Учебное занятие: "Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ и энергии. Правильное питание"
план-конспект занятия по биологии (10 класс) на тему

Я предлагаю занятие, на котором старшеклассники учатся применять знания, полученные на уроках по биологии. Тема правильного питания является востребованной в наши дни, поэтому ребята с удовольствием готовятся к подобным урокам. Успеть за час с небольшим  побыть психологом, физиологом,биохимиком, попробовать составить свой рацион питания -  всегда вызывает активность учеников, желание узнавать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilnoe_pitanie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение: МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2» ст. Григорополисская, Ставропольский край

Учитель: Сотникова Элеонора Сергеевна

Тема:  Пластический и энергетический обмен – две стороны единого  процесса  обмена  веществ  и энергии. Правильное питание.

Класс: 10

Продолжительность занятия: 85 мин.

Интегрированные предметы: биология, химия, физика, психология

Цели:

Образовательные:

  1. Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Энергетический и пластический обмен»;
  2. Повторение свойств белков, жиров, углеводов;
  3. Повторение Первого закона термодинамики;
  4. Развитие умения систематизации изученного материала, выделение общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий и процессов;
  5. Формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни;
  6. Формирование заинтересованности учащихся в расширении своих знаний и умений.

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;
  2. Развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.

Воспитательные:

  1. Формирование умения работать в группах и самостоятельно, принимать решения и делать выводы;
  2. Воспитание устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
  3. Осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме.

Задачи:

  1. На основе полученных знаний  по теме «Метаболизм»  осознать, что вкладывается в понятие «здоровое правильное питание»
  2. Ввести понятия пищевой и энергетической ценности продуктов. Определить, каким продуктам стоит отдавать предпочтение при составлении рациона питания.
  3. Сделать выбор в пользу улучшения качества своей жизни, основным компонентом которой является правильное питание.

Оборудование:

компьютер,  интерактивная доска, мультимедийный проектор; на столах: листы  для составления меню дня, справочный материал: пищевая и энергетическая ценность продуктов; продукты питания в упаковках с указанием их пищевой и энергетической ценности.


Ход занятия.

Учитель:

- Человек может знать многое, но не всегда готов применить эти знания в решении своих жизненных проблем. Знание, которое не используется, мертво и бесполезно. Поэтому актуальность нашего сегодняшнего урока заключается в практическом применении знаний, полученных на прошедших уроках, приобщению к науке и использованию полученных результатов для собственного самоосознания и саморазвития себя как личности.

- Какие последние темы были нами рассмотрены на уроках?

Ученики:

-Пластический и энергетический обмены.

Учитель:

-Связаны ли эти два процесса в живых организмах?

Ученики:

-Конечно!  Пластический и энергетический обмен –  это две стороны единого процесса обмена веществ и энергии в живых организмах.  Они происходят одновременно и  тесно взаимосвязаны. Продукты реакций пластического обмена рано или поздно вступают в реакции энергетического обмена и наоборот (Слайд № 2)

Учитель:

-Давайте разберемся, какое значение  изученная тема имеет  для нас в каждодневной жизни.

На нашем уроке мы с вами будем  работать в группах:

1)Психологов (руководитель группы школьный психолог ____________)

2)Физиологов (руководитель группы учитель биологии ______________)

3)Биохимиков (руководитель группы учитель химии ________________ )

4)Физиков-теплотехников (руководитель группы учитель физики _______)

5)В группе «За правильное питание и здоровый образ жизни» (руководитель группы учитель биологии ___________)

Каждая группа занимает свои места за партами.

 ...Люди бывают разными. Высокими и низкими. Крупными и плотными. Толстыми и худыми, как скелеты.

Вот два  описания: (слайд №3)

1)Его звали Джонни Али. Огромный вес не позволял Джонни быстро передвигаться. Али весил полтонны, под ним трещал пол, он и умер от страха упасть с высоты в два метра, когда проломил половицы и висел на подмышках.

2) Наряду с толстяками существовали и люди-скелеты. Француз Клавдий Сеуарт, родившийся в 18 веке, был таким. Дудочки-руки и дудочки-ножки, обтянутые кожей, грудная клетка диаметром четырнадцать сантиметров производили удручающее впечатление. Кажется, дунь, и упадет на землю. А родители Клавдия были крепко сложены. Двадцативосьмилетний человек-скелет демонстрировал себя публике в Лондоне, остались его рисунки [1]

Как вы думаете, могут ли они сами быть виновны в такой нестандартной внешности.

Ученики высказывают свои мнения. Они различны.

Учитель:

-При всем разнообразии ваших мнений наметились два ответа:

1) Эти люди имеют серьезные заболевания, связанные с обменными процессами.

2)Эти представители человечества не пытались что-либо предпринимать, чтобы уменьшить или увеличить свой вес, то есть не пытались менять образ жизни.

Но действительно ли причина  в «испорченном» обмене веществ? Или полнота одних и худоба других обусловлена какими-то иными причинами? Например, образом жизни, продуктами питания. Вопросы не праздные. От того, насколько правильный ответ нам удастся сегодня найти, зависит эффективность наших практических навыков.

Для того, чтобы разрешить эту дилемму, первое слово предоставляется группе психологов (Приложение №1, слайды № 4,5)

Вывод группы психологов напрашивается сам по себе: человек удовлетворяя свои  потребности, в том числе и  в еде, желает готовить себе пищу, которая будет и с приятным запахом, и очень вкусная, что «пальчики оближешь»! Это норма нашей жизни. Голодание – не есть норма или удовлетворение потребности. Так живет человеческое общество.

- Учитель:

А как раз физиологи и есть те люди, которые много могут поведать о том, как «живет и работает» человеческий организм, удовлетворяя свои потребности.

 Слушаем группу физиологов. (Приложение №2, слайды № 6 - 10)

Общий вывод группы физиологов: процент людей, страдающих заболеваниями обмена веществ, наследственными заболеваниями, влияющими на изменение веса, достаточно мал.

-Учитель

Работа физиологов принесла нам первый результат. А теперь, ребята, мы должны задуматься, как относиться в таком случае друг к другу, если мы такие разные.

Послушайте рассуждение ученицы __________   по поводу веса и вида людей (выступление ученицы из группы психологов):

-Я часто замечала следующее:

Если человек худой, то его могут обозвать, например, спичка.

Если упитанный, то – булочка или пампушка.

Свои мнения некоторые спешат высказать вслух.  Но ведь это неправильно. Вы со мною согласны?

Ребята высказывают свои мнения.

Заключение делает группа психологов.

- «Толерантность» - принцип отношения Человека к Человеку. Вы интолерантны, если не понимаете и не принимаете индивидуальность другого человека, если используете только себя в качестве эталона, если стремитесь перевоспитать, переделать партнера. Стремитесь быть толерантным. Вырабатывайте в себе терпимость  и умение скрывать или сглаживать неприятные чувства  по отношению к другому человеку. Пытайтесь всегда понять другого человека, убедить его [9]

Учитель:

- А теперь давайте рассмотрим ваше второе мнение. Вы высказали, что на вес человека оказывает влияние то, чем и как он питается, а так же его образ жизни. На столах у вас лежат продукты, купленные в магазине «Магнит»: пакетики с крупами, стаканчики со сметаной, баночки с рыбными консервами, колбасные изделия. А так же ваши перекусы – чипсы, хот-доги, шоколадки, пицца.  Посмотрите и скажите, что общего в упаковках  всех этих продуктов.

Ученики:

-На упаковке любого продукта указан состав, пищевая и энергетическая ценности.

Учитель:

Как вы думаете, а зачем?

Ученики высказывают свои мнения. Идет обсуждение.

Учитель:

-А теперь, чтобы обобщить ваши мысли и сделать правильный вывод, мы послушаем группу биохимиков о пищевой ценности продуктов. Но прежде, давайте мы с вами в группах попробуем составить меню одного дня и убедимся, как мы удовлетворяем свои потребности в пище. На листе №1 дан перечень блюд. Сформируйте меню на день, используя этот перечень. Впишите его в лист «Примерное меню группы __________» Группы приступают к работе.

Выступление группы биохимиков (Приложение №3, слайды № 11-22)

Учитель:

- Спасибо биохимикам. Перед  выступлением группы биохимиков  вы составили меню на один день с учетом перекусов. А теперь подсчитайте с помощью листа №2, который у вас на столе, количество белков, жиров и углеводов в вами предложенных блюдах.

Затем, представитель каждой группы заполняет от руки написанную таблицу на электронной доске. Записывают суммарное количество белков, жиров и углеводов карандашом определенного цветом.

Числа получаются разными. И возникает вопрос: чьё меню научно (хотя бы приближено) выстроено правильно? Ребята высказывают свои мнения. И приходят к выводу, что необходимо обратиться к энергетической ценности продукта. Находим на этикетках продуктов обозначение их калорийность.

Учитель:

-  Редко кто из современных людей хоть раз в своей жизни не задумывается о калорийности того или иного продукта. Давайте задумаемся и мы. Предлагаем вам разобраться в этом вопросе вместе с физиками.

 Выступление группы физиков (Приложение №4, слайды № 23-28)

Учитель:

- А сейчас давайте обратимся к вашему меню на день. Посмотрите лист №3 с калорийностью продуктов.  Проставьте и выясните, сколько вы употребляете в день калорий. Сравните с предлагаемой  цифрой, физики написали ее на доске. Сделайте вывод!

Учитель:

-В разговор вступает группа « За правильное питание и здоровый образ жизни»

Выступление группы «За здоровый образ жизни и правильное питание» (Приложение №5, слайды № 29-35, ролик, сделанный ребятами)

Во время выступления группы идет диалог с ребятами и учителем

Совместно с учителем выясняем количественные отношения углеводов, белков и жиров.

Учитель:

-Обратите внимание на свое меню. И вернитесь к массам белков, углеводов и жиров, которые  вами уже вычислены. А теперь выясните,  соблюдается ли в вашем меню  отношение 4:1:1

Подведите итог в группе:

1) по количеству и отношению белков, жиров, углеводов в пищи;

2)количество калорий, употребляемых в день.

Записывают на электронной доске.

Идет обсуждение. Выясняется, что отношение 4:1:1 не соблюдается. Углеводов употребляется больше. Почему?

Далее группа говорит об углеводах и сахаре как чистом продукте. Показывают сценку (видео)

Учитель:

-А теперь давайте подведем итог.

Первое: зачем необходимо знать пищевую и энергетическую ценность продуктов? (Обсуждение)

Второе: давайте внесем коррекции в ваше меню.

Какие бы продукты вы убрали из своего меню, а какие бы внесли?

Нужны ли такие перекусы, которыми вы пользуетесь каждый день на переменах в школе? Чем бы вы заменили кока-колу?

На слайде примерное меню, предложенное ВОЗ.

Примерное меню: (слайд №32)

К сожалению, в наше время – время, когда со всех экранов телевизоров и рекламных щитов на нас смотрят жирные гамбургеры и пиццы, газированные напитки и сладости, когда еду не нужно добывать самому, крайне тяжело вернуть людям правильное отношение к еде в целом и к тому, что они едят, в частности [32]

Каждая группа говорит поговорки, заготовленные заранее, а на слайдах (32,33) реклама физкультуры и спорта, режима дня и активного образа жизни.

Какова еда и питье – таково и житье.

Ешь правильно – и лекарство не надобно.

Через рот 100 болезней входит.

Самые точные часы – желудок.

Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.

Много есть, не велика честь.

Покуда ем так и глух и нем.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Рефлексия.

В конце занятия  было высказано предложение: на основе прошедшего урока провести внеклассные мероприятия в младших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»

Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ   по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен.

Конспект занятия. Понятие "обмен веществ", этапы пластического обмена....

ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...

Урок по теме: "Энергетический обмен. Питание клетки."

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Энергетический обмен. Питание клетки."...

конспект урока "Обмен веществ. Энергетический обмен."

Урок для 10 класса.  Базовый уровень. Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В....