Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_el_kursa.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 2 »

Элективный курс

«Биология и мир современных профессий»      

 

Учитель: Дамбаева Ц. Б.,

категория 1, стаж 13 лет

п. Могойтуй

 Пояснительная записка.

      Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

     Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу.

     Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что тема              «Биология и мир современных профессий» является важным компонентом  в системе общего образования и направлена на целенаправленную подготовку девятиклассников к выбору профиля и в будущем поступлению в высшие учебные заведения медицинского, экологического,  сельскохозяйственного и других профилей. Данный курс поможет определить правильность предварительного профессионального выбора, послужит источником дополнительной информации для увлеченных биологией учащихся, стремящихся к получению разносторонних знаний. Отличительная черта данного курса – возможность его использования и для углубления, и для расширения знаний по биологии, и для ориентации в мире профессий.  Программа  рассчитана на 8 часов.

    Цели курса: создать условия для формирования интереса к современным профессиям, связанным с биологическими знаниями, расширения области знаний по биологии. Познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям.

Предоставить ученику возможность определиться с выбором профиля.

Данный курс решает задачи:

1. Расширение представлений о профессиях, связанных с изучением биологии, методах их исследования.

2. Углубление знаний о способах выполнения экспериментов, практических и лабораторных работ, создание условий для приобретения учащимися  опыта участия в учебном исследовании.

3. Осуществление знакомства с приемами и содержанием профессиональной деятельности специалистов в области естествознания

3. Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

   Ожидаемые результаты:

1. Выбор профиля в дальнейшем

2. Профессиональная  ориентация

3. Приобрести опыт поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения лабораторных работ.

4. Овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской и ветеринарной помощи, составления проекта ландшафтного дизайна, проведения элементарной судебно – медицинской экспертизы,  умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим.

      Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта). В ходе написания рефератов и других видов отчетности закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умении систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.

     Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти общеучебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы.

Тематическое планирование.

 

Тема занятия

Лабораторные и практические работы,

экскурсии

1

 

2  

3

4

5

6

7

8

Введение. Лекция «Мир современных профессий, связанных с биологическими знаниями».  

Тайны судебной медицины.

Врач – это звучит гордо.

Профессия ветеринарного врача.

Введение в косметологию.

Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист?

Лесничий, егерь, лесоустроитель, охотовед!

Все профессии хороши, выбирай на вкус!

№1 «Методы биологических исследований. Биологическая микролаборатория ».

№2 «Дифференцирование волос и волокон»

№3 «Правила наложения повязок. Способы наложения повязок на разные области тела»

№4 «Приемы оказания первой доврачебной помощи  при различных видах травм домашних животных».

№5 «Определение типа кожи лица и основных приемов ухода за ней»

№6 ««Моделирование цветочной клумбы» с использованием программы «Twisted Brush»»

№7 «Составление пищевых связей в лесном сообществе». Экскурсия в школьный музей.

Презентации учащихся о разных профессиях.

Содержание

Тема 1. Мир современных профессий, связанных с биологическими            знаниями.

    Цель: ознакомить учащихся с различными профессиями, связанными с биологией.

    Перечень профессий, связанных с биологическими знаниями. Профессии, наиболее востребованные обществом. Коротко о каждой профессии. Учебные заведения, в которых можно получить необходимое образование.

Лабораторная работа №1 «Методы биологических исследований. Биологическая микролаборатория ».

Тема 2. Тайны судебной медицины.

     Цель: дать понятие о судебной медицине, о профессии судебно – медицинского эксперта, раскрыть ее значение в жизни общества.

     Содержание и структура судебной медицины, ее задачи. Положение среди других медицинских дисциплин. Основные разделы судебной медицины. Профессия судебно – медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств (эксперт -  биолог).

Лабораторная работа   №2 «Дифференцирование волос и волокон»

Тема 3. Врач – это звучит гордо!

     Цель: расширить знания о профессии врача, раскрыть ее значение в сохранении жизни общества и каждой личности, значение само-  и взаимопомощи.

     Содержание медицины и ее задачи. Основные разделы. Сведения о профессии врача. Врачебная этика. Учебные заведения, в которых можно получить необходимое образование.

Практическая работа №3 «Правила наложения повязок. Способы наложения повязок на разные области тела»

Тема 4. Профессия ветеринарного врача.

     Цель: сформировать представление о работе ветеринарного врача, познакомить учащихся с историей ветеринарии.

     Работа ветеринарного врача, содержание и значение. История ветеринарии. Различные виды травм домашних животных.

Практическая работа №4 «Приемы оказания первой доврачебной помощи  при различных видах травм домашних животных».

Тема 5. Введение в косметологию.

    Цель: познакомить с искусством косметологии, историей ее возникновения, показать тесную связь косметологии с медициной, биологией и другими науками.

    Косметология – наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо. Косметика Египта. Использование косметических средств  древними греками.  «Косметы»  Древнего Рима. Широкое распространение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики Франции, европейских государств, России. Связь косметологии с медициной, биологией, фармакологией, хирургией, гигиеной.

Практическая работа №5 «Определение типа кожи лица и основных приемов ухода за ней»

Тема 6. Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист?

    Цель: познакомить со спецификой деятельности ландшафтного дизайнера, показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.

    Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист? Сведения о профессии.  Типичные виды деятельности.  Учреждения, готовящие специалистов в этой области.  Востребованность услуг ландшафтного дизайнера, возросшая с повышением уровня благосостояния людей.

Практическая работа №6 «Моделирование цветочной клумбы» с использованием программы «Twisted Brush»

Тема 7. Лесничий, егерь, лесоустроитель, охотовед!

    Цель: познакомить  учащихся с профессиями, связанными с лесом, показать значение леса в природе и жизни человека, развивать практические  умения, связанные с лесом и его обитателями.

    Основоположник науки о лесе – русский ученый Г.Ф.Морозов. Леса планеты, России, Забайкалья. Лесное сообщество, взаимодействие климата и лесной растительности. Профессии, связанные с лесом - лесничий, егерь, лесоустроитель, охотовед. Учебные заведения, готовящие специалистов в этой области.

Практическая работа №7 «Составление пищевых связей в лесном сообществе». Экскурсия в школьный музей.

Тема 8. Все профессии хороши, выбирай на вкус!

    Цель: обобщить и оценить полученные знания, составить компьютерную презентацию о различных профессиях, связанных с биологическими знаниями.

    Оформление отчета. Групповая работа. Создание компьютерной презентации.

 

     

Литература

Пособия для учителя:

1. Биология 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006 – 203 с.

2. Калинова Г. С., Кучменко В. С., Мягкова А. Н. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. – М.: Дрофа, 2001

3. Захаров В. Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа,  2003

4. Пономарева  И. Н., Корнилова О. А., Логцилина Т. Е. Общая биология: Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 224.

5. Халина Хайтц. 1000 прекрасных растений в вашем доме. – М.: БММ АО, 1997. - 383 с.

6. Стойчев Любен Ив. Парковое и ландшафтное искусство. – София, 1982.

7. Булгакова И.В. Косметология от А до Я. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.

Пособия для учащихся:

1. Захаров В. Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: Дрофа,  2003

2. Биология. Энциклопедический словарь. – М.: Аванта +  2001 г.

3. Естествознание. Энциклопедический словарь. -  М.: Большая Российская энциклопедия, 2001 г.

4. Человек в 2 томах, Энциклопедический словарь. – М.: Аванта +  2001 г.  

5. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

6. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.

Тема 2. Тайны судебной медицины.

    Цель: дать понятие о судебной медицине, о профессии судебно – медицинского эксперта, раскрыть ее значение в жизни общества.

   Оборудование: микроскопы, биологическая микролаборатория, образцы волос и волокон, спирт  90%, раздаточный материал.

  Технические средства: телевизор, документ – камера.

  План занятия:

1. Содержание и структура судебной медицины, ее задачи. Положение среди других медицинских дисциплин.

2. Профессия судебно – медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств (эксперт -  биолог).

3. Лабораторная работа   №2 «Дифференцирование волос и волокон».

4. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Вводно – мотивационный этап:

Фрагмент  фильма «След». Вопросы к фильму.

- С какой профессией мы будем сегодня знакомиться?

- Чем они занимаются?

- Какие учебные предметы, связаны с этой профессией?

- А где можно выучиться на судебно – медицинского эксперта?

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы попытаемся приоткрыть тайну судебной медицины.

Выступление учителя (презентация)

  «Судебная медицина как наука служит в нашей стране целям и задачам правосудия и здравоохранения.

Судебно – медицинская экспертиза (СМЭ) необходимое звено системы охраны прав граждан Российской Федерации и безопасности государства. Применение медицинских и биологических знаний для решения вопросов, возникающих в практической деятельности органов дознания, следствия и суда, называют судебно – медицинской экспертизой. Заключение судебно – медицинского эксперта – одно из доказательств в следственном и судебном процессах. За результаты экспертизы эксперт несет уголовную ответственность.

К предмету судебно – медицинской экспертизы относятся:

- экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.

- экспертиза трупов в случаях насильственной смерти.

- экспертиза вещественных доказательств путем применения лабораторных методов исследования объектов.

- экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Судебно – медицинская экспертиза производится в бюро судебно – медицинской экспертизы. Такие бюро создаются в области, крае, республике, Москве и  Санкт – Петербурге. У  нас в Агинском бурятском округе работает Могойтуйское межрайонное отделение бюро СМЭ (филиал краевого бюро).

Структура бюро СМЭ: 4 отдела:

- отдел судебно – медицинской экспертизы трупов включает в себя судебно – гистологическое отделение.

- отдел сложных экспертиз.

- отдел судебно – медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.

- отдел судебно – медицинской экспертизы вещественных доказательств, который включает в себя:

  1. судебно – биологическое отделение  (эксперт – биолог)
  2. судебно – цитологическое отделение (эксперт – цитолог)
  3. судебно -  биохимическое  отделение (эксперт – биохимик)
  4. судебно -  химическое  отделение (эксперт – химик)
  5. судебно -  криминалистическое отделение (эксперт – криминалист)
  6. судебно - бактериологическое  отделение (эксперт – бактериолог)
  7. спектральная лаборатория
  8. лаборатория судебно – медицинских, молекулярно – генетических исследований»

     Мы сегодня побываем в роли врача, судебно – медицинского эксперта биолога по исследованию вещественных доказательств. В качестве вещественных доказательств судебно – биологическая экспертиза исследует различные объекты биологического происхождения:  кровь, сперму, волосы, пот, слюну, выделения влагалища и носа, мочу, кал, меконий, сыровидную смазку, околоплодную жидкость, лохи, женское молоко и молозиво, а также кости и различные ткани и органы.

2. Операционно – содержательный этап:

    Чтобы почувствовать себя настоящими  врачами судебно – медицинскими экспертами мы надели  спецодежду: белые халаты, хирургические шапочки, перчатки. После завершения работы с биологическим материалом обработайте руки специальными салфетками. К нам на рассмотрение поступило постановление о назначении  биологической судебной экспертизы от следователя прокуратуры лейтенанта юстиции Балданова Б.Д.  Внимательно ознакомьтесь с постановлением. (смотри приложение).

Лабораторная  работа:

«Дифференцирование волос и волокон»

Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:

  • Являются ли присланные объекты волосами?
  • Какова видовая принадлежность волос?
  • Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
  • Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?

Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.

Ход работы:

1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или   «-».

2.  Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле 90 % - го спирта. Закройте покровным стеклом и аккуратно удалите излишки спирта с помощью фильтровальной бумаги (не забудьте надеть маски, в целях сохранения вещественных доказательств).

3.  Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование: рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях. Сравните свои наблюдения с данными таблицы 1 и изображением документ-камеры по телевизору.

4.  Рассмотрите микропрепарат, передвигая по предметному столику. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или  «-».

5.  Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.

Обсуждение результатов экспертизы. Учащиеся зачитывают выводы по экспертному заключению.

3. Рефлексивно – оценочный этап:

Анкета для учащихся:

- Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

- Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

- Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

- Интересна ли эта профессия?

- Где можно получить соответствующее образование?

Сначала необходимо получить медицинское образование по специальности «Лечебное дело», затем пройти интернатуру по судебной медицине.

 

4. Домашнее задание:

Желающим приготовить небольшую компьютерную презентацию «Тайны судебной медицины»

Постановление

о назначении  ____биологической______ судебной экспертизы

                                                            (какой именно)

    Пос. Могойтуй____

    (место составления)

    Следователь (дознаватель) СО при АБАО СУ СК при прокуратуре___

                                                                                  (наименование организации)

Читинской области_лейтенант юстиции_Балданов_Б.Д._______________

(классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

рассмотрев материалы уголовного дела №_____39403_______

постановил:

1. Назначить _______биологическую________ судебную экспертизу

                                                   (какую именно)

производство, которой поручить ___9_классу_МСОШ_№2_________

2. Поставить перед экспертами вопросы:

  • Являются ли присланные объекты волосами?
  • Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
  • Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?

3. Предоставить в распоряжение экспертов:

  • Постановление
  • Бумажный пакет с волокнами, изъятыми с места происшествия.

4. Разъяснить ______________экспертам__________________________

(кому именно)

права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ и предупредить его об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Следователь (дознаватель)                              ________________________

                                                                                         (подпись)

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены

«___»_______________2010_г. Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт                                                             _________________________

                                                                                           (подпись)

Таблица 1

Универсальная таблица

для регистрации и сопоставления морфологических признаков волос человека в экспертизе сходства и различия

Макроскопическое исследование

Морфологические признаки

волос

Сравниваемые группы волос

1

2

3

1. Длина (в см.)

2. Форма волос:

- прямая, почти прямая

- дугообразная, изогнутая

- волнистая, едва волнистая

- мелковолнистая

- извитая

- курчавая

3. Цвет волос:

- черный

- коричневый

- темно-коричневый

- светло-коричневый

- красно-коричневый

- желто-коричневый

- серо-коричневый

- желтый

- серый

- белый

С более темным концом

С более светлым концом

Микроскопическое исследование

Морфологические признаки

волос

Сравниваемые группы волос

1

2

3

1.Корневой (центральный) конец волоса

Представлен луковицей формы:

- в виде крючка

- цилиндрическая

- коническая

- в виде колбы

- фрагмент верхней части

Наличие оболочек:

- с оболочками

- с оболочками в виде вуали

- с обрывками оболочек

- без оболочек

2. Периферический конец волоса (верхушка)

Форма периферического конца:

- игловидно истончен

- истончен на протяжении

- расширен в поперечнике

- сферически закруглен

- в виде кисточки

- в виде метлы

- расщеплен, разволокнен

Края поверхности периферического конца:

- острые

- слегка сглажены

- закруглены

Заключение эксперта

(экспертиза вещественных доказательств)

Выводы:

«____» __________2007 г.    Судебно–медицинский эксперт_______________

                                                                                                             (подпись)

Лабораторная  работа:

«Дифференцирование волос и волокон»

Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:

  • Являются ли присланные объекты волосами?
  • Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
  • Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?

Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.

Ход работы:

1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+»:

- с помощью линейки измерьте длину волос

- определите форму волос, выбрав из вариантов, указанных в таблице 1

- отметьте цвет волос, выбрав из вариантов.

2.  Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле воды:

- налейте в чашки Петри мыльный раствор и чистую воду, вымойте исследуемый объект в мыльном растворе, прополоскайте в чистой воде и высушите на фильтровальной бумаге.

- на предметное стекло положите объект обоими концами, закройте покровными стеклами, затем капните каплю воды под покровные стекла

- излишки воды со стекла уберите с помощью фильтровальной бумаги.

 

3.  Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование:

- рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях.

- найдите корневой конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».

- найдите периферический конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».

4. Вывод запишите в конце таблицы 1, используя свои наблюдения.  Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Я и моя профессия»

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требо...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов: «Здоровье человека в современных экологических условиях».

Программа данного курса составлена на основе программно-методических материалов: Экология. 5 – 11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, - 2-е изд. –М.: Дрофа, 1999 и собственного опыта преподав...

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии»

Курс рассчитан на 34 часа для 9 классов предпрофильной подготовки. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обуч...

Программа элективного курса по географии "Мир профессий" 8 класс

Программа  элективного курса по географии "Мир профессий" 8 класс...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов " Мир профессий"

Проблема выбора будущей профессии остро стоит перед каждым выпускником школы, его родителями и близкими людьми. Программа курса « Мир профессий» расширяет кругозор знаний о профессиях у уч...