Технологическая карта урока по теме "Бактерии"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Надежда Григорьевна Слободина

Разработка урока содержит техногогическую карту урока, материалы для организации работы в группах и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа № 1.

Рис. 9.1 на стр. 60

  1. Можно ли увидеть бактерии?
  2. Какую форму они имеют?
  3. Выполните задание 9.9 из задачника-практикума.
  4. Подпишите название бактерий .

Форма и строение бактерий

Группа № 2.

Стр. 61.

1. В какой среде бактериям лучше жить? Почему?

2. Заполните схему.

Группа № 3.

Рис. 9.2 на стр. 61-62

  1. Как устроена клетка бактерии?
  2. Подпишите известные вам части тела бактерии

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ " Мурзим

Что называют цитоплазмой?

От чего защищает бактерии клеточная стенка?

Какую роль выполняют рибосомы?

Группа № 4.

стр. 62.

  1. Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как? Приведите примеры. Объясните, почему это возможно?

  1. Что происходит с жидкостью в присутствии бактерий? Запишите ниже.

Группа № 5.

стр. 62.

  1. Как передвигаются бактерии? Есть ли у них помощники?

  1. Выполните задание 9.10 из задачника-практикума.

Группа № 6.

  1. Если условия неблагоприятные для бактерий, они все погибнут? Рис. 9.4 стр. 62-63
  2. Выполните задание 9.6 из задачника-практикума.
  3. Наклейте последовательность стадий образования споры.

Группа №7.

  1. Если условия жизни благоприятные, то как бактерии будут вести себя? Рис. 9.5 на стр. 63.
  2. Наклейте схему деления бактерий, подпишите дочерние и материнскую клетки.

Группа №8.

Клетка бактерий - живой организм

  1. Какое важное свойство ей присуще?
  2. Что включает в себя понятие "обмен веществ"?
  3. В какой части клетки происходит обмен веществ?
  4. От какой части клетки зависит осуществление обмена веществ?

обмен веществ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Слободина Н. Г. учитель биологии МАОУ ПГО «СОШ №8»

Слайд 2

Бактерии – крохотные разрушители органического вещества.

Слайд 3

Что вы знаете о бактериях?

Слайд 4

Группа № 1. Рис. 9.1 на стр. 60 Можно ли увидеть бактерии? Какую форму они имеют? Выполните задание 9.9 из задачника-практикума. Подпишите название бактерий .

Слайд 5

Группа № 2. Стр. 61. 1. В какой среде бактериям лучше жить? Почему? 2. Заполните схему. Бактерия Необходимые вещества Ненужные вещества

Слайд 6

Группа № 3. Рис. 9.2 стр. 61-62 Как устроена клетка бактерии? Что называют цитоплазмой? От чего защищает бактерии клеточная стенка? Какую роль выполняют рибосомы?

Слайд 7

Группа № 4. стр. 62. Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как? Приведите примеры. Объясните, почему это возможно? Что происходит с жидкостью в присутствии бактерий? По изменению среды обитания: молоко прокисает, раствор сахара превращается в спирт, жидкости становятся мутными.

Слайд 8

Группа № 5. стр. 62. Как передвигаются бактерии? Есть ли у них помощники? Выполните задание 9.10 из задачника-практикума.

Слайд 9

Группа № 6. Рис. 9.4 стр. 62-63 Если условия неблагоприятные для бактерий, они все погибнут? Выполните задание 9.6 из задачника-практикума. Бактерии образуют споры.

Слайд 10

Группа №7. Рис. 9.5 на стр. 63. Если условия жизни благоприятные, то как бактерии будут вести себя? Наклейте схему деления бактерий, подпишите дочерние и материнскую клетки.

Слайд 11

Группа №8. Клетка бактерий - живой организм Какое важное свойство ей присуще? Что включает в себя понятие "обмен веществ"? В какой части клетки происходит обмен веществ? От какой части клетки зависит осуществление обмена веществ?

Слайд 12

Ответим на проблемные вопросы урока: Из каких частей состоит тело бактерий? Какими свойствами живых организмов они обладают? 1. Движение (есть жгутики); 2. Впитывают вещества; 3. Превращают их в другие; 4. Выделяют ненужные вещества. Клеточная стенка Плазматическая мембрана Цитоплазма Рибосомы

Слайд 13

В какой среде живут бактерии? Что такое споры? Какую роль играют рибосомы? Почему простоквашу готовят в тепле, а хранят в прохладе? Каким образом бактерии могут сделать питательную среду неблагоприятной для себя?

Слайд 14

Домашнее задание: § 9–10, вопросы 7–10. Задача 9.7 из задачника-практикума.

Слайд 15

Закончите предложения 1. На уроке я работал…….. 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……….. 4.За урок я……….. 5.Мое настроение……… 6.Материал урока мне был……… 7.Домашнее задание мне кажется…….



Предварительный просмотр:

МАОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа № 8"

Урок биологии в 5 классе

по теме " Бактерии – крохотные разрушители органических веществ ".

Разработчик:

Слободина Надежда Григорьевна

учитель биологии

первой квалификационной категории

Полевской, 2015

Тема        

«Бактерии – крохотные разрушители органических веществ»

Цель        

Формирование новых умений и знаний об обитателях земли,создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Задачи:

Образовательные: формировать умение объяснять характерные признаки бактерий, их отличие от растений и животных;  особенности строения связанных с их образом жизни, питания, размножения и распространения , многообразия бактерий.

Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты.

Воспитательные: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

УУД:

Метапредметные и личностные результаты:

1.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Планируемые результаты:        

Предметные:

1.

  • сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
  • сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Основные понятия        

  • бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.
  • диффузия

Межпредметные связи         

Физика, химия

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник Биология «Обо всем живом», 5 класс : для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 , Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С., задачник – практикум.

Презентация к уроку «Бактерии – крохотные разрушители органических веществ»,

(Технологическая карта урока составлена на основе технологической карты авторов: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С).

Формы урока :

Ф-фронтальная, И – индивидуальная, П – парная.

Тип урока: комбинированный

Метод: по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

проблемно- поисковые;

Технология        

  1. Работа с текстом по технологии продуктивного чтения.
  2. ИКТ

1.«Бактерии – крохотные разрушители органических веществ»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в царство…  Кто это такие, вы узнаете сегодня на нашем уроке.

Но перед тем как отправится в путешествие, по этому царству, я предлагаю вам хорошо подготовиться к нему. А для этого мы должны проверить наши знания по предыдущей теме.

Презентация

Слайды 1-39

2.Проверка домашнего задания

§ 8, задание 3 в учебнике на с. 57, письменно.

Задачи 8.1, 8.4–8.6 из задачника-практикума на выбор.

Ответ устно

Изучение нового материала.

1.«Бактерии –крохотные разрушители органических веществ»

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1.Постановка проблемной ситуацией из учебника. Диалог Антошки и биолога, с. 60.

  • Предположи, какие вопросы мог бы задать биологу Антошка в продолжение этого диалога. Сравни с авторским вариантом (стр.171).

Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Как устроена бактерия? Как она питается?1

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о бактериях из своего жизненного опыта и начальной школы.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, в случае необходимости комментирует их связь с данной темой. 1

– Какую роль играют бактерии?

(3-й класс.)

– Что такое инфекционные болезни? (3-й класс.)

– Как могут изменяться молекулы? (§ 8.)

– Какие химические реакции ты знаешь? (§ 8.)

Чтение диалога

Антошка: Как же бактерии питаются, ведь у таких маленьких существ наверняка нет рта?

Биолог: Рта, конечно, нет. Но они обходятся без него.

Высказывание гипотез:

Запись темы урока в тетрадь

Запись в тетрадь понятия - бактерия

Ответить  на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем» с. 60

Актуализация знаний по изученному параграфу 8

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Совместное открытие знаний

Физкультминутка

1. – На какие вопросы учебник предлагает найти ответы (см. с. 60)?

1) Из каких частей состоит тело бактерии?

2) Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?

(Зафиксируем их на доске и будем писать ответы по мере изучения в таблицу).

2. – Можно ли увидеть бактерии? Что можно сказать о бактериях (рисунок 9.1 на с. 60)?

.

3. – В какой среде им лучше жить? Почему?

Максимум.

– Одиночные или колониальные? Как лучше?.

Составьте таблицу.   2  3  4

4. – Роль бактерий в экосистеме. Что можно разрушать? (Какие тела?)     2

5.«Как устроена клетка бактерии»

– Что узнали о строении бактерий?

. 4

6– Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как? Приведите примеры. Объясните, почему такое происходит?        2  3  4

7. – Как бактерии передвигаются? Могут ли сами? Есть ли помощники?

8. – Если условия неблагоприятны – все бактерии погибнут?

9. – А если условия для жизни благоприятны, то как бактерии будут себя вести?

10. – Клетка бактерии – живой организм. Какое важное свойство ей присуще? Что включает в себя понятие обмен веществ? Где происходит обмен веществ (в какой части клетки)? От чего будет зависеть осуществление обмена веществ (от какой части)?

11.Максимум.

– Какие условия среды могут влиять на бактерии? Как?

Подведение результата изучения темы.

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Решаем проблему, открываем новые знания.

Вопросы в тексте учебника(см. с. 60)?

Работа с задачником Задача 9.9 из задачника-практикума

Задача 9.10 из задачника-практикума.

Ответы находим на с. 60-62

Работа в парах.

Составьте таблицы в тетради

1 «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Признаки бактериальной клетки

Характеристика признаков бактериальной клетки

1.Особенности строения

2.Процессы жизнедеятельности:

1.Питание

2.Дыхание

3.Размножение

4.Приспособление к неблагоприятным условиям

3.место обитания

Работа с текстом на с. 61–62 и рисунком 9.2. 2

Задачи 9.2 и 9.5 из задачника-практикума.4

Запись в тетрадь: цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Работа в парах с текстом учебника (с. 62 «Бактерии изменяют среду своего обитания»).2  3  4

Рисунок 9.4. Задача 9.6 из задачника-практикума.3

Запись в тетрадь понятия спора.

См. рис. 9.5.      3

Работа с рис. 9.6 и заданием к нему. Задачи 9.3 и 9.4 из задачника-практикума. 2  3  4

Работа в парах с текстом учебника.2

Рисунок 9.7 на с. 64 и 9.8 на с. 65.

Анализ таблицы  1 «Бактерии: строение и жизнедеятельность».

Сравниваем свой вывод с авторским

Вопросы на доске

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных

заданий).

3.Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

2.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Самостоятельное применение знаний

  1. В какой среде живут бактерии?
  2. Из каких частей состоит тело бактерии?
  3. Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?

  1. Задание на с. 68.   1

Вопросы 1–6 на с. 66

ТОУУ

1.Регулятивные УУД

3.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.Регулятивные УУД

1.Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Итог урока

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Предскажите цепочку событий: что случится, если на Земле исчезнут все бактерии?

3.Выставление оценок

Домашнее задание

Домашнее задание:

§ 9–10, вопросы 7–10. Задача 9.7 из задачника-практикума.

– Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?

Рефлексия

На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...