Работа "Сергий Радонежский - духовный символ русского народа"
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Блинова Екатерина Николаевна

Исследовательская работа на тему "Образ преподобного Сергия Радонежского в живописи и иконописи "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergiy_radonezhskiy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………........1

2. Сергий Радонежский в трудах М.Нестерова…………………………………3

3. Преподобный Сергий Радонежский в живописи Н.Рериха………………..6

4. Житие Преподобного Сергия Радонежского в живописи А.Простева.. …...7

5.Заключение………………………………………………………………………8

6.Литература……………………………………………………………………....9

ВВЕДЕНИЕ

     

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.

В.0. Ключевский

Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь празднует 24 сентября по старому стилю. В этот день в храмах поются песнопения – стихиры, в которых прославляются духовные подвиги Преподобного.

Более 600 лет прошло с тех пор, когда на земле Русской жил великий святой Сергий Радонежский, а люди XXI века и сейчас обращаются к нему в своих молитвах, почитают его как великого защитника Руси. Его труд пошел свое воплощение и в литературе, и в иконописи, и в современной живописи. Его прославляют в православных храмах, о его мудрости рассуждают философы. Кто же он такой – Премудрый Сергий Радонежский? Попробуем ответить на этот вопрос, знакомясь с литературными источниками и живописными произведениями.

Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням — средам и пятницам.

Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Внешность Сергия также не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

1.Сергий Радонежский в трудах М.Нестерова.

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. (Учащиеся вспоминают, что такое икона.) Икона(греч. эйкон — образ, изображение) — символическое изображение святого или события из священной истории. В православии воспринимается как святой образ — изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определённой системой приёмов и средств живописи, присутствует некое таинство. Икона создаётся в соответствии с канонами древнерусской живописи.

Так же и картины художников отличаются от икон, написанных строго по канонам.

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862–1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве.

Самая значительная картина Нестерова, посвящённая Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е годы XIX века. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. “Жить буду не я, — говорил он. — Жить будет «Отрок Варфоломей»”. В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.

Во время размышлений над будущей картиной Нестеров живёт в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещает места, связанные с деятельностью святого Сергия.

Нестеров избирает эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.

Нестеров выставил «Отрока Варфоломея» на XVIII передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что “нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех. Картина действовала ошеломляюще”. Но были и критики картины. Видный идеолог передвижничества Г.Мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: “Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой. Но ведь вы видите его вокруг лица, повёрнутого к нам анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернётся к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчётливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость”. Столкнулись два века, и каждый говорил на своём языке: упрощённый реализм боролся с символическим видением внутреннего мира человека. Протест вызывали и нимб, и старец. И пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с “больнушки” — деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П.М. Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения «Варфоломея». Третьяков картину купил, и она вошла в пантеон русского искусства.

Окрылённый успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвящённый Сергию Радонежскому. Триптих — форма весьма редкая в те годы — напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В «Трудах преподобного Сергия» (1896–1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, осуждал праздность монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты — создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго.

В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Он не позирует, а просто живёт среди себе подобных, ничем не выделяясь.

2.Преподобный Сергий Радонежский в живописи Н.Рериха.

Говоря о другом художнике — Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были «Учители Востока». В картине «Тень учителя» Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвящённых великим учителям человечества — Будде, Магомету, Христу, — есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах её истории. Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

3.Житие Преподобного Сергия Радонежского в живописи А.Простева. 

   Александр Евгеньевич Простев — выпускник Академии Художеств, более 20 лет посвятил трудам на благо Церкви. Он — иконописец храма св. Екатерины на Васильевском острове; иконы письма Простева — в храмах Санкт-Петербургской, Вологодской, Орловской, Томской епархий, в монастырях Брянской и Ивановской епархий, а также в Екатерининском храме в Царской Славянке, где им были исполнены настенные росписи. «Для меня обращение к образу преподобного Сергия — выбор и естественный, и трудный. Естественный потому, что сердце православного человека тянется к этому образу, а трудный по той причине, что на эту тему написано уже немало значимых произведений», — признается художник. Иконописный образ преп. Сергия Радонежского сложился уже в 50-е гг. XV в., и, казалось бы, опытный иконописец Простев мог пойти путём заимствования стиля Андрея Рублёва. Но его произведения, представленные в настоящем альбоме, — не иконы, не житийные клейма, известные уже с конца XV в., не книжная графика. Это — самостоятельные живописные произведения, свидетельствующие о серьёзной академической школе, без привычной для миниатюры дробности форм. Работы Простева удивительным образом сочетают современность и тонкую архаизацию, наивность и простоту, передающую дух эпохи (например, им использован приём обратной перспективы). С помощью сложной смешанной техники (пастель, темпера, гуашь, акварель) автор сумел прекрасно передать разнообразие фактур — дерева как «символа» Древней Руси, грубоватых тканей монашеских облачений. Но главное — это живой отклик на происходящее, своего рода обращенный к нам призыв следовать Сергиевым заветам.

Заключение.

Каждый художник слова и кисти увидел его разным и показал нам его таким, каким представлял сам. Бесспорны и общие выводы о жизни святого земли Русской: Он враг всем ненавистникам Христа, всем утверждающим себя и забывающим об Истине. В. О. Ключевский так говорит о значении Преподобного Сергия для русского народа и государства: «Еще при жизни Преподобного, как рассказывает его жизнеописатель-современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». [3] И в наши мои современники приходят ко гробу  Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями.
Примером своей жизни, высотой своего духа добром и любовью, смирением и терпением, мужеством и стойкостью Преподобный Сергий дорог людям и в XXI веке. «Преподобный Сергие, Ангелов собеседниче, Отечеству нашему пресветый светильниче, моли Бога о нас».

Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале третьего тысячелетия.

Литература

- Из «Жития Сергия Радонежского» // Древнерусская литература. Хрестоматия / Сост. О.В. Творогов. М.: Просвещение, 1995.
- Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.
- Бусева-Давыдова И. Художественная культура Древней Руси. Иконография святых / Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 11. 
- Троице-Сергиева лавра. К 1000-летию Крещения Руси. Изд. Московской Патриархии, 1987.
- Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах. М.: Владос, 1994.
- Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М.: Владос, 1995.
- Алпатов М. Краски древнерусской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1974.
- Зотов Б. Душа народа, или Россия глазами живописца Михаила Нестерова // Смена, 1990. № 7. С. 221–227.
- Князева В.П. Н.Рерих. М.: Изобразительное искусство, 1968.
- Хоничев Н. Памяти Сергия Радонежского // Русский крест: Поэтический сборник, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Совместное издание Томского Благочиния и Томской писательской организации. Томск, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Российские храмы - основа национальной культуры и духовности русского народа"

Урок по истории искусств детской школы искусств пробуждает у учащихся интерес к истории родного края, духовной красоте предков. Цель урока: актуализировать знания учащихся о истории родного края, позн...

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Открытое мероприятие "Берёза символ и гордость русского народа"

Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, родному краю, углубить знание детей в области биологии....

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

Презентация к работе "Сергий Радонежский - духовный символ русского народа"

Презентация на тему "Образ преподобного Сергия Радонежского в живописи и иконописи"...

"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа

Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...