Технологическая карта урока "Строение и жизнедеятельность бактерий"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Сашина Элла Леонидовна

Технологическая карта урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tekhnologicheskaya_karta.zip83.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

1 группа – изучает строение бактерий.

Задания:

1. Прочитайте текст параграфа (стр. 28) и предложенный текст, изучите рисунок 14 учебника на стр. 29.

Текст:

Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.

2. Найдите в тексте нужную информацию и, используя ватман, изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения.

3. Используя рисунок докажите, что клетка бактерий отличается от клетки растений.

http://festival.1september.ru/articles/632285/img7.jpg

4. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам.

2 группа – изучает многообразие форм бактерий и их распространение.

Задание:

1. Прочитайте текст параграфа (Распространение бактерий - стр. 28) и предложенный текст.

Текст:

Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры. Больше всего их обитает в почве (в 1 грамме почвы содержится до 3 миллиардов бактерий).

2. Найдите в тексте нужную информацию и, используя ватман, составьте схему «Распространение бактерий».

3. Прочитайте текст параграфа (Форма бактерий - стр. 28), изучите рисунок 13 учебника на стр. 28. Составьте кластер «Многообразие форм бактерий»

4. Решите задачу: Известно, что в морском воздухе на 1мм3 воздуха содержится 1 бактерия. Подсчитайте сколько бактерий содержится а) в 1 мм3 воздуха городско парка, если в нем бактерий больше в 400 раз, чем в морском воздухе;  б) в 1 мм3 воздуха городской улицы, если на ней бактерий больше в 12 раз, чем в парке; в) в 1 мм3 воздуха непроветренной комнаты, если в ней бактерий больше в 56 раз, чем на городской улице.

5. Объясните, почему необходимо проветривать класс перед началом урока.

3 группа – изучает питание бактерий.

Задание:

 1. Прочитайте текст параграфа (Питание бактерий - стр. 29) и предложенный текст.

Текст:

Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами, такой способ питания называется гетеротрофным. Гетеротрофы могут питаться готовыми органическими веществами, образующимися в процессе гниения или веществами выделяемыми другими живыми организмами. Это бактерии сапрофиты (бактерии гниения, бактерии брожения). Кроме этого бактерии могут питаться за счет органических веществ живых организмов – это бактерии паразиты. Лишь немногие бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических. Такой способ питания называется автотрофным. Автотрофные бактерии способны получать органические вещества за счет фотосинтеза (сине-зеленые водоросли или цианобактерии, пурпурные) или за счет расщепления химических веществ (железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие)

2. Найдите в тексте нужную информацию и сделайте презентацию на тему «Особенности питания бактерий» (или  используя ватман, закончите схему и подготовьте рассказ на тему «Особенности питания бактерий»:

                       Питание

гетеротрофное         автотрофное)

3. Выпишите новые слова и объясните их значение, используя предложенный текст или текст учебника.

4 группа – изучает размножение бактерий, их приспособление к неблагоприятным условиям.

1. Прочитайте текст параграфа (Размножение бактерий - стр. 30) и предложенный текст.

Текст:

Размножаются бактерии деление 1 клетки на 2. При благоприятных условиях у некоторых бактерий происходит деление каждые 15-30 минут. Ученые подсчитали, что при такой скорости деления потомки 1 бактериальной клетки через 2 суток покроет поверхность земли многометровым слоем.

2.  Найдите в тексте нужную информацию и изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

3. Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Подсчитайте, сколько бактерий образуется из одной клетки за 3 часа, если деление клетки идет каждые 30 минут.

4. На основании выше указанного текста учебника определите, какие условия являются неблагоприятными для размножения бактерий?

Используя ватман, изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды (или изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий).

5. На основании текста учебника (Образование спор – стр. 30) сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.

6. Докажите, что споры бактерий служат не для размножения, а для перенесения неблагоприятныз условий.