СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
план-конспект урока по биологии на тему

Конспект урока биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_r_o_k_3.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к 3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Цель: изучить особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток; показать, что клетка – это элементарная единица строения и функционирования живого; сформировать умение доказывать соответствие строения клетки и ее органоидов выполняемым функциям, доказать, что клетка может считаться единой системой. Развивать умение делать выводы, анализировать.

Воспитывать чувство ответственности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Роль оптических приборов (лупа и микроскоп) в изучении мелких организмов.

3. Общий план строения клеток. Ядерные и доядерные организмы.

4. Клеточное строение растений. Роль мембраны. Функции организмов. Вакуоли.

5. Межклеточное вещество и его роль в жизни клеток.

6. Закрепление. Клетка – элементарная единица строения и функционирования растительных организмов.

Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стекла, пипетки и стеклянные палочки, элодея, таблица «Строение растительной клетки», диафильм «Строение и жизнь растительной клетки», рисунки учебника, видеофрагменты, научно-популярная литература по теме.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

1. – На предыдущих уроках мы с вами доказали утверждение, что живые организмы отличаются от неживой природы целым комплексом свойств и признаков. Давайте их вспомним.

– А что же объединяет все разнообразие форм живых организмов?

Слушают вопросы учителя. Отвечают на них. Участвуют в беседе по пройденному материалу.

– Это такие признаки, как обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, раздражимость и др.

– Это единство химического состава и клеточное строение организмов.

– Вот об особенностях клеточного строения растительных организмов мы сегодня и будем вести разговор. Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь.

2. – Знакомство с растительными организмами предполагает знакомство не только с их наружным, но и с внутренним строением.

– С помощью каких приборов можно изучить внутреннее строение растения, его органов?

– В 1665 году Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание.

– Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира бесконечно.

3. – Рассмотрим общий план строения клеток. В том числе и растительных.

– Откройте учебники на с. 18 и найдите в тексте упоминание о том, к какой группе организмов относятся растения.

– Совершенно верно. Доядерные организмы называются так потому, что не имеют оформленного ядра и весь наследственный материал у них находится непосредственно в цитоплазме. А ядерные организмы уже имеют ядро с ядерной мембраной.

– Вот это и будет темой нашей работы на следующем этапе урока. Мы рассмотрим роль и строение всех органоидов растительной клетки, а также коснемся вопроса о значении в жизни клетки ее неживой составляющей – вакуоли.

4. – Любая клетка, клетка растения в том числе, покрыта плазматической мембраной, выполняющей разнообразные функции. Работая вместе по тексту учебника, мы сможем установить соответствие строения клеточной мембраны ее функциям.

– Какова основная функция мембраны?

– Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой и каким образом ей помогает в этом строение?

– Может ли через мембрану осуществляться обмен веществ и каким образом?

– У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, и это характерная особенность растений.

– Найдите в тексте информацию о том, для чего необходима эта плотная оболочка и из какого вещества она состоит.

– Верно. Найдите на с. 20 рисунок растительной клетки, а на нем плазматическую мембрану и оболочку.

– Внутренняя среда клетки, находящаяся под защитой оболочки и плазматической мембраны, представлена цитоплазмой и находящимися в ней органоидами клетки. Снова работаем с рисунком на с. 20–21 и текстом учебника на с. 19–22.

– Какие же органоиды находятся в цитоплазме?

– Какой важнейший и самый крупный органоид клетки?

– Ядро появляется в ходе эволюции лишь у наиболее высокоорганизованных представителей живых организмов. Здесь находится наследственный материал в виде хромосом, которые состоят из особых молекул нуклеиновых кислот.

– Из курса изучения материала вы помните, что клетки многоклеточного организма могут быть обычными, а могут образовываться и половые клетки – гаметы.

Найдите в тексте учебника, какой набор хромосом в тех и других.

– Хромосомы в клетках расположены попарно и называются гомологичными.

– А оставшиеся органоиды растительной клетки мы изучим с помощью таблицы.

Слушают учителя. Записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.

Слушают объяснение учителя. Вступают в беседу. Задают вопросы.

– Это можно сделать с помощью лупы, микроскопа.

Слушают учителя, делают записи в тетради.

Слушают учителя. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы.

– По строению клетки всех живых организмов делятся на две большие группы: доядерные и ядерные организмы.

К доядерным относятся бактерии и сине-зеленые водоросли, а к ядерным – грибы, растения и животные.

– А что такое наследственный материал и мембрана?

Слушают объяснение учителя.

Слушают, работают с текстом. Записывают определение плазматическая мембрана в тетрадь. Находят соответствие строения мембраны выполняемым функциям.

– Защитная.

– Да. Мембрана имеет различные выросты, складки на поверхности, и благодаря им соседние клетки прочно соединяются.

– Да. Мембрана пронизана специальными отверстиями, через которые и осуществляется обмен веществ.

Эта оболочка состоит из целлюлозы или клетчатки. А нужна она для выполнения функции внешнего каркаса клетки, придания ей определенной формы и размера, а также для препятствования набуханию клетки.

Находят части клетки по рисунку на с. 20.

Слушают учителя.

Работают с рисунком учебника и текстом на с. 19–22.

– Это «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «хлоропласты», «лизосомы», «аппарат Гольджи», «митохондрии».

– Ядро с расположенным в нем ядрышком.

Слушают объяснение учителя. Записывают определение новых понятий в тетрадь. Работают с текстом учебника на с. 22. Задают вопросы учителю.

– Обычные клетки имеют двойной набор хромосом (2 п). Гаметы имеют одинарный набор хромосом (п).

Записывают в тетрадь определение понятия «гомологичные хромосомы».

Слушают объяснение учителя, чертят таблицу, работают с текстом учебника и заполняют таблицу в тетрадях и на доске.

 

Название органоидов
растительной клетки

Функции органоидов

1. Эндоплазматическая сеть

1. Связывает все части клетки с цитоплазматической мембраной, участвует в образовании и транспортировке различных органических веществ

2. Аппарат Гольджи

2. Накапливает и поставляет в цитоплазму белки, жиры, углеводы

3. Лизосомы

3. Участвуют во внутриклеточном переваривании отмерших частей клетки

4. Рибосомы

4. Служат местом сборки сложных молекул белков

5. Митохондрии

5. Место образования и накопления энергии

6. Пластиды:

а) бесцветные

б) красно-желтые

в) зеленые хлоропласты

6. Имеются только у растений:

а) накопление запасных питательных веществ;

б) обеспечивают многообразие окрасок цветков и плодов;

в) содержат пигмент хлорофилл, придающий растениям зеленый цвет и играющий важную роль в процессе фотосинтеза

7. Клеточный центр

7. Имеется только у низших растений. 

Состоит из центриолей. Принимает участие в делении клетки


Продолжение табл.

1

2

– Работая с текстом учебника по заполнению таблицы, вы не могли не обратить внимание на еще одно  образование, имеющееся только у растения. Что это?

– Да. Речь идет о них. Но это неживая часть растительной клетки. В молодой клетке вакуолей мало, и они мелкие. Старая клетка имеет так много вакуолей, что они практически занимают весь ее объем.

5. – Живые клетки в растительном организме не существуют изолированно друг от друга. Клетки, имеющие сходное строение, происхождение и выполняющие одинаковые функции, образуют ткань. Она в свою очередь состоит из клеток и межклеточного вещества, которое объединяет клетки, дает им возможность контактировать между собой и осуществлять обмен веществ.

6. – Материал, который мы изучали на сегодняшнем уроке, был не только очень важным, но и очень обширным. Попробуем проверить, насколько он вами оказался усвоен. Давайте выполним тестовое задание. При выполнении задания надо будет решить, правильно или неправильно то или иное суждение, и соответственно поставить «+» или «–».

– Это пузырьки, прозрачные, заполненные клеточным соком. Так называемые вакуоли.

Слушают объяснение учителя. Записывают определение термина вакуоли. (С. 21).

Слушают учителя. Делают по необходимости записи в тетрадях. Задают вопросы.

Выполняют тестовое задание в тетрадях:

1. Растительная клетка имеет плотную оболочку.

2. Цитоплазма клетки – бесцветное вязкое вещество.

3. Вакуоли растительной клетки заполнены воздухом.

4. Зеленые пластиды называются хлоропластами.

5. Хромосомы находятся в цитоплазме.

Правильные ответы: 1, 2, 4.


Окончание табл.

1

2

– Как вы думаете, имея довольно сложное строение, разнообразные органоиды, способные выполнять различные процессы, имея возможность осуществлять такие функции, как дыхание, питание, размножение и др., может ли растительная клетка считаться единицей строения и функционирования растительных организмов?

 

Отвечают на вопрос учителя, пользуясь текстом учебника, записями в тетрадях, имеющимися дополнительными знаниями.

– Да. Может. Ведь есть растительные организмы, не только многоклеточные, но и одноклеточные, которые существовали самостоятельно, потом в ходе эволюции усложнились, стали многоклеточными, но способности свои и свойства сохранили.

Домашнее задание. § 3 учебника. Выучить новые слова и определения. Провести работу с рисунком растительной клетки на с. 21. Прочитать дополнительную информацию на с. 22. Ответить на вопросы 1, 2, 3, 5, 6, 7 на с. 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Строение растительной клетки"

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"...

Строение растительной клетки (икт урок)

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям...

Анимированный кроссворд "Строение растительной клетки"

Анимированный кроссворд (презентация) по теме `Строение растительной клетки` для закрепления или повторения материала на уроках биологии в 6 классе....

Строение растительной клетки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4799439","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"355","width":"480"}}]]...

Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»

Данный конспект урока используется при повторении и закреплении  темы "Строение растительной клетки"...

Урок биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"

Конспект урока по биологии "Строение растительной клетки" с использованием ИК технологий. На уроке используется фильм, который  является творческим проектом обучающихся 6 класса. Под руководством...