Рабочие программы по Биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Малашина Марина Николаевна

Биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_kl_rab.progr_.docx160.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                      «Согласовано»                                                                                     «Утверждаю»

Руководитель   ШМО – ООШ                                                            заместитель  директора  по  УВР                                                     руководитель МБОУ-ООШ

 ______________    _______                                                              МБОУ-ООШ с.Чадаевка                                                                          с.Чадаевка

Ф.И.О                         (подпись)                                                          _____________               ________                                                    __________________

Протокол  № ___ от ____сентября  2014г.                                     Ф.И.О                              (подпись)                                                                          Ф.И.О                                

                                                                                                               «___»сентября 2014г.                                                          Приказ №___от__ сентября 2014г.

                                                                                                          Рабочая  программа  

                                                                                                     

                                                                                             Малашиной  Марины Николаевны

                                                                                                             Биология 9  класс

                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                     Рассмотрено  на  заседании

                                                                                                                                                                                                                     Педагогического  Совета

                                                                                                                                                                                                Протокол №____от «___»августа  2014г.      

                                                 Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.//, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой \на усмотрение учителя\.

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. -М.: Вентана-Граф, 2006.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2010;

Основные  требования  к знаниям  и  умениям  учащихся  9  класса.

Учащиеся  должны  знать:

- основные  свойства  живой  материи  и методы её  изучения;

- уровни  организации  жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический  и биосферный. Их  характеристики;

- основные  закономерности  эволюции и её  результаты;

- особенности антропогенного воздействия  на природу  и его  последствия;

- место  человека  в  ноосфере.

Учащиеся  должны  уметь:

- выявлять  основные  компоненты  каждого  уровня  жизни;

- раскрывать содержание  основных  биологических  понятий  и терминов;

- готовить  микропрепараты  и работать  с микроскопом;

- пользоваться  научно-популярной  и периодической  литературой;

- участвовать  в мероприятиях  по охране  природы;

- самостоятельно  работать  со  всеми  компонентами   учебника  и  другими  источниками  информации.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ – 9 кл.

 

 

 

 

Раздел, тема урока

Тип урока

Домашнее задание

 

Дата

 

 

 

Элементы содержания

 

 

 

Требования

к уровню подготовки

обучающегося

 

Измерители

 

 

 

Элементы

дополнительного

содержания

 

 

 

                                                                     ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (3 часа)

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биология - наука о

живом мире.

 

Вводный урок.

 

Д/з:§1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

Биология

*микология

*6риология

*альгология

' 'палеоботаника

*6иотехнология

*биофизика

*биохимия

* радиобиология

Факты

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы  изучения   живых   объектов:

биологический эксперимент, наблюдение,  описание  и измерение биологических объектов.

Процессы

Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация.

Давать   определение   термину  биология.

Приводить примеры:

   практического   применения

достижений современной биологии;

 дифференциации и интеграции биологических наук.

Перечислять методы научно-

го исследования.

Выделить предмет изучения

биологии.

Характеризовать   биологию

как комплексную науку.

Объяснять роль биологии в

формировании      современной

естественно-научной    картины

мира, в практической деятельности людей.

*Высказывать свое  мнение

об утверждении, что значение

биологических знаний в современном обществе возрастает.

Вопросы после §1.

Задания  на карточках

 

 

 

Этапы  научного

исследования.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие       свойства

живых организмов.

 

Комбинированный

урок.

 

Д/з:§2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

Жизнь

Открытая система

Факты

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел:

единый    принцип    организации,

обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада.

Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Давать определение   понятию жизнь.

Называть    признаки    живых

организмов.

Описывать           проявления

свойств живого.

Различать процессы обмена у

живых организмов и в неживой

природе.

Выделять  особенности   развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

 

Вопросы после §2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Многообразие

форм живых организмов.

 

 

Комбинированный урок.

 

Д/з:§3.

 

 

Основные понятия

Таксон

Система

Иерархия

Факты

Уровни организации живой природы.

Многообразие живых организмов.

Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

Давать определение термину

таксон.  Называть:

уровни организации жизни и элементы, образующие уровень;

 основные царства живой природы;

 основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную   систему  классификации живых организмов. Определять  принадлежность биологических объектов к:  уровню организации;  систематической группе. Проводить  самостоятельный поиск биологической информации  в тексте учебника, биологических    словарях     и справочниках  для выполнения заданий.

Вопросы после §3. Задание «Проверьте себя» на с.12 учебника.

 

 

 

 

                                                                                            ТЕМА 2. «ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ»  (10 часов)

 

 

4.

Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

 

Д/з:§4.

Основные понятия

Цитология

Факты

Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена

Приводить  примеры организмов,  имеющих клеточное и  неклеточное строение. Называть:

 жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов.

Находить    в    биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура.

Самостоятельно

формулировать определение термина цитология.

Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

 

Вопросы после §4.

Нарушения в
строении            и
функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

 

 

5.

Химический состав

клетки.

 

 

 

Урок изучения и первичного закрепления  знаний.

 

 

Д/з: §5.

Основные понятия

Микроэлементы

Макроэлементы

Углеводы

Липиды

Гормоны

Факты

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.

Органические вещества, их роль

в организме: углеводы и липиды.

Объекты

Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов.

Давать   определение терминам

микроэлементы,   макроэлементы.

Приводить примеры: макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть:

неорганические вещества клетки;

органические вещества клетки;

клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Выявить  взаимосвязь  между

пространственной   организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро - и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; > биологическую роль углеводов и липидов.

*Классифицировать   углеводы по группам.

Вопросы после §5.

 

 

 

6.

Органические    вещества клетки.

 

 

Комбинированный урок.

Д/з: §5, §6.

 

Основные понятия

Белки

Тлобула

Гормоны

Ферменты

Нуклеиновые кислоты

Нуклеотид

Факты

Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.

Объекты

Молекула белка, нуклеиновых кислот - ДНК, РНК.

 

Давать определение основным понятиям.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть:

продукты, богатые белками; нахождение   молекулы  ДНК  в клетке;

мономер нуклеиновых кислот. Приводить   примеры   белков, выполняющих   различные  функции.

Перечислять    виды     молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков;  функции нуклеиновых кислот.

Объяснять: причины

многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.

* Сравнивать строение молекул

ДНК и РНК.

 

Вопросы после §6.

 

 

 

7.

Строение клетки.

 

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з: §7.

 

Основные понятия

Органоиды Цитоплазма Эукариоты Прокариоты

Факты

Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы - неклеточные формы.

 

Узнавать и различать   по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот.

Называть:

способы проникновения веществ в клетку;

функции основных органоидов клетки.

Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки

Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Вопросы после §7.

Фагоцитоз и пиноцитоз.

Внутриклеточное    переваривание.

 

 

8.

Изучение клеток

растений и животных.

Изучение       клеток

бактерий.

 

 

Урок     комплексного применения ЗУН..

 

Практическая работа №1

 

Д/з: §8.

Факты

Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток.

Объекты

Эукариотические   клетки  растений, животных. Клетки бактерий.

 

Распознавать и описывать на

таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий.

Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Рассматривать   на   готовыхмикропрепаратах    и   описывать особенности клеток растений и животных, бактерий.

Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот, прокариот. Сравнивать:

строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе этого сравнения.

*Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

* Делать учебный рисунок.

 

Выполнение практических работ:

«Изучение клеток растений и животных»,

«Изучение     клеток прокариот» -и выводы к ним. Вопросы после §8.

 

 

Практическая работа №1

«Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

 

 

 

9.

Обмен   веществ   и энергии в клетке.

 

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з: §9

Основные понятия

Ассимиляция

Диссимиляция

Фермент

Факты

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция -• противоположные процессы.

Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ.

Процессы

Обмен веществ.

 

Дать определение понятиям

ассимиляция и диссимиляция. Называть:

этапы обмена веществ в организме;

роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать       сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и   диссимиляция   -   составные части обмена веществ. «Объяснять   взаимосвязь  ассимиляции и диссимиляции.

 

 

 

 

Вопросы после §9.

 

 

Транспорт веществ через клеточную мембрану.

Пино- и фагоцитоз.

 

 

 

10.

Биосинтез белков в живой клетке.

 

Комбинированный урок.

Д/з: § 10.

Основные понятия

Ген

Триплет

Генетический код

Кодон

Транскрипция

Антикодон

Трансляция

Факты

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического   кода:  избыточность,   специфичность, универсальность.

Процессы

Механизм   транскрипции,  механизм трансляции.

Закономерности 

Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации  в клетке  (биосинтез белков).

Давать   определение терминам: ассимиляция, ген .Называть:

свойства генетического кода; роль

и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет,

кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать:

 механизм транскрипции; > механизм трансляции.

Составлять   схему  реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

 

Вопросы       после

§10.

 

 

 

 

 

11.

Биосинтез  углеводов - фотосинтез.

 

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з: § 11.

 

Основные понятия

Питание

Фотосинтез

Фотолиз

Факты

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

Объекты

Хлоропласты.

Процессы

Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Давать   определение  терминам:     питание,    автотрофы, фотосинтез. Называть:

органы растения, где происходит фотосинтез; 

роль пигмента хлорофилла.

Анализировать       содержание

определения фотолиза.

Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

Сравнивать   процессы  фотосинтеза и хемосинтеза.

 

Вопросы

§11.

Задания № 2, 5 после§11.

 

Хемосинтез   как способ питания.

 

 

12.

Обеспечение   клетки энергией.

 

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з: §12,    подготовиться к зачету.

 

Основные понятия

Гликолиз

Брожение

Дыхание

Факты

Дыхание.    Обеспечение    клетки
энергией   в   процессе  дыхания.
Биологическое окисление.
Результаты            преобразования
энергии.

Процессы

Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.

 

 

Дать   определение   понятию

диссимиляция.

Анализировать       содержание

определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции.

Называть:

 вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ;

Локализацию  в  клетке  этапов энергетического обмена. Описывать   строение   и   роль

 АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы

энергетического обмена.    

Проводить   самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» нас.43.

 

Вопросы после §12.

 

 

Фотосинтез, хемосинтез    как способы    получения энергии. Внутриклеточное   пищеварение   и  накопление энергии.

 

 

 

13.

Зачет № 1 «Основы учения о клетке».

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

 Д/з: закончить выполнение заданий на с.43.

Задания «Проверьте себя» на с.43 учебника.

Вопросы и задания по теме «Основы учения о клетке» на с.27 в рабочей тетради с печатной основой.

 

 

 

                         

                                           

                                             ТЕМА 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (5 часов)

 

 

14.

Типы

размножения

организмов.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

 

Д/з: §13.

Основные понятия

Размножение

Бесполое размножение

Вегетативное размножение

Гаметы

Гермафродиты

Факты

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение -древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование.

Виды вегетативного размножения.

Процессы

Размножение.

 

Дать определение понятию

размножение. Называть:

основные формы размножения;

виды полового и бесполого размножения;

способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Вопросы после §13..

 

 

 

 

15.

Деление клетки. Митоз.

 

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §14.

 

 

Основные понятия

*Митотический цикл

*Интерфаза Митоз

*Редупликация

*Хроматиды

Факты

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот.

Процессы

Митоз.

 

Называть:

процессы,        составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. 

Описывать процессы, происходящие   в  различных   фазах митоза.

Объяснять        биологическое значение митоза.

Анализировать    содержание определений терминов

Вопросы после §14.

Выполнение     лабораторной        работы

№2 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений».

Понятие о

дифференцировке

клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и

преобразования

 хромосом.

 

 

 

16.

Образование половых клеток. Мейоз.

 

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §15.

 

Основные понятия

Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация 

Перекрест хромосом

Факты

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологическое значение.

Объекты

Половые клетки: строение, функции.

Процессы

Образование половых клеток(гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

 

Узнавать   и   описывать   по

рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать     содержание определений основных понятий. Объяснять:

биологическое  значение  полового размножения;  сущность    и    биологическое значение оплодотворения;

причины     наследственности и изменчивости. 

Использовать средства Интернета     для    составления справки  о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.*Объяснять      эволюционноепреимущество   полового  размножения

Вопросы после §15.

Сущность мейоза: мейоз I (профаза I, метафаза I, анафазаI, телофаза I), мейозII (профаза IIметафаза II, анафазаII, телофаза II).

 

 

 

17.

Индивидуальное развитие   организма - онтогенез.

 

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §16.

 

Основные понятия

Оплодотворение

Онтогенез

Эмбриогенез

Факты

Рост и развитие организмов. Онтогенез   и   его   этапы.  Эмбриональное   и  постэмбриональное развитие организмов. Процессы

Дробление.   Гаструляция.   Органогенез.

Закономерности Закон  зародышевого   сходства (закон К. Бэра).

Давать определение понятиям

оплодотворение,    онтогенез,

э мбриогенез. 

Называть:

начало и окончание постэмбрионального развития;

виды       постэмбрионального развития.

Характеризовать: сущность эмбрионального  ипостэмбрионального   периодов развития организмов; роста организма.

 Анализировать    и     оценивать:

влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

"Объяснять, чем развитие отличается от роста. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.58-59.

 

Вопросы после §16.

Основные

закономерности

дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

Влияние факторов среды на онтогенез. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека.

 

 

 

18.

Зачет № 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

 

Д/з: повторение.

Вопросы «Проверьте себя» на с.58-59 учебника.

Вопросы на с.35 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» в рабочей тетради

печатной основой.

 

                                 ТЕМА № 4 ОСНОВЫ  УЧЕНИЯ  О  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ  И  ИЗМЕНЧИВОСТИ ( 9 часов).

 

19.

Наука генетика. Из истории развития генетики.

Основные понятия генетики.

 

Урок изучения нового  материала.

 

Д/з: §18

Основные понятия

Аллельные гены

Ген

Генотип

Изменчивость

Наследственность

Фенотип

Факты

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Процессы

Моногибридное скрещивание.

 

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

причины наследственности и изменчивости;

роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

 

Вопросы после §17. Вопросы после §18.

 

Краткий экскурс в историю генетики.

 

 

 

20.

Генетические

опыты Г.Менделя.

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з: §19.

 

Основные понятия

Гомозигота

 Гетерозигота

Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак

Факты

Наследственность - свойство
организмов.             Использование
Г Менделем гибридологического
метода. Моногибридное

скрещивание.

Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание.

Цитологические основы закономерностей.

Закономерности 

Правило  единообразия.    Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. 

Соотношение генотипов

и фенотипов при неполном

доминировании: 1:2:1.

Соотношение фенотипов при

анализирующем скрещивании: 1:1.

Давать определения понятиям:  гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак,  моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить   примеры доминантных   и   рецессивных  признаков.

Воспроизводить    формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать:

 механизм проявления

закономерностей моногибридного

скрещивания;

механизм неполного доминирования.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Анализировать    содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять:

>схему  моногибридного скрещивания;

>схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять:

по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;>по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Вопросы после §19.

 

 

 

21.

Дигибридное скрещивание.

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з: §20.

 

Основные понятия

Генотип   

Дигибридное скрещивание

Полигибридное скрещивание

Фенотип

Факты

Наследственность - свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследования.

Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.

Процессы

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности Закон независимого наследования.

 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать: содержание        определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Вопросы после §20.

Выполнение лабораторной работы № 3. «Решение генетических задач»

 

Простейшие     задачи на моногибридное и  дигибридное  скрещивание;     неполноедоминирование.

 

 

 

22.

Сцепленное наследование.

 

 

Комбинированный урок.

 

Д/з:§21.

 

Основные понятия

Гомологичные хромосомы

 Локус гена 

Перекрест

Конъюгация

 Сцепленные гены

Факты

Расположение генов: 

в одной хромосоме, в разных хромосомах.

Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т. Моргана.

Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости.

Процессы

Сцепленное наследование.

Закономерности

Закон Т.Моргана.

 

Давать   определение  терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять    причины    перекомбинации     признаков     присцепленном наследовании.

Вопросы после §21.

 

 

 

 

23.

Взаимодействие

аллельных и

неаллельных генов.

 

Комбинированный урок

Д/з: § 22.

 

 

Основные понятия

Аллельные гены

Генотип

Доминирование

Фенотип

Факты

Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).

Качественные и количественные

признаки.

Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие.

Влияние   количества   генов   на проявление признаков. Процессы

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Давать   определения  терминам. 

Приводить примеры:

аллельного    взаимодействия генов;

неаллельного    взаимодействия генов.

Называть   характер  взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.

Вопросы после §22.

 

 

 

24.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

 

Урок     комплексного применения ЗУН.

Практическая работа № 3.

 

Д/з: § 23, 26

 

Основные понятия

Гетерогаметный пол

Гомогаметный пол

Половые хромосомы

Факты

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека.

Наследственные     заболевания, сцепленные с полом. Процессы

Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков,  сцепленных с полом.

Закономерности Закон  сцепленного   наследования

Давать   определение  термину

аутосомы.

Называть:

типы хромосом в генотипе; число   аутосом   и   половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных   заболеваний,  

сцепленных с полом.

Объяснять:

причину   соотношения полов1:1;

 причины проявления наследственных заболеваний человека. 

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Решать   простейшие  генетические задачи.

 

Вопросы после §23, 26

Выполнение практической работы«Решение генетических задач».

Простейшие     задачи на наследование признаков, сцепленных с полом»

 

Значение генетики в медицине и здравоохранении.

 

 

 

25.

Наследственная изменчивость.

 

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: § 24.

 

Основные понятия

Геном

Изменчивость

Мутации

Мутаген

Полиплоидия

Факты

Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости.

Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов.

Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений.

Процессы

Механизм появления полиплоидных растений.

Давать   определение  термину изменчивость.

Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности;

биологическую роль хромосом;

основные формы изменчивости.

Различать наследственную  

и  ненаследственную изменчивость

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. 

Называть:

виды наследственной изменчивости;

уровни  изменения  генотипа, виды мутаций; >свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций.

Характеризовать    значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Использовать  средства  Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных   мутациями,   и  мерах   их профилактики.

*Характеризовать виды мутаций.

 

Вопросы после §24.

 

Эволюционное значение    комбинативной   изменчивости. Роль мутации вэволюционномпроцессе.Опасность    загрязнения   природной     среды мутагенами.

 

 

 

26.

Другие типы изменчивости.

 

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Практическая работа №4.

 

Д/з:   §25.  Подготовиться к зачету.

 

Основные понятия

*Вариационная кривая

Изменчивость Модификация 

Норма реакции

Факты

Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявление действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость.

Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы

Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

 

Давать   определение  термину изменчивость.

Приводить примеры:

ненаследственной    изменчивости (модификаций);
нормы   реакции    признаков;
Зависимости            проявления
нормы реакции от условий окружающей среды.
Анализировать      содержание
определений основных понятий.
Объяснять различие фенотипов

растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать

модификационную изменчивость.

Выявлять и описывать

разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). 

Проводить самостоятельный

поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.97-98, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

 

Вопросы после §25.

Выполнение практической работы № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях» и выводы к ней.

 

Онтогенетическая     изменчивость.

 

 

 

27.

 

 

 

Зачет   № 3      «Основы наследственности и изменчивости».

 Урок       контроля    и оценки знаний.

 Д/з: §25.

 

 

 

Задания «Проверьте себя» на с. 97-98 учебника. Вопросы и задания на с. 53 по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» в рабочей тетради с печатной основой.

 

 

 

 

 

                                                   ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

 

 

28.

 

 

 

Генетические     основы селекции организмов

Комбинированный урок.

Д/з: §27, §29.

 

 

 

 

Основные понятия

Селекция

 Факты

Наследственность    и    изменчивость -  основа  искусственного отбора.  Центры  происхождения культурных растений. 

Процессы 

Независимое     одомашнивание близких   растений  в   различных центрах.

 Объекты

Семейство Злаковые.

Закономерности 

Учение Н.И.Вавилова о центрах.

 

 

 

Называть  практическое значение генетики.

Приводить   примеры   породживотных  и  сортов  растений, выведенных человеком.

Анализировать    содержаниеопределений   основных  понятий. 

Характеризовать роль  учения Н. И. Вавилова для развития селекции. 

Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для  селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии    в  практической  

деятельности   людей   и самого ученика.

Вопросы после §27. Вопросы после §29.

 

 

 

 

 

 

 

29.

 

 

Особенности селекции растений.

Комбинированный урок.

 

Д/з: §28

 

 

Основные понятия

*Гетерозис 

Гибридизация 

*Депрессия

Мутагенез 

Сорт 

Факты

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении  новых сортов. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор.

Виды     искусственного    отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация:    близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных  растений  и домашних животных, ухода за ними.

Давать   определения  понятиям порода, сорт.

Называть   методы   селекциирастений. 

Приводить примеры сортов  культурных растений.

Характеризовать       методы

селекции растений. 

Объяснять роль биологии   в практической       деятельности людей и самого ученика.

Использовать    приобретенные   знания   в  практической деятельности  для  выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

 

Вопросы после §28.

 

 

Достижения   селекции     растений.

 

 

 

30.

Особенности      селекции животных.

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з: §30.

 

Основные понятия

Мутагенез Порода

Факты

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методы селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный.

Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искусственный мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними.

 

Давать   определения  понятиям порода, сорт.

Называть   методы   селекции животных.

Приводить   примеры   пород животных.

Характеризовать       методы селекции животных. 

Объяснять роль биологии   в практической       деятельности людей и самого ученика.

Использовать     приобретенные   знания   в  практической деятельности  для  выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Вопросы после §30.

 

Достижения селекции животных.

 

31.

Основные направления селекции микроорганизмов.

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з:§31.

 

Основные понятия

Биотехнология 

Штамм

Факты

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственногопроизводства,     медицинской, микробиологической  и    других отраслей промышленности. 

Процессы

Микробиологический синтез.

 

Давать определение понятиям: биотехнология, штамм.

Приводить примеры использования   микроорганизмов    в микробиологической  промышленности.

 Объяснять роль биологии   в практической       деятельности людей и самого ученика. Анализировать     и    оценивать   значение  генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической   и  других отраслей промышленности .Проводить  самостоятельный поиск биологической информации  в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 11 6-11 7,        в  биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Вопросы после §31.Вопросы   «Проверьте себя»  на  с.  116-117учебника.

 

 

 

                                         ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (4 часа)

 

 

32.

 

 

Представления     о возникновении жизни на Земле. Современная   теория возникновения жизни на Земле.

Урок     изучения   нового материала

Д/з: §32, §33.

 

 

 

Основные понятия

Гипотеза 

Коацерваты

 Пробионты 

Факты 

Гипотеза   происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический,  биологический   и    социальный этапы развития живой материи. 

Проблема   доказательства    современной  гипотезы   происхождения жизни.

Давать   определение  термину гипотеза. Называть    этапы   развития жизни.Характеризовать  основные представления  о   возникновении жизни. Объяснять   роль биологии в формировании     современной естественнонаучной    картины мира. *Выделять   наиболее  сложную проблему в вопросе происхождения жизни. 

Высказывать свою  точку зрения   о сложности   вопросавозникновения жизни.

Вопросы после §32.Вопросы после §33.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

 

 

33.

 

Значение      фотосинтеза и биологического  круговорота веществ в развитии  жизни.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §34.

 

 

Основные понятия

Автотрофы 

Гетеротрофы

Палеонтология

Прокариоты

Эволюция

Эукариоты

Факты

Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция.

Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе.

Процессы

Происхождение эукариотической клетки.

Закономерности Гипотезы  происхождения   эукариотической клетки.

 

Давать   определения  основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть     и     описывать сущность гипотез образования эукариотическои клетки.

 Объяснять  взаимосвязи   организмов и окружающей среды.

 

Вопросы после §34.

 

Влияние   живых организмов     на состав        атмосферы,  

осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

 

 

 

34.

Этапы       развития жизни на  Земле.

 

Урок  изучения  нового  материала.

 

Д/з: §35.

 

Основные понятия

Ароморфоз

Идиоадаптации

Факты

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

Процессы

Развитие жизни в катархее, протерозое, палеозое, мезозое и в кайнозое.

Закономерности

Усложнение  растений  и животных в процессе эволюции.

 

Давать   определение  терминам      ароморфоз,  идиоа-даптация.  Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов  у  растений  и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. 

Объяснять причины заселения  динозаврами    различных сред жизни.

 

Вопросы после §35.

 

 

 

35.

Приспособительные   

черты    организмов к

наземному образу

жизни.

 

 

Комбинированный урок.

(или Экскурсия «История живой природы      местного региона»).

Д/з: подготовить сообщения о разработке идеи развития органического мира в биологии

 

 

 

 

 

Основные понятия

Ароморфоз

Идиоадаптации

Факты

Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Закономерности 

Усложнение растений  и  животных в процессе эволюции.

Называть      приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания."Выделять факторы, которые

в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.132, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Вопросы «Проверьте себя» на с. 132 учебника.

Тестовые задания по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира»

 

 

 

                                             ТЕМА 7 УЧЕНИЕ  ОБ  ЭВОЛЮЦИИ (10 часов) 

                     

 

36.

Идея развития органического мира в биологии.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Д/ з: §36.

Основные понятия

Эволюция 

Искусственный отбор

Факты

Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук.

Учение Ч.,Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.

Закономерности :

Положения учения Ч. Дарвина. Учение  об эволюции органического мира.

Давать   определение  понятию эволюция.  Выявлять    и   описывать

предпосылки   учения Ч.Дарвина.

Приводить примеры  научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

*Раскрывать сущность  понятий  теория,  научный факт.

Выделять отличия  в эволюционных    взглядах
Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

 

Вопросы после §36.

 

Представления Карла Линнея. Взгляды         Ж.Б.Ламарка, факторы эволюции.

 

 

37.

Основные положения

эволюционной теории

Ч.Дарвина.

 

Комбинированный урок

 

Д/ з: §37.

 

Основные понятия

Наследственная изменчивость Борьба за существование

Факты

Ч.Дарвин     -     основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы   борьбы   за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Естественный отбор - движущая сила эволюции.

Процессы

Проявление в природе борьбы за существование,  естественного отбора.

 

 

Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  отбор. Называть:

основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; 

движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры

проявления. Характеризовать:

 сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.

*Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.

*Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.

 

 

Вопросы после §37.

 

 

38.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.

Выявление приспособленности  к среде обитания.

 

Урок     комплексного применения ЗУН. Практическая работа №5.

 

Д/ з: §37, задание №7 к §37.

 

Основные понятия

Адаптация (приспособленность

вида   к  условиям   окружающей

среды)

Мимикрия

Маскировка

Предупреждающая окраска

Физиологические адаптации

Факты

Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Закономерность Приспособленность   организмов к условиям    внешней среды -результат действия естественного отбора.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть      основные  типы приспособлений  организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности     

 организмов   к среде обитания.

 Объяснять     относительный характер    приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять относительность приспособлений.

Выполнение практической работы «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» и выводы к ней

 

 

39.

Современные

представления об эволюции органического мира.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §38.

Основные понятия

Факторы эволюции 

Факты

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Объяснять:

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; >сущность биологического процесса эволюции на современном уровне

Вопросы после §38.

 

 

40.

Вид, его структура и особенности.

 

Урок  изучения нового  материала.

 

Д/з: §39.

Основные понятия

Вид

Виды-двойники Ареал Популяция

Факты

Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Экологические    и    генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная  эволюционная единица.

 

Называть признаки популяций.

Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид, популяция.

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры: видов животных и растений; практического значения изучения популяций. Характеризовать    критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности  и единства вида.

 

Вопросы после §39.

 

 

41.

Процесс образования видов - видообразование.

 

Комбинированный урок.

Д/з: §40.

 

 

Основные понятия

Микроэволюция

-    Факты

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения.

Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.

Процессы

Видообразование.

Закономерность Видообразование   -  результат эволюции.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:

сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.

Анализировать содержание определений понятия  микроэволюция.

"Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Вопросы после §40.

 

42.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

 

Комбинированный урок.

 

Д/З:  § 41.

 

 

Основные понятия

Биологический прогресс

Биологический регресс

Макроэволюция

Факты

Главные направления эволюционного процесса: биологический процесс и биологический регресс.

 

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.

 

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

 

 

Вопросы после §41.

 

 

 

43.

Основные   направления эволюции.

 

 

Комбинированный урок

 

Д/З:  § 42.

 

Основные понятия

Макроэволюция

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

Факты

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация,

Дегенерация.

Процессы

Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.

 

Давать    определения понятиям:  ароморфоз.  идиоадаптация. общая дегенерация Называть  основные   направления ЭВОЛЮЦИИ. Описывать  проявления   основных   направлений    эволюции.

Приводить    примеры   ароморфозов и идиоадаптаций. 

Отличать примеры проявления направлений эволюции.Различать понятиямикроэволюция имакроэволюция.Объяснять:

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

 

Вопросы после §42.

 

Общие   закономерности    эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость.

 

 

44.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

 

Практическая работа № 5

 

Комбинированный урок.

 

Д/З:  § 43.

 

Факты

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: влияние человека на растительный и животный мир влияние собственных поступков на живые организмы.

 Сохранение биологического разнообразия.

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.

Анализировать и оценивать:

• последствия     деятельности человека в экосистемах;

Влияние   собственных      поступков на живые организмы и экосистемы:

-роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Объяснять     необходимость защиты окружающей среды. Использовать    приобретенные   знания   в  повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Проводить  самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» нас. 161,    в биологических словарях  и  справочниках значения биологических терминов.

 

Выполнение
практической
работы  № 5   «Изучение изменчивости у организмов
»         и
выводы к ней.
Сообщения   учащихся.

Памятки-рекомендации.      

Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия.

 

 

45.

 

 

Зачет   «Учение   об эволюции».

Урок     контроля     и оценки знаний.

Д/з:      подготовить сообщение на тему «Роль    селекции в обеспечении      человека продуктами сельского хозяйства    и микробиологического     производства» (по желанию).

 

 

 

Вопросы «Проверьте себя» на с. 161 учебника. Вопросы по теме «Учение об эволюции»

 

                                           ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5 ЧАСОВ)

 

 

46.

 

 

Место и особенности человека в системе органического мира.

 

Комбинированный урок.

 

Д/З:  § 44.

 

 

 

Основные понятия

Антропология

Антропогенез

Факты

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

 

 

Давать   определение  терминам: антропология, антропогенез. Объяснять:

 место   и   роль   человека  в природе;  родство человека  с  животными.

Определять:

Принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

 

Вопросы после §44.

 

 

 

 

47.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §45.

 

Факты

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

Объяснять:

место и роль человека в природе;

родство человека с млекопитающими животными.

Вопросы после §45.

 

 

48.

Этапы эволюции вида Человек разумный.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §46, §47

 

1-я неделя марта

Основные понятия

Движущие силы антропогенеза

Факты

Движущие силы и этапы эволюции      человека:     древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Называть признаки биологического объекта - человека. Объяснять:

место  и роль   человека  в природе;

родство человека с млекопитающими животными.  Перечислять факторы   (движущие силы)антропогенеза.

Характеризовать       стадии развития человека.

Вопросы после §46.   Вопросы после §47.

 

 

 

49.

Человеческие расы, их

родство и происхождение.

 

Комбинированный урок.

 

 

Д/з:   §48,  подготовиться к зачету.

 

Основные понятия

Человеческие расы

Факты

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

 

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на стр. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Вопросы после §48.

 

Антинаучная сущность       расизма.

 

50.

 

 

 

Человек  как  житель биосферы  и его  влияние  на  природу  Земли.

Зачет   «Происхождение      человека. Антропогенез».

Урок     контроля     и оценки знаний.

Д/з: повторение.

 

 

Вопросы после §49 в учебнике. Задания №1,2,3,4,5,6 к §49 в рабочей тетради с печатной основой. Вопросы «Проверьте себя» на с. 184 учебника. Вопросы по теме «Происхождение человека. Антропогенез»

 

 

 

 

 

                                                                                          ТЕМА 9.ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (13 часов)

 

51.

 

 

 

Среды    жизни    на Земле и экологические факторы воздействия  

 на организмы.

Урок     изучения     и первичного   закрепления новых знаний.

Д/з: §50.

 

 

 

Основные понятия

Экология

Абиотические факторы

Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор

Факты

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды.    Биотические   факторы.  Взаимодействие факторов среды.

Давать   определение   терминам: экология, биотические и   абиотические    факторы,антропогенный  фактор Приводить  примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.Анализировать     и     оценивать  воздействие   факторов окружающей среды.

Вопросы после §50.

 

 

 

 

 

 

 

52.

 

 

 

Закономерности действия факторов среды  на организмы.

Комбинированный урок.

Д/з: §51.

 

 

 

 

Основные понятия

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенный фактор

Ограничивающий фактор 

Факты

Экологические факторы: абиотические,    биотические,   антропогенные; их влияние на организмы.   Основные  закономерности действия факторов среды на организмы.

Объяснять:

 взаимосвязи    организмов    и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

 

Вопросы после §51.

 

 

 

 

 

 

 

 

53.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

 

Комбинированный урок.

 

Практическая работа № 6

Д/з: §52.

 

Факты

Приспособления организмов к  различным экологическим факторам.

 

Выявлять       приспособления организмов к среде обитания.

 

Вопросы после §52.

Практическая работа № 6

«Приспособленность организмов к среде обитания»

Экологические группы    и   жизненные    формы организмов.

 

 

54.

Биотические  связи в природе.

 

Комбинированный урок.

Д/з: §53.

 

Основные понятия

Конкуренция

Хищничество

Симбиоз

Паразитизм

Факты

Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты.

 

Давать   определение  терминам: 

конкуренция, хищничество, симбиоз,  

паразитизм, автотрофы  и гетеротрофы, трофический уровень.

Называть типы взаимодействия организмов. 

Приводить примеры: разных типов взаимодействия организмов;  организмов разных функциональных групп.

Характеризовать       разные типы взаимоотношений.

Анализировать   содержание рисунков учебника.

Вопросы после §53.

 

 

55.

Популяции                 как
форма существования видов в при
роде.

Комбинированный урок.

Д/з: §54.

 

Основные понятия

Популяция

Факты

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура.

Называть:

признаки биологического объекта - популяции; > показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать   процессы,   происходящие в популяции.

Вопросы после §54.

 

 

56.

Функционирование

популяции и динамика

её численности в

природе.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §55.

 

Основные понятия

Популяция

Факты

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

 

Называть:

признаки         биологического объекта - популяции;

 показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.

 

Вопросы после §55.

 

 

57.

Биоценоз как

сообщество живых

организмов в

природе.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §56.

 

3-я неделя апреля

Основные понятия

Популяция

Биоценоз

Экосистема

Факты

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Классификация наземных экосистем.

Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Объекты

Элементы биогеоценоза.

Давать   определение  понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Называть:

>компоненты биогеоценоза; >признаки   и  свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать: >структуру наземных и водных экосистем;

>роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.

Вопросы после §56.

 

 

58.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Составление схем передачи веществ и энергии.

Урок     комплексного применения ЗУН.

Практическая работа №6.

 

Д/з: §57.

 

Основные понятия

Биогеохимические циклы

Биогенные элементы

Микроэлементы

Гумус

Фильтрация

Факты

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Средообразующая деятельность организмов.

Процессы

Циркуляция  биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Почвообразование. Образование гумуса.

 

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

 Описывать:

биохимические  циклы  воды,
углерода, азота, фосфора;
проявление физико-химического воздействия организмов на среду.
Объяснять:

значение     круговорота    веществ в экосистеме;

Направление потока вещества в пищевой сети. 

Составлять схемы пищевых цепей.

Характеризовать:  сущность   круговорота    веществ и превращения энергии в экосистемах;

роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.*Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

 

Вопросы после §57. Выполнение практической работы «Составление схем передачи веществ и энергии» и выводы к ней

 

 

59.

Развитие   и   смена

биогеоценозов.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §58.

 

Основные понятия

Экологическая сукцессия

Агроэкосистемы

Факты

Факторы  существования  равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессии.

Продолжительность  и  значение экологической сукцессии. Агроэкосистемы.      Особенности агроэкосистем.

 

Называть:

признаки экосистем и агроэкосистем;

типы сукцессионных  изменений;

факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.

Описывать свойство сукцессии.

Анализировать содержание определения основного понятия.

Объяснять сущность и  причины сукцессии. Находить   различия  между первичной и вторичной сукцессиями.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистем ы и делать выводы на основе их сравнения.

 

Вопросы после §58.

 

Типы равновесия: замкнутое сообщество, приток органического вещества извне, изъятие части органического вещества.

Свойства сукцессий: изменение видового состава, повышение видового богатства; увеличение биомассы органического вещества, снижение скорости прироста биомассы.

 

 

60.

Изучение  и  описание экосистем своей местности. Выявление    типов взаимодействия разных    видов    в конкретной   экосистеме.

Урок     комплексного применения ЗУН. Практическая работа №7.

Д/з: повторить §57.

 

Основные понятия

Видовое разнообразие 

Плотность популяций

 Биомасса

Взаимоотношения организмов

Факты

Состояние    экосистемы    своей

местности.

Объекты

Любая экосистема своей местности.

Изучать процессы, происходящие в экосистемах.  Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).

Определять отдельные формы  взаимоотношений   в   конкретной экосистеме. Объяснять:

взаимосвязи    организмов    и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать      состояние биоценоза.

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.

Выполнение практической работы № 7 «Оценка качества окружающей среды» и выводы к ней.

 

 

 

61.

Основные законы устойчивости живой природы.

 

Комбинированный урок.

 

Д/з: §59

Основные понятия

Биосфера

Факты

Биосфера  -  глобальная  экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни.

Теория

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

 

Давать   определение   понятию биосфера. Называть:.

 признаки биосферы; структурные    компоненты    и свойства биосферы.

Характеризовать живое вещество,   биокосное   и   косное вещество биосферы. Объяснять роль  биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать  содержание рисунка и определять  границы биосферы.

 

Вопросы после §59

 

В.И.Вернадский -  основоположник   учения    о биосфере

 

 

62.

Рациональное использование природы и её охрана.

 

Урок     комплексного применения ЗУН. Практическая работа №8.

 

Д/з: §60

Основные понятия

Природные ресурсы

Факты

Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах: загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; загрязнение пресных вод, вод Мирового океана; антропогенное изменение почвы; радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние человека на растительный и животный мир; влияние собственных поступков на живые организмы.

Сохранение биологического разнообразия.

Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые  (возобновимые, невозобновимые).

Проблемы рационального природопользования.

Процессы

Стратегии природопользования и их последствия.

 

Называть         антропогенные
факторы воздействия на биоценозы.

Приводить   примеры  неисчерпаемых     и    почерпаемых природных ресурсов. Анализировать     и    оценивать:

последствия      деятельности человека в экосистемах; влияние  собственных      поступков на живые организмы и экосистемы;

роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.

Раскрывать сущность рационального природопользования. Объяснять      необходимость защиты окружающей среды. Использовать     приобретенные  знания   в   повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде

Вопросы после §60.Вопросы   и   задания
по теме «Основы эко
логии».
Выполнение
практической
работы  № 8  
«Анализ   и
оценка     последствий
деятельности
человека в
экосистемах
»            

и выводы к ней.
Сообщения   учащихся.

 

 

 

63.

Экологические проблемы.

 

Урок     комплексного применения ЗУН.

 

 

Д/з: повторить материал учебника об эволюции органического мира.

 

Факты

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

 

Называть:

Современные        глобальные экологические проблемы;>антропогенные факторы, вызывающие   экологические проблемы

Анализировать и оценивать:>последствия      деятельности человека в экосистемах;>влияние   собственных     поступков на живые организмы и экосистемы.

"Прогнозировать    последствия    экологических     проблемвследствие их неразрешения. * Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.

 

Сообщения   учащихся.

Мини-проекты    (информационные  буклеты). Памятки-рекомендации.

 

Экология       как научная   основа рационального использованияприроды   и  выхода     из   

 глобальных  экологических  кризисов.

 

 

 

                                                                                                      ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ)

 

64.

Становление современной теории эволюции.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Д/з:  повторить материал  учебника о строении   и  функционировании клетки.

 

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции:

-движущие силы эволюции;

-причины многообразия и приспособленности организмов к среде обитания:

-понятие о микроэволюции и макроэволюции;

- основные направления эволюции;

- пути достижения биологического прогресса;

- вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции

 

Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой  материи.

Разноуровневые тесты.

 

 

65.

Клетка  - 

структурная     и    функциональная     единица живого.

 

Урок обобщения, систематизации знаний.

 

Д/з: повторить материал учебника по теме «Основы экологии».

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

 

Описывать: химический состав клетки; структуру       эукариотической клетки;

 процессы, протекающие в клетке

Устанавливать взаимосвязь между строением и  функциями клеточных структур.
Характеризовать роль раз
личных клеточных структур в
процессах, протекающих в
клетке

Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

 

Разноуровневые тесты.

 

 

66.

 

 

Закономерности

наследственности,

изменчивости.

 

Урок       обобщения,

систематизации знаний.

 

Д/з: повторить

материал учебника по

теме «Основы

экологии».

Закономерности      наследования признаков,  открытые  Г.  Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики.

 

 

Давать определения законам Г. Менделя. Называть формы изменчивости. Объяснять:

механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение  отличий у родительских форм; необходимость  развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства. Составлять      родословные, решать генетические задачи.

 

Разноуровневые тесты.

 

 

 

 

 

 

67.

 

 

 

Взаимодействие

организма и среды

обитания.

 

Урок       обобщения,

систематизации знаний.

 

Д/з:  подготовиться к 

контрольной  работе.

 

 

 

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

 

 

 

Выявлять   признаки   приспособленности   видов к совместному  существованию в  экосистемах. Анализировать видовой   состав в биоценозах. Выделять отдельные формы взаимоотношений    в биоценозах и характеризовать: >биосферу как живую оболочку планеты; >пищевые сети. Объяснять     необходимость применения сведений об экологических     закономерностях для  правильной   организации хозяйственной     деятельности человека, для решения    комплекса   задач     охраны   окружающей среды и рационального природопользования.

 

Разноуровневые тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

68.

 

Итоговая          контрольная работа.

 

Урок     контроля     и оценки знаний.

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

 

УМК:  9  классс

1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие  для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;

2)  Пономарева И.Н.  и  др. Природоведение. Биология. Экология. 5-11  классы: Сборник программ. Вентана-Граф, 2010.

         3) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. -М.: Вентана-Граф, 2006.

4) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2010;

Дополнительная литература для учителя:

  • Биология. Справочник  школьника  и студента  под  ред. Зигфрида  Брема  и  Ирмтраута  Мейнке. Москва. Дрофа, 1999 г.
  • Большая  серия  знаний. Биология. Энциклопедия.М.:Мир  книги,2006.
  • Справочник  школьника. Москва, 1995 г.
  • Новейший  полный  справочник  школьника  в 2-ух томах. Москва, ЭКСМО, 2008 г.
  • И.Д.Агеева «Весёлая  биология на  уроках».М.:Сфера, 2005.

для учащихся:

1.  Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA  -  поддержка курса «Основы общей биологии»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
  • Интенсивный  тренинг – курс  по  всем  предметам. Москва, ЭКСМО, 2007г.
  • Биология 6-9  кл. Кирилл и  Мефодий, 2003.
  • Природа  России.
  • Экогид.
  • Открытая  биология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...