Конспект урока по биологии "Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р."Типы биотических связей" в 10 классе.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Румянцева Елена Николаевна

Урок разработан с использованием учебника "Общая биология 10 класс" , авторская линия И.Н. Пономаревой. Основной целью урока является повторение материала по теме "Приспособленность организмов к совместной жизни" и  его закрепление с помощью лабораторной работы "Типы биотических связей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект открытого урока по биологии.

        Тема: « Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р.».

  Класс: 10.

  М.К.: авторская линия И.Н.Пономарёвой, учебник «Общая биология 10 класс», авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина.

  Цель: повторить материал по теме: приспособленность организмов к совместной жизни, закрепить материал с помощью Л.р.

  Группы задач:

 1.Образовательные: повторить знания о приспособленности организмов к совместной жизни; систематизировать их по типам биоценотических связей.

 2.Развивающие: развивать умения соотносить понятия с определениями, определять по наглядному материалу тип биоценотических связей, анализировать и делать выводы о значимости связей для организмов.

 3.Воспитательные: сформировать отношение к целостности биогеоценозов, к значению биоценотических связей для организмов, определить роль самооценки для  формирования личности учащегося.

   Оборудование: ИКТ (наглядный материал по типам связей), доска, учебник, дидактические карточки, гербарии, микропрепараты, коллекции организмов, фотографии организмов, печатные листы (см. приложение).  

№п.п.

Ход урока

Время, примечания

1

2

3

4

А

Б

В

Г

Д

Е

5

6

Орг. момент.

Начало урока – постановка проблемного вопроса: существует ли связь между численностью волков и численностью кустарников и подроста деревьев? На основе выводов учащимся предлагается определить тему урока. (Постановка целей урока, мотивация учащихся на урок). Предложить учащимся повторить материал.

Повторение:  - дидактические карточки (разный уровень сложности)

             

                       - соотношение понятий и определений

               

                   

                      - «Четвёртый лишний»: найти лишнее понятие и объяснить свой выбор.

 1.Продуценты, консументы, биоценозы, редуценты.

 2.Биотоп, биоценоз, экологическая ниша, биогеоценоз.

 3.Берёза, сосна, лев, клевер.

 4.Кузнечик, камбала, палочник, шмель.

 5.Тигр, оса, зебра, рыба- клоун.

     Подведение итогов повторения, учитель выражает отношение к этапу повторения.

Предложить учащимся определить связь повторенного материала с новой темой.

Новая тема + домашнее задание: параграф 26, вопр.1-3(устно).

Задание  классу: предложите своё определение для понятия «приспособленность». Приспособленность- способность вида существовать в определённых условиях внешней среды с помощью морфолого- физиологических, поведенческих, популяционных и других приспособительных особенностей (адаптаций).

Вопрос к классу: какие уровни организации жизни вы знаете? На каком уровне можно увидеть приспособленность организмов к совместной жизни? Сделайте вывод.

Вывод: только на уровне популяций осуществляется выработка взаимных адаптаций в процессе совместной эволюции видов.

С разнообразием типов биоценотических связей учащиеся знакомы с 9 класса. Учитель предлагает посмотреть наглядный материал, чтобы вспомнить  типы связей. Задача учащихся – определить тип.

Вывод: разнообразие связей делает биосистему устойчивой. В человеческом обществе наблюдаем то же самое: чем больше общения и взаимосвязей между разными людьми, тем стабильнее общество.

Задание классу: на листах »Типы биотических связей» на основе имеющихся знаний соотнести тип связи с определением (справа) и обозначить каждый тип связи условными знаками (слева). Листы подписать.

Самооценка: Обсудить правильность заполнения таблицы и предложить самим учащимся оценить работу (правила оценивания: без ошибок- «5»;  1 ошибка- «4»; 2 ошибки-«3»; 3 ошибки- «2».

Закрепление знаний и умений определять типы связей:

Л.Р.» Типы биотических связей».

Учащиеся, используя знания, таблицу и параграф 26, выполняют лабораторную работу на листах по плану:

1.Рассмотреть материал (объекты) на парте.

2.Заполнить таблицу (листы подписать).

3.Сделать вывод о значимости данного типа связи в природе.

4.Оценить самому свою работу.

5.Сдать 2 листа (таблица и Л.Р.) в конце урока.

Закрепление материала урока:

Докажите, что приспособления носят относительный характер (об этом говорил Ч.Дарвин)?

Ситуация: в природе у организмов нет приспособленности к совместному существованию. Что произойдет в эволюции?

Общий вывод: совместное существование видов в биогеоценозе – важное условие их эволюции.

Рефлексия « Плюс, минус, интересно»:

На обороте листа с Л.р. Под «+» записать все, что понравилось;

Под «-» записать все, что не понравилось;

« Интересно» - что интересного узнали, что бы еще хотелось узнать, вопрос учителю.

1 мин

баллы

1 мин., см. цель и задачи урока

Оценки на следующем уроке, 4 человека

(на доске) см. Приложение 1

Оценка на уроке, 1 человек

Баллы, остальные учащиеся

Всё время-6-8 мин

1-2 мин. Тема на доске, запись в тетради

Обсудить, записать определение в тетрадь

1-2 мин.

Учитель помогает

В формулировке вывода

Запись вывода в тетрадь, 1-2 мин.

Использование ИКТ, 1-3 мин.

устно

8-10 мин., листы в Приложении 2

Правила на доске, 1-2мин.

Работа в парах

План на доске, 10 мин

4 мин.

2 мин.

Приложение 1 (все понятия и определения распечатаны на листках)

Биогеоценоз

Биотоп

Биоценоз

Биосистема

Экологическая ниша

Живая система

Однородное по условиям жизни пространство, занятое определёнными видами растений, животных, грибов, бактерий и других организмов (местообитание).

Совокупность (сообщество) живого населения, размещающегося в биотопе.

Особое функциональное и пространственное место вида в составе населения.

Природное сообщество разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определённые места обитания и устойчиво с помощью биологического круговорота веществ поддерживающих свою целостность и единство.

Приложение 2

Таблица «Типы биоценотических связей».

  Ф.И. учащегося:

Условные знаки:»+» польза; «-« вред; «о» безразличное влияние.

Обозначения

Тип связи

Стрелки для соотношения

Определения

Симбиоз (гр.symbiosis- совместная жизнь)

Мутуализм(лат.mutuus- взаимный)

Комменсализм(лат.com-вместе;mensa-стол,трапеза)

Хищничество

Паразитизм

Конкуренция

Связь, при которой один вид оказывает + воздействие на другой, но сам какой-либо пользы или вреда не имеет.

Связь, при которой один вид поедает другой (относится и к растительноядным организмам).

Тесное полезное сожительство определённых видов.

Взаимоотношения между видами со сходными потребнос-

тями в средствах существования(пр:пища)

Любые взаимополезные обязательные и случай-

ные связи между организмами.

Взаимоотношения, когда один организм питается питательными вещества-

ми другого организма

(хозяина), причём пос-

ледний не погибает, но

чувствует себя угнетённо.

Лабораторная работа »Типы биогеоценотических связей».

       Ф.И. учащегося:

Названия организмов

Тип связей

Значение для 1 организма

Значение для 2 организма

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.

Урок разработан для детей с лёгкой (F 70)  и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...

конспект урока с презентацией по теме "Обработка нижнего среза поясного изделия" для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида

конспект урока с презентацией по теме "Обработка нижнего среза поясного изделия " для учащихся 9 класса коррекционнй школы  VIII  вида в рамках подготовки к государственной итоговой аттестац...

конспект урока СБО на тему "Виды жилых помещений" 5 класс

урок предназначен для учащихся 5 класса...

Конспект урока по СБО "Ярмарки. Виды ярмарок". СБО 9 класс

Урок разработан для учащихся коррекционных школ. Включает в себя как теоретическую часть, так и практическую, проводимую в виде сюжетно-ролевой игры "Русская ярмарка". Урок сопровождается ви...

Конспект урока по теме "Экстремальные виды спорта" в 9 классе по УМК Биболетовой "Enjoy English"

Урок разработан к УМК Биболетовой "Enjoy English" 9 класс  по теме "Экстремальные виды спорта" с применением технологии критического мышления...