Урок по теме "Органы дыхания"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Абдулина Айна Жараскановна

Урок по теме "Органы дыхания" для 8 класса, программа Сонин Н.И. концентрический курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_organy_dyhaniya_.docx50.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение дыхания. Строение органов дыхания».

                         

Тип урока: вводный урок (урок изучения нового материала).

Задачи:

     1. Раскрыть значение дыхания для живых организмов, рассмотреть вопрос эволюции дыхательной системы животных, изучить строение и функции воздухоносных путей и лёгких человека, произвести первичную проверку знаний учащихся по изученной теме.

     2. Развивать навыки работы учащихся с инструктивной картой урока; умения устанавливать причинно-следственные связи, связи между строением органов и выполняемыми ими функциями, межпредметные связи, аргументировано отвечать.

     3. Валеологическое воспитание школьников.

Формы, методы: лекция с демонстрационным сопровождением, фронтальный устный опрос; индивидуальная работа по инструктивным картам; марафон-тест.

Оборудование: телевизор, компьютер, презентация урока, фрагмент научно-документального фильма «Чудо строения ДС», карты ответов, тесты, модель торса человека, учебник (Сонин Н.И. Биология. Человек.);таблица Дыхательная система, Модель «Гортань».

                                       

 Ход урока

1. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем изучать новую тему. Для того, чтобы вы смогли хорошо усвоить материал, вы будете работать по маршрутному листу. Этот маршрутный лист и будет являться конспектом по данной теме.

 Проблемный вопрос.

     Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток. А без чего он не может прожить даже несколько секунд?

Создание проблемной ситуации:

Сделайте глубокий вдох. Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

Беседа по вопросам:

  1. Как вы себя чувствуете?

(Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

  1. Почему вы это ощутили?

(Мы не дышали, нам не хватало воздуха)

    Сколько времени мы можем не дышать?

            (Несколько секунд)

      Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда и 6 минут, но более длительное голодание может привести к смерти.

     Скажите ,пожалуйста, как в организм поступает воздух?

(Через органы дыхания)

Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Высказывают свое  мнение.)

Тема  – «Значение дыхания. Строение органов дыхания».

Что будет являться целью урока?

Цель урока –

       -изучить особенности строения органов дыхания;  
-раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования.

         «Пока дышу, надеюсь»- римский поэт Овидий. Эта фраза и станет эпиграфом к нашему уроку, т. к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая  «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

     Личностная задача ученика: в процессе изучения материала  выполнить задания Карты ответов, которая станет вашим личным опорным конспектом темы; носителем главной информации по изучаемой теме, и поможет в дальнейшем в  освоении тем раздела.

2.ВИДЕО (ДЫХАНИЕ)

Проблемный вопрос:

     При дыхании мы вдыхаем воздух, какой из газов входящих в состав воздуха нам жизненно необходим?  Зачем?

   Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ на более простые. Выделяемая при этом энергия используется организмом для осуществления процессов жизнедеятельности. А образовавшийся углекислый газ выделяется при дыхании.

            Биологическое окисление.

органические вещества + кислород → углекислый газ+  вода+ энергия

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь - на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород - основа жизнедеятельности организма.

Проблемный  вопрос: Откуда  человек берет кислород? (из воздуха).

Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.

ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Выполните первок задание маршрутного листа.

Задание №1

Отметьте правильные характеристики понятия «дыхания» галочками

Дыхание

1. Обмен газами между организмом и окружающей средой  

2. Процесс, свойственный только животным

3. Химический процесс,

в котором принимают участие все газы – компоненты воздуха

4. Химическая реакция окисления

5. Одна из основных жизненных функций организмов

Коллективная проверка правильности выполнения, самопроверка.

3.Система органов дыхания человека.

  Органы дыхания - это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

А как мы дышим? Сделайте вдох и проанализируйте ваши ощущения.

Обсуждение: воздух всасывается через нос и движется внутрь организма. Затем вытесняется из организма во время выдоха.

Какие органы принимают участие в дыхании?

Ответы: Нос, бронхи, легкие.

Откройте учебник на стр. 159. Посмотрите на рисунок. Назовите эти органы в той последовательности как по ним проходит воздух.

Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути, основная функция которых транспортная и лёгкие, функция которых – газообмен.

                                                    Дыхательная система.

           Воздухоносные пути                                               Легкие.

Носовая полость

Носоглотка

Гортань

Трахея

Бронхи

Бронхиолы

       Давайте представим себя частицей воздуха  и совершим путешествие по органам дыхания.

Цель нашего путешествия  - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.    

Чтобы во время путешествия не создавать толпу вам нужно  разделиться на четыре группы. Каждая группа будет изучать свою часть дыхательной системы и затем и отвечать на вопросы.

- На уроке вы будете работать в группах: 1 группа -  ученые, которые подготовят сообщение о строении и функциях носовой полости; 2 группа - ученые, которые

подготовят сообщение о строении и функции гортани; 3 группа – ученые, которые подготовят сообщение о строении и функциях трахеи и бронхов; 4 группа – ученые, которые подготовят сообщение о строении и функции легких.

       На партах у вас лежат информационные листы с  заданиями. Цель вашего задания- подготовить сообщение об органе, составить не менее 4 вопросов по вашей теме. Вам необходимо будет провести самостоятельное смысловое чтение текста и всем вместе составить вопросы. Выбрать кто будет презентовать сообщение. Кто будет составлять вопросы. Это может 2-3 человека, а может и вся группа. На подготовку 7 минут времени.

 

1.Сообщение первой группы  (Приложение 1)

Учитель: Проблемный вопрос:

«Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)

- А если серьезно, для чего человеку необходим нос?

 Приложение 1.

                                          Информационный лист № 1.

Носовая полость.

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация

!  -  интересная информация        

V – думал иначе

        Дыхательные пути начинаются ноздрями. Через них воздух попадает в носовую полость, которая образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа(три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Между раковинами остаются для прохода воздуха лишь узкие носовые ходы.

     Внутри носовая полость выстлана слизистой оболочкой, пронизанной множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через полость носа. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку. Его клетки имеют тончайшие выросты- реснички, которые все время находятся в движении, колеблются. Благодаря колебаниям ресничек из носовой полости выводятся частицы слизи с прилипшей к ней пылью.

     Из носовой полости согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку поступает в гортань.

2.Ответьте на вопросы.  

ВИДЕО ( ЧУДО СТРОЕНИЯ Дыхательной системы)

Наблюдение. Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Что происходит? Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.

Вывод:При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

        Как вы думаете, почему бывает насморк у человека?

Мешает ли насморк дыханию? Заболевания дыхательных путей обычно связаны с переохлаждением организма. Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы уберечься от простуды?

Сообщение ученика:Гигиена носового дыхания

           Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

Для того чтобы полость носа выполняла свои функции, необходимо регулярно проводить гигиену. Избежать инфекционных заболеваний можно при помощи промываний. Кроме того промывания являются профилактикой сухости слизистой оболочки.

Промывания в целях профилактики рекомендованы при неблагоприятной экологической обстановке, эпидемиях острых респираторных вирусных заболеваниях.

 

Приложение 2.

                                              Информационный лист № 2.

Гортань. Голосовой аппарат.

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация

!  -  интересная информация        

V – думал иначе

Гортань

      Гортань расположена в передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. Она состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани- щитовидный, его можно прощупать у себя в передней области шеи.

    Гортань, являясь частью дыхательных путей, выполняет еще одну функцию: это голосовой аппарат- орган, в котором образуются звуки. В полости гортани имеются натянутые, как струны, складки слизистой оболочки - голосовые связки, пространство между ними называется голосовой щелью. Звук возникает на выдохе: струя выходящего воздуха заставляет вибрировать связки- возникает звук. Окончательное формирование звуков у человека происходит благодаря движениям языка, губ, присутствию в ротовой полости зубов. Именно в ротовой полости из отдельных звуков формируются слова, речь.

      Важную роль играет особый хрящ - эластичный, гибкий надгортанник. Он закрывает вход в гортань, когда мы глотаем пищу, предохраняя дыхательные пути от попадания в них пищевых частичек.

         Иногда, например, при разговоре во время еды, надгортанник не успевает прикрывать вход в гортань, и частицы пищи могут попасть в дыхательное горло. Человек может задохнуться.

2. Ответьте на  вопросы.

1. Какое строение имеет гортань?

2. Какое  строение имеет голосовой аппарат?

3. Как возникает и формируется звук?

4. Какую функцию выполняет надгортанник?

Наблюдение.

Почему  приём пищи не мешает дыханию? 1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Какие правила гигиены мы можем вывести ?

Во время приёма пищи не разговаривать, не есть большими кусками.

Гигиена голосового аппарата.(ученик).

1. Не допускается переутомления голосового аппарата.

2. Не произносить слишком громкие звуки.

3. Не курить.

4. Не употреблять алкогольные напитки.

5. Не принимать острую, очень горячую или холодную пищу.

6. Избегать длительных разговоров на холоде.

7. Избегать простудных инфекций.

Физминутка. (подготовленный ученик) МУЗЫКА.(3 мин)

    В переводе с греческого tracheiua arteria – буквально означает «шероховатое дыхательное горло». Почему трахее дали такое название? Какое строение имеют трахея и бронхи?

                                 

                                    Информационный лист № 3. Слайд 17

                                                       

                                                              Трахея и бронхи

 

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация 

!  -  интересная информация

V – думал иначе

Трахея, бронхи.

        Трахея- это трубка длиной  10-11 см. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. С одной стороны, благодаря этому ее стенки не спадаются, сохраняя просвет постоянно открытым. С другой стороны, мягкая задняя часть трахеи, примыкающая к пищеводу, позволяет пище свободно проходить по пищеводу.

      На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха, которые входят соответственно в правое и левое легкие и имеют в своих стенках хрящи, как и трахея. В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием, который за жизнь человека удаляет из органов дыхания до 5 кг пыли.

2.Составьте вопросы.  5 мин

1.Какое строение имеет трахея?

2.К чему обращена мягкая сторона полуколец? Как вы думаете почему?

3.Какое строение имеют бронхи? Сколько бронхов входит в состав дыхательной системы?

4.Какую функцию выполняют трахеи и бронхи??

Спасибо ! Очень хорошо подготовились ! Молодцы!!!

ВИДЕО. 14 мин 05-17.08 сек (Чудо строения) 3 мин.

Как устроены легкие?

                 

                              Информационный лист № 4. Слайд 18, Слайд 19

Легкие.

1.Изучите текст на информационном  листе. Выделите:

+  -  знакомая информация

Н –  новая информация

!  -  интересная информация        

V – думал иначе

Лёгкие.

Основной орган дыхательной системы- легкие. Они расположены в грудной полости, почти полностью занимая ее. Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движениях легких.

          Внешне легкие кажутся крупными, однако масса их всего около 1200 г. Отсюда и их название-легкие. Ткань состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков- альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая поверхность составляет 60-120 квадратных метров, что в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такая огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью.

2. Составьте  вопросы. 5 мин

1.Где располагаются легкие?

2.Чем покрыты легкие?

3.Как устроены легкие?

4.Что такое легочные альвеолы?Какую функцию выполняют альвеолы?

Спасибо ! Очень хорошо подготовились ! Молодцы!!!

                             

   Вернемся к карте ответов.

                         Выполните третье задание Карты ответов.

Задание №2 2 мин

      Расставьте части дыхательной системы в той последовательности, в которой по ним движется воздух:

Строение органов дыхания

Этапы дыхательной системы

Части, органы

Воздухоносные пути

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Собственно органы дыхания

Слова для справок: лёгкие, гортань, носовая полость, трахея, бронхиолы, носоглотка, бронхи.

Коллективная проверка правильности выполнения, самопроверка.

Задание №3 1 мин

Установите соответствие между органом и выполняемой функцией.

Орган

Функция

1. Надгортанник

А. Согревание и увлажнение воздуха

3. Носовая полость

Б. Образование звука

3. Легкие

В. Место газообмена

4. Голосовые связки

Г. Очищение воздуха от пыли

5. Трахея

Д. Закрывает вход в гортань при глотании пищи.

Ответ:

1

2

3

4

5

Д

А

В

Б

Г

Шкала оценок: 5 правильных ответов – «5»; 4 – «4»; 3 – «3». Ваша оценка: _______________

                          4. А теперь я предлагаю проверить вашу степень усвоения материала.

Поставьте себе оценку за урок сами на основе 3х оценок,

выставленных вами за три задания Карты ответов.

Проверим, совпадёт ли ваша самооценка с оценкой, которую вы получите

за итоговое тестирование по теме.

Индивидуальный марафон-тест. 7 мин

Проверяем тест. Написать на обратной стороне доски.

Поставьте общую оценку на основе двух оценок : за карту ответов и тест.

Встаньте у кого 5, 4 , 3.

5.         Рефлексия( 4 минут)

6. Домашнее задание: читать, пересказывать.

В учебнике стр. 158-161 читать, пересказывать

Творческое:

- составить кроссворд по теме

- составить презентацию «Формирование звука»

Благодарю вас за урок, за желание узнать новое, а значит, развиваться и самосовершенствоваться. Сегодня все хорошо поработали! Все Молодцы!

Маршрутный лист________________________________________________(ФИО учащегося)

Тема урока:_________________________________________________.

Личностная задача: в процессе изучения материала выполнить задания Карты ответов – вашего личного опорного конспекта темы.

                                                                    Задание №1

Отметьте правильные характеристики понятия «дыхания» галочками

Дыхание

1. Обмен газами между организмом и окружающей средой

2. Процесс, свойственный только животным

3. Химический процесс, в котором принимают участие все газы – компоненты воздуха

4. Химическая реакция окисления

5. Одна из основных жизненных функций организмов

Шкала оценок: Отмечен 1 правильный ответ – «3»; 2 ответа – «4»; 3 ответа – «5». Ваша оценка: ___________

Задание №2

            Расставьте части дыхательной системы в той последовательности, в которой по ним движется воздух:

Строение органов дыхания

Части дыхательной системы

Части, органы

Воздухоносные пути

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Собственно органы дыхания

7.

Слова для справок: лёгкие, гортань, носовая полость, трахея, бронхиолы, носоглотка, бронхи.

Шкала оценок: 6-7 правильных ответов – «5»; 4-5 правильных ответа– «4»;  2-3 – «3». Ваша оценка: ________

Задание №3

Установите соответствие между органом и выполняемой функцией.

Орган

Функция

1. Надгортанник

А. Согревание и увлажнение воздуха

3. Носовая полость

Б. Образование звука

3. Легкие

В. Место газообмена

4. Голосовые связки

Г. Очищение воздуха от пыли

5. Трахея

Д. Закрывает вход в гортань при глотании пищи.

Ответ:

1

2

3

4

5

Шкала оценок: 5 правильных ответов – «5»; 4 – «4»; 3 – «3». Ваша оценка: _______________

      Поставьте себе оценку за урок на основе 3х оценок за задания, изложенные выше.

МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК________________

Домашнее задание: Домашнее задание:

В учебнике стр. 158-161 читать, пересказывать

Творческое:

- составить кроссворд по теме

- составить презентацию «Формирование звука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Дыхание"

этот материал можно использовать на уроке в 8 классе...

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

разработка урока по теме "Дыхание"

Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: «Дыхание». Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были  рассмотрены: строение органов дыхания; газообмен в ...

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...

Урок №5. Обобщающий урок по теме «Дыхание». Индивидуально-групповая методика

Сценарий  обобщающего урока с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дыхание"...

Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."

Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...

Сценарий урока Тема урока: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 80- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)

Сценарий урока по теме:"Блокада Ленинграда" рассчитан на старшие классы. На уроке представлен объемный документальный и литературный материал, Тип занятия по дидактической цели -урок с лично...