конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд" 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида
план-конспект урока (5 класс) на тему

Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  специальное  (коррекционное) образовательное  учреждение

для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья

« Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

                           

Урок  математики в 5 классе по теме:

«Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд»

                                                   

                                                            Составила:

Михеева Т.В.

Учитель математики

1 кв.категория

                                                           

                                                                                                                                         

           

                                     

г.Чернушка 2013г.

Самоанализ урока.

      Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» шестой  урок в системе изучения  этой темы, составлен на основе материала учебника «Математика» под редакцией Перовой М.Н., программы В.В. Воронковой  и рабочей программы  по математике с использованием дополнительной литературы и ресурсов  интернета.

      Урок построен в форме путешествия на остров Робинзона Крузо. В сопровождении литературного персонажа, ребята на протяжении всего урока выполняют различные задания, соревнуясь, передвигаясь по карте. Концентрически преподносимый материал урока позволяет учащимся, переходя от простых заданий к сложным, повторить пройденный материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» и без особых затруднений справиться с интересными заданиями.  Использование инновационных технологий, разнообразие наглядного материала, применение маршрутных листов делают урок интереснее. При этом дети думают, логически мыслят, рассуждают, говорят – что очень важно для учащихся данной категории.

Ценность урока в том, что  инновационные технологии, игровые ситуации и дидактические игры  способствуют возникновению интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи. На протяжении всего урока прослеживается личностно-ориентированный подход к учащимся.

Использованы методы: наглядный, практический, словесный.

Форма проведения: урок - путешествие с использованием игровых приёмов и ситуаций, инновационных технологий, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, групповая форма работы.

Оборудование:   интерактивная доска,  проектор, компьютер,  карточки, наглядность.

Приложение к уроку: презентация, маршрутные листы, кроссворд.

Урок математики в 5 классе

Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо.

Цель: Закрепление у учащихся умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях.

Задачи: 

  1. Коррекционно-образовательная   - продолжать формировать вычислительные навыки в процессе решения примеров и задач по теме.
  2. Коррекционно-развивающая  -  корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, непроизвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); способствовать развитию связной речи, расширять кругозор учащихся.
  3. Коррекционно - воспитывающая  -  воспитывать положительную учебную мотивацию,  организованность и самостоятельность в выполнении заданий, интерес к математике.

Ход урока

Время

Примечание

  1. Орг. момент(Психологический настрой)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в путь –

Чудеса посмотреть.

  1. Сообщение темы и целей урока.

 -Тема нашего урока: « Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд».

 -Наша цель сегодня: закрепить умение решать примеры и задачи по пройденной теме.

-Ребята, нам пришло письмо с необитаемого острова, а прислал его Робинзон Крузо! Это человек, который после кораблекрушения попал на необитаемый остров и жил там один несколько лет. Сейчас этот остров уже обитаем т.е там живут  и другие люди. Робинзон приглашает нас к себе в гости и посылает за нами два корабля. Мы разделились с вами на две команды №1 и №2. (дети сидят за двумя «круглыми» столами – используется групповая форма работы). Но, чтобы отправиться в путешествие мы должны подготовиться, т.е запастись  продовольствием  и пресной водой..

  1. Устный счет.

Чтобы запастись пресной водой – нужно ответить на вопросы:

- Какой класс чисел мы изучаем? /1 класс – единиц/

- Сколько разрядов в классе?   / три/

- Назови разряды? / единицы, десятки, сотни/

- Какой из этих разрядов самый маленький, самый большой?

- Какой ещё разряд знаем? / единицы тысяч/

- К какому классу относится разряд единиц тысяч? / к классу тысяч/

- Найди лишнее число?  / 282, 82, 828, 228, 882, 822, 288/ /

- Почему  оно лишнее? /  оно  двузначное, остальные трёхзначные/

- Расставь числа в порядке возрастания.

/82, 228, 282, 288, 822, 828, 882/

- Как узнал, что это самое маленькое из чисел?

- Прочитай числа,  в которых    2 сотни,   8 десятков,  2 единицы.

Запасаемся продовольствием.

На доске написаны примеры. Рядом с ними на магнитной доске карточки с ответами и картинками продуктов, которые нужно взять с собой. Дети по цепочке выходят – решают – выбирают правильные ответы и прикрепляют к сундуку «провизия».( см.приложение 1)

180 – 20                            167 – 23          

457 – 57                            150 + 30

195 + 4                             256 – 26

600+200                           200 – 40

-  Корабли готовы к отплытию. Теперь можем отправляться в путь.

У каждой яхты свой маршрут,  поплывем , выполнив задания на маршрутных листах,  присланными Робинзоном.

(У одной группы задания легче)          

- Посмотрим, кто первым доберётся до дома Робинзона.

  1. Закрепление и повторение полученных знаний.

Первое препятствие – пиратский корабль у острова Робинзона. Пираты дают вам задание, если решите правильно и быстро – то вас пропустят. А если нет – потопят ваш корабль.

1)Выполнение дифференцированных заданий по карточкам (решение примеров на сложение и вычитание  трёхзначных чисел с переходом через разряд)

Каждой команде дается карточка. Дети решают группой – решение записывают в тетрадь.

Проверка решения: после окончания записи в тетрадь появляются правильные ответы. Дети выполняют самопроверку.

Второе препятствие – появилась подводная лодка. Чтобы проплыть нужно решить задачу устно.

2) Составить  задачу, поставить вопрос  так, чтобы  решалась  в  одно  действие

С I пальмы – 150 кокосов

Со II пальмы -    на 30 кокосов   меньше

3) Третье препятствие – нужно пройти через  «Песочный город». Его жители приглашают нас отдохнуть.

5. Физкультминутка

Четвертое препятствие – подъемный мост через реку. Чтобы он поднялся нужно решить задачу.

4) Задача

Плавая в море, Робинзон насчитал 240 морских   звёзд, а морских ежей на 69 меньше.

-  Поставьте такой вопрос, чтобы задача решалась в 2 действия.

Появляется вопрос: /Сколько всего  морских ежей и звёзд насчитал Робинзон?/

- Составление краткой записи


- Какой первый вопрос? / Сколько морских ежей насчитал Робинзон?/ - записать с комментированием.


  Решение у доски в столбик                 _240 шт.

                                                                     69 шт.

                                                                   171 шт.

- Какой второй вопрос? / Сколько морских ежей и звезд насчитал Робинзон?/

  Решение у доски в столбик                  240 шт.

                                                                +171 шт.

                                                                   411 шт.


Ответ: 411 морских ежей и звезд насчитал Робинзон.

-  Молодцы, с задачей справились,  преодолели препятствие! А теперь в группах решите задачи, которые даны вам на маршрутных листах.

- Мы подошли к «городу лесных жителей». Они нам дают такое задание:

4)Решите примеры, выберите  буквы – ответы и тогда узнаете, какую рыбу поймал для вас Робинзон.


437-425=                        238+192=                        415+319=

740-237=                        327+371=                        639-189=

Дети решают. Записывают в тетрадь.

Проверка: появляются правильные ответы с буквами. Дети составляют название рыбы.

12 - М      689 - О       503 - У       504 - К       430 - Р      420 - П 
698 -
Е     112 – Ф      734 - Н       450 -  А      733 – И    

- Робинзон приготовил для нас подарок в сундуке ( кроссворд)        (см.приложение 2)

Дети в группах разгадывают кроссворд .  

 1) Увеличить в несколько раз – значит …   .
2) Умножение (х) и деление (:) – это действия ….. ступени.
3) 243 … 425 = 668
4) 100 – это одна …  .
5) 18 … 2 = 9
6) Первый разряд.
7) Из 473 … 70  будет  403.

Ответы:

  1. Умножить
  2. Второй  ступени
  3. Плюс
  4. Сотня
  5. Увеличить
  6. Единицы
  7. Вычесть

6. Подведение итога. Рефлексия ( выбирают кораблики, читая записи под ними)

-  Как вы думаете, был ли наш урок вам полезен?

- Что нового, интересного узнали?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что бы вы хотели повторить?

- Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?

   Коллективное выставление оценок с их комментарием.

- Робинзон доволен вашими знаниями в области математики. Он вам пишет: (читают запись на слайде хором)

СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!                                                                                 

1 мин









2 мин



















10 мин























































23 мин

































2 мин






























































































2 мин





















Слайд 1





Слайд 3
















Запись на доске


Запись в тетрадь





Работа у доски












Слайд 4




Слайд 5








Слайд 6







Слайд 7



Слайд 8






Слайд 9





Запись в тетради











Самостоятельная работа в группах



Слайд 10










Слайд 11

















Слайд 12









Слайд 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Перова М.Н., Капустина Г.М..  Математика.  Учебник для 5класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство «Просвещение», 2005.
  2. В.В.Воронкова,  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы - М., 2008.      
  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2007.-128С.- (Мастерская учителя).
  4. Библиотечка «Первого сентября» Серия «Математика» Выпуск 35, 2010 г., с.24