Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа по биологии по теме

Фотинова Ольга Алексеевна

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

г. Мичуринск

                                                         

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении

учителей естественно-математического цикла

Протокол № 4 от 20 мая  2011 г.

Руководитель                        О.Б. Горлова

Утверждаю

Директор МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринск

    ___________         В.А. Баева

  Приказ № 192        от 31.08. 2011

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ 7  КЛАССА

на 2011– 2015 уч.г.

                                                                                                   Автор программы

                                                                        учитель биологии                                                                                                                            

                                                                               О. А. Фотинова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Рабочая программа по биологии  в 7 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в МС(К)ОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринск, приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
  5. Учебного плана МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринска для обучающихся и  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, приказ

    № 192 от 30.08. 2011 г.;

  1. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
  2. экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
  3. первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
  4. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Биология  как учебный предмет в 7  классе состоит из следующих разделов:

  1. Введение.
  2.  Многообразие растений
  3. Цветок.
  4. Семя  растений.
  5. Корни.
  6. Лист.
  7. Стебель
  8.  Растение — целостный организм.
  9.  Бактерии.
  10.  Грибы.
  11. Мхи.
  12. Папоротники.
  13. Голосеменные.
  14. Покрытосеменные или цветковые.
  15. Однодольные   растения.
  16. Злаки
  17. Лилейные
  18. Цветочно-декоративные растения
  19. Двудольные  растения
  20. Пасленовые
  21. Бобовые.
  22.  Розоцветные.
  23. Биологические особенности растений сада
  24. Сложноцветные.
  25. Обобщение.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе

    Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пше ницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорас тания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки се мян в почву.

Практическая работа:

  1. определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  1. условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Разнообразие корней. Корневые си стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов:

  1. испарение воды листьями;
  2. дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде ление углекислого газа в темноте).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Демонстрация опыта:

  1. передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)

Лабораторные работы:

  1. Органы цветкового растения.
  2. Строение цветка.
  3. Строение семени фасоли.
  4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Экскурсии:

  1. в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про израстания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз множения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (нали чие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:

  1. в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пше ница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные   растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хо зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характе ристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун тов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

  1. перевалка и пересадка комнатных растений.

Лабораторная работа:

  1. Строение луковицы.

Двудольные  растения.

Пасленовые. Картофель,  томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:

  1. Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Кле вер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности раз множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Геор гин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения слож ноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо вание человеком.

Практические работы:

  1. в саду, на школьном учебно-опытном участке;
  2. вскапывание приствольных кругов;
  3. рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия:

  1. Весенние работы в саду.

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение матери ала о растениях.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возде лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте ний, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот ников, голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц ветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме ры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

различать грибы и растения.         

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 70 часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 68 часов  в 7 классе,  с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.), в том числе практических работ – 8; экскурсий – 3 .

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

 

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: З.А. Клепинина  Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  7 класс.- М.: Просвещение, 2005 г.

Количество часов по семестрам в 7 классе

Семестр

I

II

III

IV

V

VI

Всего

Количество

часов

9

12

10

12

12

13

68

           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

 п/п

Тема урока

Кол-во

 часов

Дата

 по плану

Проведено фактически

Окружающий нас мир (1ч.)

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником.

1

05.09

Многообразие растений (4ч)

Многообразие  растений

1

07.09

Значение растений

1

12.09

Охрана растений

1

14.09

Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень

Лабораторная работа. Строение растения.  

1

19.09

Цветок (5ч)

Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков)

Лабораторная работа. Строение цветка.

1

21.09

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка)

1

26.09

Опыление цветков

1

28.09

Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие

1

03.10

Распространение плодов и семян

1

10.10

Семя растения  (6ч)

Строение  семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли.

1

12.10

12.

Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы

1

17.10

13.

Размножение семенами.

1

19.10

14.

Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян

1

24.10

15.

Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян.

1

26.10

16.

Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян

1

31.10

Корень (4ч)

17.

Разнообразие  корней

1

02.11

18.

Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски

1

07.11

19.

Значение корня в жизни растения

1

09.11

   20.

Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень)

1

14.11

Лист (6ч)

21.

Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок)

1

16.11

22.

Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов

28.11

23.

Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету.  Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету

1

30.11

24.

Испарение воды листьями, значение этого явления

1

05.12

25.

Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений

1

07.12

26.

Листопад и его значение

1

12.12

Стебель (3ч)

27.

Строение стебля на примере липы

1

14.12

28.

Значение стебля в жизни растения- доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам

Демонстрация опыта

1

19.12

29.

Разнообразие стеблей

1

21.12

Растение – целостный организм (2ч)

30.

Растение –целостный организм

1

26.12

31.

Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания

1

28.12

Многообразие растений, бактерий и грибов (7ч)

32.

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека

1

09.01

33.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

1

11.01

34.

Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание

1

16.01

35.

Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа

1

18.01

36.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника

1

23.01

37.

Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья.

1

25.01

38.

Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами)

1

30.01

Однодольные  растения (4ч)

39.

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.

1

01.02

40.

Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие)

1

06.02

41.

Выращивание: посев, уход, уборка

1

08.02

42.

Использование в народном хозяйстве.

1

13.02

Лилейные(4ч)

43.

Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)

1

15.02

44.

Лук, чеснок –многолетние овощные растения 

Лабораторная работа. Строение луковицы

1

27.02

45.

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта.

Лилия, тюльпан, хлорафитум

1

29.02

46.

Дикорастущие лилейные.  Ландыш

1

05.03

Двудольные  растения (22ч)

47.

Пасленовые. 

1

07.03

48.

Дикорастущие пасленовые.

Дикий паслен.

1

12.03

49.

Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля

1

14.03

50.

Выращивание картофеля

1

19.03

51.

Овощные пасленовые.

Томат -помидор

1

21.03

52.

Овощные пасленовые. Баклажан и перец

1

26.03

53.

Цветочно-декоративные пасленовые.

 Петунья и душистый табак

1

28.03

54.

Бобовые. 

1

02.04

55.

Пищевые бобовые растения. Бобы и горох

1

04.04

56.

Фасоль и соя – южные бобовые культуры

1

16.04

57.

Клевер, люпин - кормовые травы

1

18.04

58.

Розоцветные. 

Шиповник

1

23.04

59.

Плодово-ягодные розоцветные.

Яблоня, груша, вишня

1

25.04

60.

Плодово-ягодные розоцветные.

Малина, земляника

1

30.04

61.

Сложноцветные. 

1

02.05

62.

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1

07.05

63.

Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные

1

14.05

64.

Уход за комнатными растениями.

Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа

1

16.05

65.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке СЮН

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

Экскурсия на биостанцию МГПИ

1

21.05

66.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

1

23.05

67.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

1

28.05

68.

Обобщение по теме «Растения – живой организм»

1

30.05

Дополнительная литература:

  1. Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.

  1. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  1. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании»...