Энергетический обмен
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Клинцова Любовь Алексеевна

Конспект урока предназначен для интегрированного урока: химия-биология-экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              План - конспект

                                                 открытого урока по биологии

                                                 в 9 классе по теме:

                                                «Энергетический обмен»

                                                              Технология развивающего обучения

   

                                                                                        учитель биологии ГБОУ СОШ № 75            

                                                                                          Л.А. Клинцова

                                              Санкт-Петербург

                                                      2014

Цели урока

Образовательные:

Продолжить формирование представления об энергетическом обмене в клетках. Обратить внимание детей на единство химических и биологических процессов в живых системах, расширить их представление об окислении как едином процессе в живой и неживой природе.

Воспитательные: Укреплять навыки самостоятельного поиска необходимой информации и способствовать развитию взаимодействия в группе.

Развивающие:

Продолжить развитие аналитико-синтетических умений (работать с разными источниками, делать выводы), навыков использования предметной терминологии.

Образовательные ресурсы:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 кл. – М.:Дрофа, 2010 (авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)
  2. Учебник: Биология. Общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010. §24.
  3. Биология. Общие закономерности.  9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности.  9 класс»/А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. Упр. 1-8
  4. Дидактические задания (карточки А, Б, В)

Методы обучения:

Проблемный: Как клетка добывает энергию, необходимую для процессов жизнедеятельности?

 Как можно использовать знания о биологическом окислении на практике? (Охрана окружающей среды, сельское хозяйство, решение глобального энергетического кризиса.)

Поисковый

Формы организации учебной деятельности:

Комбинированный урок

Основные понятия и термины урока:

Энергетический обмен

Диссимиляция

АТФ

Митохондрии

Гликолиз

Аэробное дыхание

Брожение

Аэробы

Анаэроб

Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент (2 минуты)

- Формирование групп для –

   учебной деятельности.

- Организация внимания всех  

   учащихся.

- Доска оформлена до урока.

- Выбор лидеров в группах

- Включение в деловой ритм

2

Подготовка учащихся у активному усвоению материала

(6 минут)

Вступительное слово учителя для установления понимания актуальности проверки домашнего задания (связь с новым материалом).

- Выполнение проверки домашнего задания: работа в группах с карточками «А».

- Формулируют предполагаемую тему урока.

3

Обзор, анализ, рефлексия.

(5 минут)

- Учитель предлагает от каждой

  группы выслушать ответы на  

  вопросы карточки «А».

- Контролирует и оценивает  

  Ответы

  1. Реакция;  к окислителю;  выделением; кислород;  восстановителя; углекислый газ.
  2. Углеводы.
  3. 4.
  4. 1- клеточная мембрана. 2- ядро, 3 – цитоплазма, 4 –митохондрии.
  5. 2

Одни группы озвучивают ответы, другие – сравнивают, анализируют, исправляют свои и чужие ошибки.

4

Овладение содержанием учебного материала (поиск информации)

(10 минут)

- Учитель ставит учебную  

   проблему:

  как клетки добывают энергию,

  необходимую для процессов

  жизнедеятельности?;

- предлагает выполнить задание

  карточки «Б»;

- организует работу в группах                

  по  изучению материала урока;

- активизирует, согласует

  деятельность учащихся в группах,

  при необходимости – помогает.

 Учащиеся работают в группах:

- решают тест (карточка Б)

- извлекают необходимую информацию из учебника §24.

5

Обзор, анализ, рефлексия.

(5 минут)

- Учитель организует самооценку

  результатов по тестовым  

  заданиям карточки «Б»  

  (ДА:12467; НЕТ: 35);

- уточняет информацию, задает

  уточняющие вопросы

Отвечает одна из групп: записывает ответы на доске, другие - сравнивают, анализируют, исправляют свои и чужие ошибки.

6

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2-3 минуты)

Учитель дает информацию о домашнем задании:

- сравнить горение и  

  биологическое окисление – устно

- выполнить упр. 1-8 к §24.

- §24 читать, анализировать

  (стр. 117-119). Придумать

  «толстые» вопросы

Записывают домашнее задание в дневник

7

Решение познавательных задач.

Применение информации в новой ситуации

(7-10 минут)

Учитель знакомит учащихся с проблемами современности, подводит учащихся к идее использования знаний, полученных на уроке, для решения экологических проблем, проблем глобального энергетического кризиса.

Имея новые сведения, ученики решают познавательные задачи (карточка В), делают выводы о возможном применении знаний на практике.

8

Завершение урока

(2 минуты)

Учитель благодарит за внимание, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся;  

Дают оценку своей деятельности (Я узнал…; мне понравилось..; не понял ...; лучший ответ у..)

Карточка «А»

  1. Вставить пропущенные слова:
  1. Окисление -…………….. передачи электронов от восстановителя к …………  
  2. Окисление сопровождается ………. энергии.
  3. В роли окислителя в живой системе выступает…….., а органические вещества в роли ……………
  4. Продуктами окисления в этом случае является вода и ……………….
  1. Белки, липиды, углеводы, витамины, нуклеиновые кислоты, гормоны – какие из этих веществ является основным источником энергии?
  2. Выбрать правильный ответ.                                                                                                          Ферменты это:
  1. белки, выполняющие структурную функцию
  2. запасающие вещества клетки  белки,
  3. выполняющие транспортную функцию
  4. белки - биологические катализаторы
  1. Обозначьте части клетки:

D:\MY_DOC\Foto\дистанционное обучение\к урокам\клетка для урока.png

  1. В каком органоиде синтезируется АТФ?
  1. Рибосомы
  2. Митохондрии
  3. Эндоплазматическая сеть  
  4. Комплекс Гольджи

Карточка «Б»

  1. В основе энергетического обмена (диссимиляции) лежит биологическое окисление. Признаки окисления: передача электронов и выделение энергии.
  2. Конечными продуктами энергетического обмена являются вода и углекислый газ    (у аэробов).
  3. Энергетический обмен происходит в один этап.
  4. Для большинства организмов АТФ образуется в митохондриях клеток.
  5. Гликолиз происходит только у бактерий.
  6.  Благодаря ступенчатому характеру энергетического обмена (биологического окисления) энергия выделяется порциями, не вызывая теплового повреждения клетки.
  7. АТФ является универсальным источником энергии.

Карточка «В»

  1. Сорные куры откладывают яйца в кучи растительных остатков. В чем биологический смысл этого явления?
  2. С какой целью на крупных городских свалках делают вертикальные штольни?
  3. Наличие молочной кислоты, скопившейся в мышцах в результате занятий спортом, вызывает боль. Посоветуйте, как избавиться от боли?
  4.  Можно ли знания о биологическом окислении использовать для решения проблемы глобального энергетического кризиса?
  5. 100 кг бытового мусора образуют 15 кг земли. Куда деваются остальные 85 кг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме: «Энергетический обмен. Гликолиз. Дыхание».11 класс

Тесты по теме "Энергетический обмен" 11 класс...

презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"

Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....

тест по теме Энергетический обмен. Фотосинтез.

тестовая работа по проверке знаний....

Презентация к уроку "Энергетический обмен. Строение АТФ"

Презентация "Энергетический обмен. Строение АТФ" может быть использована на уроке как при изучении нового материала, так и на этапе рефлексии....

«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»

Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ   по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...

ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...