ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

ДОРОДНИЦЫНА Лариса Васильевна

внеклассное мероприятие по биологии для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_predmetu.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  ПРЕДМЕТУ

 

               “ ЧТО?  ГДЕ?  КОГДА? “

ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

       Ведущий.  Дорогие гости! Мы приветствуем вас на нашей игре. Полноправная хозяйка ее – сова – символ мудрости.

     На игре присутствует представитель общества “Охрана природы” – учитель биологии. Мы хотим поблагодарить его за финансовую помощь, оказанную при подготовке и проведении конкурсов. Скажите, почему вы решили стать спонсором?

         Учитель биологии (спонсор).  Видите ли, теметика игры очень актуальна,  в ней отражена проблема взаимодействия  человека и природы . На всей планете говориться сегодня об опасности, грозящей среде обитания человека.  Земля – наш дом, наша Родина, и мы все вместе должны хранить ее как зеницу ока. Мы надеемся, что в дальнейшем увидим всех участников игры в рядах членов общества “Охрана природы”, и уже не только как теоретиков, но и как практиков.

         Ведущий.  Спасибо. Мы готовы начать игру. Я предлагаю подойти к игровому полю команде знатоков.  ( Ребята первой шестерки выходят, рассаживаются за игровым столом.)

          Вы видите на столе конверты, они пронумерованы. Возьмите кубик с цифрами, бросьте и определите номер конверта с заданием. Здесь же находится секундомер (или песочные часы). Как только зачитывается вопрос, часы начинают отсчитывать время – 1 мин, - выделенное на обсуждение вопроса. Если ответ верен – приз ваш, если нет – приз вручается корреспонденту. Итак  -  первый раунд игры. Команда знатоков первой шестерки против корреспондентов. (Один из знатоков бросает кубик и называет цифру, Ведущий зачитывает вопрос.)

         - Почему охрана природы в настоящее время приобрела общегосударственное значение, почему без ее учета нельзя решить не только проблемы сельского хозяйства, но и промышленности?  (Знатоки отвечают.)

         ВЕДУЩИЙ. (зачитывает правильный ответ). При решении проблем сельского хозяйства и промышленности необходимо учитывать воздействие радиоактивных излучений и ядохимикатов на живые организмы; влияние химических соединений на состав воздуха и почвы.

         (Ведущий называет победителя.)

         ВЕДУЩИЙ.  Знатоки бросают кубик.  Зачитываю  вопрос.

         -  Вырубили в лесу старые дуплистые деревья. И что же?  Крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? Минута на обсуждение.

          (во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)

         

         ВЕДУЩИЙ.  Минута прошла.  Знатоки,  ваш ответ.  (знатоки отвечают).

          ВЕДУЩИЙ.  Правильный ответ:  “Лес представляет собой биоценоз, где жизнь растений и животных тесно связана между собой. В старых дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы -  дуплогнездники. Их лишили жилья, и они покинули лес. Насекомые-вредители размножались в таком количестве, что погубили лес”.  (Объявляет победителя.)

                                                              -   2   -

ВЕДУЩИЙ.  Бросаем кубик, берем конверт.  (знатоки определяют номер конверта. Ведущий зачитывает аопрос.)

     - Кому принадлежит эта жалоба?  “ 60 лет прожила я на свете. Но прошлой весной подошел ко мне  юный турист и на стволе у меня вырезал слово “Ваня”. Летом дачник пришел и вырезал  “Леня”. Осенью грибник присел отдохнуть. Посидел, подумал и вырезал на корне “Миша”. А зимой подкатил лыжник,  прочитал все имена, воткнул палку, вытащил огромный нож и вывел повыше “Эдуард”. Так кто же я наконец?  И почему все кому не лень вырезают у меня куски кожи?”

     (знатоки обсуждают вопрос, звучит фонограмма.)

     ВЕДУЩИЙ. Ваше время истекло.  (знатоки отвечают.)

     ВЕДУЩИЙ.  А теперь правильный ответ:  “Дерево – инвалид. Вырезают на нем имена потому, что у этих людей низкая культура воспитания”.

     Что ж, первый раунд закончился в пользу  (называет победителя).  Для проведения второго раунда приглашаем вторую шестерку знатоков.  (выходит вторая команда, учащиеся занимают места за игровым столом.)

     ВЕДУЩИЙ.  Бросаем кубик, берем конверт согласно номеру на грани кубика. Уважаемые знатоки, вам задает вопрос ученица 8 класса.

     -  Какие растения охраняют на Кавказе? Назовите хотя бы 5 видов.

     (знатоки обсуждают вопрос, звучит фонограмма.)

     ВЕДУЩИЙ.  Обсуждение закончено. Ваш ответ. (знатоки отвечают.)

     ВЕДУЩИЙ.  Мы выслушали вашу версию, а теперь правильный ответ:  “К охраняемым на Кавказе относятся такие растения:  пион узколистный;  горицвет весенний;  ландыш;  валериана;  подснежник кавказский;  ярыжник;  живокость высокая”.  (ведущий называет победителя.)

     ВЕДУЩИЙ.  И вновь выбираем конверт с заданием.

     -  За что в Китае были уничтожены воробьи, а в Бостоне им воздвигли памятник?

     ВЕДУЩИЙ.  Время вышло. Ваш ответ. (знатоки отвечают.)

     ВЕДУЩИЙ.  Слушаем правильный ответ:  “В Китае воробьи поедали рис, тем самым они вредили сельскому хозяйству. В Бостоне воробьи уничтожали гусениц, спасли посевы.  (называет победителя. Знатоки бросают кубик и определяют конверт с новым заданием.)

     ВЕДУЩИЙ.  Вначале автор предлагает послушать текст и лишь затем вопрос.  (Читает текст и задание.)

     -  Так и есть! На озере вверх животами плавало множество оглушенной рыбы. Два человека, сидя в лодке, подбирали ее сачками.

                                                                       -  3  -

     - Пиши скорее! – шепнул Валерка. Сашка открыл ящик, достал голубя и, привязав к лапке записку, подкинул птицу”.

     Чем занимались мальчики? Что их возмутило? Как называются люди, нарушающие законы охраны природы?

     Минута на обсуждение.

     (знатоки обсуждают вопрос, звучит музыка. Затем ребята отвечают.)

     ВЕДУЩИЙ.  Послушаем правильный ответ:  “Мальчики занимались охраной природы. Возмутило их массовое истребление рыбы. Люди, нарушающие законы, - браконьеры”. (называет победителя.)

     Подведем итог второго раунда.  По количеству правильных ответов лидирует команда  (называет знатоков или корреспондентов).

     И, наконец, заключительный – третий раунд. Приглашаем следующую команду знатоков.

     (знатоки занимают места.)

     ВЕДУЩИЙ.  Так же, как и у предыдущих команд, ваша задача – определить номер конверта с заданием и ответить на вопрос.

     ВЕДУЩИЙ.  К вам обращается с вопросом ученица 9 класса.

     -  Школьники нашли пещеру, где зимовало много (около тысячи)  летучих мышей. Одни ребята уносили их с собой “для коллекции”, другие сбивали животных камнями  “из интереса”,  сейчас в пещере осталось не более 40-50 мышей. Почему зверьки оказались такими беззащитными? Почему поведение школьников было не только жестоким, но и бесхозяйственным?  Минута на обсуждение.  (знатоки обсуждают вопрос.)

     Время истекло. Ваш ответ.  (знатоки отвечают.)

     ВЕДУЩИЙ.  Послушаем правильный ответ:   “Зимой мыши впадают в спячку, поэтому они оказались столь беззащитными, А бесхозяйственность ребят проявилась в том, что мыши – полезные животные:  они поедают вредных насекомых, тем самым  оказывая помощь людям”.  (называет победителя.)

     ВЕДУЩИЙ.  На игровом поле осталось 3 конверта.  (игроки бросают кубик, ведущий зачитывает вопрос.)

     -  Почему нецелесообразно полностью заменить биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства химическим? Минута на обсуждение.

     (знатоки отвечают.)

     ВЕДУЩИЙ.  Даже если ответ не верен, времени у вас уже не осталось.  Правильный ответ: “ При химическом способе борьбы уничтожаются не только вредные, но и полезные животные, а это отрицательно влияет на биогеоценоз”. (называет победителя. Знатоки определяют следующий конверт с вопросом.)

                                                                        -  4  -

     ВЕДУЩИЙ.  Итак,  последний вопрос, завершающий нашу игру.

     -  Мы требуем, чтобы по праву

         И кусты, и деревья, и травы –

         Бесценный дар кислородный –

         Берег и ценил человек!!!

     Почему автор этого четверостишия называет растения даром кислородным?  И о какой роли человека в нем говорится?  Минута на обсуждение.

     (знатоки отвечают после минутного обсуждения.)

     ВЕДУЩИЙ.  Слушаем правильный ответ:  “В процессе фотосинтеза образуется кислород, так необходимый для всего живого, в том числе для людей, при этом человек ничего не тратит, получая кислород в дар от  природы. И говорится в этом четверостишии о природоохранной деятельности человека”.

     Вот и закончилась игра. По итогам всех трех раундов победительницей стала команда (называет знатоков или корреспондентов).  Все они получают Почетные грамоты.  ( Награждение проходит под песенку “ Ужасно интересно “  -  В.Шаинский, Г. Остер.)

     ВЕДУЩИЙ. Для того чтобы осталась память о сегодняшних победителях и об игре, давайте посадим на нашем участке растения и назовем посадку “Уголок победителя”. Это будет наш вклад  в работу по охране природы.

     А сейчас мы с вами прощаемся. До новых встреч. (Звучит песня В.Шаинского-Г.Остера  “Ужасно интересно”, все расходятся.)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...