Рабочая программа и КТП по биологии 6-9 классы УМК Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии на тему

Шальнова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа составлена на основании Федерального  компонент Государственного стандарта среднего (общего) образования по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_i_ktp_po_biologii_umk_sonin_n.i.zip187.53 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рассмотрено на МО учителей

Политехнического цикла

Руководитель ______________

Шальнова И. Г.

Протокол № 1 от 23.08.2013г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________ Лосева О. Г.

23.08.2013 г.

Утверждаю

Директор школы

____________ Шаповал Н.В.

Приказ №______ от 26.08.2013 г.

Календарно-тематическое планирование по биологии «Живой организм» в  6 классе,

34 часа, 1 час в неделю

Тема урока

Количество часов

Элемент содержания

Требования к уровню подготовки

Дата

Раздел 1 Строение и свойства живых организмов (12 часов)

Тема I: «Основные  свойства живых организмов» (1 час)

Основные свойства живых организмов

1

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны

Знать:разнообразие живых организмов на Земле; их сходство; значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; признаки живых организмов; различия между растениями и животными.

Уметь: объяснять значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; различия между растительным и животным миром; обмен веществ и все процессы жизнедеятельности живого организма;

называть царства живой природы

04.09

Тема 2: «Строение клеток» (2 часа)

Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 1 «Строение растительной клетки» (строение кожицы лука)

1

Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Знать: что живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов); клетки бывают двух типов: ядерные и безъядерные; органоиды клетки(цитоплазма, ядро, мембрана, плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, хромосомы) какую работу они выполняют.

Распознавать и описывать: основные части и органоиды клетки растений; выделять особенности ядра; доказывать, что клетка – элементарная частица живого

Рассматривать на готовых микропрепаратах  и описывать клетки живых организмов

11.09

Строение животной клетки

Лабораторная работа № 2                   «Строение животной клетки»

1

Строение клетки.  Клетка животных. Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия вы строении растительной и животной клеток. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы

Знать: что живые организмы состоят из клеток(кроме вирусов) клетки бывают двух типов: ядерные и безъядерные; органоиды клетки(цитоплазма, ядро, мембрана, плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, хромосомы) какую работу они выполняют.

Понимать; что наследственные задатки уэукариот находятся в хромосомах, а хромосомы в ядре; что клетки прокариот не  имеют ядра, митохондрий, хлоропластов, лизосом и не способны к фагоцитозу и внутриклеточному перевариванию пищи.

Распознавать и описывать: основные части и органоиды клетки животных.

Рассматривать на готовых микропрепаратах  и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать  клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе  сравнения

18.09

Тема3: «Химический состав клеток» (1 час)

Химический состав клетки

Лабораторная   работа № 3 «Определение состава семян»

1

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества и их роль в организме

Знать: что в состав живых организмов входят атомы многих химических элементов; что больше всего в живых организмах содержится атомов: водорода, углерода, азота, кислорода; что большую часть массы живых организмов составляет вода; в состав живых организмов входят  неорганические и органические вещества; нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение  и передачу наследственных задатков потомкам.

Понимать: что одни и те же атомы могут входить в состав как  живых организмов, так и не живых тел;соотношение атомов разных элементов  может отличаться.

Различать: неорганические и органические вещества клетки.

Называть: неорганические и органические вещества клетки, их роль в процессе жизнедеятельности организма.

25.09

Тема 4: «Деление клетки» (1 час)

Деление клетки. Мейоз и его биологическое значение

1

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены, хромосомы. Митоз, основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Гомологичные хромосомы

Знать: что клетки способны размножаться делением; что существует два способа деления ядра: митоз и мейоз; что митозу и мейозу предшествует удвоение каждой хромосомы; что при митозе сохраняется число хромосом и образуется два ядра, а число хроматид уменьшается в два раза; что при мейозе уменьшается  число хромосом и образуется четыре ядра

Понимать: что каждая из образующихся при делении клеток должна получить набор необходимых  наследственных задатков; что каждая из  образующихся при делении клеток эукариот  должна получить ядро, а для этого ядро должно разделиться; что в мейоз  вступают ядра с двойным набором хромосом, а  получаются ядра  с одинарным набором

Называть: структуры клетки, участвующие в деление, роль хромосом.

Распознавать и описывать: стадии деления клетки. Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой

02.10

Тема 5 «Ткани» (2 часа)

Ткани растений

1

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Знать: что такое «ткань»; что в состав тканей  могут входить клетки и внеклеточное вещество; как устроены покровная, механическая, проводящая и основная ткани  сосудистых  растений и какую роль они играют в растительном организме.

Называть: типы тканей  растений; функции тканей растений.

Различать: типы тканей растений

Понимать: что одни и те же  ткани могут быть  в разных органах, что зародыш растения состоит из образовательной ткани.

09.10

Ткани животных

Лабораторная  работа № 4 «Ткани животных»

1

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Знать: что такое «ткань»; что в состав тканей  могут входить клетки и внеклеточное вещество; как устроены  разные типы тканей, какую роль они играют в организме животного; чем отличаются мышечные ткани.

Называть: типы тканей; функции тканей животных.

Различать: типы тканей животных.

Рассматривать: на готовых микропрепаратах и описывать  ткани животных

Понимать: что одни и те же ткани могут быть в разных органах.

Тема 6: «Органы и системы органов» (4 часа)

Органы цветковых растений. Корень

Лабораторная работа № 5 «Корневые системы»

1

Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений.

Знать: что орган – это обособленная часть организма, выполняющая определенную работу (функцию); что  вегетативными  органами  высокоразвитого растения являются корень и побег; строение и функции и виды корневой системы; строение и функции корневых волосков.

Уметь: давать определение понятиям  ткань, орган.

Называть: органы цветкового растения; типы корневых систем.

Распознавать и описывать:  на таблицах органы цветкового растения – корень,  корневые системы.

Изучать: биологические объекты – органы цветкового растения

Побег

Лабораторная работа № 6 «Строение почки» Лабораторная работа

№ 7 «Простые и сложные листья»

1

Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений

Знать: понятия «побег», «вегетативные органы»; чем простые листья отличаются от сложных, строение и функции стебля.

Понимать: что стебель связывает все части  растения, обеспечивает проведение воды, минеральных и органических веществ, служит опорой растению, что в листе происходит фотосинтез и испарение воды; что дышат все части растения;

Называть: органы цветкового растения.

Изучать: биологические объекты – органы цветковых растений

Цветок и плод

Лабораторная работа № 8 «Строение цветка»

Лабораторная работа № 9 «Строение семени»

1

Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений

Знать: что цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений; строение цветка и его главные части; что в пестике находится семязачаток, из которого в дальнейшем развиваются семена; что плоды образуются из завязи песика.

Уметь: давать определение понятиям: репродуктивные органы.

Называть: органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Распознавать и описывать: органы цветкового растения , их роль в жизни растения.

Описывать: многообразие соцветий.

Изучать биологические объекты – органы цветкового растения

Органы и системы органов животных

1

Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции

Знать: строение и функции органов и систем органов животных; понятия «орган», «система органов».

Понимать: процессы, происходящие в органах  или системах органов у животных.

Называть: органы, системы органов  и их функции животных.  

Распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных.

Находить   в тексте и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

Тема 7: «Целостный организм» (1 час)

Целостность живого организма

1

Растения и животные – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как  основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда

Уметь: давать определение понятиям «ткань», «орган».

Называть: особенности строения и функции  многоклеточного организма.

Характеризовать: причины нарушения целостности организма.

Доказывать: что организм  - единое целое

Раздел II: «Жизнедеятельность организма» (19 часов)

Тема 8: «Питание и пищеварение» (2 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание.

Практическая работа № 1 «Определение механического состава почвы»»

1

Питание растений: минеральное (почвенное)  и воздушное (фотосинтез).

Знать: что в результате фотосинтеза у растений образуются углеводы и выделяется кислород; что такое «пищеварение»; что росянка ловит насекомых не для того чтобы получить  из них органические вещества, а для того чтобы получить азот и фосфор.

Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из  окружающей среды; что растение может создавать органические вещества; что источником энергии для создания растениями органических веществ из неорганических является солнечная энергия.

Уметь: давать определения понятиям: питание, почвенное питание, фотосинтез.

Описывать: сущность  биологических процессов: почвенного питания, воздушного питания – фотосинтеза.

Объяснять:  значение почвенного и воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Характеризовать: роль  листа в процессе фотосинтеза.

Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных

1

Процессы жизнедеятельности  животных: питание (растительноядные, хищники, всеядные, паразиты). Питание. Различия  организмов по способу питания

Знать: что животные не способны к процессу фотосинтеза и органические вещества  получают вместе с пищей; понятия «продуценты», «редуценты», «консументы», «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «пищеварение»; что белки, жиры и углеводы перевариваются под действием  пищеварительных ферментов, выделяемых организмом.

Понимать: что для всех организмов необходимо поступление  энергии из  окружающей среды; что источником энергии для  жизнедеятельности животного является дыхание.

Уметь: давать определение понятиям: питание.

Описывать: сущность  биологических процессов: питание животных, пищеварение.

Называть: органы  пищеварительной системы животных и узнавать  их на рисунках; особенности  строения пищеварительных систем животных.

Приводить: примеры травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Сравнивать: процессы  пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Тема 9: «Дыхание» (2 часа)

Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек  в процессе дыхания растений

1

Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода  в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений

Знать: каким образом газы поступают в растение и выводятся из него.

Понимать: что словом «дыхание» обозначают два  совершенно разных  способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками  и удаление углекислого газа в окружающую среду; что в живых организмах дышат только клетки, а  не неклеточное вещество; источником энергии  для растения является не фотосинтез, а дыхание; фотосинтез является источником энергии для образования крахмала.

Уметь: давать  определение понятию «дыхание».

Описывать: сущность биологического процесса – дыхания.

Характеризовать: особенности дыхания у растений; роль  органов в процессе дыхания.

Использовать: приобретенные знания для выращивания растений.

Органы дыхания животных

1

Жизнедеятельность животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания

Уметь: давать определение понятию «дыхание».

Описывать: сущность  биологических процессов: дыхания.

Характеризовать: особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных.

Понимать: что словом «дыхание» обозначают два  совершенно разных  способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками  и удаление углекислого газа в окружающую среду; что в живых организмах дышат только клетки, а  не неклеточное вещество; принцип строения органов дыхания

Тема 10 «Передвижение веществ» (2 часа)

Передвижение веществ в растительном организме

1

Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих  перенос минеральных и органических веществ

Знать: что, куда и по каким структурам движется в растении.

Понимать: что корень работает как насос, закачивающий воду с растворенными минеральными  солями.

Описывать: сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать: особенности переноса воды, минеральных и органических веществ  в растении

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции

1

Особенности переноса веществ в организме животного. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа. Кровь, ее составные части

Знать: что кровь переносит питательные вещества и вещества, которые нужно удалить из организма; гормоны; что кровь состоит из  плазмы и клеток крови; кислород переносится кровью; строение сердца.

Понимать: принцип работы сердца, роль крови в переносе веществ в организме.

Описывать: сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Называть:  органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, ее функции; типы кровеносных систем.

Приводить примеры: животных с разными типами  кровеносных систем.

Характеризовать: особенности транспорта веществ у животных

Тема 11 «Выделение» (3 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.

1

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений

Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию в организме; основные способы с помощью которых растения решают  проблемы  выделения азотистых отходов.

Принимать: принципы работы  выделительной системы.

Описывать: сущность  процесса выделения у животных организмов, его значение.

Находить:  в тексте учебника и других источниках информацию о выделение у растений и животных.

Называть: органы выделения у растений

Характеризовать:  особенности процесса выделения у растений

Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных

1

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных

Знать: что многие живые организмы должны поддерживать  стабильную концентрацию солей в организме.

Понимать: принципы работы  выделительной системы.

Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение.

Называть: органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах.

Характеризовать: особенности процесса выделения у животных

Тема 12: «Опора и движение» (4 часа)

Обмен веществ и энергии в живом организме

1

Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ в растительном и животном  организме

Знать: что процесс постоянного обновления веществ из которых состоят живые организмы называется обменом веществ; что птицы и млекопитающие, в отличие от других животных способны поддерживать постоянную температуру тела.

Понимать: что структуры, из которых  состоит живой организм неустойчивы и все время распадаются, поэтому для сохранения организмов эти структуры должны все время восстанавливаться и образовываться заново.

Давать: определения понятию «обмен веществ».

Описывать: сущность процесса обмена веществ у астений и животных, его значение.

Называть: органы, участвующие в обмене веществ у растения и животного.

Характеризовать: особенности обмена веществ  у растений и животных.

Сравнивать: обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы  растений

1

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений

Знать: у кого скелет наружный, у кого внутренний;

Понимать: как построены опорные системы у растений.

Описывать: строение и  разнообразие опорных систем и узнавать их на таблицах и рисунках

Называть: значение опорных систем в жизни растений.

Опорные системы животных

Лабораторная работа № 10  «Строение костей»

1

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опроно – двигательная система позвоночных

Знать:  у кого скелет наружный, у кого внутренний; что скелет позвоночных может состоять из кости и хряща; что такое сухожилие.

Понимать: что постоянная форма теле поддерживается скелетом; что части скелета могут быть соединены друг с другом подвижно; что наружный скелет – это не только опора, но и защита.

Называть: значение  опорных систем в жизни животных.

Приводить: примеры животных с различными типами опорно-двигательной системы.

Распознавать: на таблицах и рисунках части внутреннего скелета.

Соотносить: строение опорных систем животных с условиями их жизни

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности

Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов

Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение  и его способы; что у растений тоже происходит движение.

Называть: роль движения; способы передвижения животных.

Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных

Приводить: примеры животных с разными способами передвижения.

Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения

Наблюдать: за поведением животных.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности

1

Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение  и его способы; что у растений тоже происходит движение.

Называть: роль движения; способы передвижения животных.

Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных

Приводить: примеры животных с разными способами передвижения.

Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения

Наблюдать: за поведением животных.

Тема 13 «Регуляция» (1 час)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.раздражимость

Нервная и эндокринная системы, особенности строения и роль в регуляции жизнедеятельности

1

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, ее роль в регуляции  процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества

Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение  и его способы; что у растений тоже происходит движение.

Называть: роль движения; способы передвижения животных.

Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных

Приводить: примеры животных с разными способами передвижения.

Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения

Наблюдать: за поведением животных.

Тема 14 «Размножение организмов» (3 часа)

Биологическое значение размножения. Бесполое размножение животных и растений

Лабораторная работа № 11«Черенкование комнатных растений»

1

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений.

Знать: что размножение – свойство, присущее всем живым организмам; размножение бывает половое и бесполое; какие формы бесполого размножения существуют; почкование; что каждая спора представляет собой одну клетку.

Понимать: что при бесполом  размножении вновь  образовавшийся организм получает наследственные задатки только одного родителя; что деление клетки на две равные части – наиболее простая форма бесполого размножения.

Давать: определение понятиям: размножение, спора.

Называть:  значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы  вегетативного размножения растений.

Приводить примеры:  организмов,  для которых характерно бесполое размножение.

Описывать: сущность бесполого размножения.

Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания  культурных растений, ухода за ними.

Половое размножение животных. Органы размножения  животных. Оплодотворение

1

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение

Знать: что половое размножение  свойственно большинству живущих на  Земле организмов; что при половом  размножении потомок получает  наследственные задатки от двух родителей; оплодотворение – слияние половых клеток; яйцеклетки, сперматозоиды, зигота; животные бывают обоеполые и раздельнополые; партеногенез.

Понимать:  половое размножение – это размножение, в результате которого  появляется потомство, содержащее наследственные задатки двух родительских организмов

Давать: определения понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Описывать:  сущность полового размножения; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки.

Объяснять: преимущества полового размножения по сравнению с бесполым

Половое размножение растений

1

Половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Знать: особенности полового размножения низших и высших растений, что такое спора, заросток, голосеменные и покрытосеменные растения.

Понимать: суть чередования бесполого и полового размножения у растений.

Понимать и объяснять: способы опыления и их значение, достоинства и недостатки.

Уметь: приводить примеры голосеменных и покрытосеменных растений.

Давать: определения понятиям: размножение, самоопыление, оплодотворение.

Называть: значение полового  размножения, органы полового размножения растений.

Описывать: строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у  растений (двойное оплодотворение)

Использовать: полученные знания для выращивания культурных растений, уход за ними.

Тема 15: «Рост и развитие организма» (3 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян

Лабораторная работа № 12  «Условия прорастания семян»

Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков

Знать: что закономерные изменения происходят  с живыми организмами в течение всей его  жизни называется индивидуальным развитием

Понимать: что новое растение образуется в конечном итоге из зиготы; что  у покрытосеменных растений семена находятся в плодах; что опавшие семена могут длительное время находится в состоянии покоя; что семена начинают прорастать только в благоприятных условиях.

Давать: определение понятию – индивидуальное развитие.

Распознавать и описывать: на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.

Называть:  роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян.

Наблюдать: за ростом и развитием растений.

Использовать: полученные  знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Особенности развития животных

Лабораторная работа №  13  «Прямое и не прямое развитие насекомых»

1

Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника) . постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие

Знать: что новое животное  развивается  из зиготы; что такое бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие.

Понимать: что изменение формы зародыша происходи за счет деления клеток, непропорционального роста разных частей зародыша и движения клеток; роль  личинок в  расселении малоподвижных организмов; что  сходство зародышей различных животных свидетельствуют об их историческом родстве.

Уметь: приводить примеры животных с прямым и непрямым развитие.

Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных.

Описывать: сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать: за ростом и развитием животных.

Использовать: полученные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Раздел III:  «Организм и среда. Природные сообщества» (3 часа)

Тема 16: «Природные сообщества» (3 часа)

Среда обитания. Факторы среды

1

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой  природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов

Знать: что живые организмы тесно связаны  друг с другом и неживой природой, экологические факторы среды; чем питаются растения, и кто  питается ими, чем питаются животные; симбиоз.

Понимать: что животные организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой; какие факторы можно  считать условиями, а какие ресурсами; экологические факторы; как эти факторы действуют в природе.

Давать: определения понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы.

Называть: виды экологических факторов; типы взаимоотношений организмов.

Приводить примеры: факторов  неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов.

Приводить примеры: взаимосвязей живых организмов.

Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных и ухода за ними.

Природные сообщества

1

Природное сообщество и экосистема. Структура  и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Понимать: что такое природное сообщество,  уметь приводить примеры;  что  определенные виды живых организмов могут жить  лишь в определенных сообществах; что природное сообщество тесно связано с  неживой природой, образует экосистему; что в любой экосистеме можно выделить три  группы организмов: продуценты, консументы, редуценты; что такое цепи питания.

Уметь: приводить примеры продуцентов, консументов, редуцентов; составлять цепи питания.

Давать: определение понятиям:  природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Называть: три группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры:  природных сообществ, продуцентов

Итоговое тестирование за курс «Биология. Живой организм»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"

Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной  предвузовской подготовки. В данной программе показаны ...

Рабочие программы и КТП по биологии 10-11 класс. УМК Пуговкин

Программа разработана на основе авторской программы  Биология: программа для 10 – 11, среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А...

Рабочая программа учебного курса "Общая биология" для 10 класса.

Предназначена для учителей работающих по учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень.Содержит пояснительную записку, тематическое и календарно- тематическо...

Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...

Рабочая программа к учебному курсу «Биологии 6-9 классов»

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...