" Органы дыхания: строение и функции"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Урок " Органы дыхания: строение и функции"наглядно и полно дает учащимся представление о строении и функциях дыхательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dykhatelnaya_sistema_opendocument_3.odt322.1 КБ

Предварительный просмотр:

 "Органы дыхания: строение и функции"

«Пока дышу, надеюсь»

Овидий

Цели урока:

Образовательные:

  1. Изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  2. Раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  3. Выяснить механизмы голосообразования

Развивающие:

  1. Продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.
  2. Развивать умения использовать личный опыт, принимать мнение другого.
  3. Развить образную память, логическое мышление, речь учащихся.
  4. Продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

       Воспитательные:

        1. Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

    Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 - А почему без пищи и без воды животные и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десяти минут? (пища и вода запасаются в организме, а воздух - нет)

– Что такое дыхание?

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?

– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?

На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала

  •  Чем мы дышим? (Воздухом)
  • Каков состав воздуха? (Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа)http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-1442-20
  • Все ли газы, содержащие в  воздухе необходимы для дыхания? (В процессе дыхания не принимают участие азот и углекислый газ)
  • Для чего мы дышим?

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Дыхание бывает:

внешнее (вдох и выдох)

внутреннее (клеточное дыхание)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/548d572a-732f-4625-8f13-289e3656bbc9/view/

 

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом. http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-1-358-20

2. Образование и удаление из организма продуктов обмена веществ.

  1. Окисление органических соединений с высвобождением энергии.

http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-5359-20

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

  • Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается

так, что же представляет собой дыхание?

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-1440-20

Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой

 Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и органов газообмена.

К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.

 Органы газообмена – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/16b7cd80-b2ec-46c5-8ab0-5d52b3882f6b/view/

 Верхние дыхательные пути

Давайте представим себя частицей воздуха  и совершим путешествие по органам дыхания.

Цель нашего путешествия  - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.    

    Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Определим маршрут:  

1)носовая полость

2) носоглотка,                                                                    

3) гортань,
4) трахея
5) бронхи.

6)легкие

Носовая полость

       При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос, как бы критически к нему не относиться, — украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек — черт знает что — птица не птица, гражданин не гражданин,- просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» — так написал о носе Н. В. Гоголь.

А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков — человекообразных обезьян - его не было!

  • Почему ребенку говорят дыши носом, может быть проще дышать через рот?

       При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-1-357-20 В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

    Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

Т.о. Нос выполняет следующие функции:

1) защитная (очищает и обеззараживает воздух);http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-1-364-20

2) согревание поступающего воздуха;

3) увлажнение поступающего воздуха;

4) обонятельная;

5)  участие в речи и мимике.

Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

Наблюдения. “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Давайте проверим проходимость воздуха через носовые ходы.

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.

 Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Но что, же происходит с воздухом дальше?

Носоглотка- перекрест пищеварительной системы и дыхательных путей.

Какую функцию выполняет?(проведение пищи и воздуха)

Гортань

Далее воздух попадает в гортань. Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7deacd60-0432-4a7d-b09f-111c635bdcc7/view/

        Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он выступает вперед, образуя кадык. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.

Какую роль выполняет надгортанник? Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом, чтобы пища не попала в воздухоносные пути.

Наблюдение

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.

 Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.

Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.

 Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

 Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Кроме проведения воздуха гортань выполняет еще одну функцию. Какую?

-участвует в образовании голоса.

Как же образуются звуки?

Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.

Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.

Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-5360-20

Наблюдение. Доказать, что язык принимает участие в формировании голоса.

Произнести звуки ЭЛ, ЭМ, ЭН.

Вывод: язык принимает участие в формировании голоса.

Голосовую щель

Колебание голосовых связок

Звук

Проходит через

Возникает

   Вызывает

Воздух

      В течение жизни голос у человека меняется несколько раз: в период полового созревания и в старости, когда мышечный тонус связок нарушается и голос становится дребезжащим.

Гигиена голосового аппарата

     Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

И так, какие функции выполняет гортань?

1.Проведение воздуха.

2.Учатие в глосообразовании.

3.Предотвращение проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

 

Трахея и бронхи

Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.

Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. Не мешает прохождению пищи.

Тра хея  в переводе с греч. буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам оди наковые функции.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/02525d5f-6fe3-4cc3-aa90-cbd6dd9733fd/view/

Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют ма ленькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепен но выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи при мерно 15 см.

 Гигиена дыхания

Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-1-360-20

Внизу трахея делится на 2 бронха.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/95358bc4-7b9b-4980-a7d2-7cf623eb78c1/view/  И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

 Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн.

И так, какие функции выполняют трахея и бронхи?

1.Проведение воздуха.

2.Продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Легкие

     Бронхи, входят в легкие. Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха.

Наблюдение

Доказать, что в легких содержится воздух.

Опустить кусочек легкого  и теннисный шарик в воду. Почему они не тонут?

Вывод: в легких содержится воздух.

Эту особенность используют в криминалистике при проведении судебно-медицинской экспертизе. Легочная проба –  плавательная проба Галена – Шреера, используется для доказательства живорожденности новорожденного младенца. Если легкие или части легких плавают, то проба считается положительной. У не дышавшего мертворожденного младенца легкие или их части плавать не могут.

Каждая из бронхиол заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво — альвеолы. Легкие можно сравнить со ска зочным «виноградным деревом». Почему деревом, спросите вы? Трахея — «ствол этого дерева», а вот и две короткие толстые «ветки» - бронхи, которые отходят влево и впра во. На них растут две большие, во всю грудь «кроны» — легкие, состоящие из 3400 млн «ягодок» — альвеол.

 При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 м2. Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека, площадь которого равна 2 м2. Именно в них и происходит газообмен между окружающей средой и кровью. Альвеолы густо оплетены капиллярами. http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-5362-20 .Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

 Гигиена дыхания

При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газоомене. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.

Наблюдение

Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного.

Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.

Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.

Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.

Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.

Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

 IV. Закрепление материала

Строение дыхательной системы  http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-1398-20

http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-5387-20

http://lotoskay.ucoz.ru/load/0-0-0-5548-20

  1. Найти соответствие между органом  и выполняемой им функцией.

Орган

Функция

1. Носовая полость

а) содержит жидкость, снижающую трение

 2. Гортань

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

 3. Трахея и бронхи

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

4. Легкие

г) образование звуков, рефлекторный кашель

5. Легочная и пристеночная плевра        

д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

V. Домашнее задание: §23,24

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок тема: Органы зрения. Строения и функции глаза

Урок биологии для 8 класса. Тема урока: Органы зрения. Строения и функции глаза....

Урок в 5 классе на тему: "Органы дыхания: строение и функции

Урок в 5 классе . Тема: “Органы дыхания: строение и функции”.  Урок составлен с использованием элементов здорового образа жизни, тестовым контролем....

Органы дыхания, строение и функции

Данный урок проводится в 8 классе при изучении темы "Дыхание" по технологии формирования УУД...

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".

Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....