Конспект урока на тему «Органы дыхания и газообмен» в 7 классе
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Еланцева Ольга Сергеевна

 

 

План

1.    Орг. момент                                                                  2

2.    Проверка домашнего задания                                   6

              Вывод по Д/з                                                     

3.    Переход к изучению нового материала                    2      

4.    Сообщение темы и задач урока                                 1

5.     Изучение нового материала                                    15

                Физкультминутка                                        2

6.    Закрепление                                                                   6

7.    Итог урока                                                                      2

8.    Домашнее задание                                                         2                            

                        40 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_zoologii.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по зоологии «Органы дыхания и газообмен»

Конспект урока

на тему «Органы дыхания и газообмен»         

в 7 классе

                                        Составитель: учитель биологии и химии                                                                                                    Еланцева Ольга Сергеевна

 

План

  1. Орг. момент                                                                  2
  2. Проверка домашнего задания                                   6

              Вывод по Д/з                                                     2 

  1. Переход к изучению нового материала                    2       
  2. Сообщение темы и задач урока                                 1
  3.  Изучение нового материала                                    15

                Физкультминутка                                        2

  1. Закрепление                                                                   6
  2. Итог урока                                                                      2
  3. Домашнее задание                                                         2                            

                        40 минут

Цель: формирование у учащихся представления об эволюции органов дыхания и газообмена у животных  в связи с их образом жизни.

      Задачи:

1.)Обучающие.

     1. Определить основные  пути поступления кислорода в организм животных.

     2.Выявить основные особенности  органов дыхания и газообмена у беспозвоночных животных в связи с образом жизни.

     3.Выявить основные особенности процесса дыхания у наземных позвоночных животных в связи с образом жизни

    4. Проследить эволюцию органов дыхания и изменения газообмена у одноклеточных и многоклеточных организмов.

2.) Развивающие:

1. Развить умение конкретизировать особенности усложнения органов дыхания в процессе эволюции.

2. Устанавливать причинно-следственные связи между   средой обитания и  особенностями строения органов дыхания у животных.

3.Развить умение  проследить усложнение органов дыхания у одноклеточных и многоклеточных организмов.

3.) Воспитывающие

         1. Формирование естественнонаучного мировоззрения об усложнении в процессе эволюции.

         2. Воспитание культуры умственного труда.

         3. Привить навыки коммуникативного общения.

Оборудование: таблицы по зоологии с изображением разнообразных групп животных.

 Тип урока: комбинированный

Литература:    1. Латюшин В.В. Биология Животные 7 класс

         2. Мамонтов С.Г. Биология для  школьников  старших классов поступающих в вузы

        3.Никишов А.И. Биология: Животные:Учеб. Для  7-8 кл. общеобразоват.учреждений.- 6-е изд.- М.:Просвещение,1999.

        4. Пепеляева О.А. , Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки.-М.:ВАКО,2006

        5. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.:АСТ-ПРЕСС, 1999

Ход урока

  1. Орг.момент

2мин

  1. Проверка домашнего задания

              6мин

Ι Фронтальный опрос

ΙΙ Работа по карточкам

ΙΙΙ Ответ у доски(ученик вызывается во время фронтального опроса. Задание написано на задней стороне доски.)

Вывод по д/з

3.Переход к изучению нового материала

1мин

4.Сообщение темы и задач урока

1мин

На доске написан термин «Газообмен»

Работа с учебником.

Стр. 204-205

В виде лестницы изображено усложнение органов дыхания и газообмена у  живых организмов, от амебы до млекопитающих

Физкультминутка

6. Закрепление

6мин

7. Итог урока

2мин

8.Домашнее задание

2мин

Здравствуйте, ребята, садитесь. Начинаем урок биологии. Дежурный, скажите, пожалуйста, кто отсутствует сегодня на уроке.

На прошлом уроке  мы рассмотрели, как происходило изменение способов передвижений  одноклеточных и многоклеточных организмов,  их полости тела  в связи с их образом жизни.

Сейчас немного повторим.

  1. Назовите основные способы передвижения животных?

Амебоидное,  движение при помощи ресничек и жгутиков и движение с помощью мышц.

  1. Каким образом происходит амебоидное движение?

Перекатыванием с одной стороны на другую.

  1. Как осуществляется движение организмов с помощью ресничек и жгутиков?

 Движение при помощи жгутиков и ресничек свойствен обычно мелким беспозвоночным, который осуществляется закручиванием тела вокруг собственной оси.

  1. Какие организмы передвигаются  с помощью мышц?

Многоклеточные.

  1. Чем образованы мышцы?

Они образованы мышечной тканью.

  1. Какими свойствами обладает мышечная ткань?

Способна сокращаться, преобразовывая химическую энергию механическую.

  1. Из каких слоев мышц состоит мускулатура плоских и кольчатых червей?

Она состоит из продольного и поперечного слоя.

  1. Каким образом осуществляется передвижение ракообразных?

Они используют ходильные ноги для передвижения по грунту, для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

  1. Как осуществляется движение у позвоночных животных?

Осуществляется с помощью мышц.  У рыб это происходит в основном за счет мышц хвоста и туловища, у земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих – за счет мышц конечностей, которые осуществляют такие виды движения как бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т.д.

  1. Что называют полостью тела?

Это пространство между стенками тела и внутренними органами животного.

  1. Какие функции она  выполняет?

Поддерживает, сохраняет форму, выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются ненужные продукты жизнедеятельности.

1 карточка

  1. Биологический диктант.  (Вставьте пропущенные слова).

1.Круглые черви могут изгибаться, так как их   мускулатура образована  одним продольным слоем мышц.

     2. Для многоклеточных животных характерно передвижение с помощью мышц.

     3.Способ передвижения всего организма с одного места на другое называется амебоидным.

    4. Впервые полость тела появилась у круглых червей.

2. А. В чем преимущество передвижения с помощью ресничек и жгутиков по сравнению с амебоидным движением?  

 Благодаря значительному количеству ресничек и наличие  жгутика увеличивается скорость передвижение. Амебоидное  более простой способ передвижения – перекатывание с одной стороны на другую.

    Б. В чем различие между первичной и вторичной полостью тела?

В первичной полости внутренние органы омываются полостной жидкостью, а  во вторичной - органы  и  внутренние стенки тела не  омываются полостной жидкостью и располагаются свободно.

2 карточка

  1. Биологический диктант.  (Вставьте пропущенные слова).

1.У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела, которая называется вторичной.

2.Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из

     продольных и поперечных слоев мышц.

    3.У членистоногих пучки мышц крепятся к хитиновому покрову.

   4. Полость тела кольчатых червей  является вторичной полостью.

2. А. Какие способы передвижения характерны для кишечнополостных?

Для кишечнополостных характерны различные способы передвижения.  Например, пресноводная гидра может передвигаться «шагающими» движениями – изогнув тело и прикрепившись к субстрату щупальцами, она подтягивает подошву к переднему  концу тела. Так же для гидры характерны «кувырки» - поочередное прикрепление к субстрату то щупальцами, то подошвой.

    Б. Каковы функции полости тела?

  • Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела)
  • Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.
  • Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.
  • Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.
  • Участвует в осморегуляторных процессах в организме.
  1. Приведите примеры движения на уровне одной клетки, органа, целого организма

Таким образом, мы повторили, что изменение способов передвижения животных, а также изменение полости тела шло в сторону  их усложнения в связи со сменой среды обитания, образа жизни. Выделяют три основных способа передвижения: амебоидное, движение с помощью жгутиков и ресничек   – характерное для одноклеточных организмов  и  движение  с помощью мышц – характерное для многоклеточных организмов.

В процессе развития одноклеточные и многоклеточные организмы меняли среду обитания, образ жизни. Вместе с этим происходили не только внешние изменения – покров тела, способы передвижения, но также изменялись органы дыхания и газообмен.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, как же происходило изменение органов дыхания и газообмен у разных животных.  

 Всем живым организмам  необходим кислород, без которого не смогут осуществляться процессы жизнедеятельности. Кислород поступает в клетки организма различными  путями: через поверхность тела, жабры, легочные мешки, легкие.

Совокупность процессов поглощения кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа называют газообменом.

Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии – процессу выравнивания концентраций кислорода внутри организма и в окружающей его среде.

С увеличением размеров животных возникает потребность в транспорте кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и в процессе эволюции развиваются органы, позволяющие этот транспорт осуществить.

Сейчас откройте учебник на странице 204-205, прочитайте,  каким образом происходит газообмен у животных разных систематических групп. Вам дается 3 минуты.

  1. Как осуществляется дыхание  у одноклеточных организмов?

Они дышат всей поверхностью тела.

  1. Какие организм также дышат всей поверхностью тела?

Кишечнополостные, свободноживущие плоские и круглые черви.

  1. Какие органы дыхания появились у кольчатых червей и у водных членистоногих?

Появились  перистые жабры – образующиеся из выростов кожи по обеим сторонам тела.

  1. Как осуществляется газообмен у этих  животных?

В дыхании участвует кровь, которая обильно протекает к жабрам, омывает их, освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносится по всему организму.

  1. Назовите органы дыхания членистоногих?

Органами дыхания членистоногих являются трахеи, жабры, листовидные легкие, расположенные в углублениях покрова тела.

  1. Чем представлена система органов дыхания у ланцетника?

Она представлена жаберными щелями, пронизывающими стенку переднего отдела кишечника – глотку.

  1. Каким образом происходит газообмен у рыб?

Вода заглатывается рыбой, попадает а ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.

Таким образом, одноклеточные, кишечнополостные, плоские и круглые черви дышат всей поверхностью тела. У кольчатых червей и водных членистоногих появляются специальные органы дыхания – перистые жабры. Органами дыхания членистоногих являются трахеи, жабры, листовидные легкие, расположенные в углублениях покрова тела. Система органов дыхания у ланцетника представлена жаберными щелями, пронизывающими глотку. У рыб имеются жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками.

Большинство  земноводных дышат при помощи легких и кожи. Легкие  их представляют собой  пару полых мешков, стенки которых образуют многочисленные складки. Кожное дыхание осуществляется через влажную кожу.

Тело пресмыкающихся покрыто роговым покровам, непроницаемым для газов, поэтому кожное дыхание у них отсутствует. Дышат они при помощи легких, которые устроены более сложно, чем у  земноводных и имеют больше складок. Вентиляция легких происходит за счет движения ребер, вызываемого сокращением межреберных мышц.

Птицы -  это теплокровные животные. Для поддержания температуры тела и в связи с приспособленностью к полету им требуется большое количество кислорода Поэтому в процессе эволюции у них выработался высокоэффективный механизм дыхания. Легкие их невелики, и представляют собой плотные губчатые тела, состоящие из бронхов. Часть бронхов проходит через легкие и за их пределами воздушные мешки, расположенными между внутренними органами. Они улучшают  газообмен и защищают от перегрева.  Также для  птиц характерно двойное дыхание – воздух через легкие проходит дважды – при вдохе и при выдохе.

Дыхательная система млекопитающих состоит из парных легких, и ряда воздухоносных трубок. Вдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Воздух через носовые ходы, трахею и бронхи попадает в легкие, где на поверхности альвеол осуществляется газообмен.

Таким образом,  эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.

А сейчас проведем физкультминутку.

Сейчас, мы продолжим заполнять таблицу, которую начали на прошлом уроке.

Группа животных

Органы дыхания. Газообмен.

Простейшие (амеба)

Дышат всей поверхностью тела.

Кишечнополостные (гидра)

Дышат всей поверхностью тела.

Плоские черви (белая планария)

Дышат всей поверхностью тела.

Круглые черви (человеческая аскарида)

Дышат всей поверхностью тела.

Кольчатые черви (дождевой червь)

У морских кольчатых  появляются перистые жабры – выросты кожи. В дыхании участвует кровь, которая притекает к жабрам, омывает их, освобождается  от СО2 и насыщается О2, переносится по всему организму.

Насекомые (майский жук)

Имеется густая сеть разветвленных трубочек – трахей, по которым воздух, попадая через наружные дыхальца, доставляется ко всем органам и тканям.

Хрящевые рыбы (акула)

Дышат О2 растворенным в воде. Органы дыхания – жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками.

Костные рыбы (речной окунь)

Дышат О2 растворенным в воде. Органы дыхания – жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками.

Амфибии или земноводные
(лягушка)

Дышат атмосферным воздухом.Для дыхания служат легкие и кожа.Газообмен возможен только при влажной коже.

Рептилии или пресмыкающиеся (ящерица)

Дышат они при помощи легких, которые имеют больше складок. Вентиляция легких происходит за счет движения ребер, вызываемого сокращением межреберных мышц.

Птицы (голубь)

Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей – для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное.

Млекопитающие (собака)

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Таким образом, мы рассмотрели, что изменение органов дыхания и газообмен, в связи со сменой среды обитания, образа жизни  шло в сторону их  усложнения – от дыхания всей поверхностью тела, у простейших, кишечнополостных до появления трахеи, легких.  Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.

Открываем дневники, записываем §39,  доделать таблицу и уметь, пользуясь ей рассказать, как происходило изменение  органов дыхания и газообмен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему - "Органы цветковых растений" 6 класс.

Конспект урока - Органы цветковых растений на примере Портулака крупноцветкового....

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....

Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"

Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"...

Технологическая карта урока по теме "Органы дыхания. Газообмен"

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС 7 класса, составлен по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"...

Урок по теме "Органы дыхания"

Урок по теме "Органы дыхания" для 8 класса, программа Сонин Н.И. концентрический курс....

Презентация к уроку по теме "Органы дыхания человека"

Презентация к уроку по теме "Органы дыхания человека"...