Главные вкладки

    «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»
    план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

    Чертова Ольга Евгеньевна

     

    Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ   по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведению  урока по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_obmen_veshchestv.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока биологии в 8 классе «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»

    Цель урока:

    1. Сформировать  теоретические  знания о пластическом и энергетическом обменах, проследить их взаимосвязь, раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов.

    2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

    3. Воспитывать интерес к урокам биологии, через применение мультимедийного оборудования; уважение к учителю, одноклассникам, их труду (работа в парах);  ответственное отношение к собственной работе.

    Тип урока: изучение нового материала

    Методы: словесный, наглядный.

    Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер)

    Ход урока:

    1. Организационный  момент (проверка готовности к уроку)

    Здравствуйте, ребята! На этом уроке нас ждут интересные и познавательные моменты.

    1. Сообщение темы урока.  

    На прошлом уроке мы завершили изучение сложной, но в свою очередь интересной темы «Внутренняя среда организма». Для того чтобы определить тему этого урока, необходимо разгадать кроссворд, а за одно и повторим изученный материал:

    к

    р

    о

    в

    ь

    т

    р

    о

    м

    б

    л

    и

    м

    ф

    а

    г

    е

    м

    о

    г

    л

    о

    б

    и

    н

    в

    а

    к

    ц

    и

    н

    а

    в

    е

    н

    ы

    с

    е

    р

    д

    ц

    е

    к

    р

    о

    в

    о

    о

    б

    р

    а

    щ

    е

    н

    и

    е

    а

    р

    т

    е

    р

    и

    я

    е

    с

    т

    е

    с

    т

    в

    е

    н

    н

    ы

    й

    и

    м

    м

    у

    н

    и

    т

    е

    т

    с

    ы

    в

    о

    р

    о

    т

    к

    а

    Вопросы:

    1. Особый вид соединительной ткани
    2. Сгусток крови
    3. Прозрачная жидкость, в которой много лимфоцитов
    4. Белок, разносчик кослорода
    5. Препарат, приготовленный из культур ослабленных микроорганизмов
    6. Сосуды, несущие кровь к сердцу
    7. Главный орган кровообращения
    8. Движение крови в кровеносной системе
    9. Сосуды, по которым кровь течет от сердца
    10. Иммунитет, вырабатываемый в результате перенесенных болезней
    11. Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям
    12. Препарат, получаемый из крови животного
    1. Сообщение цели урока.

    На этом уроке мы рассмотрим пластический и энергетический обмены, проследим их взаимосвязь, раскроем особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов .

    IV. Актуализация знаний необходимых для усвоения нового материала

            Учитель: Вспомните основные признаки живых организмов. Почему питание, дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности выделены среди других признаков живого?

    Вспомните, что называется питанием, дыханием, выделением. Остаются ли неизменными вещества, поступившие из внешней среды в организм?

    Таким образом, обобщив и упорядочив все выше сказанное, сформулируйте определение обмен веществ.

    1. Изучение новой темы

                  Обмен веществ в клетке  (метаболизм)

    Пластический обмен                             Ассимиляция

    Энергетический обмен                          Диссимиляция

    Анаболизм                                               Биосинтез

    Катаболизм                                               Распад

    А теперь рассмотрим эти процессы поэтапно. Запишите в тетрадях.

    Пластический обмен. Вещества, необходимые для данного этапа поступают в клетку вместе с кровью и образуются в процессе пищеварения. Итак, давайте вспомним процесс пищеварения.

    Актуализация знаний по пройденной теме:

    -Что такое пищеварение?

     -Где расщепляются углеводы и до чего?

    -Где расщепляются белки и до чего?

    -Где расщепляются жиры и до чего?

    Итак, высокомолекулярные соединения превратились в низкомолекулярные для того, чтобы кровь могла доставить их в клетку. В клетке же из этих низкомолекулярных соединений происходит повторный синтез высокомолекулярных соединений.

    Строительным материалом является клетка. Вещества, образовавшиеся в процессе пластического обмена, в первую очередь идут на построение новых клеток. За счет чего мы растем и восстанавливаем клетки, которые погибают в процессе жизнедеятельности. Но для жизнедеятельности организма необходима и энергия. Эту энергию мы получаем в процессе энергетического обмена. В процессе данного этапа часть высокомолекулярных соединений расщепляется. Этот процесс протекает сам поэтапно. Сначала они вновь расщепляются до тех же соединений, которые образуются в процессе пищеварения, давайте вспомним и запишем, (вопросы и ответы)

    Углеводы – глюкоза

    Белки – аминокислоты

    Жиры – глицерин и 3 молекулы жирных кислот

    Далее они расщепляются до конечных продуктов, с образованием воды, углекислого газа и выделением энергии:

    Глюкоза – СO2 , H 2O +энергия

    Аминокислоты – СO2 , H 2O +энергия + соединения азота, его соли Глицерин+3 молекулы жирных кислот – СO2 , H 2O +энергия.

     В организме человека постоянно идут сложные процессы превращения энергии. В результате одних организм пополняется энергией, в результате других теряет ее. Например, при распаде органических соединений энергия (химическая) освобождается и превращается в электрическую и механическую. Электроэнергия обеспечивает передачу нервных импульсов по нервным волокнам, а механическая – сокращение мышц. В конечном итоге вся энергия переходит в тепловую. Тепло поддерживает температуру тела, избыток удаляется в окружающую среду. Таким образом, организм подчиняется закону сохранения энергии.

    -При изучении какого предмета вы познакомились с этим законом?

    - Кто из вас помнит этот закон?

    - Как он формулируется?

    Учитывая то, что в конечном итоге энергия превращается в тепловую, ученым экспериментальным путем удалось определить количество энергии, расходуемой организмом человека. Для этого испытуемого помещают в специальную камеру с двойными стеклами из теплоизоляционного материала, устроенного по принципу калориметра (актуализация знаний по физике, принцип устройства калориметра).

    Чтобы человек в камере мог нормально дышать, в нее подают воздух, а углекислый газ улавливают специальными поглотителями. В верхней части камеры находится система извитых труб, через которые протекает вода. Температура воды, поступающей в эту систему и вытекающая из нее, измеряется термометрами. Зная общее количество воды, прошедшей через трубы в течение суток, и разность температуры, поступившей и удалившийся из них воды, нетрудно определить суточный расход энергии. Известно, что у детей вашего возраста за сутки расходуется приблизительно 10500 кДж энергии. Молодой организм растет, клетки его размножаются. Для образования новых клеток необходимы питательные вещества. Ученик, расходующий примерно 10500 кДж в сутки, должен получать с пищей 12200 – 12500 кДж. энергии.

    Учитывая те знания, которые вы получили при изучении темы: " Гигиена питания”, можно вычислить какое количество энергии вы получаете в течение дня, а далее уметь эту энергию правильно расходовать. Нормы приема пищи:

    Завтрак – 25%

    Обед -50%

    Полдник -15%

     Ужин -10%

    А теперь применим ваши знания по математике и химии, составим пропорции. Если принять общее количество затраченной энергии за 100%, то сколько энергии вы получаете за завтраком.

     Но для определения норм питания недостаточно знать суточный расход энергии. Ведь эта цифра лишь показывает, сколько кДж в сутки должен человек получать с пищей. При составлении пищевого рациона учитывают, что организм нуждается в питательных веществах всех трех групп. Особенно важно, чтобы в пище было достаточное количество белков, ведь они являются основным источником, из которого образуется вещество клеток. Жиры содержат наибольшие запасы энергии и необходимы для построения клеток, поэтому их присутствие тоже необходимо. Углеводы – это основной энергетический материал организма. Узнав, сколько энергии вы получаете в течение суток, и зная, сколько энергии вы должны израсходовать, можно для себя вычислить, какая сторона обмена у вас должна преобладать. Если вы будете использовать пищу только лишь для построения клеток, то вас ожидает ожирение, а если будете вести активный образ жизни: заниматься спортом, следить за гигиеной, нормой питания, то вы будете здоровыми и долгоңителями. Профессор Мясников А. П. произвел учет изменений, происходящих за сутки в организме человека массой 70 кг. Перечень этих изменений:

    - расщепляется: белков-120г.; жиров-70г.; углеводов-450г.

    - выделяется: энергии-12,6 Дж.

    - поглощается: кислорода-460 л.

    - выделяется: углекислого газа-430 л.

    - гибнет и заменяется: - эритроцитов-450 млрд.; лейкоцитов-22до30 млрд.; тромбоцитов- 270 до 430 млрд.

    - гибнет и восстанавливается : клетки желудка и кишечника-50%; костных клеток скелета – 1/75; покровных клеток- 1/20.

    - а также:

    - сердце проталкивает от 10 до 70 000 л. крови;

    - предсердие и желудочки 86 400 раз;

    - из желудка и кишечника всасывается 7-9 л. жидкости;

    - совершается 23040 раз вдох и выдох;

    - образуется и выводится из организма 1,5 л. мочи;

    - образуется 20 г. кожного сала;

    - испаряется через легкие 0,4 л. воды, а с потом выводится 0.5 л.

    За 70 лет жизни человек употребляет:

    Воды- 50 т.

    Белков- 2,5 т.

    Жиров- 2 т.

    Углеводов- 10 т.

    Поваренной соли- 0,2-0,3 т.

    Раскроем  особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов :

    Обмен белков

    Пищевые белки в процессе подготовительной стадии обмена веществ расщепляются изначально в желудке пепсином, а потом в двенадцатиперстной кишке – трипепсином, ферментом поджелудочной железы, до аминокислот. Аминокислоты через кровеносные капилляры ворсинок идут в печень. Тут избыточные аминокислоты теряют свой азот и преобразуются в углеводы и жиры. В клетках из аминокислот строятся белки тела. Белки входят в состав мембран, цитоплазмы, ядер клеток. Они являются ферментами, а также входят в состав антител. Белки принимают участие в транспортировке газов и в свертывание крови. Белки входят и в состав костей.

     Обмен жиров

    В органах пищеварения в период подготовительной фазы обмена жиры распадаются на жирные кислоты и глицерин. В эпителии кишечника синтезируется жир, который характерен для организма, и через лимфатическую систему идет в жировое депо и клетки, тут он применяется как строительный материал и запасное вещество.

    Жиры выполняют в организме множество функций. В них растворяются некоторые витамины, они входят в состав клеточных мембран. Из жиров образуются биологически активные вещества и некоторые гормоны. В организме человека выполняют роль защиты.

    Обмен углеводов

    Сложные углеводы свой распад начинают в ротовой полости под воздействием ферментов слюны — амилазы. В двенадцатиперстной кишке под воздействием ферментов, которые выделяются поджелудочной железой, они расщепляются до глюкозы и иных простых углеводов. В тонкой кишке продукты распада кишечными ворсинками всасываются в кровь и идут в печень. Тут излишки сахаров задерживаются и преобразуются в гликоген и иные соединения, а оставшаяся часть глюкозы в нужном количестве идет в кровь и распределяется между клетками тела.

    В организме, прежде всего, глюкоза есть источником энергии.

    Как вы поняли, то печень далеко не последний орган принимающий участие в процессе обмена веществ, давайте посмотрим видео, в котором рассказывается, каким образом очистить ее от шлаков

      Обмен воды

    Вода — это универсальный растворитель. Все биохимические реакции, жизненные процессы происходят в водной среде. Внутренняя человеческая среда содержит до 90% воды.  В организме вода либо химически связана с иными соединениями, либо содержит в себе органические вещества или растворенные минеральные соли.

    Пищеварительные соки содержат воду. В жидкой среде осуществляется транспорт кислорода и питательных веществ. Продукты распада также выносятся водой. Таким образом, в организме поддерживается необходимый баланс между выделяемой и поступающей водой.

     Обмен минеральных солей

    Ни минеральные соли, ни вода,  не есть источниками энергии, однако они нужны для осуществления основных функций организма. Минеральные соли содержатся в цитоплазме и клеточных ядрах, в жидкостях, которая образует внутреннюю среду, в пищеварительных соках и иных биологических жидкостях.

     Обмен веществ зависит из многих условий и факторов: это правильное питание, занятие спортом, правильное распределение умственного и физического труда; от вредных для организма веществ: алкоголя, никотина, содержания в пище минеральных солей и витаминов. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

    VI. Повторение изученной темы. 

    Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

    Решите задачу.

    На весы кладут мышь под металлическую сетку и весы уравновешивают. Животное активно передвигается по чашке, карабкается по сетке. Приблизительно по прошествии 30 минут после начала эксперимента чашка с мышью приподнялась вверх. По какой причине?

    Правильный ответ: за счет выдыхания паров воды и углекислого газа теряется масса тела, которые образуются для получения энергии при расщеплении веществ пищи.

    Объясните, по какой причине голодающий человек бывает слабым и худым?

    Теперь же давайте закрепим наши знания:

    -Что такое обмен веществ?

    -Какой обмен называется пластическим?

    -Какие процессы здесь протекают?

    -Что такое энергетический обмен?

    -Какие вещества при этом образуются, и как они будут удаляться из организма? Какие системы будут участвовать при этом?

    VII. Итог урока. Домашнее задание изучить параграф учебника, закончить задания в тетради.

    Теперь, ребята, наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось подвести итоги. Ещё раз вспомните, какие цели вы ставили перед собой на сегодняшний урок и проанализируйте, достигли ли вы этих целей.  Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

    Хотелось бы закончить наш урок словами: «Великие люди всегда были воздержанными в еде».  Оноре де Бальзак

    Спасибо всем за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты по теме: «Энергетический обмен. Гликолиз. Дыхание».11 класс

    Тесты по теме "Энергетический обмен" 11 класс...

    презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"

    Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....

    Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен.

    Конспект занятия. Понятие "обмен веществ", этапы пластического обмена....

    ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

    Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...

    Учебное занятие: "Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ и энергии. Правильное питание"

    Я предлагаю занятие, на котором старшеклассники учатся применять знания, полученные на уроках по биологии. Тема правильного питания является востребованной в наши дни, поэтому ребята с удовольствием г...

    Урок по теме "Пластический и энергетический обмен"

    Урок по теме "Пластический и энергетический обмен"...