Система подготовки выпускников основной школы к ГИА.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему

Сидоренко Тамара Константиновна

            Учитель биологии должен рассматривать содержательный компонент в комплексе, который включает в себя:

-  стандарт биологического образования;

-  учебную программу и учебник по биологии;

-  дополнительный биологический материал.

Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать:

 - промежуточную итоговую диагностику;

 - тестирование как метод оценки достижений учащихся;

 - проведение мониторинга качества обученности.

Выработать умения учителя в создании оценочного инструментария, в разработке контрольно-измерительных материалов по биологии для оценки уровня подготовки выпускников школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_vypusknikov_osnovnoy_shkoly_k_gia.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки выпускников основной школы к ГИА.

(Из опыта работы Сидоренко Т.К. -учителя биологии высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ№7)

            Учитель биологии должен рассматривать содержательный компонент в комплексе, который включает в себя:

-  стандарт биологического образования;

-  учебную программу и учебник по биологии;

-  дополнительный биологический материал.

Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать:

 - промежуточную итоговую диагностику;

 - тестирование как метод оценки достижений учащихся;

 - проведение мониторинга качества обученности.

Выработать умения учителя в создании оценочного инструментария, в разработке контрольно-измерительных материалов по биологии для оценки уровня подготовки выпускников школ.

При подготовке к ГИА по биологии учителям необходимо

 - тематическое повторение на индивидуальных консультациях;

 - включать в проверочные задания вопросы, по структуре приближенные к заданиям ГИА;  

 - проработка схем, таблиц, рисунков;

 - при изучении биологии целенаправленно работать с понятиями, проходящими через весь курс;

 - в кабинете биологии оформить стенд по размещении информации по ГИА и ЕГЭ;

 -  рассмотреть теоретические и методические проблемы подготовки к ГИА по биологии; оказать помощь в подготовке учащихся выпускных классов к ГИА и ЕГЭ по биологии;

- разработать системный контроль подготовки учащихся, построенный на материалах и принципах ГИА, который позволит учащимся не только проверить свой уровень усвоения знаний, но и иметь возможность тренировки при решении типичных заданий.

                                                 Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
                                                Советы выпускникам

Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;                                                                                                                                      

3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в

зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Система контроля качества подготовки по биологии учащихся 9-х классов

Виды контроля

Краткая характеристика

Средства диагностики

Входной

Диагностика исходного или начального уровня качества биологических знаний. Определение базовых знаний за основную школу. Предпосылка для успешного планирования и руководства учебным процессом.

- тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.

- анкеты по изучению мотивации.

Тематический

Проверка прочности усвоения  полученных знаний по определенной теме школьного курса. Охватывает значительные по объему темы курса.

Выявление:

- усвоения знаний темы целиком;

- системности знаний темы;

- объема, глубины и качества восприятия учебного материала;

- степени ответственности учащихся и отношение их к работе, причин, мешающих работать;

- уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития;

- стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании;

- текущее наблюдение за работой класса в целом и  каждого ученика в отдельности;

- определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения.

- Тесты с выбором одного ответа.

- Терминологические тесты с одним ответом.

- Тесты с выбором трех ответов.

- Тесты на соответствие и на установление последовательности.

- Тесты повышенной сложности для самоконтроля.

- Задания на нахождение ошибок в тесте.

- Задания с использованием текста.

- Задания для развернутого ответа.

- Тексты с пропущенными словами в предложениях и др.

Итоговый (за 9 класс)

Выявление качества усвоения содержания материала за 9 класс.

- Тестовые задания по биологии, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 9  класс;

Пробный ГИА (прогноз, допуск к ГИА)

Выявление качества усвоения содержания материала за весь учебный курс по биологии основной, подготовка к сдаче ГИА.

- КИМы ГИА по биологии за предыдущий год;

Рекомендации, помогающие школьникам снизить «стрессовость» экзаменационной ситуации.

Государственная  итоговая аттестация – ГИА.

Соответствие Госстандартом.

КИМ  ГИА по биологии.

Внеурочная подготовка

  1. Выполнение  несколько вариантов ГИА.

Основная цель:  выявить уровень знаний на данный момент и определить западающие темы.

  1. Анализ допущенных ошибок, определение тем и видов заданий, требующих доработки. Например, проведение тестовых заданий по теме «Размножение», «Обмен веществ» и др. тем, где можно использовать систему зачетов, материалы олимпиад, работа с биологической терминологией, лабиринты, карточки подсказки, дифференцированные задания, биологические задачи разного уровня.
  2. Составление календарно- тематического плана для групповых занятий. Данный план должен включать те темы, которые являются наиболее сложными для большинства учащихся.

Проведение элективных курсов, например, я, веду курс по теме «Система, многообразие, эволюция живой природы». На этом курсе предусматриваются задания, которые позволяют расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы. При изучении разделов использую педагогические методы и приемы: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов;  успешно пройти государственную  итоговую аттестацию (ГИА).

4.      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему

     5.Составление индивидуальных маршрутов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки

      (конкретная работа с каждым учеником).

6.Организация и проведение групповых занятий по плану количество занятий                                                                                                                                      

 определяется в зависимости от уровня подготовки учащихся и количества тем, требующих доработки.

При подготовке к ГИА  эффективно использование дополнительной литературы: учебники разных авторов,  тренировочные материалы ГИА, а так же региональные научно-методические и учебные материалы.

Индивидуальный маршрутный лист по подготовке к ГИА по биологии

Ученика 9-б класса Святогоркиной Т.

Часть    1  (А)

Вариант

    1

Вариант

    2

Вариант

    3

Вариант

    4

Вариант

    5

Вариант

    6

Вариант

    7

Вариант

    8

Доп.

консультации

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

А 15

А 16

А 17

А 18

А 19

А 20

А 21

А 22

А 23

А 24

Часть

 2 (В)

В 1

В 2

В 3

В 4

Часть

3 (С)

С 1

С 2

С 3

С 4

Баллы

Отметка

Маршрутный лист по подготовке к ГИА по биологии

ФИО учащихся, которые выйдут на ГИА

Святогоркина Таня

Ивраиева Дарья

Швец    Иван

Кодификатор ГИА

отметка

консультация

отметка

консультация

отметка

консультация

1

2

3

4

5

6

Индивидуальный план работы с учащейся 9б класса Ивраиевой Дарьей  МОБУ СОШ №7

по биологии при подготовке к ГИА.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Знакомство с Положением о проведении

ГИА, демонстрационными версиями по биологии.

Сентябрь

Сидоренко Т.К.

Практические занятия и прогнозирующие тестирование по биологии.

В течение  года

Индивидуальные занятия по биологии.

Еженедельно

Работа с  заданиями повышенного уровня сложности.

В течение  года

Подготовка и участие в первом и  втором этапах Всероссийской олимпиады школьников по экологии, биологии.

Сентябрь-ноябрь

Участие в олимпиадах, семинарах, конференциях, открытых мероприятиях.

В течение  года

Подготовка и защита проектов по биологии, экологии.

В течение  года

Экспериментальная  работа по экологии.

В течение  года

Сотрудничество с родителями.

В течение  года

Используются тесты на выбор правильной гипотезы, метода исследования, тестовые задания на классификацию объектов и процессов; Тестовые задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе; задания с алгоритмами ответов (с пропуском в тексте ряда слов); работа с познавательными заданиями по биологии. Использую биологические лабиринты, работу в  режиме онлайн по тестам, биологические тренажеры.