Урок-обобщение по биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Сариева Заруха Михайловна

Обобщающий урок по теме "Касс пресмыкающиеся" ставит своей целью обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_obobshchenie_klass_presmykayushchiesya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся".

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Класс Пресмыкающиеся».

Задачи занятия:

  • Образовательные: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли в природе и жизни человека;
  • Развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой и составлять компьютерные презентации, опорно-схематические конспекты;
  • Воспитывающие: обосновать необходимость охраны пресмыкающихся.

Оборудование:  таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»,

технологические карты (на каждого ученика), листы самопроверки

Тип урока: обобщение.

Ход урока

I. Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

Девиз урока:

На уроке нам, друзья,
Черепахами быть нельзя.
Как ящерицы будьте быстры
И пятёрки заработаете вы.

Разминка.

Назовите  рептилий, заканчивающихся на букву « А».

Технологическая карта (модуль) урока

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: сформировать представление о наиболее сложной организации класса «пресмыкающихся » по сравнению с земноводными; уметь выявлять черты приспособленности пресмыкающихся ; развивать навыки самостоятельной работы – тестирование, работа с текстом учебника.

Внимательно прочитайте

цель урока

УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний по теме: «пресмыкающихся »

  • Запишите в тетради дату и название изучаемой темы.
  • Выполните тест.  Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.

Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 5 баллов – высокий уровень, 4 балла – средний, 3 и менее баллов – низкий уровень.

 

Работайте самостоятельно в тетради.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Ваша оценка ___

УЭ-2

Цель: повторить  и обобщить материал об  характерных особенностях пресмыкающихся.

  1. Внимательно прочитайте вопросы .

А) Решите, верно ли суждение. Запишите номера правильных ответов..

5.Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.

  1. Все пресмыкающиеся за исключением змей, - четвероногие животные.
  2. К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.
  3. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала.
  4. Самое древнее животное среди современных пресмыкающихся – гаттерия.

«Закончи  предложение».

 Тело ящерицы разделено на отделы:_______,__________, __________, и ________________. Снаружи тело покрывает  плотная ________кожа.  В коже ящерицы_____________________.

В верхнем слое кожи образуется ___________чешуя. Рост тела пресмыкающегося возможен только  в результате _____________________.У змей  старый роговой покров называется ______________.  Голова овальной формы с крупными ______________________. Рот снабжен ______________.  ________________сквозные и пропускают воздух в ротовую полость. Внутри находятся органы ______________________. Изо рта высовывается тонкий язык, служащий для ______________ и ___________________. Глаза ящерицы прикрыты  _______________________________. Органы  слуха  покрыты _________________________.

 Физкультминутка. Установить соответствие признаков к отрядам Пресмыкающихся.

Крокодилы – взмахи руками;

Черепахи – наклоны туловища в сторону;

  • Змеи – приседания.
  1. Костный панцирь;
  2. Роговые щитки;
  3. Мелкие чешуйки;
  4. Глаза и ноздри на возвышенности;
  5. Веки неподвижны;
  6. Пищу глотают целиком;
  7. Бывают морскими, сухопутными, пресноводными;
  8. Втягивают голову и ноги.  

 

 

Работайте самостоятельно.
Пользуйтесь рисунками и раздаточным материалом.

Работайте в паре или группе.

Ваша оценка______

УЭ-3

. Цель: закрепить и систематизировать  внутреннее строение пресмыкающихся.

 Характерные особенности  строения пресмыкающихся

.Заполнить   таблицу.

Признаки

Отряд Крокодилы

Отряд Чешуйчатые

Покровы тела

Дыхательная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Кровеносная

Половая система

Отметьте органы  самца змеи на рисунке от № 1 до № 15.

Запишите, какие органы не обозначены на рисунке  гремучника?

 

 Работайте самостоятельно.
За помощью обращайтесь к учителю.

Работайте самостоятельно, делайте записи в тетрадях.
Оценка учителя
.

УЭ-4

Цель: закрепить полученные знания  о пресмыкающихся: отряд Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые.

Ответьте на вопросы:

1.В  каких средах обитают они?  

2.Заполните таблицу.

Прочитайте дополнительный материал на стр.  236-237.Джеральд  Даррелл « Земля шорохов ».

  1. Ответьте вопросы: Как называется животное?
  2. На каком острове сохранился это животное?
  3. Выпишите особенности этого животного.

Вопросы: к  каким последствиям  может  привести  сокращение численности этих животных?

Какие меры охраны предлагаете вы?

Назовите виды пресмыкающихся находящихся под охраной?

Каково значение пресмыкающихся в природе  и в  жизни человека?  

 

 

Работайте самостоятельно.
Изучайте материал в книге  на стр. 236-237.

Работайте самостоятельно, делайте записи в тетрадях.
Работайте в парах.
Ваша оценка_____

УЭ-5

Цель: Определите предка или ближайшего родственника пресмыкающихся.

1. Заполните таблицу:

Название древних пресмыкающихся

Признаки пресмыкающихся

Признаки

земноводных

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно в тетрадях.

Время выполнения – 5 минут.

Ваша оценка_____

Тетрадь сдайте учителю

УЭ-6

Цель: подведение итогов урока.

  • Прочитайте цель урока. Достигли ли вы её? В какой степени?
  • Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».
  •  Выберите домашнее задание:
  • Выполнил все учебные элементы без ошибок – можешь выбрать творческое задание: составь кроссворд о пресмыкающихся.
  • При работе допускал  ошибки – прочитай § 40-43  и ответь на вопросы после § 43
  • . составить компьютерные презентации

 

Индивидуально

Ваша оценка за урок 

  • Решение биологических задач.

А) Ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить на суше, вдали от водоемов. Почему?

Б) Оказывается, прыткая ящерица в жаркие дни бодра и подвижна, а в прохладную погоду она менее активна. Почему?

В) При попытке поймать ящерицу у охотника часто остается только часть хвоста. Почему же это происходит, ведь хвост мертвой ящерицы может выдержать вес превышающий вес животного в несколько раз?

Г) Существует некоторая закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Объясните это явление.

Д) Последние десятилетия особое внимание уделяется ядовитым змеям и вместо уничтожения их охраняют, а многие даже внесены в Красную книгу. Почему?

А) Решите, верно ли суждение. Запишите номера правильных ответов в тетрадь.

  1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.
  2. Все пресмыкающиеся за исключением змей, - четвероногие животные.
  3. К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.
  4. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала.
  5. Самое древнее животное среди современных пресмыкающихся – гаттерия.

«Закончи  предложение».

 Тело ящерицы разделено на отделы:_______,__________, __________, и ________________. Снаружи тело покрывает  плотная ________кожа.  В коже ящерицы_____________________.

В верхнем слое кожи образуется ___________чешуя. Рост тела пресмыкающегося возможен только  в результате _____________________.У змей  старый роговой покров называется ______________.  Голова овальной формы с крупными ______________________. Рот снабжен ______________.  ________________сквозные и пропускают воздух в ротовую полость. Внутри находятся органы ______________________. Изо рта высовывается тонкий язык, служащий для ______________ и ___________________. Глаза ящерицы прикрыты  _______________________________. Органы  слуха  покрыты _________________________.

5. Игра «Крестики – нолики» Правила игры: играют парами. По очереди выбирают цифру с вопросом. Игра начинается с середины поля.

  1. ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?
    Надёжный панцирь. Черепахи – единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Их панцирь не только видоизменённый кожный покров, но и сложное образование. Какое именно?
    Жар костей не ломит? Ящерицы в пустынях в самое жаркое время часто забираются на верхушки кустарников. Почему?
  2. Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.
    Рождённые ползать. Ползание змей может быть достаточно стремительным. Однако даже самые быстрые змеи редко развивают скорость до 8 км/ч. В связи с чем может увеличиться скорость их движения?
  3. Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?
  4. Между небом и землёй. Среди рептилий есть древолазы. Главная их задача – удержаться над землёй, противостоять силе притяжения. Лапки превращены в своеобразные клещи, хвост гибкий и цепкий. Передвигаются чрезвычайно медленно. Кто они?
    Сохрани! В своём отношении к крокодилам человечество прошло разные фазы: от религиозного поклонения до беспощадного истребления, и. наконец, остановилось на охране и разведении их на фермах. С чем это было связано?
    Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
    Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов,

Физкультминутка. Установить соответствие признаков к отрядам Пресмыкающихся.

  • Крокодилы – взмахи руками;
  • Черепахи – наклоны туловища в сторону;
  • Змеи – приседания.
  1. Костный панцирь;
  2. Роговые щитки;
  3. Мелкие чешуйки;
  4. Глаза и ноздри на возвышенности;
  5. Веки неподвижны;
  6. Пищу глотают целиком;
  7. Бывают морскими, сухопутными, пресноводными;
  8. Втягивают голову и ноги.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения по физике в 9 классе

Повторение пройденного материали в игровой форме....

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....

Урок - обобщение по математике в 6 классе по теме:"Все действия с обыкновенными дробями"

Урок содержит исторический материал, тестовые задания по теме обыкновенные дроби......

Урок-обобщение по теме "Глагол", 6 класс

    Урок проводится после изучения темы "Глагол в 6 классе".Урок тесно связан с традициями и обычаями казахского народа и помогает детям лучше узнать традиции и обычаи...

Конспект урока: Урок обобщения и систематизации в 5 классе по теме: «Натуральные числа».

В рамках рассмотрения данного вопроса необходимо систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах. В рамках урока учащиеся повторяют и закрепляют п...

Урок обобщения по химии для 8 класса "Классы неорганических соединений"

Урок обобщения "Классы неорганических соединений" направлен на повторение темы. Использованы различные химические игры, позволяющие лучше усвоить материал о классах неорганических соединений: оксидах,...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...