Конспект урока по биологии "Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р."Типы биотических связей" в 10 классе.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок разработан с использованием учебника "Общая биология 10 класс" , авторская линия И.Н. Пономаревой. Основной целью урока является повторение материала по теме "Приспособленность организмов к совместной жизни" и его закрепление с помощью лабораторной работы "Типы биотических связей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по биологии "Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе" | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект открытого урока по биологии.
Тема: « Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р.».
Класс: 10.
М.К.: авторская линия И.Н.Пономарёвой, учебник «Общая биология 10 класс», авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина.
Цель: повторить материал по теме: приспособленность организмов к совместной жизни, закрепить материал с помощью Л.р.
Группы задач:
1.Образовательные: повторить знания о приспособленности организмов к совместной жизни; систематизировать их по типам биоценотических связей.
2.Развивающие: развивать умения соотносить понятия с определениями, определять по наглядному материалу тип биоценотических связей, анализировать и делать выводы о значимости связей для организмов.
3.Воспитательные: сформировать отношение к целостности биогеоценозов, к значению биоценотических связей для организмов, определить роль самооценки для формирования личности учащегося.
Оборудование: ИКТ (наглядный материал по типам связей), доска, учебник, дидактические карточки, гербарии, микропрепараты, коллекции организмов, фотографии организмов, печатные листы (см. приложение).
№п.п. | Ход урока | Время, примечания |
1 2 3 4 А Б В Г Д Е 5 6 | Орг. момент. Начало урока – постановка проблемного вопроса: существует ли связь между численностью волков и численностью кустарников и подроста деревьев? На основе выводов учащимся предлагается определить тему урока. (Постановка целей урока, мотивация учащихся на урок). Предложить учащимся повторить материал. Повторение: - дидактические карточки (разный уровень сложности)
- соотношение понятий и определений
- «Четвёртый лишний»: найти лишнее понятие и объяснить свой выбор. 1.Продуценты, консументы, биоценозы, редуценты. 2.Биотоп, биоценоз, экологическая ниша, биогеоценоз. 3.Берёза, сосна, лев, клевер. 4.Кузнечик, камбала, палочник, шмель. 5.Тигр, оса, зебра, рыба- клоун. Подведение итогов повторения, учитель выражает отношение к этапу повторения. Предложить учащимся определить связь повторенного материала с новой темой. Новая тема + домашнее задание: параграф 26, вопр.1-3(устно). Задание классу: предложите своё определение для понятия «приспособленность». Приспособленность- способность вида существовать в определённых условиях внешней среды с помощью морфолого- физиологических, поведенческих, популяционных и других приспособительных особенностей (адаптаций). Вопрос к классу: какие уровни организации жизни вы знаете? На каком уровне можно увидеть приспособленность организмов к совместной жизни? Сделайте вывод. Вывод: только на уровне популяций осуществляется выработка взаимных адаптаций в процессе совместной эволюции видов. С разнообразием типов биоценотических связей учащиеся знакомы с 9 класса. Учитель предлагает посмотреть наглядный материал, чтобы вспомнить типы связей. Задача учащихся – определить тип. Вывод: разнообразие связей делает биосистему устойчивой. В человеческом обществе наблюдаем то же самое: чем больше общения и взаимосвязей между разными людьми, тем стабильнее общество. Задание классу: на листах »Типы биотических связей» на основе имеющихся знаний соотнести тип связи с определением (справа) и обозначить каждый тип связи условными знаками (слева). Листы подписать. Самооценка: Обсудить правильность заполнения таблицы и предложить самим учащимся оценить работу (правила оценивания: без ошибок- «5»; 1 ошибка- «4»; 2 ошибки-«3»; 3 ошибки- «2». Закрепление знаний и умений определять типы связей: Л.Р.» Типы биотических связей». Учащиеся, используя знания, таблицу и параграф 26, выполняют лабораторную работу на листах по плану: 1.Рассмотреть материал (объекты) на парте. 2.Заполнить таблицу (листы подписать). 3.Сделать вывод о значимости данного типа связи в природе. 4.Оценить самому свою работу. 5.Сдать 2 листа (таблица и Л.Р.) в конце урока. Закрепление материала урока: Докажите, что приспособления носят относительный характер (об этом говорил Ч.Дарвин)? Ситуация: в природе у организмов нет приспособленности к совместному существованию. Что произойдет в эволюции? Общий вывод: совместное существование видов в биогеоценозе – важное условие их эволюции. Рефлексия « Плюс, минус, интересно»: На обороте листа с Л.р. Под «+» записать все, что понравилось; Под «-» записать все, что не понравилось; « Интересно» - что интересного узнали, что бы еще хотелось узнать, вопрос учителю. | 1 мин баллы 1 мин., см. цель и задачи урока Оценки на следующем уроке, 4 человека (на доске) см. Приложение 1 Оценка на уроке, 1 человек Баллы, остальные учащиеся Всё время-6-8 мин 1-2 мин. Тема на доске, запись в тетради Обсудить, записать определение в тетрадь 1-2 мин. Учитель помогает В формулировке вывода Запись вывода в тетрадь, 1-2 мин. Использование ИКТ, 1-3 мин. устно 8-10 мин., листы в Приложении 2 Правила на доске, 1-2мин. Работа в парах План на доске, 10 мин 4 мин. 2 мин. |
Приложение 1 (все понятия и определения распечатаны на листках)
Биогеоценоз
Биотоп
Биоценоз
Биосистема
Экологическая ниша
Живая система
Однородное по условиям жизни пространство, занятое определёнными видами растений, животных, грибов, бактерий и других организмов (местообитание).
Совокупность (сообщество) живого населения, размещающегося в биотопе.
Особое функциональное и пространственное место вида в составе населения.
Природное сообщество разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определённые места обитания и устойчиво с помощью биологического круговорота веществ поддерживающих свою целостность и единство.
Приложение 2
Таблица «Типы биоценотических связей».
Ф.И. учащегося:
Условные знаки:»+» польза; «-« вред; «о» безразличное влияние.
Обозначения | Тип связи | Стрелки для соотношения | Определения |
Симбиоз (гр.symbiosis- совместная жизнь) Мутуализм(лат.mutuus- взаимный) Комменсализм(лат.com-вместе;mensa-стол,трапеза) Хищничество Паразитизм Конкуренция | Связь, при которой один вид оказывает + воздействие на другой, но сам какой-либо пользы или вреда не имеет. Связь, при которой один вид поедает другой (относится и к растительноядным организмам). Тесное полезное сожительство определённых видов. Взаимоотношения между видами со сходными потребнос- тями в средствах существования(пр:пища) Любые взаимополезные обязательные и случай- ные связи между организмами. Взаимоотношения, когда один организм питается питательными вещества- ми другого организма (хозяина), причём пос- ледний не погибает, но чувствует себя угнетённо. |
Лабораторная работа »Типы биогеоценотических связей».
Ф.И. учащегося:
Названия организмов | Тип связей | Значение для 1 организма | Значение для 2 организма |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд" 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.
Урок разработан для детей с лёгкой (F 70) и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...
конспект урока с презентацией по теме "Обработка нижнего среза поясного изделия" для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида
конспект урока с презентацией по теме "Обработка нижнего среза поясного изделия " для учащихся 9 класса коррекционнй школы VIII вида в рамках подготовки к государственной итоговой аттестац...
конспект урока СБО на тему "Виды жилых помещений" 5 класс
урок предназначен для учащихся 5 класса...
Конспект урока по СБО "Ярмарки. Виды ярмарок". СБО 9 класс
Урок разработан для учащихся коррекционных школ. Включает в себя как теоретическую часть, так и практическую, проводимую в виде сюжетно-ролевой игры "Русская ярмарка". Урок сопровождается ви...
Конспект урока по теме "Экстремальные виды спорта" в 9 классе по УМК Биболетовой "Enjoy English"
Урок разработан к УМК Биболетовой "Enjoy English" 9 класс по теме "Экстремальные виды спорта" с применением технологии критического мышления...