Урок биологии в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости. Глотание"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Перепечко Екатерина Михайловна

Данный материал урока был обобщен на муниципальном конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pishchevarenie_v_rot._polosti.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска

УРОК

ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ

ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ,

ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ОПЫТА,

ИГРОВОГО ЭЛЕМЕНТА

«ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ.

ГЛОТАНИЕ»

Разработала:

Учитель биологии

МБОУ «СОШ № 46» г. Брянска

ПЕРЕПЕЧКО Екатерина Михайловна

        

Тема: «Пищеварение в ротовой полости. Глотание»

Цель: Раскрыть особенности механической и химической переработки пищи

          в ротовой полости, изучить рефлекторный механизм глотания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания по строению пищеварительной системы.
  2. Выяснить строение слюнных желез, химический состав и значение слюны.
  3. В ходе практической работы доказать работу ферментов в слюне
  4. Изучить метод фистул, разработанный Павловым И.П.
  5. Рассмотреть рефлекторный механизм слюноотделения
  6. Изучить рефлекторный механизм глотания.
  7. Доказать вредное влияние никотина и алкоголя на органы и механизм

пищеварения в ротовой полости.

Развивающие:

    1.Продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать,

       делать выводы

    2. Развивать умения работы с учебником, практическим,

         лабораторным оборудованием,

    3.Развивать познавательный интерес к учебному предмету

Воспитательные:

  1. Воспитание стремления к здоровому образу жизни
  2. Воспитание патриотизма через изучение истории развития физиологии

Оборудование:

     - Таблица «Строение пищеварительной системы »,

     - Фото Павлова И.П.,

     - рисунок «Слюнные железы», «Глотание»

     - Рисунки животных: собаки, козы, лошади, паука-сцитодеса,

        Стрижа-саланги, амебы

 Для лабораторной работы:

   -накрахмаленные кусочки марли, ватные  палочки, чашки Петри с  

    раствором йода, блюдце.

 Для практической работы:

                                   Хлеб черный, батон, салфетки, блюдце.

Для демонстрации:

                         Лимон, блюдце, нож красиво сервированное блюдо  (фрукты).  

 Для демонстрационного опыта: пробирка со слюной, лакмусовая бумажка,    

                           шкала кислотности, чистый лист бумаги

Для демонстрации метода фистул:

                                 Халат белый, воронка стеклянная, стеклянная трубка

                                 колба, рисунок собаки, резиновая груша, вода, окрашенная  слабым раствором бриллиантовой зелени

 План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Активизация познавательной  деятельности
  3. Краткая фронтальная  проверка домашнего задания
  4. ИНМ:    1.Характеристика слюнных желез

                    2. Состав слюны  (практ. и лабор. работа), ее значение.

                        Вредное влияние никотина на  ферментативность  слюны

                    3. Глотание

5. Сообщение о домашнем задании

6. Закрепление, вывод по уроку

                                           

                                                    Ход урока:

1.Организационный момент- приветствие, проверка

                  наличия школьных принадлежностей, настрой на рабочий лад.

2. Активизация познавательной деятельности:

Учитель:    Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вместе с вами проведем необычный урок.

  Позвольте его начать с эпиграфа:

                                                                                   «…Право, все не дано нам знать»

                                                                                                   Гораций, римский поэт.

Но многие люди стремятся познать как можно больше.

 И мы  в этот час познавать все не будем, а остановимся  на изучении особенностей пищеварения в ротовой полости.

Вначале вспомним общее строение пищеварительной системы, а затем каждый из вас будет в роли ученого, проводящего опыт по изучению слюны. Немного (опять же с вашей помощью) окунемся в историю и узнаем, что такое метод фистул и кто его открыл. Что такое глотание, почему  нельзя без пищи во рту сделать несколько глотательных движений? Докажем, что никотин оказывает вредное действие на ротовую полость - на все эти вопросы мы получим ответы уже через 30 минут.

              Итак, цель нашего урока  -

                       Раскрыть особенности механической и химической переработки пищи

                 в ротовой полости, изучить рефлекторный механизм глотания

         С каким бы живым существом ни довелось бы вам встретится, вскоре выяснится, что оно хочет есть. Это так естественно, что вы, возможно, никогда не задумывались над вопросом: «Зачем все едят?». Ведь «Кто-то ест, чтобы жить, а кто-то живет, чтобы есть».

        Все живые организмы принимают, переваривают и усваивают пищу. Это отличительное свойство всех живых существ. Даже самые примитивные из них –протисты (амебы) поглощают пищу, но делают это совершенно иначе, чем люди и многоклеточные животные.  Специальных органов пищеварения у них нет. Зато, как только амеба сталкивается с кусочком водоросли или бактерией, тотчас на месте столкновения у нее появляется…рот. Правда, удобно? Приложился любой частью тела и начал кушать салат, бутерброд.

                 Человек - самое совершенное существо и его система пищеварения очень сложна. Давайте вспомним, на предыдущем уроке вы изучали общее строение пищеварительной системы и начали изучать  ротовую полость – строение, типы и значение зубов, значение языка.

3. Опрос домашнего задания

  1.  Строение пищеварительной системы  (Индивидуальная работа у доски с использованием таблицы, комментирование ответа учащимся)

Фронтальный опрос

  1. Из каких органов состоит ротовая полость.
  2.  Какие функции они выполняют?
  3. Зуб-каково его строение?

      5. Какие органические вещества входят в состав пищи?

4.Изучение нового материала

Объяснение  учителя:

Сегодня мы более подробно остановимся на изучении процессов пищеварения в ротовой полости. Открываем тетради и записываем тему урока.

    Напоминаю, во рту находятся зубы, язык (о которых говорили на прошлом уроке) и    слюнные железы.

        Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество мелких «плевых железок», не имеющих протоков. и три пары крупных: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные слюнные железы.

 (на доске схема, ее ученики переносят в  тетрадь)

 Эти железы похожи на гроздья винограда (см. рисунок). Где же они находятся?

  1. Сожмите пальцами щеки впереди ушей, подержите так несколько секунд. Что ощущаете? Рот заполняется слюной. Это работа парных околоушных желез. Она самая крупная , ее масса составляет 20-30 грамм. Слюна, выделяемая этой железой, прозрачная, невязкая, в ней мало слизи, она бедна ферментами.
  2. Слегка сожмите кожу под нижней челюстью. Что наблюдаем? Слюна выделяется из поднижнечелюстных  железы .Она имеет массу 13-16 грамм, ее поток открывается сбоку от уздечки языка.
  3. Подъязычная железа самая маленькая, массой примерно 5 грамм. Она находится глубоко, но ее работу каждый из нас видел, когда с аппетитом откусывал большой кусок яблока и из-под языка брызгали небольшие фонтанчики слюны.

Слюна подъязычной и подчелюстной железы вязкая, мутная, содержит слизь и ферменты.

Ребята, а кто знает, сколько слюны выделяется в сутки у человека?

Ответ- от 0,5 до 2 литров. Для сравнения: у овец и коз ее выделяется примерно 1,5 ведра.

           У коров и лошадей – до 16 ведер.   Из чего же состоит слюна и зачем она нужна?

На доске заранее написаны компоненты слюны. Надписи закрыты листом бумаги.  Поэтапно, при объяснении нового материала, учитель открывает эти надписи

По ходу объяснения материала ученики записывают в тетрадь компоненты слюны

СЛЮНА – прозрачная бесцветная жидкость. А что входит в ее состав?

  1. Вода-99%.

  (Учитель открывает закрытый 1-ый компонент слюны, написанный на доске, ученики записывают в тетрадь ) 

А что занимает 1% ?

 Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас проведем опыты , лабораторную и практическую работу.    И каждый из вас  будет наблюдателем, первооткрывателем

       2.  Какую же химическую среду имеет слюна?

 Проведем демонстрационный опыт:

 Этот опыт может проводить  как учитель, так и заранее проинструктированный ученик.

 У меня в руках пробирка со слюной. Для определения кислотности слюны

 опускаю в эту пробирку  лакмусовую (нейтральную) бумажку. Какой она приобретает цвет? Сравним со шкалой кислотности. Получаем слабощелочную среду.  

       А почему? Ответ: в слюне есть соли щелочных металлов.  Как вы думаете, какую роль они выполняют? Они нейтрализуют кислоты, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

Учитель открывает закрытый 2-ой компонент слюны, написанный на доске, ученики записывают в тетрадь )

     3. Какие же еще компоненты входят в состав слюны?.

3.1.     Вспомните, как кошки и собаки зализывают раны. Это свойство слюны  доведено     до совершенства у змей- слюна некоторых так ядовита, что ее капля убивает быка.

  Что это за свойство?  Какое вещество определяет это свойство?

    Ответ: Белок ЛИЗОЦИМ, убивающий микробы, определяет защитное свойство слюны. (Учитель открывает закрытый 3-ий компонент слюны, написанный на доске, ученики записывают в тетрадь)

  1.  Сложный белок МУЦИН, содержащий полисахариды, придает слюне вязкость,       клейкость для смачивания и склеивания пищевого комка и облегчает проглатывание.

защитное свойство слюны.

(Учитель открывает закрытый 4-ый компонент слюны, написанный на доске, ученики записывают в тетрадь)

  1. Для определения следующей составляющей слюны проведем небольшую

Практическую работу  (эту работу выполняют ученики 1 и 3 ряда, им раздаются инструктивные карточки и оборудование. Дети оформляют эту работу в тетрадь)

               инструктивная карточка для проведения  практической работы

                    тема:     Изучение компонентов слюны

Цель: Практическим путем  определить  неизвестный компонент слюны

Оборудование: небольшие кусочки черного (1 ряд) и белого (3 ряд) хлеба на салфетках

Ход работы: 

1.Возьмите в рот кусочки хлеба и не торопясь, в течение 1 минуты тщательно разжевывайте хлеб, не глотайте его.

2.Как только почувствуете изменение ощущений во рту, поднимите руку (для фиксации времени).

3. Запишите в тетрадь ход работы и изменение ощущений во рту.

Вывод: .Отметьте возможные причины появления этих ощущений.

             

               инструктивная карточка для проведения  лабораторной работы

                    тема:     Изучение компонентов слюны

Цель:  Доказательство наличия в слюне ферментов

Оборудование:   накрахмаленные кусочки марли, ватные  палочки, чашки Петри с  

                             раствором йода, блюдце.

  1. Ход работы: Приготовить реактив на крахмал – йодную воду.( несколько капель йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.)
  2. Ватную палочку смочить слюной, написать букву А  на накрахмаленном бинте.
  3. Расправленный бинт зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы он нагрелся ( 1-2 минуты)
  4. Опустить бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.
  5. После проведения опыта ребятам предлагается ответить письменно на вопросы:
  • Что было субстратом, а что ферментом, когда вы писали букву на бинте?
  • Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?
  • Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить? 

 Вывод

ВЫВОД по практической и лабораторной работе:

  1. ПР.РАБОТА – Во рту у учащихся при долгом жевании хлеба появляется сладковатый привкус, т.к. в хлебе содержатся углеводы и при обработке слюной эти углеводы начинают расщепляться.
  2. лаб.работа

             На  синем фоне марли появляется белая буква. Почему?

             Крахмал синеет под действием йода. Он исчез на участке, смоченном слюной.

            Значит, под действием слюны произошло расщепление крахмала.

                                        Крахмал------------------глюкоза

ИТОГ: в слюне есть особое вещество,  под действием которого происходит  расщепление

           сложных органических веществ до простых – это ферменты (АМИЛАЗА)

Это последний компонент слюны  Учитель открывает закрытый 5-й компонент слюны, написанный на доске, ученики записывают в тетрадь

Таким образом, состав слюны можно представить так:

СЛЮНА: ВОДА+ СОЛИ Ме + БЕЛКИ(лизоцим, муцин) + ФЕРМЕНТЫ(амилаза, мальтаза).

Вопрос: Почему этот опыт не получается у курильщиков?

               Никотин способствует  повышенному слюноотделению, но снижает ферментативную активность.)

 

Исходя из проделанной работы, можно  определить значение слюны:

Ученики записывают в тетрадь

  1. Смачивание пищи для облегчения жевания и ее превращение в пищевой комок.

(Белок муцин)

  1. Первичное расщепление органических веществ пищи в ротовой полости

благодаря деятельности ферментов (амилаза).

  1. Защитная функция (белок лизоцим).

Итак, мы видим, чти слюна – не просто какая-то  жидкость. Хотя у некоторых животных она и не очень жидкая….

           Завидев добычу, паук – сцитодес начинает поливать ее из стороны в сторону густой слюной, которая тут же застывает. Не успеет комар или муха оглянуться, как оказываются прочно связанными «по рукам и ногам»

         А обитающий в Индонезии стриж – саланга знаменит тем, что строит гнезда только из своей затвердевающей на воздухе слюны. После того, как выведутся и разлетятся птенцы, местное население собирает и варит из них суп, готовит разнообразные салаты и другие блюда.

Функции слюнных желез удобнее всего изучать методом фистул,  усовершенствованным великим русским физиологом Павловым И.П.

ИГРОВОЙ МОМЕНТ(заранее эта игровая ситуация отрабатывается с 1 учащимся.

Для проведения необходим белый халат, который надевает ученик, изображающий ученого – физиолога Он рассказывает и демонстрирует метод фистул Павлова. Для демонстрации необходим рисунок или таблица собаки, в котором заранее в области слюнных желез делается небольшое отверстие, через которое будет вставляться  стеклянная трубочка – фистула. За рисунком собаки ученик держит колбу, в которой налита вода, для наглядности подкрашенная раствором бриллиантовой зелени Эта окрашенная вода выполняет роль слюны. Перед рисунком собаки учащийся держит пробирку, в которую будет стекать подкрашенная вода – имитация слюны.

Сегодня у нас в гостях юный ученый, последователь, практикующий в лаборатории Павлова, и он нам немного расскажет об истории развития физиологии.

Рассказ «ученого»: 

               Фистула – искусственное соединение полости внутреннего органа или протока

                                 железы с наружной средой.

Этот метод впервые был применен русским ученым Павловым И.П. на собаке -для изучения состава слюны.

У животного (собаки)не нарушая пищеварения, можно подшить конец протока околоушной железы к наружной поверхности щеки. Слюна не поступает в рот, а стекает каплями в пробирку.  (Демонстрация метода)  

 «Вот – те и госпожа слюна! Ишь какая прелесть!» - говорил Павлов   при удачном опыте.

  Хочу отметить, что данный опыт не является опасным для здоровья собаки. В Ленинградской области есть памятник собаке, которая внесла  огромный вклад в развитие науки физиологии.

А как же происходит отделение слюны у  человека?

1. Слюноотделение, возникающее при наличии пищи во рту, носит название

    БЕЗУСЛОВНОГО СЛЮНООТДЕЛИТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА. Вспомните, как только начинаем кушать, тут же начинает отделяться слюна.

 ДЕМОНСТРАЦИЯ

2.  Ребята, посмотрите, я беру большой красивый лимон и разрезаю его. Его вкус знает каждый. Видите, как капает сок? Что ощущаете? Рот наполняется слюной еще до поступления еды в рот.

         Второй пример. Посмотрите, какое красиво сервированное блюдо! Чувствуете во рту слюноотделение? А вспомните, как мама  жарит картошку или цыпленка! Какой чудный запах  ощущаем! И опять слюнки текут!

         Явление, когда слюна выделяется в ответ на зрительные (лимон), обонятельные (запах жареной картошки), и другие раздражители еще до приема пищи при условии, что эти действия раньше совпадали с приемом пищи  называются УСЛОВНЫЕ СЛЮНООТДЕЛИТЕЛЬНЫЕ   РЕФЛЕКСЫ.

     А кто слышал выражение: «Во рту пересохло»? Попробуйте объяснить это явление на основании  полученных сегодня знаний. Ответ: Неприятные мысли, волнение, страх тормозят слюноотделение, во рту становится сухо

       Любопытен  следующий пример. Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для принятия решения вопроса о виновности  или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он мог его съесть, значит, обвиняемые невиновен. Если нет, то виновен.  Это испытание основано на том, что при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает и сухой рис съесть невозможно.

          Центр слюноотделения – продолговатый мозг.

                 Записи в тетради:     Регуляция слюноотделения – 1.условный рефлекс

                                                                                                       2. безусловное

Итак,  Пища во рту смочилась, частично расщепилась и превратилась в пищевой комок.

Что происходит дальше?

ГЛОТАНИЕ

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

   1.       Приложите руку к гортани и сделайте глотательное движение. Почувствуйте, что

гортань поднимается вверх, а потом возвращается вниз.

Во время глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником.

Пища не попадает в дыхательные пути (хотя воздух частично попасть может), а продвигается по глотке в пищевод. Поэтому не зря говорят: «Когда я ем, я глух и нем». Не забывайте это правило!

  1. Сделайте подряд несколько  глотательных движений. Почему наступает момент, когда вы этого сделать не можете?

Ответ:  ГЛОТАНИЕ  - сложный рефлекторный акт, обязательное условие которого –

                                       раздражение  рецепторов корня языка.

Давайте попробуем с помощью учебника построить рефлекторную дугу механизма глотания.

               1. Раздражение рецепторов корня языка

               

              2. Нервный импульс идет по чувствительному нейрону

               3. Продолговатый мозг, где располагается центр глотания.

Центр глотания взаимодействует с центром дыхания и центром сердечной  деятельности. Поэтому во время глотательных движений задерживается дыхание,      учащаются сердечные сокращения

   4. Двигательный нейрон передает возбуждение.

 

  5.Рабочий орган- глотательные мышцы.

Таким образом, глотка и пищевод служат только для перехода пищи в желудок. Никаких изменений в составе пищи не происходит. Но при поступлении пищи в желудок, начинается воздействие на нее химическими веществами. Но  это уже совсем другая история, которую вы будете изучать на следующем уроке.

        

5. СООБЩЕНИЕ О Д.З.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Тест (правильные варианты ответов дают слово ЖЕЛУДОК – тема следующего урока)
  2. Пословицы, поговорки о еде, пищеварении
  3. Найди ошибку:

Центр слюноотделения расположен в ПРОМЕЖУТОЧНОМ мозге.

Поэтому, когда мы чувствуем запах шашлыка и еще его не едим, начинается рефлекс БЕЗУСЛОВНОГО слюноотделения. В день у взрослого человека выделяется  4 литра слюны, которая выделяется из 8 пар желез. Слюна расщепляет

ЖИРЫ. Содержащийся в ней белок ТРИПСИН обвалакивает пищу, образуя пищевой комок. Затем пищевой комок попадает в глотку. При этом надгортанник ОТКРЫТ.

  1. Установи соответствие между органами и выполняемыми функциями:

   

      Органы:

                    А-язык;  Б-зубы;   В- слюна   Г –губы

       Функции:

  1. Механическое измельчение (А, Б)
  2. Образование пищевого комка (А, В)
  3. Частичное расщепление углеводов(В)
  4. определение качества пищи и ее температуры (А)
  5. Орган речи (А, Б, Г)

5. Сообщение о вредном воздействии  никотина на пищеварение в ротовой полости.

Итак, вернемся к нашему эпиграфу. «… Право, все не дано нам знать»

Но мы сегодня, пусть и не все, но многое узнали. Ребята, вы придете домой и скажите: «Мама, я сегодня такой молодец, я столько нового познал!»

Так какая у нас была сегодня цель?

А вывод? Они у  нас совпали.                            Оценивание.

                                               ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Пословицы, поговорки:

  1. Кто–то ест, чтобы жить, кто–то живет, чтобы есть.
  2. Когда я ем, я глух и нем.
  3. Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу.
  4. Дорога ложка к обеду
  5. Чем дольше жуешь, тем дольше живешь
  6. когда хочется есть, возникают боли в верхней чести живота

«Сосет под ложечкой»

  1. «Есть от пуза»
  2. «Брызжет слюной

2.Рекомендации:

Поговорка «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу» знакома всем. Для взрослых это правильно, а для детей нет.

Известный специалист по питанию профессор Петровский предлагает школьникам так распределять свой рацион:

1-ый завтрак  7.30—10%

2-ой завтрак   11.00—20%

Обед    14.00------ 35%

Полдник  16.00-----10%

Ужин   19.00--------25%

То есть на ужин приходится  ¼ всего рациона, так что ешь ужин сам!

3. Вредное влияние никотина на пищеварение

   в ротовой полости.

У  людей во время курения идет повышенное слюноотделение. Вот почему мы наблюдаем неэстетичное частое сплевывание. А еще у курильщиков снижается ферментативная деятельность слюны. Значит, первичное расщепление углеводов в ротовой полости снижено, следовательно, могут возникать заболевания желудочно-кишечного тракта.

       Кроме того, у курильщиков на зубах гораздо чаще наблюдается налет, называемый зубным камнем, а следовательно  возникает кариес.

      На слизистой поверхности губ могут появляться различные язвочки, приводящие к раку губы.

 

 

          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"

Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....

Тема урока "Пищеарительная система. Пищеварение в ротовой полости".

Цель урока: создать условия для восприятия материала об органах ротовой полости, как о части пищеварительного тракта, способствующие пищеварению; повторить и закрепить знания, полученные по теме «Пище...

урок по биологии тема: Пищеварение в ротовой полости.

Цель: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости; развить умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформ...

Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".

Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы....

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Разработка урока по теме "Пищеварение и питание" в 8 классе...