конспект урока "Обмен веществ. Энергетический обмен."
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Урок для 10 класса. Базовый уровень. Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по теме
«Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен»
Задачи урока:
Образовательная. Расширить у учащихся знания об обмене веществ и энергии, полученные в 9 классе; ознакомить с разделением обмена веществ на пластический и энергетический; раскрыть особенности процессов метаболизма.
Развивающая. Развивать умение сравнивать реакции пластического и энергетического обменов и умение раскрывать взаимосвязь между ними; развивать внимание, память, наблюдательность и уверенность в своих взглядах.
Воспитательная. Воспитывать в понимании учеников понимание того, что все живые системы связаны между собой посредством обмена веществ и энергии и окружающей средой.
Тип урока – углубление ранее полученных знаний
Методы – беседа, работа с учебником, работа в парах
Ход урока.
- Орг. Момент – приветствие, настрой.
- Контроль – опрос по особенностям строения клеток растений, животных, грибов, бактерий.
- Актуализация. Клетка - наименьшая структурная и функциональная единица живого, которая сложилась исторически. Какие важнейшие процессы делают клетку единым целым? Обмен веществ.
Каковы функции обмена веществ? Обеспечение клетки энергией и строительным материалом.
Что является источником энергии для жизнедеятельности клетки? Пища.
Формулируем тему.
- Изучение нового. Беседа с пояснениями учителя.
- Большинство клеток тела и организмы принадлежат к открытым биологическим системам. Их существование возможно лишь благодаря поступлению в них из внешней среды питательных веществ, их преобразований и вывода наружу продуктов жизнедеятельности. Совокупность этих процессов называется обменом веществ или метаболизмом. Обмен веществ - общее свойство, характерное для всех живых организмов, заключающийся в обмене веществами, энергией и информацией со средой.
- Условно обмен разделяют на две части - внешний обмен, осуществляемый через поверхностный аппарат и внутренний обмен - метаболизм.
Обмен веществ разделяют на два взаимосвязанных процесса:
- анаболизм (ассимиляция), протекающая с затратами энергии;
- Катаболизм (диссимиляция), протекающая с освобождением энергии. - Благодаря процессам обмена веществ и превращения энергии обеспечивается поддержание гомеостаза за изменений условий окружающей среды. Поддержание гомеостаза - необходимое условие нормального функционирования любой биологической системы.
- Условия, в которых протекают реакции метаболизма. Значение ферментов и особенности их функционирования. (работа с учебником, с.82 – выписать условия, в которых работают ферменты)
- Энергетический обмен. –что это? (записать в тетради)
- Постановка учебной задачи. Нам предстоит изучить эффективность энергетического обмена в анаэробных и аэробных условиях, нарушения энергетического обмена и с чем они связаны, что составляет основу энергетического обмена в живых клетках?
- Энергетический обмен у аэробов происходит в три этапа: подготовительный, бескислородный и кислородный. Организм животных и человека получает готовые органические вещества с пищей. Пищеварение, транспортировка питательных веществ и кислорода есть лишь подготовительная фаза обмена веществ. Создание специфических для организма веществ и структур, как и биологическое окисление органических веществ, обеспечивающих организм энергией, происходит в клетках тела и осуществляется по программе, заложенной в их наследственном аппарате.
Какие процессы должны произойти с органическими веществами, чтобы они могли включиться в обмен? На этот вопрос и многие другие вы найдёте ответ в учебнике, прочитав подготовительный этап (стр. 84) – затем обсуждение и краткая запись.
На подготовительном этапе, который происходит в желудочно-кишечном тракте и лизосомах клеток, высокомолекулярные органические соединения под действием пищеварительных ферментов распадаются до более простых веществ. Углеводы расщепляются в ротовой полости в присутствии ферментов – амилазы и мальтазы до глюкозы. Условия расщепления - температура 36,6 градусов, pH - слабо-щелочная. Белки в желудке в присутствии фермента пепсина расщепляются до аминокислот. Условия расщепления - температура 36,6 градусов, pH – cлабокислая. Липиды в двенадцатиперстной кишке расщепляются в присутствии фермента липазы до глицерина и высокомолекулярных жирных кислот. Нуклеиновые кислоты в присутствии фермента нуклеазы расщепляются до нуклеотидов. Нерасщепившиеся органические вещества продолжают расщеплятся в тонком кишечнике. В ходе этих реакций энергии выделяется мало и она рассеивается в виде тепла. Вещества, образующиеся на 1 этапе вступают в пластический обмен. Так из аминокислот, которые образуются при расщеплении белков, образуются свойственные для данного организма белки.
- II этап энергетического обмена (бескислородный) (Рассказ учителя) Важнейшим на бескислородном этапе энергетического обмена является расщепление в клетках молекул глюкозы путем гликолиза на две молекулы пировиноградной (С3Н4О3) или молочной кислоты (С3Н6О3) в мышечных клетках.
С6Н12О6 + 2АДФ + 2Н3РО4 → 2С3Н4О3 + 2АТФ + 2Н2О
В процессе распада глюкозы участвуют 13 различных ферментов, фосфорная кислота и АДФ. При гликолиза выделяется 200 кДж энергии. 84 кДж используется на синтез 2х молекул АТФ, а остальные (116 кДж) используется в виде теплоты.
Значение гликолиза: организм получает энергию в условиях дефицита кислорода.
В результате бескислородного расщепления глюкозы образуется 2 моль АТФ. Организм на втором этапе диссимиляции начинает запасать энергию. Если есть О2, то пировиноградная кислота поступает в митохондрии, где происходит её полное окисление до СО2 и Н2О и происходит III этап энергообмена – кислородный.
- III этап энергетического обмена.( кислородный или клеточное дыхание)
(Рассказ учителя) На III этапе происходит полное окисление продуктов бескислородного этапа до СО2 и Н2О с выделением большого количества энергии в виде АТФ на внутренней мембране митохондрий - матриксе под действием ферментов крист. В процессе клеточного дыхания при полном окислении 1 моль глюкозы до СО2 и Н2О образуется 38 моль АТФ (2 моль в процессе гликолиза и 36 моль в процессе клеточного дыхания в митохондриях)
2С3Н6О3 + 6 О2 + 36 АТФ + 36 Н3РО4> 6 СО2 + 42Н2О + 36 АТФ
Полное расщепление глюкозы:
С6Н12О6 + 6О2 + 38 АДФ +38 Ф.> 6СО2 + 6Н2О + 38 АТФ
- Характеристика анаэробного гликолиза (обсуждениев парах,формулирование определения брожения)- энергетический процесс у анаэробов происходит в два этапа – подготовительный и бескислородный. На I этапе органические вещества расщепляются до более простых. Энергия при этом выделяется. На втором этапе происходит кислородное дыхание или брожение. У анаэробов глюкоза на втором этапе расщепляется в присутствии ферментов до ПВК. Бактерии молочно-кислого брожения превращают углеводы (молочный сахар) в молочную кислоту, молоко – в кефир. У дрожжевых грибов молекула глюкозы без О2 превращается в этиловый спирт и углекислый газ (спиртовое брожение).
С6Н12О6 + 2Н3РО4 +2 АДФ > 2C2Н5ОН + 2 СО2 + 2АТФ +2 Н2О Эффективность анаэробного гликолиза низкая - 2 моль АТФ. Анаэробный гликолиз имеет очень важное значение, так как он позволяет клетке и организму в целом выжить даже при очень больших затратах энергии, в условиях острого дефицита О2.
- Закрепление. - опрос
1.Что такое анаболизм?
2. Что происходит с энергией во время анаболизма?
3. Что такое катаболизм?
- На первом этапе энергетического обмена белки распадаются - до…, жиры - до …, углеводы – до….
- Что происходит на втором этапе энергетического обмена?
- Какие материалы образуются на третьем этапе энергетического обмена и где они используются?
VI. Домашнее задание – сообщения в тетради «Виды брожения и их применение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока биологии в 8 классе "Роль витаминов в обмене веществ человека"
План- конспект урока, для учащихся 8 класса. Урок может быть проведен как с использованием ИКТ, так и в традиционной форме....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-162983-1707134986.jpg)
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-313216-1381430352.jpg)
Конспект урока "Энергетический обмен"9 класс
Конспект урока по биологии по теме "Энергетический обмен" ориентирован на использование УМК Сонина Н.И., содержит перечень используемых на уроке ЭОР...
Конспект урока "Обмен веществ и энергии"
Дана разработка открытого урока по биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-370147-1387388178.jpg)
«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»
Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...
конспект урока немецкого языка "обмен школьниками"
конспект урока для 8 класса по теме "Обмен школьниками" с универсальными учебными действиями.Описаны этапы урока...