Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Мукомолова Светлана Николаевна

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx42.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

истории и музыки

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(«Подвигу твоему, Ленинград…»)

в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Цель урока: знакомство с одной из страниц Великой Отечественной войны – подвигом жителей Ленинграда во время блокады.

Задачи:

Обучающие: познакомиться с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивающие: развивать способности ориентирования на карте, работать с источниками; развитие культуры слушания, развитие музыкально-эстетического вкуса.

Коррекционные: развивать зрительную и слуховую память,  мыслительные процессы и устную речь, зрительно-слуховое восприятие.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Фрагменты хроники начала Великой Отечественной войны.
  2. Учитель истории.

                   Тот самый длинный день в году

                   С его безоблачной погодой

                   Нам выдал общую беду,

                   Одну на всех, на все четыре года…

Согласно плану «Барбаросса», разработанному в штабе германской армии еще в 1940 году, немцы двигались на нашу страну огромной лавиной – 190 дивизий, 5,5 млн. человек.

Презентация (слайд 2 – карта линии фронта на 21 сентября 1941 года)

Из Восточной Пруссии на Ленинград направлялась группа армий «Норд» («Север») – 16 и 18 полевые армии, 4-ая танковая группа, 1-ый воздушный флот, всего 4 дивизии, в том числе 7 танковых и 6 моторизованных, свыше 500 тыс. человек, около 12 тыс. орудий и минометов, около 1500 танков, 1200 самолетов.

Презентация (слайд 3 – фото блокадного Ленинграда)

Захват Ленинграда был составной частью плана “Барбаросса”. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3-4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

На северных подступах к Ленинграду были сосредоточены 2 финские армии.  Войска противника превышали советские в 3 раза. Перед ленинградцами встала задача – создать оборонительные сооружения.

Презентация (слайд 4)

Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Многие дома были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу.

(Слайд 5)

30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась.  К тому времени там находилось свыше 2,5 миллионов жителей, среди которых были старики, женщины, дети.

(Слайд 6)

8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых  черных дней.

(Слайд 7)

Сомкнулось блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, что голод сломит воинов-защитников Ленинграда.  Почти 900 дней (с 8 сентября  1941 года по 27 января 1944 года) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города.

(Слайд 8)

«В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
О, да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока, – 
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придет победа, 
Всю нашу жизнь по-новому ценя», -

(Слайд 9 – фото Ольги Берггольц))

это строки из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц, поэтессы, которая

в годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. 

(Слайд 10)

Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Не сумев взять Ленинград сходу, Гитлер решил взять его голодом.    

(Слайд 11, 12, 13)                                                  

Уже в октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.

(Слайд 14)

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял

  • Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,
  • Войскам первой линии — 500 граммов

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться уже 23 сентября.

  1. Учитель. Давайте обратимся к таблице, приведенной на слайде, и проанализируем ее:

Презентация (слайд 15 – таблица норм выдачи продовольственного пайка различным категориям граждан с 16 июля 1941 года по 23 февраля 1943 года)

Вопросы к слайду:

  1. На какие категории было разделено население Ленинграда?
  2. Какая из представленных категорий получала наибольшее количество хлеба, а какая меньше?
  3. На какой период приходиться наименьшая норма хлеба?

Учащиеся анализируют таблицу: наибольшее количество хлеба полагалось рабочим, далее идут служащие, менее всего доставалось иждивенцам и детям. Самым тяжелым для ленинградцев был период с 13 ноября до 25 декабря.

Презентация (слайд 16)

Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал лишь немного муки…

Презентация (слайд 17 – фото хроники блокадного Ленинграда)

В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Презентация (слайд 18)

В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

  1. Презентация (слайд 19 – фото дневника Тани Савичевой)

 Рассказ о Тане Савичевой.

В блокадном Ленинграде вымирали целые семьи.  Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет,  когда она осталась одна.  Но у нее хватило сил и мужества вести его.

У Савичевых была большая семья: мать Мария Игнатьевна, вышивальщица в ателье мод, бабушка Евдокия Григорьевна и пятеро детей.  Старшие дети работали: Женя и Нина – в конструкторском бюро, Леонид – строгальщиком.  Младшие Миша и Таня учились в 35-ой  школе.  Этажом выше жили братья их рано умершего отца, работали в букинистическом магазине, любили книги.

Савичевы любили не только читать, но и петь, танцевать, играли на музыкальных инструментах.  Двери их дома всегда были открыты для гостей.  Добрым, жизнерадостным, чистым был мир Тани Савичевой – 11-летней девочки. Детское лицо, большие серьезные глаза, короткие волосы с пышным бантом на макушке.  А рядом – листки блокадного дневника: страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

- Давайте прочтем его:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов дня 1941 года.

 Бабушка – 25 января в 3 часа дня 1942 года.

 Лека умер – 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

 Дядя Вася умер – 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

 Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

 Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

 Савичевы умерли все.  Осталась одна Таня».    

Этот дневник погибшей ленинградской девочки,  обрывающийся словами: «Осталась одна Таня…»,- обращение к  нам…живым…чтобы мы помнили! В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими  ленинградскими детьми  эвакуировали в Горьковскую область.  В селе Красный Яр создали детский дом.  Его работники, жители села отдавали маленьким блокадникам все тепло души.  И дети постепенно крепли, набирались сил.  Только Таня Савичева не  поправилась. Здоровье Тани было настолько подорвано, что спасти  ее не  удалось. Она умерла 1 июня 1944 года.

Но из Савичевых выжили Миша и Нина, которые и передали дневник Тани.

В мае 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт  памятник.

                                       Таня, Таня – тьме преграда,

                                       Как набат – на всех наречьях,

                                       В чутком сердце Ленинграда

                                       Ты останешься навечно.

Всего в ноябре 1941 года голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи, в марте – 90 тысяч. Люди замерзали на  улицах, площадях, в подъездах домов, угасали в постели, сидя на  стульях.

  1. Презентация (слайд 20 – фото хроники). 

Рассказ о детях Ленинграда

              Но ничто не могло деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Все от мала до велика.

(Слайд 21)

Дети Ленинграда во всем были похожи на своих отцов и матерей. И в те тяжелые годы, когда кольцо блокады сомкнулось вокруг родного города, они были мужественны и стойки - вместе со взрослыми трудились, сражались и учились. Они потушили десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных с самолетов, дежурили морозными ночами на вышках, стояли в очередях за хлебом, возили воду из проруби на Неве, ловили шпионов и диверсантов. И самый великий подвиг школьников Ленинграда состоит в том, что они учились. 

(Слайд 22)

Учились, несмотря ни на что, а рядом с ними навеки сохранится в истории города прекрасный мужественный образ ленинградского учителя. Они стоят одни - других. И те и другие из мерзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы шли в такие же мерзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познали друг друга, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах и на заснеженных улицах города, и за партой и у классной доски.

Занятия в школах начались в середине октября 1941 года и не прекращались ни на один день во все тяжелые годы войны и блокады. 39 школ Ленинграда работали без перерыва. Здесь даже состоялся выпуск десятиклассников.

И каждый день дети Ленинграда шли на урок не по мирным, тихим улицам: враг держал на прицеле каждый квадрат обстрела. Мамы не заворачивали им завтраков: голодал весь город. И все-таки они учились и помогали друг другу.

«Девчонка руки протянула.

Потом она на них легла.

Все думали, она заснула,

А, оказалось, умерла.

Никто не проронил ни слова,

И, вновь, превозмогая стон,

Учитель вымолвил, что снова

Уроки после похорон».

(Слайд 23)

После уроков всех ждали дела. Кто-то отправлялся в госпиталь, в госпиталях помогал кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать палаты. Давали концерты для раненых, штопали белье, писали письма, под диктовку тех, кто не мог писать сам. В детских домах помогали воспитателям. Надо было заготовить дрова для печки в школе, убрать помещения, отвести домой малышей, выпустить боевой листок, помочь ослабевшим соседям и товарищам.

Каждый из них уже давно усвоил блокадную мудрость: если хочешь остаться жив, не смей давать себе никаких поблажек. Двигайся, действуй, борись!  

  1. (Слайд 24 – фотографии «Дороги жизни») 

Рассказ о «Дороге  жизни».                                           

Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “Дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города.

(Слайд 25)

За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь также прозвали “Дорогой смерти”.

 «Потомок, знай! В суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели Дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда!», - это надпись на мемориальной плите

у Вагановского спуска на Ладогу.

(Слайд 26)

«Подвиг Ленинграда состоит не в том, что люди умирали на голодном пайке, - напишет потом Заря Александровна Милютина, ленинградская учительница, прожившая в блокадном Ленинграде. - Это его трагедия. Подвиг Ленинграда состоит в том, что люди находили в себе силы мечтать и работать, помогать слабым, читать, учиться и учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, такими, как их родители и старшие товарищи».

Город казался черным.  Черные сугробы, узкие тропинки вдоль домов, снежные шапки на трамваях и троллейбусах. Тишина глухая, беспробудная.  Но город жил.

  1. Учитель музыки. 

Презентация (слайд 27 – фото Д.Д. Шостаковича) 

Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича. Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”.

(Слайд 28)

Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”.

В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Написана первая часть в известной вам форме вариаций, что позволило воплотить всепоглощающее разрастание и расширение бездушной, мертвой, фашистской силы.

Давайте сейчас прослушаем фрагмент симфонии. Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда. И попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.

Звучит фрагмент 1 части.

9 августа 1942 года  на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли “Ленинградскую” симфонию Д.Д.Шостаковича.

  1. Видеофрагмент (кадры документальной хроники под музыку Д.Д.Шостаковича).

Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв.

Когда оркестр заиграл финал, зал встал.

  1. Учитель истории. Презентация (слайд 29 – карта снятия блокады Ленинграда)

В январе 1942 года Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов (Ленинградского и Волховского) в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены.

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта был прорыв фронта противника. 12 января 1943 года, после артиллерийской подготовки 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу. 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Так было разорвано кольцо блокады. Окончательно блокада была снята в январе 1944 года. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100 км.

Слайд 30

Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов.

Слайд 31

В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город.  Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Еще 250 тысяч умерли в течение нескольких лет после окончания блокады. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище,

(Слайд 32 - «Пискаревское кладбище») где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией – 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал.

Слайд 33- фото могил Пискаревского кладбища)

Пискаревское кладбище…Большие прямоугольники братских могил.  Их много. Они тянутся рядами справа и слева. Вдоль братских могил идет трехсотметровая центральная аллея, в конце которой – большая фигура  Матери-Родины. Вместе со всеми она скорбит о своих  сыновьях и дочерях, погибших в годы войны.  

Слайд 34                              

     На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки Ольги Берггольц:

«Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.                              

  1.  Учитель истории.

Давайте проверим, что вы сегодня узнали и запомнили, решив кроссворд.

Слайды 35-42

2

1

3

5

7

4

6

  1. Как называются действия, в результате которых Ленинград  в период с 8 сентября 1941 года по январь 1944 года оказался в полной изоляции от внешних связей?
  2. Какое еще название носит 7 симфония Шостаковича?
  3. Фамилия девочки, которая вела дневник в блокадном Ленинграде?
  4. По какому озеру проходила «Дорога жизни»?
  5. Какой композитор в блокадном Ленинграде написал свою знаменитую симфонию?
  6. Какое государство напало на СССР в 1941 году?
  7. В связи с чем в блокадном Ленинграде была очень высокая смертность?

 Учитель. Презентация (слайд 43 – фото Пискаревского кладбища со словами «Никто не забыт и ничто не забыто»)

Чем дальше от нас события военных лет, тем чаще на уроках истории можно услышать вопрос, а зачем нужно так подробно изучать эту тему. Надеюсь, что сегодняшний урок заставило вас приблизиться к тем событиям. И осознать, что не будь тех людей, жителей оккупированных городов и сел, простых горожан –ленинградцев, наших солдат и офицеров, защищающих нашу страну, тружеников тыла: принявших в свои семьи тысячи эвакуированных семей, делившиеся с ними последним, работавшие в две смены у станков, в госпиталях - не было бы и нас - их потомков. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь  во имя нашей, быть достойными их.  

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании»...

Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3"

Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3".Урок содержит игровой и занимательный материал....

Опорные конспекты для учащихся по ряду тем Истории Отечества в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида . Авторская разработка Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 8 кл.специальной (коррекционной) школы VIII вида. Выделены ключевые понятия, даты по изучаемой теме, сформулированы выводы. Использование опорных конспе...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....