Правила помогающие в решении генетических задач.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Бородина Людмила Дмитриевна

Генетика по праву занимает одно из центральных мест в курсе общей биологии, изучаемом в старших классах. По мнению одного из современных генетиков Ф. Айалы, «генетика – это сердцевина биологической науки, любой факт в биологии становится понятным лишь в свете генетики; лишь в рамках генетики разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмыслено как единое целое» [1;5] Традиционно одним из неотъемлемых этапов изучения генетики является решение задач, без которых генетика потеряла бы значительную долю своей привлекательности и уникальности [6; 49].

Мы только начинаем привыкать к тому, что в генетике можно ставить и решать задачи, как в математике и физике. Однако сама генетика так быстро развивается, что с решением генетических задач приходиться сталкиваться уже в 9 классе.

Опыт использования генетических задач в 9-10-х классах, составленных разными авторами, показал, что учащиеся решают их с большим трудом. Именно генетические задачи помогают не только лучше понять главные законы наследственности, но и дают дополнительные возможности, тренировки логического мышления. Непросто и учителю при коллективном обучении научить и тем более проверить решения множества разных задач. Осознанное отношение к процессу решения задачи позволит существенно снизить количество времени и сил, необходимое для того, чтобы научить и научиться решать генетические задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила помогающие в решении генетических задач.

Генетика по праву занимает одно из центральных мест в курсе общей биологии, изучаемом в старших классах. По мнению одного из современных генетиков Ф. Айалы, «генетика – это сердцевина биологической науки, любой факт в биологии становится понятным лишь в свете генетики; лишь в рамках генетики разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмыслено как единое целое» [1;5] Традиционно одним из неотъемлемых этапов изучения генетики является решение задач, без которых генетика потеряла бы значительную долю своей привлекательности и уникальности [6; 49].

Мы только начинаем привыкать к тому, что в генетике можно ставить и решать задачи, как в математике и физике. Однако сама генетика так быстро развивается, что с решением генетических задач приходиться сталкиваться уже в 9 классе.

Опыт использования генетических задач в 9-10-х классах, составленных разными авторами, показал, что учащиеся решают их с большим трудом. Именно генетические задачи помогают не только лучше понять главные законы наследственности, но и дают дополнительные возможности, тренировки логического мышления. Непросто и учителю при коллективном обучении научить и тем более проверить решения множества разных задач. Осознанное отношение к процессу решения задачи позволит существенно снизить количество времени и сил, необходимое для того, чтобы научить и научиться решать генетические задачи.

Генетика как наука возникла на базе эволюционного учения Ч. Дарвина, поэтому при повторении данной темы следует вспомнить о преемственности терминов и понятий. Материал по генетике удобнее начать с повторения и уточнения терминологии, поэтому в первую очередь необходимо усвоить буквенную символику, принятую в генетике, и лишь после этого приступить к повторению законов.

P – родительские особи (от лат.parentes – родители).

F1 – особи первого поколения гибридов ( от лат. fillii – дети).

F2 - особи второго поколения гибридов.

G – гаметы.

ABC – доминантные аллели.

abc – рецессивные аллели.

Aa – аллельные гены окраски.

Bb – аллельные гены поверхности.

AA – доминантная гомозигота.

aa – рецессивная гомозигота

Aa – гетерозигота при моногибридном скрещивании.

AaBb – гетерозигота при дигибридном скрещивании.

Cуществует ряд правил использования генетической символики.

  1. Доминантные аллели гена обозначаются заглавными буквами латинского алфавита (A,B,C,D и т.д.), рецессивные – строчными (a,b,c,d и т.д.)
  2. При записи схемы скрещивания первым записывается генотип женской особи.
  3. Генетические символы, обозначающие аллели гена, расположенные в гаметах, обводятся кружком.
  4. Буквенные обозначения одной пары аллельных генов записываются рядом (верно: АаВВСс; неверно: АВВСас).
  5. Буквенные обозначения генов записываются в алфавитном порядке (верно: ааВвсс; неверно: Вваасс)
  6. В паре аллельных генов, обозначенных одинаковой буквой, на первом месте пишется доминантный ген, на втором - рецессивный (верно: АаввСс; неверно: аАввсС).

При изучении работ Г. Менделя обратите внимание на причины успеха его опытов и наблюдений. Положительные результаты его опытов обеспечили следующие предпосылки: применение гибридологического метода, наблюдение за одной парой альтернативных признаков, которые оказались несцепленными, самоопыляемось растений гороха. Все это дало возможность ученому наблюдать за передачей наследуемых признаков у нескольких поколений, при этом признаков было мало и все они были под контролем. Следует иметь ввиду, что Г. Мендель установил закономерности наследования, а не наследственности. Признаки, передающиеся от поколения к поколению, он назвал наследственными зачатками, так как о гене тогда еще не существовало понятия. [14;295].

Таблица 1. Законы и закономерности генетики

Название

Автор

Формулировка

Правил о единообразия гибридов первого поколения (первый закон)

Г. Мендель, 1865 г.

При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки – оно фенотипически единообразно

Закон расщепления (второй закон)

Г. Мендель, 1865 г

При самоопылении гибридов первого поколения в потомстве рпоисходит расщепление признаков в отношении 3:1 – образуются две фенотипические группы (доминантная и рецессивная)

Закон независимого наследования ( третий закон)

Г. Мендель, 1865 г

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает и ними разные сочетания. Образуются четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1

Гипотеза частоты гамет

Г. Мендель, 1865 г

Находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в них в чистом виде

Закон сцепленного наследования

Т. Морган, 1911 г.

Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого расщепления

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Н.И. Вавилов, 1920 г.

Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости

Для преодоления трудностей в решении задач по генетике помогут общие рекомендации и удобная последовательность действий при решении задач.

  1. Краткая запись условий. Введение буквенных обозначений генов, лучше А и В (их легче различать). Если не указан тип наследования (доминантность полная или не полная), его надо определить, исходя из данных условий.
  2. Запись фенотипов и схем скрещивания словами (для наглядности и экономии времени)
  3. Определение генотипов по условиям задачи. Запись генотипов буквами под фенотипами.
  4. Определение гамет (выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов).
  5. Составление решетки Пеннета.
  6. Анализ решетки Пеннета.
  7. Запись ответа.

Подготовка к решению задач

Задания, используемые на данном этапе, направлены на усвоение сущности генетических понятий, овладение терминологией, обучение использованию генетической символики.

Таблица 2. Задания подготовительного этапа

Содержание задания

Возможные варианты ответа

Цель

Ген и признак

Назвать признаки известных вам организмов

Цвет глаз человека, размеры животного, окраска венчика цветков растения

Формирование понятия «признак организма»

Целесообразно обратить внимание также на признаки, касающиеся внутреннего строения организмов и процессов, протекающих в нем.

Назвать альтернативные проявления некоторых признаков

Окраска семян гороха: желтые/зеленые

Окраска шерсти кролика: черная/белая

Цвет глаз человека:

карие/голубые

Формирование понятия «альтернативное проявление признака», которое тесно связано с понятием «аллельные гены».

При выполнении задания требуется помощь учителя. Необходимо обратить внимание учащихся, что при определении альтернативных проявлений признака часто допускается известная степень упрощения.

Предлагается вразбивку ряд латинских букв и ряд признаков. Определить, какие символы или слова соответствуют доминантным, какие – рецессивным генам, а какие определяют признаки организма: А, В, черная окраска, c, a, грушевидная форма, D, нормальный рост, f.

Доминантные гены: А, В, D

Рецессивные гены: c, a, f

Признаки: черная окраска, грушевидная форма, нормальный рост

Формирование навыка использования буквенных обозначений генов и словесного обозначения признаков. Форма выполнения задания может быть различной.

Аллельные гены. Гомозиготный и гетерозиготный организм

Укажите возможные сочетания двух аллельных генов А и а:

 используя схему гомологичных хромосом;

 используя только буквенные обозначения генов

Вариант 1

Вариант 2

АА Аа аа

Исключить элементы механического манипулирования буквенными обозначениями при решении задач, обеспечить усвоение сущности понятий «аллельные гены», «гомозиготный организм», «гетерозиготный организм».

Какие типы гамет образуют эти организмы?

АА          Аа          аа

Формирование понятий «доминантная гомозигота», «рецессивная гомозигота», «гетерозигота».

Назвать генотип организма по предложенным буквенным обозначениям

АА – доминантная гомозигота;

сс – рецессивная гомозигота;

Dd – гетерозигота и т.д.

Освоение генетической терминологии и символики.

Записать указанный генотип, используя буквы латинского алфавита

Доминантная гомозигота: FF, DD, VV

Рецессивная гомозигота: ff, dd, vv

Гетерозигота: Ff, Dd, Vv

Генотип и фенотип

Выберите из предложенного ряда генотипы и фенотипы организмов: красная окраска плода, длинная шерсть, АА, гетерозигота, аа, карликовый рост, Аа, доминантная гомозигота, черное оперение.

Фенотипы: красная окраска плода, длинная шерсть, карликовый рост, черное оперение.

Генотипы: АА, гетерозигота, Аа, доминантная гомозигота

Формирование понятий «генотип» и «фенотип», отработка навыка использования буквенных и словесных обозначений генотипа и фенотипа.

Форма использования задания может быть различной

У гороха желтая окраска семян – доминантный признак, зеленая окраска – рецессивный. Какой генотип могут иметь растения с желтыми семенами?

Растения с желтыми семенами могут являться доминантными гомозиготами (АА) или гетерозиготами (Аа), так как в их фенотипе проявляется доминантный признак (желтая окраска семян), который определяется доминантным геном

Отработка и закрепление навыка перевода словесной информации в генетические символы. Для выполнения заданий требуется глубокое понимание генетической терминологии, владение навыками, полученными в предыдущих упражнениях. Задания подобного рода

позволяют научиться выстраивать цепочку логических рассуждений, являются переходным этапом к решению классических задач

 Укур розовидный гребень – доминантный признак, простой гребень – рецессивный. Может ли рецессивная гомозигота, иметь розовидный гребень?

Розовидный гребень - доминантный признак, за проявление которого отвечает доминантный ген А Рецессивная гомозигота (аа), не может иметь розовидный гребень.

У человека ген карликовости является доминантным, ген нормального роста – рецессивным. Почему большинство людей имеют нормальный рост?

Большинство людей являются рецессивными гомозиготами (аа), в их фенотипе проявляется рецессивный признак (нормальный рост).

Прямые и обратные задачи.

Все многообразие генетических задач можно свести к двум основным типам. Задачи, предполагающие нахождение генотипов/фенотипов потомков при известном генотипе/фенотипе родительских организмов целесообразно будет назвать прямыми. Задачи, в которых на основании генотипа/фенотипа потомков определяется генотип/фенотип родительских организмов, будут в этом случае называться обратными. Прямые и обратные задачи можно встретить, изучая любой раздел генетики. Алгоритм их выполнения будет существенно различаться, что позволяет рассматривать эти два типа задач как базовые при рассуждении об этапах их решения.

Прямая задача: определить генотипы и фенотипы потомков, полученных при скрещивании двух гетерозиготных растений.

Обратная задача: определить генотипы и фенотипы родителей, если 75% потомков имели желтые, а 25% потомков - зеленые семена.

Таблица 3. Признаки прямой и обратной задач

Признаки прямой и обратной задач Признаки

Прямая задача

Обратная задача

Что дано

Фенотипы/генотипы родителей

Фенотипы/генотипы потомков, расщепление среди потомков

Что необходимо найти

Фенотипы/генотипы потомков, расщепление среди потомков

Фенотипы/генотипы родителей

Пути решения

Записать и провести скрещивание

Определить генотип родительских организмов на основе анализа генотипов потомков и расщепления среди них

Записать все возможные варианты скрещиваний, выбрать те, которые отвечают заданным условиям

Основные этапы решения прямой задачи

Анализ задачи

С целью эффективной реализации данного этапа на начальном этапе рекомендуется использовать деление задачи на фрагменты и медленное многократное прочтение каждого из фрагментов. Анализ задачи включает ряд последовательных действий.

Таблица 4. Последовательность анализа задачи

Сущность действий

Цель

Полученные

характеристики

1.

Определить число пар признаков и генов

Определение типа скрещивания

Моногибридное;

дигибридное;

тригибридное и т.д.

Определение наличия взаимодействия неаллельных генов

Комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия.

2.

Определить тип задачи

Выбор пути решения

Прямая и обратная

3.

Определить характер наследования признаков

Определение генотипов и фенотипов организмов, характера расщепления, особенности записи генетической символики

Аутосомное наследование;

наследование, сцепленное с полом; независимое наследование; сцепленное наследование.

4.

Определить тип взаимодействия генов

Определение генотипов и фенотипов организмов, характера расщепления

Аллельные гены: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование

Неаллельные гены: комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия.

5.

Определить закономерности, которые иллюстрирует задача

Выбор пути решения

Законы Менделя, закон Моргана, закономерности наследования при взаимодействии генов, при сцеплении

с полом и т.п.

Навыки анализа задачи необходимо вырабатывать на самых первых этапах работы с задачами. Тем не менее, полноценный анализ возможен лишь тогда, когда изучены все разделы генетики, рассмотрены основные типы и виды задач, известен алгоритм их решения. Особое значение навыки анализа задачи приобретают на этапе решения задач высокого уровня сложности и при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. При полностью сформированных навыках анализ производится устно на этапе прочтения задачи. [3;10].

Для преодоления трудностей в решении задач по генетике помогут общие рекомендации и удобная последовательность действий при решении задач.

Запись условия задачи включает несколько последовательных этапов.

  • Выделить в тексте задачи обозначения аллельных генов, указать их фенотипическое проявление. В том случае, если буквенные обозначения доминантного и рецессивного генов не указаны, ввести их самостоятельно (любые буквы латинского алфавита, доминантный ген – заглавная, рецессивный ген – строчная). При решении задач, предполагающих определение доминантного и рецессивного признака в процессе решения, в условии задачи указываются только фенотипы особей.
  • Определить генотипы особей, участвующих в скрещивании, используя всю информацию, имеющуюся в условии задачи. (Внимание! В большинстве случаев доминантная гомозигота и гетерозигота имеют одинаковый фенотип.) При записи генотипа особи указывают только гены, не вызывающие сомнений. На месте гена, определить который по условию задачи невозможно, ставится прочерк (А -).
  • Всю полученную информацию внести в раздел «Дано».
  • Внимательно прочитать все вопросы задачи, определить их количество и суть каждого вопроса. Используя генетическую символику, записать в краткой форме все вопросы задачи в раздел «Найти», пронумеровав их.

Основные этапы решения обратной задачи

Очевидно, что основные отличия коснутся в этом случае этапа Решение задачи

1. Записать схему скрещивания родительских особей (первым записывается генотип женской особи, вторым – мужской), под генотипами особей подписать их фенотипы. На месте гена, определить который по условию задачи невозможно, ставится прочерк (А -).

2. Проанализировать генотип и фенотип потомков для определения генотипа родительских организмов. Особое внимание при этом следует обратить на расщепление по генотипу и фенотипу среди потомков.

3. Переписать схему скрещивания, восстановив пробелы.

4. Решить задачу обычным способом, проверив правильность рассуждений.

5. Обратную задачу, особенно на начальных этапах работы, можно решать также путем подбора. Для этого необходимо выписать все возможные варианты скрещиваний и выбрать тот, который удовлетворяет условию задачи.

Сцепленное с полом наследование

В задачах на сцепленное с полом наследование гены, определяющие развитие рассматриваемых признаков, лежат в половых хромосомах. Среди задач на сцепленное с полом наследование также можно выделить прямые и обратные задачи.

Признаки данного типа задач:

  • в задаче рассматривается наследование одной или более пар признаков;
  • хотя бы одна пара аллельных генов расположена в половых хромосомах (сцеплены с полом)

Особенности решения

1. При решении задач данного типа следует придерживаться последовательности действий, перечисленных в разделе «Общие рекомендации». Тем не менее, задачи на сцепленное с полом наследование имеют ряд специфических особенностей.

2. Один пол организма является гетерогаметным, другой – гомогаметным. Если информация об этом отсутствует в условии задачи, необходимо воспользоваться справочными таблицами.

3. Гомогаметный пол образует один тип гамет, гетерогаметный – два. Например, у человека ♀ XX → X; XY → X, Y.

4. Запись генотипа организма производится следующим образом: указывается пол организма, половые хромосомы, обозначение гена служит верхним индексом хромосомы, в которой он расположен. Например, ♀ XАXа XАY.

5. При решении задач на наследование признаков, гены которых локализованы в аутосомах и половых хромосомах, сначала записываются аутосомные гены, затем гены, локализованные в половых хромосомах. Например, АаXВ Xb , аа XbY

Опыт показывает, что и этого бывает не достаточно, тогда прибегаем к простым правилам, облегчающие решение генетических задач.

Правило первое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготные.

Правило второе. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Правило третье. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление призаков на три фенотипические группы в соотношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.

Правило четвертое . Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.

Правило пятое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в отношениях 9:3:4, 9:6:1, 9:7, 12:3:1, 13:3, 15:1, то это свидетельствует о явлении взаимодействия генов; при этом расщепление в отношениях 9:3:4, 9:6:1 и 9:7 свидетельствует о комплементарном взаимодействия генов; а расщепление в отношение 12:3:1, 13:3, 15:1 – об эпистатическом взаимодействии.

В 11 классе на уроках биологии прохождение темы «Генетика» сочетается с решением генетических задач. Составленные задачи (С. Д. Дикарёв., «Генетика, Сборник задач», М.: «Первое сентября», 2002.) позволяют на протяжении почти всего года использовать их в виде самостоятельной индивидуальной работы в классе на второй половине урока одновременно с устным тестированием. На этом этапе работы неоценимую помощь также оказывают современные информационные технологии. В частности, Наталией Андреевной Цветковой была написана программа для персонального компьютера, защищающая номера и ответы задач от несанкционированного доступа со стороны учащихся. Использование на уроке такой защиты существенно затрудняет (а при определённом навыке учителя даже исключает) списывание ответов и одновременно увеличивает объективность оценки, полученной за решенную задачу. И, что особенно важно, такая защита нивелирует численный перевес учащихся, снижая эмоциональную нагрузку на учителя и создавая на уроке спокойную рабочую обстановку. [5;4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. – М.: Мир, 1987.

2. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. – М.: Просвещение, 1972.

3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

4. Гуляев Г.В. Задачник по генетике – М.: Колос, 1973.

5. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Первое сентября, 2002.

6. Кириленкова В.Н., Кишинская О.Ю. Постороение личного образовательного маршрута при изучении темы «Генетика» // Биология в школе, 2007, №8.

7. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. – М.: Просвещение, 1977.

8. Муртазин Г.М. Иллюстрированные карточки-задачи по генетике // Биология в школе, 2007, №4.

9. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1972. – 315 с.

10. Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004.

11. Сборник нормативных документов. Биология. – М.: Дрофа, 2004.

12. Филичкина Н.М., Захаров В.Б. Учимся решать задачи по генетике // Биология для школьников, 2003, №1.

13. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.

14 Богданова Т.Л. Биология: задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд, перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Правила помогающие в решении генетических задач.

Опыт использования генетических задач в 9-10-х классах, составленных разными авторами, показал, что учащиеся решают их с большим трудом. Именно генетические задачи помогают не только лучше понять глав...