Культурологическое воспитание в процессе изучения биологии
статья по биологии на тему

Антонов Сергей Николаевич

Сейчас в год культуры и при общем снижении уровня культуры эта тема актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_prezentatsii_konflikty_i_kultura_ikh_razresheniya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЛИКТЫ И КУЛЬТУРА ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

12.1. Конфликты: понятие и классификация

В словарях обыкновенно конфликт (от лат. сonflictua) определяют как столкновение сторон, мнений, сил. Следует заметить, что само наличие разнообразных, в том числе и противоположных сторон, мнений, сил не означает, что они обязательно должны конфликтовать. Конфликт появляется лишь тогда, когда они сталкиваются. Да и столкновение не всегда приводит к конфликту. Конфликт становится реальным, когда в действие вступают эмоции (враждебность, агрессивность). Опять же эмоции должны быть осознаны, что предполагает поиск ответов, по крайней мере, на три вопроса. Кто же противник? Почему возникла враждебность? Что с этим делать? Таким образом, составными частями конфликта выступают: столкновение, враждебность, осознание враждебности.

Здесь и в нижеследующем тесте под конфликтом мы будем понимать воспринимаемую несовместимость действий или целей, которые почти всегда сопровождаются острым эмоциональным состоянием.

Классификации конфликтов многообразны. Всё зависит от того, что берется в качестве критерия выделения типов. Если в качестве критерия возьмем широту конфликта (количество вовлеченных в конфликт людей), то получается следующая «картинка»:

 

«Эго-конфликты»

Межличностные

Социальные

(групповые)

Мотивационные

Ценностей

Интересов

Когнитивные

Интересов

Ценностей

Ролевые

Из-за нарушения норм, правил поведения

Идентификации

 

«Эго-конфликты» представляют собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема.

Мотивационные «Эго-конфликты» имеют место тогда, когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимно исключающими альтернативами (феномен «Буриданова осла»). Возможна ситуация выбора и между двумя равно непривлекательными альтернативами, которая также чревата возникновением мотивационного конфликта. Иногда в случае неудачного брака мужчине приходится решать: либо поддерживать тягостные семейные отношения, либо расстаться с ребенком, общение с которым в случае развода будет затруднено. Возможна также ситуация выбора между в равной мере и привлекательными и непривлекательными возможностями. Иногда выпускнику университета приходится выбирать: либо соглашаться на денежную (доходную), но не интересную работу, либо соглашаться на работу «для души», которая, увы, оплачивается незначительно.

В основе когнитивного «Эго-конфликта» лежит противоречие между несовместимыми представлениями. Некто, с кем вы дружите, совершает поступок, который несовместим с вашими представлениями о дружбе. И тогда возникает противоречие представлений («когнитивный диссонанс»): «он мой друг, но друзья так не поступают».

Ролевые конфликты возникают тогда, когда ролевые позиции и соответственно ролевое поведение несовместимы и превращаются в серьезную психологическую проблему. Например, возможно напряжение, перерастающее в конфликт между профессиональной ролью и ролью матери.

Межличностные конфликты – это ситуации, в основе которых противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения. Межличностные конфликты различаются тем, какие именно проблемы затрагиваются возникшими противоречиями.

Ценностные межличностные конфликты могут возникнуть между индивидами с противоположными представлениями, имеющими особо значимый, смыслообразующий характер (нравственные убеждения, политические взгляды, религиозная вера). Необходимо отметить, что различия в ценностях не всегда ведут к конфликтам. Конфликт ценностей возникает тогда, когда одна из сторон начинает навязывать свои взгляды другой стороне, что часто в силу особой значимости ценностей воспринимается как посягательство на личность.

Межличностные конфликты интересов – ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Такого рода конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей, между приятелями по поводу проведения досуга. Разновидностью межличностных конфликтов интересов являются ресурсные конфликты, когда участники претендуют на один и тот же ресурс (финансы, должность и т.п.).

Межличностные конфликты довольно часто возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия (норм этикета или договорных обязательств).

Социальные конфликты интересов - отношения между социальными группами, имеющими несовместимые цели. Типичными для такого рода конфликтов являются трудовые споры между работодателем и наемным работником.

Социальные конфликты ценностей – отношения между социальными группами, исповедующими несовместимые ценности. Типичными для такого рода конфликтов являются межконфессиональная вражда и политическое противостояние.

Социальные конфликты идентификации – отношения между индивидами, испытывающими обостренное чувство принадлежности к определенной социальной группе. Типичными для такого рода конфликтов являются национальная вражда и межкультурные конфликты.

Представленную «картинку» типов и подтипов конфликтов следует дополнить следующим  замечанием. Любая классификация условна, не является исключением и классификация конфликтов. В самом деле, почти каждый «Эго-конфликт» имеет свойство «выплескиваться» на окружающих и вполне вероятно, что он перерастет в межличностный. В любом межгрупповом конфликте участвуют конкретные люди, и тогда социальный конфликт принимает форму межличностного.

 

12.2. Естественные (природные) причины конфликтов.

Текст данного раздела основан исключительно на работах Конрада Лоренца (1903-1989 гг.), австрийского биолога, лауреата Нобелевской премии 1973 года за исследования агрессии. К.Лоренц – основатель этологии, науки о поведении животных. Человеческое поведение, в том числе и агрессивность, рассматривается в его работах с позиций этолога.

Основная идея. Общественная жизнь человека обусловлена двумя факторами: инстинктами и культурой. Причем они находятся во взаимодействии. Инстинкты и культура образуют самую сложную систему, какую можно себе представить. Формы собственно человеческой (социальной, культурной) агрессивности возникают как результат эволюционного развития видов. Для того чтобы наглядно показать эту эволюцию, К.Лоренц выделяет четыре типа общественной организации: анонимная стая, общественный порядок без любви, союз (большая семья), общественная организация, основанная на узах личной дружбы и любви. Эти четыре типа различаются по степени возрастания агрессивности поведения от менее выраженного в анонимной стае к более выраженному в общественной организации, основанной на узах личной дружбы и любви.

Анонимная стая самая примитивная форма сообщества. Особи данного вида реагируют друг на друга сближением (насекомые, улитки, косяки рыб). Для таких стайных существ характерно отсутствие  какой-либо агрессивности, а вместе с тем и какой-либо личной привязанности. Связь между личной привязанностью и агрессивностью закономерна. Мы ее увидим во всех типах общественной организации. Общественный порядок без любви имеет место тогда, когда особи соединяются на долгое время и даже на всю жизнь без возникновения личных связей (ящерицы, утки-кваквы, аисты). При таком порядке агрессия наблюдается, но она случайна.

Союз (большая семья) представлена в природе крысами. В таком союзе имеет место борьба одного сообщества с другим при полном отсутствии агрессии внутри стаи.

Общественная организация, основанная на узах личной дружбы и любви – это то сообщество, где основополагающим принципом существования является агрессия. Обратите внимание: вышеупомянутая закономерность в данном типе организации, к которой относится и человек, проявляет себя в полной мере. Где дружба и любовь, там и агрессия, причем внутривидовая агрессия.

К.Лоренц внутривидовую агрессию определяет как первичный инстинкт, направленный на сохранение вида. И как таковая внутривидовая агрессия выполняет следующие функции:

1.       Равномерное распределение особей данного вида по его жизненному пространству, для чего существует маркировка в виде либо цвета, либо запаха, либо звука, либо символа (у человека).

2.       Половой отбор, который осуществляется в поединках, когда отбираются наиболее перспективные с точки зрения потомства самцы.

3.       Защита «семьи», охрана потомства. В тех сообществах, где о потомстве заботится один пол, он как раз и наиболее агрессивен.

4.       Поддержание рангового порядка, когда каждый из совместно живущих знает, кто сильнее его, а кто слабее, так что каждый может без борьбы отступить перед более сильным. Благодаря этой функции появляются элементы наущения, приобретает ценность индивидуальный опыт, а значит и особи преклонного возраста.

Важно отметить: внутривидовая агрессия у животных не преследует цели уничтожения собрата по виду, а существует исключительно для сохранения и укрепления вида.

 Инстинкт агрессии полезен и необходим, - пишет К.Лоренц, но одновременно и опасен. Механизм торможения как раз и служит для того, чтобы свести на нет эту опасность. Причем, чем действеннее естественное оружие, которым располагает вид, тем действеннее, надежнее механизм защиты. Аналогичным образом формируется и механизм торможения агрессии в культурно-историческом развитии народов. К механизмам торможения относятся все табу, законы на скрижалях Моисеевых у иудеев, трубка мира у североамериканских индейцев. Когда мы входим в комнату, то вежливым взглядом или жестами даем понять, что приняли к сведению других, т. е. выполняем некий ритуал, предотвращающий возможную враждебность.

Однако, природа, изобретя такой механизм, не может позволить в целях сохранения вида снизить накал агрессии, посему использует эту энергию. Везде, где наблюдается ритуал умиротворения, выявляется связь с индивидуальностью партнера, возникают различия между «своим» и «чужим», появляется дружба и любовь.

Необходимо отметить, что наблюдаемое сходство поведения человека и животного может быть лишь функциональным, формальным, но, отнюдь не сущностным. У человека ритуалы и символы не коренятся в наследственности, а передаются традицией. Каждое новое поколение, каждый индивид должен их освоить заново путем обучения. Вот почему у человека такой длинный период первичной социализации. В этом смысле у животных нет символов, а научение ограничивается самыми простыми вещами.

Эти особенности Homo sapiens, по мнению К.Лоренца, предопределили особенности человеческой агрессии. У человека отсутствует достаточно сильное оружие, принадлежащее телу, с помощью которого он мог бы убивать крупных животных. В силу этого у него нет и тех механизмов торможения, которые удерживают “хищников” от применения естественного оружия против собратьев по виду. “Естественную беспомощность” человек компенсирует разумом, с помощью которого изобретается и производится искусственное оружие. Тогда нарушается равновесие между сравнительно слабыми запретами и сравнительно слабыми возможностями. Восстановить утраченное равновесие призвана мораль как система представлений о должном поведении. Но она, увы, консервативна по сути своей. Разум же продолжает неустанно с нарастающей скоростью изобретать все более «дьявольские» способы убийства своих соплеменников.

Теперь над филогенетически возникшим организмом с его врожденными инстинктами возвышается Монблан культуры. С его высоты природа человеческая кажется чем-то мелким и незначительным, чем можно пренебречь или отнести к явлениям культуры. Между тем «природа» никуда не исчезает и не может исчезнуть. К.Лоренц, в частности, описывает феномен «боевого энтузиазма», ошибочно относимый к культуре и, считающийся проявлением морали. В действительности человеком в этом случае владеет внутривидовая агрессия в ее древнейшей несублимированной форме. Недаром при воодушевлении по спине пробегает «священный трепет», осанка становится напряженной, голова гордо поднимается, а подбородок вытягивается вперед, куда-то исчезают разум и мораль. И тогда человек готов калечить и убивать своих собратьев по разуму. Правда, его действия могут быть оправданы, он даже может стать национальным героем, получать награды, оставить о себе память, оказаться образцом для подражания.

 

12.3. Социопсихические причины конфликтов.

К социопсихическим причинам конфликтов относится агрессия, как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия существует в двух видах: враждебная, побуждаемая злостью, и являющаяся самоцелью, и инструментальная, являющаяся средством достижения какой-либо цели (например, захват заложников). Враждебная агрессия может быть спровоцирована рядом факторов. К таковым относятся, во-первых, группа факторов биологического ряда: алкогольное опьянение, которое изменяет химический состав крови и легко запускает агрессию; тестостерон (мужской половой гормон), предопределяющий телесное возбуждение, а вместе с тем агрессивность юношей; так называемые аверсивные случаи (боль, жара, теснота).

Агрессия может быть спровоцирована влиянием группы. Такого рода провокация не столь очевидна, кому хочется признаваться в таком влиянии. Но оно есть, что доказал эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо в 1970 году на факультете психологии Стэндфордского университета. С помощью тестов были отобраны 24 студента. Они не имели каких-либо выраженных черт агрессивности, не были склонны к противоправному жестокому поведению, интеллект имели не ниже среднего. С помощью жребия была образована группа «охранников» и группа «заключенных». Были определены общие условия игры в тюрьму, которые никак  не толкали  участников к жестокости и противоборству. В первый день опыта атмосфера была веселая и дружеская, люди не принимали игру  всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта. Они протестовали против тюремных колпаков, что им выдали вместе с тюремной робой. «Надзиратели» упорно заставляли их непременно носить. «Тюремщики» стали применять силу, зачинщиков бросили в карцер. Игра пошла всерьез. «Заключенные» почувствовали себя униженными и подавленными. «Тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ее. Их обращение с «заключенными» стало грубым и вызывающим. События дальше разворачивались по классическому сценарию эскалации конфликта, и Ф. Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели.1

Агрессия может быть спровоцирована влиянием авторитета. Здесь мы опять обратимся к классическим экспериментам. Стенли Милграм  в 1965 и 1974 годы проводил эксперименты, целью которых  было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести. Два человека приходят в психологическую лабораторию Йельского университета. Суровый экспериментатор объясняет, что испытываются новаторские методы эффекта наказания при обучении. Для эксперимента требуется, чтобы один из испытуемых обучил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности. Устраивается дело так, что «ученик» является «подсадным», а «учитель» приходит по объявлению в газете. Экспериментатор привязывает “ученика” к креслу и закрепляет электрод у него на запястье. “Учитель” занимает свое место перед генератором тока с переключателями в диапазоне от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. Экспериментатор приказывает «учителю» переключать генератор на одну ступеньку выше всякий раз, когда «ученик» дает неверный ответ. Если испытуемый уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как «ученик» стонет на 75, 90 и 105 вольтах, взывает прекратить эксперимент при 150 вольтах, кричит при 270 вольтах и замолкает после 330 вольт. С. Милграм проводил эксперимент с 40 мужчинами различных профессий, в возрасте от 20 до 50 лет. В результате 25 из них (63%) дошли до полных 450 вольт. Всего же было проведено более двух десятков экспериментов с участием до 1000 человек, и такая картина всегда подтверждалась.

Чем же вызвано подчинение? Было выяснено, что решающими факторами оказались: эмоциональное удаление от жертвы и близость к легитимному авторитету.2

Агрессия может быть вызвана научением. Основной источник научения агрессии – семья. Родители, добиваясь послушания с помощью окриков, шлепков, подзатыльников дают урок агрессии. Там же в семейном кругу постоянно включен телевизор, который часто считают «учителем» агрессивного поведения. Однако проведен не один эксперимент, которые так и не выявили прямой зависимости между просмотром телепередач со сценами насилия и агрессивным поведением. Хотя относительно малых детей с несформировавшейся психикой и людей с больной психикой это влияние очевидно.

    К социопсихическим причинам конфликтов относится также предрассудок, то есть заведомое осуждение человека исключительно на основании его идентификации с некой группой. Предрассудок это чувство неприязни по отношению к человеку непохожему на тебя по цвету кожи, или по национальности, или по культурным навыкам, или по принадлежности к полу. Предрассудок это стереотип, то есть стремление к неоправданно широкому обобщению. К примеру: французы легкомысленны, русские ленивы, студенты тупые, мужчины козлы, женщины стервы и т. д. и т.п. Предрассудок это дискриминация, неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам. Чаще всего встречается дискриминация в форме расизма, национализма, сексизма.

    Предрассудки – отнюдь не плод больной психики, либо дурного воспитания. Социальным источником предрассудков является реально существующее в обществе неравенство статусов: хозяина и наемного работника, господствующего этноса и национального меньшинства, мужчины и женщины. Предрассудок помогает оправдать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Эмоциональным источником предрассудков является испуг и неопределенность, возникающие в результате фрустрации. Такое эмоциональное состояние ведет к так называемой «смещенной агрессии», поиску «козла отпущения», то есть поиску виноватого. Очень часто погромы есть следствие уязвленного самолюбия. Когнитивные источники предрассудков также естественны как социальные и эмоциональные. Это иллюзия восприятия. Нам свойственно сводить сложные взаимосвязи к более простым. Нам кажется, что «чужие» все на одно лицо. При скверном настроении или плохом самочувствии «другие» воспринимаются негативно. Нам представляется, что «мир справедлив» и потому люди имеют то, что имеют. Если кого-то преследуют несчастья в силу неблагоприятного стечения обстоятельств, то не может быть, чтоб он не был виноват.

 

12.4. Психологические типы и конфликты.

Здесь излагается теория психологических типов К.Юнга (1875-1961), рассмотренная под углом зрения межличностных конфликтов. К.Юнг выделил восемь типов, предложив их классифицировать по четырем функциям психики: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из этих функций может проявляться в двух направлениях: как экстравертированная и интровертированная. Деление на экстравертов и интровертов наиболее грубое, приблизительное «деление» человечков. Это «крайние типы».

У экстраверта интерес направлен на объект (внешнее по отношению к нему), который  действует на субъекта подобно магниту, притягивает внимание, определяет судьбу. Экстраверт выбирает занятия, дающие возможность проявить себя с учетом места и времени. Экстраверт обладает такими чертами: желание влиять на других и демонстрировать себя, находить удовольствие в суматохе и шуме. Он открыт и отзывчив.

У интроверта, наоборот, интерес отвращен от объекта и направлен на собственную психику. «Я» является центром всех интересов. Внешнее для такого типа имеет второстепенное значение. Значимым для него являются переживания, которые вызвал объект. Интроверт обладает такими чертами: имеет мощную оборонительную систему, чтобы отсиживаться внутри себя, для него является сущим удовольствием раздумывать о самом себе, он негативно относится к большим шумным компаниям, обидчив и раздражителен, замкнут, пуглив, неуклюж.

Необходимо отметить, что вертность не объясняет индивидуальной психики. Это ведь «крайние типы». Примерно до половины людей несут в себе черты и той и другой вертности. В случае если перед нами ярко выраженная по вертности личность, то, как правило, неизбежны конфликты её со своей противоположностью.

Как уже было сказано, К.Юнг выделяет психологические типы по четырем основным психологическим функциям. Мышление – функция интеллектуального познания и формирования логических умозаключений. Чувство – функция субъективной оценки, функция души. Ощущение (сенсорика) – функция восприятия с помощью чувственных органов (слуха, осязания, зрения, обоняния). Интуиция - функция восприятия с помощью бессознательного. Эти функции располагаются парами по признаку противоположности, что несет в себе элемент конфликтности. Мышление сосуществует со своей противоположностью – чувством. Сенсорика сосуществует со своей противоположностью – интуицией.

У человека доминирует только одна из четырех функций, она и относится к сознательной установке, только она является полностью сознательной и тем самым управляет волей. Остальные в той или иной мере подавляются, пребывают в полубессознательном или бессознательном состоянии. По доминирующим функциям различают логиков, этиков, сенсориков, интуитов, перспективно планирующих (рассудительных), импульсивных.1

Краткие характеристики людей по доминирующим функциям попарно наглядно выявляют потенциальную конфликтность.

Логики – люди, у которых эмоции мало заметны. Это не значит, что они не испытывают эмоциональных потрясений, они просто стесняются проявлять свои чувства. Этикам, наоборот, свойственно открыто выражать свои эмоции, что создает впечатление большой теплоты. Логик считает, что этик – размазня, не способный принимать твердые решения, не логичен и бестолков. Этики считают, что логики бессердечны, у них каменное сердце и ледяная кровь.

Сенсорики – практичны, доверяют здравому смыслу и своему опыту. Они точны в деталях и поклоняются «Его Величеству Факту». Интуиты заняты решением проблем, не относящихся к реальности, их не интересует ни прошлое, ни настоящее, привлекает лишь будущее. Они стремятся охватить все сразу, одним взглядом, построить систему, не вдаваясь в детали. Их привлекают метафоры, вымысел, они любят мечтать. Сенсорики считают, что интуиты люди легкомысленные и непрактичные. Интуиты же считают сенсориков медлительными, «капухами».

Рассудительные стремятся как можно быстрее принять решение, ориентируются на результат в установленные сроки. Импульсивные, наоборот, не стремятся принимать решения, а предпочитают подождать, собрать информацию. Такие не любят жестких сроков и какого-либо расписания. Рассудительные считают импульсивных медлительными, нерешительными, не имеющими целей. Импульсивные считают рассудительных неуступчивыми и склонными принимать поспешные решения.

Все вышесказанное есть теоретическая модель, на основе которой И. Майерс и К. Бриггс, а позднее Д. Кейрси был составлен опросник для определения 16 типов поведения. Популярность опросников велика, даже практикуется подбор супружеских пар по результатам ответов. В этой связи нужно иметь в виду, что никакой самый распрекрасный опросник не дает исчерпывающей характеристики личности. Кроме того, есть еще обстоятельства времени, места, окружения. Конкретный человек всегда богаче и сложнее любой теории.

 

12.5. Супружеские конфликты.

Супружеские конфликты порождаются тремя обстоятельствами:

1.       различными моделями поведения мужчины и женщины (гендерными различиями);

2.       «ошибками» при выборе спутника жизни;

3.       поведением в течение собственно супружеской жизни.

     Различные модели поведения мужчины и женщины (гендерные различия) часто являются причиной конфликтов, поскольку представители полов просто-напросто не понимают друг друга. Чтобы понять, надо знать типические различия, порождающие конфликты. Мужчины и женщины различаются по своему предназначению. Мужской пол обеспечивает изменчивость генофонда, что необходимо для эволюции вида и его приспособления к изменениям окружающей среды. Женский пол обеспечивает сохранение имеющегося генофонда, устойчивость и стабильность системы. Эти различия в предназначении полов проявляются как на физическом, так и психологическом уровне. Мужская часть человеческой популяции отличается большим разнообразием. На мужчинах природа экспериментирует, отбирая самое полезное для эволюции вида. И это полезное закрепляется в организме самок. Женщина должна выполнять сложную программу вынашивания и рождения потомства, поэтому её организм более устойчив, обладает повышенной степенью надежности. Женщины живут дольше, меньше подвержены серьезным заболеваниям (физическим и психическим). В тяжелой форме такие заболевания чаще встречаются у мужчин. На психологическом уровне различия проявляются в том, что женщина более консервативна, терпелива, способна к выполнению монотонной работы. Говорят, что мужчина живет в мире статусов, а женщина в мире близостей. В соответствии с этим первые борются за независимость, всячески оберегая свое достоинство, вторые – за сохранение и достижение эмоциональной близости, опасаясь, прежде всего, отторжения и изоляции. Мальчики в своих играх соперничают, определяя иерархию и свой статус в ней. Игры девочек чаще направлены на моделирование отношений, обычно не имеют жестких правил, критериев успешности и предполагают кооперацию.

    Нередко конфликты между мужчиной и женщиной возникают из-за принципиально различного понимания общения. Мужчина не любит вдаваться в «незначительные детали» при обмене информацией, считает это мелочью. Для женщины обмен мимолетными чувствами, деталями информации – средство и свидетельство достижения близости. Мужчина чаще сосредоточен на содержании разговора, реже возражает, не спорит по пустякам. Правда, слушает внимательно 10-15 секунд, а потом начинает слушать самого себя и мысленно искать, чтобы такое добавить к предмету разговора. Женщина больше внимания уделяет самому процессу общения, в результате скорее увидит собеседника как личность. Таковы лишь некоторые возможные источники «непонимания» мужчины и женщины, являющиеся потенциальными возбудителями конфликтов.

    Часто супружеские конфликты обусловлены личностно-психологической ориентацией. По мнению Э.  Фромма (1900-1980) следует различать тех, кто ориентирован на мать (матерински-центрированная личность), и тех, кто ориентирован на отца (отцовски-центрированная личность). В зависимости от этого при образовании супружеских пар возникают несколько вариантов отношений с различной степенью устойчивости.

    Вариант 1. Мужчина матерински-центрирован. Он нежен и обаятелен, жаждет опеки и тепла, ждет, чтобы им восхищались. Но при всем при этом он безответственнен. Женщина матерински-центрирована. Она стремится опекать и брать на себя ответственность. В браке такие женщины стремятся сделать мужчину своим ребенком, разыграть перед ним роль матери. Такой вариант достаточно устойчивый.

    Вариант 2. Мужчина отцовски-центрирован. Он сдержан, держит жену на расстоянии, стремится брать всю ответственность на себя. Женщина отцовски-центрированная жаждет опеки, тепла, восхищения. Она безответственна, ей нужна возможность капризничать как при отце. Такой вариант всем хорош. С одной стороны, стремление взять ответственность на себя, с другой – жажда опеки. Недостает лишь тепла и нежности. Этот вариант устойчив примерно на 50%.

    Вариант 3. Мужчина матерински-центрирован, а значит, жаждет опеки. Женщина отцовски-центрирована, а значит, сама жаждет опеки. И оба безответственны. Такой вариант неустойчивый.

    Вариант 4. Мужчина отцовски-центрирован, а значит, берет ответственность на себя и является (или считает сам себя) хозяином, главой семьи. Женщина матерински-центрирована, а значит, стремится опекать, брать ответственность на себя. При таком варианте основной вопрос супружеской жизни: «Кто в доме хозяин?»  Вариант крайне неустойчивый, чреватый конфликтами.

    Прежде чем перейти к изложению конфликтов в собственно супружеской жизни, нужно отметить, что социологи выделяют два типа семей: благополучные и неблагополучные. Неблагополучные подразделяются на кризисные, проблемные и конфликтные. Кризисная – когда потребности и интересы супругов противоположны и непримиримы ни при каких условиях. Выход из этой ситуации может быть только один – развод. Проблемная семья – когда возникает особо трудная жизненная ситуация (отсутствие жилья, болезнь одного из супругов, отбытие наказания и т.п.). Конфликтная семья – когда происходят постоянные столкновения на почве разности интересов. Имеет место некое хрупкое равновесие. Такая семья может быть сохранена за счет других факторов, в том числе за счет культуры поведения в конфликтной ситуации.

Поведению супругов  было посвящено одно из социологических исследований, проведенное Центром по изучению проблем народонаселения МГУ. Исследование давнее, но, кажется, не потерявшее своей актуальности. Было опрошено 1343 семьи. В частности социологи предлагали ответить на следующий вопрос: «Как часто Вам приходится указывать мужу/жене на другого мужчину/женщину в качестве достойного образца для подражания?» Ответы на этот вопрос существенно различаются от семьи к семье. Часто и очень часто «указывают» в 12,6% случаях в благополучных (дружных) семьях. В конфликтных же семьях таковых насчитывается 55,6%. Разрыв более чем в 4 раза. Не менее показательны ответы и на такой вопрос: «Кто и как часто в Вашей семье идет на уступки?» Оказалось, что мужчины часто и очень часто идут на уступки в благополучных (дружных) семьях и значительно реже в конфликтных (62,3% против 20,7%). Женщины и в тех и других семьях стараются идти на уступки, стремятся сохранить семью в случае конфликта (58,5% в благополучных семьях и 55,5% в конфликтных). Ещё один вопрос социологов был такой: «Когда что-нибудь не ладится у Вас, делитесь ли Вы своими неприятностями с мужем/женой?». Получается, что в благополучных (дружных) семьях 72,7% делятся своими огорчениями, а в конфликтных семьях таковых обнаружилось лишь 16,7%. В тех же конфликтных семьях совсем (никогда) не делятся своими неприятностями 29,6%, а в дружных таковых обнаружилось лишь 2,2%. Здесь следует отметить, что в силу самой природы женщине более, чем мужчине необходимо выговориться, рассказать о своих невзгодах, неприятностях, получить сочувствие, «поглаживание». Недаром, в американской социологии функцию «поглаживания» считают основной функцией семьи.

    На основании лишь этих ответов можно выделить, по крайней мере, три причины конфликтов в рамках собственно супружеской жизни.

1.       Нарушение чувства человеческого достоинства, искусственное снижение ценности другого.

2.       Неуступчивость.

3.       Неудовлетворенная потребность в положительных эмоциях.

 

12.6. Культура поведения в конфликтной ситуации.

Успешный (культурный) выход из конфликта предопределяется психологической готовностью к его разрешению. Первое, что необходимо сделать: настроиться на благополучный для вас исход. Речь идет о самовнушении, психологической установке на успех. Либо вы говорите самому себе: «Все будет хорошо, все устроится к лучшему». Либо вы говорите самому себе: «Положение безнадежно, бесполезно пытаться  что-либо делать». Во втором случае проигрыш более вероятен, чем в первом. Психологическая готовность к разрешению конфликта включает в себя идентификацию соперника по его психическим данным. Это важно, чтобы знать как себя вести в определенной ситуации. О психологических типах в классическом варианте К.Юнга речь шла выше.  Здесь остановимся на так называемых «трудных людях», назовем их и представим коротенькую характеристику.

«Взрыватели-агрессивисты» постоянно задирают, говорят колкости, раздражаются, если их не слушают. Наилучшее, что можно сделать, - это уклониться от встречи с таким типом. Если это невозможно, то следует заранее подготовиться и, прежде всего, эмоционально. Во время общения важно сохранять эмоциональную сдержанность.

«Разгневанный ребенок» – человек взрывной, но не злой по природе. Обычно он испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Самое простое, зная с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели. Можно дать ему возможность «спустить пар», успокоить его.

«Всезнайки» могут действовать как бульдозер, расталкивая всех своими знаниями. Наилучший способ справиться с ним - считаться с его мнением (нередко он и вправду бывает компетентен), сделать его своим наставником.

«Вечные пессимисты» всегда предвидят неудачу. Полезно опередить пессимиста в негативных высказываниях, найти полезные элементы в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

«Сверхпокладистые» говорят «да» по любому поводу, но никогда не  выполняют своих обещаний. По возможности, лучше не связываться с подобными людьми или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их «проделки», не проявлять внешне ваш гнев и разочарование.

Выделяют и другие типы «трудных людей»:

-          «жалобщики», которые постоянно ноют, но ничего не делают для решения проблемы;

-          «молчуны», которые опасны тем, что никогда не знаешь, что в действительности они думают;

-          «стопоры», которые не принимают решения, боясь ошибиться;

-          «максималисты», которые хотят результата прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

-          «скрытные», которые держат в себе обиды, не говорят об этом, а потом внезапно нападают.

Психологическая готовность к разрешению конфликта также включает в себя умение владеть эмоциями (владеть собой). Это, может быть, труднее всего. С одной стороны, эмоциональность непременный элемент конфликтной ситуации, а значит, разрешить её без эмоционального напряжения невозможно. С другой стороны, эмоции затеняют разум и тогда пропадут и ваш психологический настрой и идентификация «трудных людей». Здесь как нигде важно придерживаться «золотой середины», для чего существует аутотренинг.

Культура поведения в конфликтной ситуации предполагает достаточно безошибочное определение способа её разрешения. Всего насчитывается пять способ (стилей) разрешения конфликта, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Уход от конфликта (физический или эмоциональный). Этот способ резонно использовать тогда, когда прямо не затрагиваются ваши интересы или для привлечения внимания. Но такой способ отнимает у вас возможность принять участие в дальнейшем развитии ситуации. Ваше «отсутствие» может привести к непомерному росту проблемы.

Подавление (приспособление). Этот способ применяется для временного умиротворения. Но полностью не разрешает конфликт. При этом способе обычно не затрагиваются основные спорные вопросы. При этом способе участники конфликта делают вид, что все в порядке, ничего не произошло. Такой способ опасен тем, что оппонент не знает, что происходит в вашей душе. В результате образуется «нарыв», который может прорваться в виде немотивированных поступков.

Конкуренция или стремление выиграть любой ценой. В экономической жизни конкуренция нормальное явление. Но в конфликтной ситуации получается так, что решение принимается вопреки воле оппонента. Вполне вероятно, что конфликт не разрешится, а перейдет на новый виток.

Компромисс - это тактика, предусматривающая справедливый дележ. Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то устраивающее её, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять всё. Однако компромисс предусматривает дележ конечной величины, на которую претендовала каждая из сторон, а в результате получила лишь половину. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, то риск возобновления конфликта становится ещё выше.

Сотрудничество. Этот способ разрешения конфликта считается самым надежным. Его использование ведет к окончательному разрешению конфликта, к обоюдному удовлетворению каждой из конфликтующих сторон. Мало того, часто имеет место укрепление, улучшение отношений. Достичь такого положения возможно лишь с помощью длительных переговоров. Нередко  необходимо подключить третью сторону – посредника, в том числе и профессионалов этого дела (суд, арбитраж, медиацию). В случае суда и арбитража стороны как бы передают «третьей стороне» решение своих проблем. В случае медиации стороны сами разрешают конфликт с помощью переговоров. Медиатор (специалист-конфликтолог) помогает организовать переговоры, сделать их конструктивными, содействовать поиску обоюдоприемлимых решений. Статистика подтверждает, что добровольные соглашения, заключенные с помощью медиатора выполняются лучше, чем судебные либо арбитражные решения.

 

Вопросы для самоконтроля

1.     Всегда ли столкновение интересов, мнений, сил приводит к конфликту?

2.     В чем особенности «Эго-конфликтов» в отличие от межличностных и социальных?

3.     Какие разновидности «Эго-конфликтов», межличностных и социальных конфликтов вы знаете?

4.     Покажите на примерах перерастание «Эго-конфликтов» в межличностные и наоборот.

5.     Что есть внутривидовая агрессия и каковы её функции?

6.     В чем отличие человеческой агрессивности от агрессии животных?

7.     Какими факторами может быть обусловлена агрессия в социально-психологическом смысле?

8.     Что такое предрассудок, каковы его источники, какое влияние он оказывает на поведение человека?

9.     Каковы основные характеристики экстравертов и интровертов как «крайних» психологических типов?

10.   Какие основные психологические функции выделяет К. Юнг, в чем суть каждой из них?

11.   В чем суть доминирующей психологической функции, как возможен конфликт в случае доминирования?

12.   В чем суть концепции Э.Фромма о личностно-психологической ориентации, как может такая ориентация влиять на супружеские конфликты?

13.   Какие гендерные различия потенциально содержат в себе конфликты?

14.   Какие основные причины супружеских конфликтов можно выделить?

15.   Что такое: «психологическая готовность к разрешению конфликта»?

16.   Какие есть «трудные люди»? Как они могут создавать конфликтную ситуацию?

17.   Как возможно владеть собой, своими эмоциями?

18.   Какие способы (стили) разрешения конфликта можно выделить, каковы преимущества и недостатки каждого из них?

 

Темы рефератов и докладов                        

1.     Искусство спора.

2.     Культура разрешения конфликтной ситуации.

3.     Агрессия как социопсихический феномен.

4.     Культура супружеских отношений.

5.     Культура самоконтроля.

6.     Роль и значение посредника в разрешении конфликта.

7.     Насилие и кино.

8.     Искусство переговоров.

9.     Межкультурные конфликты.

10.  Теория З. Фрейда о внутриличностных конфликтах.

11.  Конфликт и культура.

12.  Анатомия конфликта.

13.  Конфликтные личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...

Практико-ориентированный проект «Формирование ценностных здоровьесберегающих мотиваций в процессе изучения биологии»

При прохождении курсов "Модернизация биологического образования" В ПАПО (г. Москва) мною был подготовлен для курсовой защиты Практико-ориентированный проект по теме: Формирование ценно...

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения биологии

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвую...

Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание

     Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе.  Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...

«Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения биологии»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем ...