Открытое мероприятие "Берёза символ и гордость русского народа"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, родному краю, углубить знание детей в области биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

                          Сценарий открытого мероприятия 

«Береза- символ и гордость русского народа»

Цель: 1.Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, родному краю, углубить знание детей в области биологии.

2.Прививать чувство патриотизма, уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны.

3. Повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественного цикла.

         Задачи: 1. Развивать речь учащихся, прививать чувство патриотизма, повышать культуру, развивать познавательную активность.

2. Совершенствовать умения учащихся в работе с дополнительной литературой.

Оформление зала

1.  На стенах плакаты про березу.

2. Виды берез, произрастающих в России (гербарный материал, фотографии).

3. Береза в живописи: репродукции картин.

         4. Рисунки детей и фотографии с изображением берез.

         5.Презентация к мероприятию.

Учитель. Добрый день, ребята! Добрый день, дорогие гости. Сегодня у нас открытое мероприятие, называется оно «Береза – символ и гордость русского народа».

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»….! Её все знают, это самое распространенное дерево. Нет дерева в России, которому бы так повезло и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины.

1ведущий. Верба, ива, ель, сосна, яблоня …. Каждое из этих деревьев имеет своё место в устной народной словесности, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей о которой эти загадки.

                                       Стоит Алёнка платок зелёный,

                                       Тонкий стан белый сарафан.

                                       Она  весну встречает-

                                       Серёжки надевает.

                                       Накинуто на спинку зелёная косынка.

                                       А платьице – в полоску.

                                       Ты узнаёшь….(берёзку)?

(Выходят девочки в нарядах берез.)  

1 берёза.- Берёза Пушистая.

2 берёза.- А я - Берёза Повислая.

Берёза Пушистая. - Мы с сестрой очень похожи и внешне, и по характеру. По этому, когда говорят  о берёзе, то обычно рассматривают нас вместе.

Берёза Повислая. – Кстати, сестрица, давай спросим у ребят, знает ли кто-нибудь из них, что означает наше имя – «берёза»?

Берёза Пушистая. – Имя «берёза» было дано нам ещё в глубокой древности. Корень этого слова – общий для всех индо – европейских языков. Литовское « бержас», древнеиндийское «бхуриайс» скандинавское «бьёрк», немецкое «бирке» - всё это варианты одного и того же слова, древнейшим корнем которого было индо-европейское « бхе» - «светлый и сверкающий».

 Берёза Повислая. - У славян мы, берёзы считались священными: охраняющие, оберегающие человека. Слово «беречь» « оберег», что значит амулет талисман, тоже близки нам по происхождению.

1 ученик. – Я слышал, что берёзу называют деревом четырёх дел: первое дело- мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать.  «Мир освещать» - это понятно: берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

 Берёза Повислая.- Ты верно объяснил наше первое дело. Что же тебе не понятно?

1 ученик.- Что означает второе дело – « крик утишать» ?

Берёза Пушистая. – Из бересты раньше получали дёготь – чёрную маслянистую пахучую жидкость. Этим берёзовым дёгтем смазывали колёса телег и карет, которые без смазки скрипели и пищали на все лады. Сейчас не ездят ни в каретах, ни на телегах. Вот и трудно вам разобраться, в чем заключается наше второе дело. Ну, а третье и четвёртое, что о них вы знаете?

 2 ученик. - «Больных исцелять» - это объяснить несложно берёзовый сок и берёзовые почки - хорошее лекарственное средство.

 3 ученик - «Чистоту соблюдать» - и это просто. Каждый год в лесах заготавливают много берёзовых веников и метёл.

 Берёза Повислая. – Кстати берёзовые веники и для бани хороши: наши листья обладают целебными свойствами.

 1 ведущий. – Рассказ берёз будет не полным, если не сказать ничего о том, как они красивы,  как украшают наши города. Известно, что ни в какой стране нет такого изобилия берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.

 4 ученик. – А где бы вы посоветовали посадить берёзы на нашем школьном участке?

Берёза Пушистая.- Мы берёзы, очень неприхотливы – можем расти и на песках, и на болотистых почвах с избытком влаги. Но мы очень светолюбивы и совершенно не выносим затенения. Вот с учётом этого и подберите нам место.

1 ведущий.  Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская берёза, растущая на  Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.

5 ученик.

- Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные – сережки.  А когда появится на березе желто-лимонные листья - значит сентябрь на дворе. Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост  там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.

7  ученик.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

8  ученик.

Ты до того, березонька красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

                9 ученик.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, то кипучую,

То грустную, плакучую.

              А. Прокофьев

(Девочки – Березки уходят).

             

10 ученик.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

и горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

         С.Есенин

1 ведущий. Вот сколько стихов. А есть еще и загадки: 1.На каком дереве две коры вместо одной? (На березе) Сверху кора белая да тонкая а снизу черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того чтобы дерево могло через них дышать.

2 ведущий. Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Березы)

1 ведущий. Беленькие палочки, зеленые махалочки. (Береза)

2 ведущий. Кудревата, беловата, наклоняется у хаты. (Береза)

1 ведущий. Какой гриб растет под березой? (Подберезовик)

2 ведущий. Как называется кора березы? (Береста)

1 ведущий. Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь)

2 ведущий. Почему кору березы очень любят ученые- историки? В древности, когда пергамент стоил дорого писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые - историки смогли много узнать о жизни наших предков.

1 ведущий. Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза. Ее сок)

                    2 ведущий. Кто из нас не любит березовый сок? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее. А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву. В народной медицине используются почки, кора, сережки, листья березы.

 

                 1ведущий.

Стоит дерево цветом зелено:

В этом Дереве четыре угодья:

Первое - больным на здоровье.

Другое - от теми свет,

Третье - дряхлых, вялых пеленать,

А четвертое - людям колодец.

Береза угодила нам четырежды. Из ее веток делали банный веник, из ствола - лучину для освещения изб, из коры - берестяную посуду, и еще весной пили березовый сок.

 1 ведущий. Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому расточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.

Ученик. 

Ты видел, как рождаются березы?

Совсем как травы:

стебель да листок.

Средь бела дня

или на зорьке розовой,

чуть полыхнет очнувшийся восток, -

посмотришь -

приподнялся из пеленок

и, как былинка хлипкая, стоит

березы русской махонький ребенок

и вовсе не березовый на вид.

Не всякий и заметил эту кроху,

в два  - три едва раскрывшихся листка.

Ей сызмала не раз придется плохо:

то - непогода,

то - земля жестка,

то - солнце заслонить

стремятся травы...

О, сколько в жизни надо испытать и вынести,

чтоб стройной да кудрявой

да белою березонькою стать!

2 ведущий.

Отчего так в России березы шумят?

Отчего, белоствольные, все понимают?

У дорог, прислонившись по ветру, стоят

И листву так печально кидают?

Это строки из песни "Береза". Исполняют ее Николай Расторгуев и группа "Любэ". (Песню исполняет ученица 9 класса.).

Ученик. Береза ... А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение.

Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Исаак Левитан, Архип Иванович Куинджи и Саврасов.
(слайд )
Картина  Аркадия Александровича Пластова  "Березы". Мы видим прекрасное время года – осень. Берёзки –  сероватого цвета с темными пятнами, словно   сестрёнки, распустили    косы,   стоят  в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем. Общее впечатление от картины — радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы — символ России.

Ученик. Писатель Всеволод Михайлович Гаршин, глядя на картину (слайд )Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», сказал: « Я бы назвал эту картину «Чувство Родины» И действительно, когда мы смотрим  на это полотно, то испытываем до боли пронизывающее чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки - все это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к Родине, к России.

Ты до того березонька красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я немыслим без тв
оей красы.


Ученик. Перед картиной (слайд ) «Березовая роща» Архипа Ивановича Куинджи - испытываешь особую радость. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, ковер изумрудной травы, солнечный свет не могут оставить равнодушным никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорые березки - символ

Родины моей

Ты так мила мне

До любой росинки,

В твоих просторах

Дремлет тишина,

Березовая русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.

Ученик.  Перед нами картина (слайд ) Исаака Левитана «Березовая роща». Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

 Так бывает когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелено-кудрявые, тихие и молчаливые березки.  Левитан как бы даёт нам услышать их перешёптывания.

Ученик.( слайд   )  Полотно художника Игоря Эммануиловича Грабаря - "Березовая аллея".  Послушайте, что говорил Грабарь о нашей русской красавице березе: "Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел... Фантастическое, сверхъестественное дерево – сказка! Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее только и писал".


( Ребята представляют свои работы)

2 ведущий.  К образу березы обращались не только русские поэты. Стихотворение "Одинокая береза" принадлежит перу Рашида Нигмати.

Ученик.

Нагая степь пуста, опалена,

Надвинулась со всех сторон.

Здесь не качает кроною сосна

И не шумит кудрявый клен.

Лишь одиноким странником в степи

Стоит береза... глянешь в даль -

И безнадежность взоры ослепит.

И душу захлестнешь печаль.

Грустит береза: где ее друзья?

Она в степи одна... одна...

"Когда, когда же с ними встречусь я!"-

Тоскливо думает она

Кто слышит тихий стон ее в грозу

Сквозь ливня гул, сквозь ветра вой?

Кто видит, как она, смахнув слезу,

Дрожит озябшею листвою?

Как в час, когда бушует ураган.

Задохшись, вся в густой пыли-

Страдалица сгибает белый стан,

Клонясь макушкой до земли.

... Стряхнув песок с ресниц, открыв глаза,

Береза видит - степь мертва.

Песчаный смерч все, как о нем, слизал,

Поникла жухлая трава.

И саженцы, березу окружив,

Растут и крепнут что ни год.

И старый друг из праха вставших нив,

Она забыла дни невзгод.

2 ведущий. В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествия половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо - татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломали Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и гражданской войны в начале XX столетия. Одержала Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

1 ведущий. И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и…русскую березу.

Ученик (в форме солдата)

                          Я помню, ранило березу

                          Осколком бомбы на заре,

                          Студеный сок бежал, как слезы,

                          По изувеченной коре.

                          За лесом пушки грохотали,

                          Клубился дым пороховой,

                          Но мы столицу отстояли,

                          Спасли березу под Москвой.

                          И рано- раненько весною

                          Береза белая опять

                          Оделась новою листвою

                          И стала землю украшать.

                          И с той поры на все угрозы

                          Мы неизменно говорим:

                          «Родную русскую березу

                          В обиду больше не дадим!».

   Ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

    В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

     Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

Ученик.

                   Я трогаю русые косы,

                   Ловлю твой задумчивый взгляд                                                                            

                   О чем то весь вечер березы,

                   О чем то чуть слышно шумят.

                   Березы, березы,

                   Родные березы не спят.

                   Быть может, они вспоминают

                   Суровые годы войны.

                   Быть может они поминают

                   Солдат, что на поле легли

                   Березы, березы,

                   Родные березы не спят.

    Ученик.

                     За селом, вдали, на перекрестке

                     Полевым, едва заметных троп

                     Я узнал солдатские березки,

                     У которых рыл себе окоп.

                     И невольно вспомнил, как стонали

                     Ветки их от взрывов и огня…

                     Возле тех березок подобрали

                     Чуть живым товарищи меня.

                     С той поры с любовью о березках

                     Говорили часто мне бойцы:

                     «Ты бы злую смерть не пересилил,

                     Ты бы тяжких ран не перенес,

                     Если б мы тебя не напоили

                     Светлыми слезинками берез…»

     Ученик.

                   Затихли военные грозы,

                    Свинцовый не цокает град,

                    Но горькие раны березы

                    Как память о прошлом хранят

                    Их ливни целуют косые,

                    Ласкают их ветры, трубя:

                    Никто, никогда их, Россия,

                    Не в силах отнять у тебя.

                    Летела б во мраке планета,

                    И трудно бы людям жилось

                    Без этого доброго света

                    Исконных российских берез.

1 ведущий. Растет в Волгограде березка,  растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.

(Звучит аудиозапись песни «Растет в Волгограде березка» музыка М. Агашиной)

Ученик.

           Для меня березка- часть России,

           Есть она и будет, и была…

           Вот березку росы оросили,

           И стоит она белым бела.

           Сколько раз осколки били в каску,

           Но  живым я вышел из огня;

           Верил я не в присказку, не в  сказку

           А в березку, ждущую меня.

           Ты, березка, искренне поведай

           Эту быль подснежникам весны,

           Как ждала меня, ждала меня с победой

           40 с лишним месяцев войны!

           Снова у родного перекрестка

           Я стою, взволнованный, с утра-

           Вот она, заветная березка,

           Теплый образ света и добра!

Ученица. 

Наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию,                         Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены.  

В Трептов-парке белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы, а не росы

На могилы братские солдат.

Березы! Вы печали России…

Вдовья неизбывная тоска.

Сквозь ненастья, горем залитые,

Привела вас сюда издалека.

Привела, поставила на веки

У ступеней скорбной тишины

С той поры вы, не смыкая веки,

Навиваете солдатам сны.

О березы! Белые березы!

Часть России, часть моей души!

Солнце не иссушит ваши слезы,

Ветерок в листве не прошуршит…

Тяжелы шлифованные плиты

И суровы, как возмездья сталь,

Сын России с красного гранита

Через вас глядит в родную даль.

Видит он Россию до Вилюйска,

Слышит он свою родную речь…

Тишина.

И слышно, как до хруста,

Он сжимает обнаженный меч.

(На экране слайды - памятник воину – освободителю с девочкой на руках, поставленный в Берлине в Трептов – парке, и другие памятники советским воинам.)

Учитель. Ребята, береза на Руси широко использовалась на многих весенне-летних праздниках. И ее заламывали (не ломали!), связывая с травой ее макушку, создавали своеобразные ворота; на самой березке из веточек плели «оконца» для кумления (девушки становились друг напротив друга, целовались через такое «оконце» и клялись быть подружками; под березой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей… В некоторых местах был еще и такой обычай: березу срубали, приносили и устанавливали в центре села, наряжали. После окончания праздника деревце сжигали или бросали в воду. Сама «троицкая» береза в разных русских зонах называлась по-разному: кума, гостейка, семик, сад, куст, и др. Пальмы, баобабы, кофейные деревья… Названия эти связаны с далекими странами, о которых мы многое знаем только понаслышке, из книг и телевизионных передач. А вот нашу Родину невозможно представить без березки, белоствольной красавицы.

         1 чтец.           Без березы не мыслю России,-

                                 так светла по-славянски она,

                                 что, быть может, в столетья иные

                                 от березы - вся Русь рождена.

                                 Под березами пели, женили,

                                 выбирали коней на торгах;

                                 дорогих матерей хоронили

                                 так, чтоб были березы в ногах.

                                 Потому, знать, березы весною

                                 человеческой жизнью живут:

                                 то смеются зеленой листвою,

                                 то сережками слезы прольют.

                                                           Олег Шестинский

Учитель. О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ. Давайте завершим наше мероприятие стихотворением  Всеволода Рожденственского. На прощание послушаем его «Березку» .

          2 чтец.           Чуть солнце пригрело откосы

                                   и стало в лесу потеплей,

                                   березка зеленые косы развесила

                                   с тонких ветвей.

                                   Вся в белое платье одета,

                                   в сережках, в листве кружевной,

                                   встречает горячее лето

                                   она на опушке лесной.

                                   Наряд ее легкий чудесен,

                                   нет дерева сердцу милей,

                                   и столько задумчивых песен

                                   поется в народе о ней!

                                   Он делит с ней радость и слезы,

                                   и так уж она хороша,

                                   что кажется - в шуме березы

                                   есть русская наша душа.

Снова звучит песня «Береза» в исполнении  ученицы 9 класса.

Учитель. На этой лирической ноте позвольте мне закончить, благодарю всех участников нашего мероприятия. Всем большое спасибо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственные символы - национальная гордость"

Разработка классного часа о государственной символике Республики Казахстан....

Значение орнаментов и символов у древних славянских народов

План-конспект занятия по курсу «Мир искусств» изобразительное творчество»...

Классный час "Государственные символы- национальная гордость".

Задачи: 1. Способствовать формированию представлений о нашем государстве, о символах Республики Казахстан. 2. Воспитывать любовь к Родине, уважение к государственным символам, патриотизм, согласие и д...

П.Л.Чебышёв-гордость русской науки

Презентация содержит краткую биографическую справку, изобретения учёного....

Работа "Сергий Радонежский - духовный символ русского народа"

Исследовательская работа на тему "Образ преподобного Сергия Радонежского в живописи и иконописи "...

Презентация к работе "Сергий Радонежский - духовный символ русского народа"

Презентация на тему "Образ преподобного Сергия Радонежского в живописи и иконописи"...

Презентация А.С.Пушкин-гордость русской литературы

В презентации раскрывается жизнь и творчество поэта....