Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО – ООШ заместитель директора по УВР руководитель МБОУ-ООШ
______________ _______ МБОУ-ООШ с.Чадаевка с.Чадаевка
Ф.И.О (подпись) _____________ ________ __________________
Протокол № ___ от ____сентября 2014г. Ф.И.О (подпись) Ф.И.О
«___»сентября 2014г. Приказ №___от__ сентября 2014г.
Рабочая программа
Малашиной Марины Николаевны
Биология 6 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол №____от «___»августа 2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» авторов И.Н.Понамарёвой, В.С.Кучменко// Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана – Граф, 2005.- 72 с.// с учётом сокращения количества часов. Отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю, но с учётом школьного компонента на обучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6-го класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: И.Н.Понамарёва,О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть1,2. – М.: Вентана – Граф, 2008. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н.Понамарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. И.Н. Понамарёвой. – М.: Вентана –Граф, 2008. – 240с.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные культурные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки
и текст учебника как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема урока. Тип урока. Домашнее задание. | Дата | Элементы содержания. | Требования к уровню подготовки учащихся. | Измерители. | Элементы дополнительного содержания. | |||
ВВЕДЕНИЕ (1 час).
| |||||||||
1. | Предмет и задачи биологии. Наука о растениях - ботаника. Мир растений. Урок обобщения и систематизации знаний Д/з.с.3-7,знать определения понятий. Введение. П.1 | Ботаника – наука о растениях. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Культурные и дикорастущие растения. Роль растений в природе. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. | Знать основные понятия и термины. Различать культурные и дикорастущие растения. Находить в тексте учебника и в других источниках соответствующую данной теме информацию. Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснять роль дикорастущих растений. | Вопрос 3 на с. 8 учебника Задания в рабочей тетради. | Культурные и дикорастущие растения. | ||||
2. | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.П.2,задания в рабочей тетради. | Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. | Распознавать и описывать основные органы растений. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. | Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с цветковым растением. | Споровые растения. | ||||
3. | Тема 1. Клеточное строение организмов – 2 часа. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з, п.7, 8 задания в рабочей тетради. | Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. особенности строения мякоти листа. Правила работы с микроскопом. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. | Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Сравнивать клетки кожицы и мякоти. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояния процессов его жизнедеятельности. | Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с клетками растения» | Пластиды. Хлоропласты. Хлорофилл. Обмен веществ. Деление клетки. | ||||
4. | Ткани растений и их виды. Комбинированный урок. Д/з.п.9, ответить на вопросы с.36 учебника. Знать основные термины. | Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. | Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани. | «Проверь себя», с.37. | Ксилема. Флоэма. | ||||
5. | Строение семени. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.10,11,12. Вопросы | Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш. Эндосперм. Условия прорастания семян: температура, вода, кислород воздух, свет. Значение семян в природе и жизни человека. | Называть значение семян. Давать определение терминам двудольные и однодольные. Распознавать и описывать по рисунку строение семян. Сравнивать семена однодольных и двудольных растений. Знать условия прорастания семян. Уметь создавать необходимые условия для прорастания семян. Знать значение семян в природе и жизни человека. Объяснять значение семени в природе и жизни человека. | Выполнение лабораторной работы № 3 «Изучение строения семени фасоли». | Прорастание семян: надземное и подземное. Сроки посева семян. Семя – генеративный орган. | ||||
6. | Корень. Внешнее строение корня. Виды корней. Внутреннее строение корня. Рост корня. Значение корней и их разнообразие. Комбинированный урок. Д/з.п. 13,14.15, вопросы. | Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Зоны корня. Рост корней. Почвенное питание растений. Многообразие корней. Значение корней в природе. | Распознавать и описывать виды корней. Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. Распознавать и описывать зоны корня. Знать значение каждой зоны корня. Знать особенности роста корней. Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Знать многообразие корней и их значение в природе и жизни человека. Знать и объяснять основные функции корня. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы № 4 «Строение корня у проростка» | Стержневая и мочковатая корневые системы. Зоны корня. Хемотропизм. Корнеплод. Корневые шишки. | ||||
7. | Строение и значение побега. Комбинированный урок. Д/з.п.16 ,п.17 вопросы. | Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почек. Виды почек: вегетативные и генеративные | Распознавать и описывать на живых объектах строение побега и почки. Доказывать, что почка – видоизменённый побег. Знать особенности листорасположения на побегах. Отличать вегетативную почку от генеративной. Объяснять рост и развитие побега. | Кроссворд. Выполнение лабораторной работы № 5 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Побег: вегетативный и генеративный. Узел. Междоузлие. Листорасполжение. Листовая мозаика. Ветвление. Крона. Кущение. Пасынкование. Верхушечная почка. Пазушная почка. Вегетативная и генеративная. | ||||
8. | Лист – часть побега. Внешнее и внутренне строение листа. Комбинированный урок. Д/з.п..18, 19вопросы. | Строение листа. Простые и сложные листья. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листа. Функции листа. Листопад. | Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Знать функции листа: образование органических веществ, испарение воды, газообмен. Объяснять причины листопада. | Выполнение лабораторной работы № 6 «Внешнее строение листа». | Фотосинтез. Устьица. Листопад. Фотосинтез | ||||
9. | Стебель, его строение и значение. Комбинированный урок. Д/з.п.20, вопросы. | Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля(кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. | Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля. Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. | Выполнение лабораторной работы № 7 «Внешнее и внутренне строение стебля». | Камбий. Годичные кольца. Чечевички. | ||||
10. | Видоизменения побегов. Комбинированный урок. Д/з.п.21, вопросы. | Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. | Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов. Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизменённые побеги.. | Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение корневища, клубня , луковицы». | Клубень, корневище. Луковица. Эфемероиды, клубнелуковицы. | ||||
11. | Цветок, его строение и значение. Комбинированный урок. Д/з.п.22 ,23вопросы. | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоножка, цветоложе. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метёлка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. | Распознавать и описывать по рисункам строение цветка ветроопыляемых растений и растений опыляемых насекомыми. Знать значение цветка. Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений. Распознавать и описывать по рисункам типы соцветий. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строение цветка и соцветий. Различать соцветия. | Тестирование. Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 9 «Типы соцветий». | Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. | ||||
12. | Плод. Разнообразие и значение плодов. Комбинированный урок. Д/з.п.24, вопросы. | Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью человека. | Давать определение термину покрытосеменные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Проверьте себя. | Многообразие плодов. | ||||
13. | Взаимосвязь органов растения как организма. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з.п.25. | Растение – биосистема. Признаки взаимосвязи органов. | Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение – биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой Самостоятельная работа. | |||||
14. | Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений – 7 часов. Корневое питание растений. Комбинированный урок. Д/з.п.26, вопросы. | Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость. | Описывать механизм почвенного питания растений. Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения. Объяснять влияние удобрений на растения. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. | Подкормка: норма, сроки внесения. Правила внесения удобрений. Удобрения: органические и минеральные. | ||||
15 | Воздушное питание растений. Космическая роль зелёных растений. Комбинированный урок. Д/з.п.27, 28вопросы. | Воздушное питание растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Космическая роль зелёных растений. Создание органических веществ. Накопление кислорода в атмосфере | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зелёных растений. Доказывать, что растения образуют органические вещества, являясь накопителями органической массы; накапливают энергию; обеспечивают постоянство углекислого газа в атмосфере и накапливают кислород в атмосфере. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. | Автотрофы и гетеротрофы. | ||||
16. | Дыхание и обмен веществ у растений. Комбинированный урок. Д/з.п.30, вопросы. | Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. | Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. | Беседа по вопросам. | Биологическое значение рыхления. | ||||
17. | Значение воды в жизнедеятельности растений. Комбинированный урок. Д/з.п.30. | Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена. | Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Проверьте себя. | Экологические группы растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты), склерофиты. | ||||
18. | Размножение и оплодотворение растений. Комбинированный урок. Д/з.п.31. | Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. | Описывать процессы опыления и оплодотворения у цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличать оплодотворение от опыления. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. | Двойное оплодотворение. | ||||
19. | Бесполое размножение растений Комбинированный урок. Д/з.п.32,33. | Вегетативное размножение. его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. | Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно. Называть способы вегетативного размножения. Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растений при вегетативном размножении. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 10 «Черенкование комнатных растений». | Прививка, черенком, глазком. Метод культуры тканей. | ||||
20. | Рост и развитие растений. Комбинированный урок. Д/з.п.34, 35вопросы. | Рост и индивидуальное развитие взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растений. Зависимость от условий среды. Сезонная периодичность в жизни растений. | Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность. Выделять различия между процессами роста и развития. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды. Знать экологические факторы, влияющие на рост и развитие растений. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. | |||||
21. | Тема.4. Основные отдела царства растений – 6 часов. Водоросли. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З.п.37, 38. Проверьте себя. | Основные признаки водорослей. Слоевище. Ризоиды. Зелёные, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и жизни человека. | Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Лабораторная работа № 11 «Знакомство с одноклеточными водорослями». | Цветение воды. Хламидомонада. Представители водорослей. Зелёные водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные: порфира. | ||||
22. | Высшие споровые растения. Мхи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.39 | Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лён, сфагнум. | Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать строение мхов; растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зелёных водорослей. | Лабораторная работа № 12 «Изучение внешнего строения моховидных растений». | Гаметофит. Печёночники. | ||||
23. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.40. | Основные признаки плаунов, хвощей, папоротников. Многообразие. | Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать особенности строения плаунов, хвощей, папоротников; растения данных отделов. | Лабораторная работа № 13 « Изучение внешнего строения папоротников». | Плауны, хвощи. | ||||
24. | Отдел Голосеменные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.41, вопросы. | Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных. Разнообразие голосеменных: хвойные растения. | Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные. Описывать процесс размножения сосны. Распознавать и описывать строение хвои и шишек представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. | Лабораторная работа № 14 «Изучение внешнего строения хвойных растений». | Фитонциды. Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. | ||||
25. | Отдел Покрытосеменные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.42, вопросы. | Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. жизненные формы. | Давать определение термину покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела Покрытосеменные. Распознавать и описывать строение цветковых растений. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационный таблицы: покрытосеменные и голосеменные растения; однодольные и двудольные растения. | Лабораторная работа № 15 «Знакомство с многообразием покрытосеменных растений». | Однолетние и многолетние растения. | ||||
26. | Семейства класса Двудольные. Комбинированный урок. Д/з.п.43, вопросы. | Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово –ягодные, масличные. Кормовые культуры. Лекарственные растения. | Распознавать и описывать наиболее распространённые в данной местности растения семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. | Выполнение заданий. | Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов. | ||||
27. | Семейства класса Однодольные. Комбинированный урок. Д/З.п.44, вопросы. | Признаки строения растений семейства Лилейные и Злаки. Редкие и охраняемые растения этих семейств. Сельскохозяйственные растения: зерновые и кормовые. Лекарственные и декоративные. | Распознавать растения семейств: Лилейные и Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Доказывать принадлежность лилейных растений к классу однодольных. | Беседа по вопросам. | Семейство Луковые. | ||||
28. | Тема 5. Понятие об эволюции растительного мира – 2 часа. Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з.п.45,46 вопросы. | Понятие об эволюции мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. | Давать определение термину эволюция. Называть основные этапы эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. | Биологический диктант. | Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения. | ||||
29. | Многообразие и происхождение культурных растений. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з. п.47,48 вопросы. | Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. | Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения культурных растений. Описывать происхождение и значение растения на выбор. Объяснять способы расселения культурных растений. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. | Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших с/х растений, связанные с их происхождением. | ||||
30. | Тема 6. Бактерии – 2 часа. Бактерии – живые организмы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.49, вопросы. | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. | Задание в тетради с печатной основой. | Прокариоты. | ||||
31. | Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.50, 51вопросы. | Питание размножение бактерий. Роль бактерий в природе. Бактерии в жизни человека. Болезнетворные бактерии. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые. | Называть места обитания бактерий. Знать разнообразие форм бактерий. Знать и называть способы питания и размножения бактерий. Выделять особенности строения бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий. | Задание в тетради с печатной основой. | Автотрофы. Гетеротрофы. Паразиты и Сапротрофы. Аэробы и анаэробы. | ||||
32. | Тема 7. Грибы. Лишайники. – 3 часа. Общая характеристика грибов. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/з.п.52. | Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи. | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. | Выполнение лабораторной работы № 16 «Изучение строение плесневого гриба» | Микология. Открытие антибиотиков и их использование. | ||||
33. | Многообразие и значение грибов. Комбинированный урок. Д/з.п.53. | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы: ядовитые и съедобные. | Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Саратовской области.. распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми грибами. Объяснять роль многоклеточных грибов в природе. | Выполнение заданий в тетради с печатной основой. | Отравление грибами. ПМП. | ||||
34 | Лишайники. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п.54. Проверьте себя. | Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. Условия жизни. Значение. Питание. Размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах. | Беседа по вопросам. | Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные. | ||||
35. | Тема 8. Природные сообщества. 1 час. Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/з.п. 55. 58, 59. | Природное сообщество – биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии. Экосистема. Естественные и искусственные природные сообщества. Значение живых организмов в природе | Давать определение терминам: сообщество, биогеоценоз, экосистема. Характеризовать круговорот веществ. Объяснять роль растений в природном сообществе. Приводить примеры искусственных и естественных природных сообществ. Называть их состав. Объяснять роль человека в сообществе. Характеризовать природные сообщества. Сравнивать искусственные и естественные сообщества. | Беседа по вопросам. | Своеобразие природного сообщества. |
УМК:
1) Пономарёва И.Н. Биология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.– М. Вентана – Граф, 2011
2) Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.
3) Пономарёва И.Н Биология. 6 класс: методическое пособие / Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2010
4 Пономарева И.Н. и др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
- Биология. Справочник школьника и студента под ред. Зигфрида Брема и Ирмтраута Мейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
- Большая серия знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир книги,2006.
- Справочник школьника. Москва, 1995 г. – 572 с.
- Новейший полный справочник школьника в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
- И.Д.Агеева «Весёлая биология на уроках».М.:Сфера, 2005.
- М.В.Оданович. Биология 6 класс: тесты. Волгоград: Учитель, 2007. – 97 с.
- Ю.А.Крутогоров. Рассказы о деревьях. М.: Детская литература, 1987 – 111 с.
- В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели в школе. Биология. Волгоград: Учитель, 2003 – 154 с.
- Н.Л.Галеева. Интегрированные биологические декады. М.: 5 за знания, 2007 – 96 с.
- С.Ю. Модестов. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Санкт –Петербург Издательство «Акцидент», 1998 – 175 с.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 кл. Волгоград: Учитель. – 2007.- 174 с.
- Н.А.Степанчук. Справочник учителя биологии. Волгоград: Учитель, 2012. – 167 с.
для учащихся:
1. Суматохин С.В. Биология: 7 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Суматохин, В.С.Кучменко – М. Вентана – Граф, 2013.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология 6 класс»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
- Интенсивный тренинг – курс по всем предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
- Биология 6-9 кл. Кирилл и Мефодий, 2003
- Открытая биология.
- Природа России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...