Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Малашина Марина Николаевна

Биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_rab.progr_.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                      «Согласовано»                                                                                     «Утверждаю»

Руководитель   ШМО – ООШ                                                            заместитель  директора  по  УВР                                                     руководитель МБОУ-ООШ

 ______________    _______                                                              МБОУ-ООШ с.Чадаевка                                                                          с.Чадаевка

Ф.И.О                         (подпись)                                                          _____________               ________                                                    __________________

Протокол  № ___ от ____сентября  2014г.                                     Ф.И.О                              (подпись)                                                                          Ф.И.О                                

                                                                                                               «___»сентября 2014г.                                                          Приказ №___от__ сентября 2014г.

                                                                                                          Рабочая  программа  

                                                                                                     

                                                                                             Малашиной  Марины Николаевны

                                                                                                             Биология 6  класс

                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                     Рассмотрено  на  заседании

                                                                                                                                                                                                                     Педагогического  Совета

                                                                                                                                                                                                Протокол №____от «___»августа  2014г.      

                                                       

                                                                      Пояснительная  записка.

Рабочая  программа  составлена  с  учётом  Федерального  Государственного стандарта, Примерной  программы  основного  общего  образования  по  биологии  и программы  по биологии для  6 класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.»  авторов И.Н.Понамарёвой, В.С.Кучменко// Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана – Граф, 2005.- 72 с.//  с  учётом сокращения  количества часов. Отводимых на  изучение  биологии  в новом Базисном учебном  плане.  Согласно  действующему  Базисному  учебному  плану  рабочая  программа  для  6-го  класса  предусматривает  обучение  биологии  в  объёме  1  часа  в неделю, но  с учётом  школьного компонента на  обучение  биологии  в 6  классе  отводится  1 час  в неделю.  В  рабочей  программе нашли отражение  цели  и задачи  изучения  биологии  на  ступени  основного  общего образования, изложенные  в пояснительной  записке  к примерной программе  по биологии.  В ней  также  заложены  возможности  предусмотренного стандартом  формирования  у  обучающихся  общеучебных  умений  и навыков, универсальных способов  деятельности и ключевых  компетенций.  

Рабочая программа для 6-го  класса включает  в себя  сведения  о строении, жизнедеятельности  растений, бактерий, грибов, их разнообразии  в природе Земли  в результате  эволюции.  Принципы  отбора  основного и  дополнительного  содержания  связаны  с  преемственностью  целей  образования  на различных  ступенях  и уровнях  обучения, логикой  внутрипредметных связей, а  также  с возрастными особенностями  развития  учащихся.

Результаты  обучения  приведены  в  графе «Требования  к  уровню подготовки  выпускников». Которые  сформулированы  в  деятельностной  форме  и полностью соответствуют стандарту.  Представленная  в  рабочей программе  последовательность требований  к каждому  уроку  соответствует  усложнению  проверяемых  видов  деятельности.

Для  приобретения практических навыков  и повышения  уровня  знаний в рабочую программу включены  лабораторные  и практические  работы, предусмотренные  Примерной  программой. Нумерация  лабораторных  работ (в связи  со спецификой  курса)  дана  в соответствии  с их расположением  в перечне  лабораторных и практических работ, представленном  в  Примерной  программе.  Все  лабораторные  и практические работы  являются  этапами комбинированных  уроков  и могут оцениваться  по  усмотрению  учителя.  Система  уроков  сориентирована  не  столько на передачу «готовых»  знаний, сколько на  формирование  активной  личности, мотивированной  к  самообразованию, обладающей  достаточными навыками  и психологическими установками  к  самостоятельному  поиску, отбору, анализу  и  использованию  информации.

Особое  внимание  уделяется познавательной  активности учащихся, их  мотивированности  к  самостоятельной  учебной  работе.  В связи с  этим  при организации  учебно-познавательной  деятельности  предполагается работа  с  тетрадью  с печатной  основой: И.Н.Понамарёва,О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть1,2. – М.: Вентана – Граф, 2008.  В  тетрадь  включены  вопросы  и задания, в том  числе в  форме  лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа  с немыми рисунками позволит  диагностировать  сформированность  умения  узнавать  биологические  объекты, а  также  их органы  и другие  структурные  компоненты. Эти  задания выполняются  по ходу  урока. Познавательные  задачи, требующие  от  ученика  размышлений  или отработки навыков  сравнения, сопоставления, выполняются  в качестве  домашнего  задания.

Рабочая  программа ориентирована на  использование учебника: И.Н.Понамарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник  для  учащихся  6  класса  общеобразовательных  учреждений/ Под  ред.  И.Н. Понамарёвой. – М.: Вентана –Граф, 2008. – 240с.  

                                      Основные  требования  к  знаниям  и умениям  учащихся  6  класса.

Учащиеся должны  знать:

- строение  и  функции  клетки;

- особенности строения  и  жизнедеятельности  бактерий, грибов, растений;

-  сведения  о  таксономических  единицах;

- способы  размножения  бактерий, грибов, растений;

- основные  этапы  развития  растительного  мира;

- взаимосвязь  растений  с  другими организмами  в природных  сообществах;

- роль  бактерий, грибов, растений  в природе, значение  их  в  жизни  человека, народном хозяйстве;

- охраняемые  растения  своей  местности, мероприятия   по  их  охране;

- основные  культурные  растения  региона, особенности  их  возделывания.

Учащиеся  должны  уметь:

- пользоваться  увеличительными  приборами, готовить микропрепараты  и  работать  с ними;

- вести  наблюдения  и  ставить простейшие  опыты  с  растениями;

- проводить  наблюдения  в природе  за  сезонными  изменениями, вести  фенологический  дневник;

- ухаживать  за  растениями, выращивать  их;

-   проводить работы  на учебно-опытном  участке, применять  знания  по  биологии  растений  при  их  выращивании;

- соблюдать  правила поведения  в природе;

- работать  с  учебником, составлять  план  параграфа, использовать  рисунки  

и  текст  учебника  как  руководство  к  лабораторным  работам, находить  в  тексте  сведения  для  составления  и  заполнения  таблиц  и  схем.

                                КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема  урока.

Тип  урока. Домашнее  задание.

Дата

Элементы  содержания.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся.

Измерители.

Элементы  дополнительного

содержания.

                                                                                                                                             ВВЕДЕНИЕ (1 час).

 

1.

Предмет  и задачи   биологии. Наука  о  растениях - ботаника.

Мир  растений.

Урок  обобщения  и систематизации знаний

Д/з.с.3-7,знать  определения  понятий. Введение. П.1

Ботаника – наука  о  растениях.

Царства  живой  природы: бактерии, грибы, растения, животные. Культурные  и  дикорастущие растения. Роль  растений  в  природе. Жизненные  формы  растений: деревья, кустарники, травы.

Знать  основные  понятия и  термины. Различать

  культурные  и дикорастущие  растения. Находить  в тексте  учебника  и  в других источниках соответствующую  данной  теме  информацию. Распознавать  и  описывать  жизненные  формы  растений. Объяснять  роль  дикорастущих  растений.

Вопрос 3 на  с. 8 учебника

Задания  в  рабочей  тетради.

Культурные  и  дикорастущие  растения.

2.

    Разнообразие  растений. Особенности  внешнего  строения  растений.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.П.2,задания  в  рабочей  тетради.                                                        

Признаки  растений. Высшие  и  низшие  растения. Основные  органы  растений. Семенные  и  споровые  растения.

Распознавать  и  описывать основные  органы  растений.

Сравнивать  высшие  и  низшие  растения  на  примере  папоротников  и  водорослей.

Выполнение  лабораторной  работы №1 «Знакомство  с  цветковым  растением.

Споровые  растения.

3.

Тема 1. Клеточное  строение  организмов – 2 часа.

Строение  растительной  клетки.

Жизнедеятельность  клетки.

Урок  изучения  и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з, п.7, 8 задания  в  рабочей  тетради.

Строение  клетки  кожицы  лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. особенности  строения  мякоти  листа.

Правила работы  с микроскопом.

Поступление  веществ  в  клетку, движение  цитоплазмы. Деление  и  рост.

Распознавать  и  описывать  клеточное  строение  кожицы  лука, мякоти  листа.

Называть  клеточные  структуры  и  их  значение. Сравнивать  клетки  кожицы  и мякоти. Объяснять  возможность  определения  по  внешнему  виду  растения  состояния  процессов  его  жизнедеятельности.

Выполнение  лабораторной  работы №2 «Знакомство  с  клетками  растения»

Пластиды. Хлоропласты. Хлорофилл. Обмен  веществ. Деление  клетки.

4.

Ткани  растений  и  их  виды.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.9, ответить на вопросы с.36      

учебника.  Знать  основные  термины.

Ткань. Виды  тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции  основных  видов  тканей.

Распознавать  и описывать  строение  и  функции  тканей  растений.

Давать  определение  термину  ткань.

Объяснять  последствия  для  растения  нарушения  человеком  покровной  ткани.

«Проверь себя», с.37.

Ксилема. Флоэма.

5.

Строение  семени.

Урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/з.п.10,11,12.  Вопросы

Двудольные. Однодольные.

Строение  семян: семенная  кожура, семядоли, зародыш. Эндосперм. Условия  прорастания  семян: температура, вода, кислород  воздух, свет. Значение  семян  в природе  и жизни  человека.

Называть  значение семян.

Давать определение терминам  двудольные  и  однодольные. Распознавать  и  описывать  по  рисунку  строение  семян. Сравнивать  семена однодольных и  двудольных растений. Знать  условия  прорастания  семян.

Уметь  создавать необходимые  условия  для прорастания семян. Знать  значение  семян  в природе  и жизни  человека. Объяснять значение  семени  в природе  и жизни  человека.

Выполнение  лабораторной  работы № 3 «Изучение  строения  семени  фасоли».

Прорастание  семян: надземное и  подземное. Сроки  посева  семян. Семя – генеративный  орган.

6.

Корень. Внешнее    строение  корня.   Виды  корней. Внутреннее  строение  корня. Рост  корня. Значение  корней  и их  разнообразие.

Комбинированный  урок.

Д/з.п. 13,14.15, вопросы.

Виды  корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые  системы. Зоны  корня. Рост  корней. Почвенное  питание  растений. Многообразие  корней.  Значение  корней  в природе.

Распознавать  и описывать  виды  корней.  Сравнивать  по  заданным  критериям типы  корневых  систем. Различать корневые системы  однодольных  и двудольных  растений. Распознавать  и описывать  зоны  корня. Знать  значение  каждой  зоны  корня. Знать особенности роста  корней. Устанавливать  соответствие  между  видоизменениями  корня  и его  функциями. Знать  многообразие  корней  и их  значение  в природе  и жизни  человека.  Знать   и объяснять  основные  функции  корня.

Выполнение заданий  в тетради  с  печатной  основой. Выполнение  лабораторной  работы № 4  «Строение  корня  у проростка»

Стержневая  и мочковатая  корневые  системы. Зоны  корня. Хемотропизм. Корнеплод. Корневые  шишки.

7.

Строение  и  значение  побега.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.16 ,п.17 вопросы.

Побег – сложный  орган.  Строение побега: стебель, листья, почки.  Строение  почек. Виды  почек:  вегетативные  и генеративные

Распознавать  и описывать  на живых  объектах  строение  побега  и почки. Доказывать, что почка – видоизменённый  побег.  Знать  особенности  листорасположения  на  побегах. Отличать  вегетативную  почку  от генеративной.  Объяснять рост  и развитие  побега.

Кроссворд. Выполнение  лабораторной  работы № 5 «Строение  вегетативных  и генеративных  почек»

Побег: вегетативный  и генеративный. Узел. Междоузлие. Листорасполжение. Листовая  мозаика. Ветвление. Крона. Кущение. Пасынкование. Верхушечная  почка.  Пазушная  почка.  Вегетативная  и генеративная.

8.

Лист – часть  побега.  Внешнее  и внутренне  строение  листа.

Комбинированный  урок.

Д/з.п..18, 19вопросы.

Строение  листа.  Простые  и сложные  листья. Жилкование. Клеточное  строение  листа: покровная  ткань (кожица, строение  и расположение  устьиц), столбчатая  и губчатая  основные  ткани, проводящая  ткань жилок (ситовидные  трубки  и сосуды), механическая  ткань (волокна). Видоизменения  листа.  Функции  листа. Листопад.

Распознавать  и описывать по рисунку  или  на  живых объектах  строение листа.  Рассматривать  на  готовых  микропрепаратах  и описывать  клеточное  строение листа. Выделять  условия  жизни, влияющие  на  видоизменения  листьев. Знать  функции  листа:  образование органических  веществ, испарение  воды, газообмен.

Объяснять причины  листопада.

Выполнение  лабораторной  работы № 6 «Внешнее  строение листа».

Фотосинтез. Устьица. Листопад. Фотосинтез

 9.

Стебель, его  строение  и значение.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.20, вопросы.

Функции стебля. Рост  стебля  в  толщину. Внешнее  строение  стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное  строение  стебля: покровные  ткани  стебля(кожица, пробка); механическая  ткань (лубяные  волокна, волокна  древесины)  и проводящая  ткань (ситовидные  трубки, сосуды); образовательная  ткань.

Называть  функции стебля. Распознавать  и описывать на  живых объектах  внешнее  строение  стебля. Устанавливать  соответствие  между  функциями  стебля  и  типами  тканей, выполняющими  данную  функцию.  Объяснять  взаимосвязь  стебля  с  другими  органами растения.

Выполнение  лабораторной  работы № 7 «Внешнее  и внутренне  строение  стебля».

Камбий. Годичные  кольца. Чечевички.

10.

Видоизменения  побегов.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.21,  вопросы.

Видоизменения  побегов: корневище, луковица, клубень.

Приводить примеры  растений, имеющих  видоизменённые  побеги.  Распознавать и описывать  на  живых  объектах  видоизменения  побегов.  Доказывать, что  корневище, клубень, луковица – видоизменённые  побеги..

Лабораторная  работа № 8 «Внешнее строение  корневища, клубня , луковицы».

Клубень, корневище. Луковица. Эфемероиды, клубнелуковицы.

11.

Цветок, его строение  и значение.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.22 ,23вопросы.

Строение  цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная  нить,  пыльник), цветоножка, цветоложе.

Соцветия.  Виды  соцветий: кисть, метёлка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое  значение  соцветий.

Распознавать  и описывать по рисункам  строение  цветка  ветроопыляемых растений  и растений  опыляемых  насекомыми.  Знать  значение цветка. Сравнивать  по заданным  критериям  строение  цветков  различных  растений.

Распознавать  и описывать  по рисункам  типы  соцветий. Выявлять приспособления растений  к  опылению  на примере  строение  цветка  и соцветий.  Различать  соцветия.

Тестирование.

Выполнение  заданий  в  тетради  с печатной  основой.

Лабораторная  работа № 9 «Типы  соцветий».

Опыление. Оплодотворение. Обоеполые  и раздельнополые  цветки.  Однодомные  и  двудомные  растения.

12.

Плод. Разнообразие  и значение  плодов.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.24, вопросы.

Функции плода. Виды  плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие  и сочные  плоды. Односемянные  и многосемянные  плоды. Способы  распространения  плодов:  с помощью  ветра, с помощью  человека.

Давать определение  термину  покрытосеменные.  Распознавать  и  описывать  по  рисункам, коллекциям  строение  плодов.  Приводить примеры  растений  с различными  типами  плодов.  Выделять приспособления  для  распространения  плодов.

Выполнение  заданий  в  тетради  с печатной  основой.

Проверьте  себя.

Многообразие  плодов.

13.

Взаимосвязь органов  растения  как  организма.

Урок  обобщения  и систематизации  знаний.

Д/з.п.25.

Растение – биосистема.  Признаки  взаимосвязи  органов.

Называть признаки  взаимосвязи  органов. Доказывать, что  растение – биосистема.  Объяснять  влияние  окружающей  среды  на  растения.

Выполнение  заданий  в  тетради  с печатной  основой

Самостоятельная  работа.

14.

Тема 3. Основные  процессы  жизнедеятельности  растений – 7 часов.

Корневое  питание  растений.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.26, вопросы.

Корневое  питание  растений.  Поглощение  воды  и минеральных  веществ  из  почвы. Нитраты: рост  листьев  и  стеблей. Фосфор:  ускоренное  созревание  плодов, холодостойкость.

Калий: рост  подземных побегов, холодостойкость.

Описывать механизм  почвенного питания  растений. Объяснять роль  и механизм  почвенного питания  в  жизни  растения.  Объяснять влияние  удобрений  на  растения.

Выполнение  заданий  в  тетради  с печатной  основой.

Подкормка: норма, сроки  внесения.  Правила  внесения  удобрений. Удобрения: органические  и минеральные.

  15

Воздушное  питание  растений.

Космическая  роль  зелёных  растений.  

Комбинированный  урок.

Д/з.п.27, 28вопросы.

Воздушное  питание  растений. Фотосинтез. Локализация  процессов. Условия  и необходимые  вещества  и продукты.

Космическая  роль  зелёных растений.

Создание  органических  веществ. Накопление  кислорода  в атмосфере

Описывать механизм  фотосинтеза, передвижения  органических  веществ.  Определять роль  органов  растений  в образовании  и перераспределении  органических  веществ. Объяснять  космическую роль  зелёных растений.  Доказывать, что растения  образуют органические  вещества, являясь  накопителями органической  массы;  накапливают  энергию; обеспечивают  постоянство  углекислого  газа  в атмосфере и  накапливают  кислород  в  атмосфере.

Выполнение  заданий  в тетради  с  печатной  основой.

Автотрофы  и гетеротрофы.

16.

Дыхание  и обмен  веществ  у  растений.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.30, вопросы.

Значение  дыхания. Опыты, подтверждающие  дыхание  растений.  Приспособления  растений  для  дыхания. Использование  энергии растениями.  Взаимосвязь  процессов  дыхания  и  фотосинтеза.

Описывать опыты, подтверждающие  дыхание растений. Выделять приспособления  растений  для  дыхания.  Сравнивать  по  заданным критериям  процессы  фотосинтеза  и дыхания.

Беседа  по вопросам.

Биологическое  значение  рыхления.

17.

Значение  воды  в  жизнедеятельности  растений.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.30.

Значение  воды  в жизни растений.  Экологические  группы  растений  по  отношению  к  воде.  Этапы  и  механизмы  водообмена.

Называть  этапы  водообмена.  Распознавать  и описывать  растения  различных  экологических групп

Выполнение  заданий  в  тетради  с  печатной  основой. Проверьте  себя.

Экологические группы  растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты), склерофиты.

18.

Размножение  и оплодотворение растений.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.31.

Размножение  растений: половое  и бесполое.  Опыление  и оплодотворение  у растений. Биологическое  значение  полового  и бесполого  размножения.

Описывать процессы  опыления  и оплодотворения  у  цветковых  растений.  Выделять  отличительные  особенности  полового  и бесполого  размножений.  Отличать оплодотворение  от опыления.

Выполнение  заданий  в  тетради  с печатной  основой.

Двойное  оплодотворение.

19.

Бесполое размножение растений

Комбинированный  урок.

Д/з.п.32,33.

Вегетативное  размножение. его  виды  и биологическая  роль  в  природе. Использование  вегетативного размножения.

Приводить примеры  растений, размножающихся вегетативно. Называть способы  вегетативного размножения.  Распознавать  и описывать способы  вегетативного размножения. Наблюдать  за  развитием  растений  при  вегетативном  размножении.

Выполнение  заданий  в тетради  с  печатной основой. Лабораторная  работа № 10 «Черенкование комнатных растений».

Прививка, черенком, глазком. Метод культуры  тканей.

20.

Рост  и развитие  растений.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.34, 35вопросы.

Рост  и индивидуальное  развитие  взаимосвязь  роста  и развития в жизнедеятельности  растений. Зависимость  от условий  среды. Сезонная  периодичность  в жизни растений.

Распознавать и описывать по рисунку  стадии  развития  растения  и  их  последовательность. Выделять  различия  между  процессами роста  и развития. Приводить примеры  гибели  растений  от влияния  условий  среды.  Знать экологические  факторы, влияющие на рост  и развитие  растений.

Выполнение  заданий  в тетради  с печатной основой.

21.

Тема.4. Основные  отдела  царства  растений – 6 часов.

Водоросли.

Урок  изучения и первичного  закрепления  новых  знаний.

Д/З.п.37, 38. Проверьте  себя.

Основные  признаки  водорослей. Слоевище.  Ризоиды. Зелёные, бурые, красные  водоросли. Места  обитания  и  распространение.  Значение  водорослей  в природе  и жизни  человека.

Давать определение термину  низшие  растения. Распознавать водоросли  различных  отделов. Распознавать  и описывать  внешнее  строение  водорослей. Объяснять роль  водорослей  в природе  и жизни  человека. Сравнивать по заданным критериям  одноклеточные  и многоклеточные  водоросли.

Выполнение заданий  в тетради  с печатной  основой.

Лабораторная  работа № 11 «Знакомство  с одноклеточными водорослями».

Цветение  воды. Хламидомонада. Представители  водорослей. Зелёные  водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые  водоросли: ламинария. Красные: порфира.

22.

Высшие  споровые  растения. Мхи.

Урок  изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з.п.39

Основные признаки  мхов. Споровые высшие растения.  изменения  в строении растений  в  связи  с  выходом  на сушу. Листостебельные  мхи:  кукушкин  лён, сфагнум.

Давать определение термину  высшие  растения. Распознавать и описывать  строение  мхов; растения отдела  Моховидные. Выявлять приспособления  растений  в связи  с  выходом  на  сушу. Объяснять происхождение  наземных растений  на примере  сопоставления  мхов  и зелёных  водорослей.

Лабораторная работа № 12 «Изучение  внешнего строения  моховидных растений».

Гаметофит. Печёночники.

23.

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Урок  изучения  и первичного  закрепления новых  знаний.

Д/з.п.40.

Основные  признаки плаунов, хвощей, папоротников.  Многообразие.

Давать определение  термину высшие  растения.  Распознавать  и  описывать  особенности строения  плаунов, хвощей, папоротников;  растения  данных отделов.

Лабораторная  работа № 13 «  Изучение  внешнего  строения папоротников».

Плауны, хвощи.

24.

Отдел  Голосеменные.

Урок  изучения  и первичного закрепления новых  знаний.

Д/з.п.41, вопросы.

Голосеменные  растения. Особенности  строения  голосеменных растений: появление  семян, развитие  корневой  системы.  Значение голосеменных. Разнообразие  голосеменных: хвойные растения.

Давать определение  термину  голосеменные  растения. Распознавать растения отдела  Голосеменные. Описывать процесс   размножения  сосны.  Распознавать  и описывать  строение хвои  и шишек  представителей  голосеменных. Выделять приспособления  голосеменных  растений  для  жизни  в  условиях  дефицита  влаги.

Лабораторная работа  № 14 «Изучение  внешнего строения  хвойных растений».

Фитонциды.  Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные  формы: деревья, кустарники, лианы.

25.

Отдел  Покрытосеменные.

Урок  изучения  и первичного закрепления новых  знаний.

Д/з.п.42, вопросы.

Особенности строения покрытосеменных растений.  Органы  цветкового растения.  жизненные  формы.

Давать определение  термину  покрытосеменные растения.  Распознавать растения  отдела  Покрытосеменные.  Распознавать  и описывать  строение  цветковых растений.  Сравнивать по заданным критериям, используя  данные  информационный  таблицы:  покрытосеменные  и голосеменные  растения;  однодольные  и  двудольные растения.

Лабораторная  работа № 15 «Знакомство  с многообразием  покрытосеменных  растений».

Однолетние  и многолетние  растения.

26.

Семейства  класса  Двудольные.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.43, вопросы.

Признаки класса  Двудольные.  Значение  растений основных  семейств  класса  Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово –ягодные, масличные. Кормовые  культуры. Лекарственные растения.

Распознавать  и описывать  наиболее  распространённые  в данной местности  растения семейств  класса  Двудольные.  Определять  принадлежность  растений  к  классу Двудольные.

Выполнение заданий.

Признаки семейств: строение цветка, тип  соцветия, тип  плодов.

27.

Семейства  класса  Однодольные.

Комбинированный  урок.

Д/З.п.44, вопросы.

Признаки строения  растений  семейства  Лилейные  и Злаки. Редкие и  охраняемые  растения  этих семейств. Сельскохозяйственные растения: зерновые и  кормовые.  Лекарственные  и декоративные.

Распознавать растения семейств: Лилейные и  Злаки. Определять принадлежность растений  к  классу Однодольные. Объяснять причины  сокращения  численности  редких  и охраняемых растений. Доказывать  принадлежность  лилейных    растений   к  классу  однодольных.

Беседа  по вопросам.

Семейство  Луковые.

28.

Тема 5. Понятие  об  эволюции  растительного  мира – 2 часа.

Понятие  об  эволюции  растительного  мира на  Земле.

Урок  обобщения  и систематизации  знаний.

Д/з.п.45,46 вопросы.

Понятие  об эволюции  мира  как процессе  усложнения  растений  и растительного  мира.  Приспособления  к  условиям  существования.

Давать определение  термину  эволюция. Называть основные  этапы  эволюции  растительного мира. Выявлять основные  признаки, необходимые  для  существования  растений на  суше. Объяснять  процессы  жизнедеятельности  основных отделов  растений.

Биологический  диктант.

Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые  растения.

29.

Многообразие  и происхождение культурных  растений.

Урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

Д/з. п.47,48 вопросы.

Многообразие  и происхождение культурных растений.  Центры  происхождения  культурных  растений.

Распознавать важнейшие  сельскохозяйственные растения.  Называть  центры происхождения культурных  растений.  Описывать происхождение и значение растения на выбор. Объяснять  способы  расселения культурных  растений.

Выполнение  заданий  в тетради  с печатной основой.

Сельское  хозяйство. Условия выращивания важнейших с/х  растений, связанные  с их  происхождением.

30.

Тема 6. Бактерии – 2 часа.

Бактерии – живые  организмы.

Урок  изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Д/з.п.49, вопросы.

Строение  бактериальной  клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное  вещество, включения.  

Распознавать и описывать строение  бактериальной  клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Сравнивать  строение  бактериальной  и растительной  клетки.

Задание  в тетради  с печатной  основой.

Прокариоты.

31.

Многообразие  бактерий. Значение  бактерий в природе  и жизни  человека.

Урок  изучения  и первичного закрепления новых  знаний.

Д/з.п.50, 51вопросы.

Питание      размножение  бактерий. Роль бактерий  в природе. Бактерии  в  жизни  человека. Болезнетворные  бактерии.  Бактерии разложения  и гниения, клубеньковые, молочно-кислые.

Называть  места  обитания  бактерий.  Знать разнообразие  форм  бактерий.  Знать  и называть способы питания  и  размножения  бактерий. Выделять особенности  строения  бактерий различных  групп. Объяснять роль  бактерий.

Задание  в тетради  с печатной  основой.

Автотрофы.  Гетеротрофы. Паразиты  и Сапротрофы. Аэробы  и анаэробы.

32.

Тема 7. Грибы. Лишайники. – 3  часа.

Общая  характеристика  грибов.

Урок  изучения  и первичного  закрепления знаний.

Д/з.п.52.

Признаки  царства  Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое  тело. Разнообразие грибов  по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые  грибы: мукор, пеницилл, дрожжи.

Называть значение  плесневых грибов  в природе  и жизни  человека. Распознавать и описывать  строение плесневых грибов.

Сравнивать грибы  с растениями  и животными.

Выполнение  лабораторной работы № 16  «Изучение  строение плесневого  гриба»

Микология. Открытие антибиотиков  и  их использование.

33.

Многообразие  и значение  грибов.

Комбинированный  урок.

Д/з.п.53.

Особенности строения  шляпочных грибов. Мицелий. Микориза.  Шляпочные грибы: ядовитые  и съедобные.

  Приводить примеры  шляпочных грибов, произрастающих  в Саратовской  области.. распознавать и описывать  съедобные  и  ядовитые грибы. Называть способы  питания  многоклеточных грибов.  Выделять различия между  трубчатыми  и пластинчатыми грибами. Объяснять роль многоклеточных грибов  в природе.

Выполнение  заданий  в тетради  с печатной основой.

Отравление  грибами. ПМП.

     34

Лишайники.

Урок  изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Д/з.п.54. Проверьте  себя.

Лишайники – симбиоз  гриба  и водоросли. Условия  жизни. Значение. Питание. Размножение.

Распознавать и описывать  строение  лишайника. Объяснять  возможность роста  лишайников  в бесплодных местах.

Беседа  по  вопросам.

Формы  лишайников:  кустистые, листовые, накипные.

35.

Тема 8. Природные  сообщества. 1 час.

Жизнь растений  в природе. Понятие  о природном  сообществе, биогеоценозе  и экосистеме.

Урок  изучения   и  первичного закрепления новых знаний.

Д/з.п. 55. 58, 59.

Природное  сообщество – биогеоценоз. Круговорот веществ  и поток  энергии.  Экосистема.

Естественные  и искусственные  природные  сообщества. Значение живых организмов  в природе

Давать определение  терминам:  сообщество, биогеоценоз, экосистема. Характеризовать круговорот веществ. Объяснять  роль растений  в природном  сообществе. Приводить примеры  искусственных  и естественных природных  сообществ.  Называть их  состав.  Объяснять роль  человека  в сообществе.  Характеризовать природные  сообщества. Сравнивать искусственные  и естественные  сообщества.

Беседа по вопросам.

Своеобразие природного сообщества.

УМК:  

1)  Пономарёва И.Н. Биология  6  класс: учебник  для учащихся  общеобразовательных  учреждений/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,  Кучменко В.С.– М. Вентана – Граф, 2011

2) Пономарёва И.Н. Биология: 6  класс: рабочая  тетрадь № 1, 2 для  учащихся  общеобразовательных  учреждений /  Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,  В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.

3) Пономарёва И.Н Биология. 6  класс:  методическое  пособие / Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,  В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2010

4  Пономарева И.Н.  и  др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11  классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

  • Биология. Справочник  школьника  и студента  под  ред. Зигфрида  Брема  и  Ирмтраута  Мейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
  • Большая  серия  знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир  книги,2006.
  • Справочник  школьника. Москва, 1995 г. – 572 с.
  • Новейший  полный  справочник  школьника  в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
  • И.Д.Агеева «Весёлая  биология на  уроках».М.:Сфера, 2005.
  • М.В.Оданович. Биология 6 класс: тесты. Волгоград: Учитель, 2007. – 97 с.
  • Ю.А.Крутогоров. Рассказы  о деревьях. М.: Детская  литература, 1987 – 111 с.
  • В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели  в школе. Биология. Волгоград: Учитель, 2003 – 154 с.
  • Н.Л.Галеева. Интегрированные  биологические декады. М.: 5 за  знания, 2007 – 96 с.
  • С.Ю. Модестов. Сборник  творческих  задач  по  биологии, экологии  и  ОБЖ. Санкт –Петербург Издательство «Акцидент», 1998 – 175 с.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Занимательные  материалы  и факты  по  общей  биологии  в  вопросах  и ответах. 5-11 кл. Волгоград: Учитель. – 2007.-  174 с.
  • Н.А.Степанчук. Справочник  учителя биологии. Волгоград: Учитель, 2012. – 167 с.

для учащихся:

1. Суматохин С.В. Биология: 7  класс: рабочая  тетрадь № 1, 2 для  учащихся  общеобразовательных  учреждений /  С.В.Суматохин, В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA  -  поддержка курса  «Биология  6  класс»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
  • Интенсивный  тренинг – курс  по  всем  предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
  • Биология 6-9  кл. Кирилл и  Мефодий, 2003
  • Открытая  биология.
  • Природа  России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...