию красок в животном мире, к пению птиц, помогая им самим находить и воспринимать красивое, находить его там, где оно на первый взгляд не бросается в глаза, тем самым формируя высокую нравственную и эстетическую культуру.

    Литература

            

    1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших школьников.—Москва: «Просвещение», 2009г.
    2. Никишов А.И., Шалаев В.Ф., Середенко Э.В. Методика обучения зоологии.—Москва: «Просвещение», 2003г.
    3. Макаревич Е.В., Королёва Н.В. Биология.—Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

    Календарно-тематическое планирование "Биология, 9класс специальной(коррекционной) школы VIII вида".

    Практические и лабораторные работы, предусмотренные программой  являются элементами уроков....

    Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

    Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

    Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

    Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

    Коррекция речевых нарушений у обучающихся с ранним детским аутизмом в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

    Методические рекомендации по формированию лексической и грамматической стороны речи у обучающихся с ранним детским аутизмом....

    Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для повышения познавательного интереса учащихся к заняти...