Практическая работа по теме «Определение пылевого загрязнения воздуха; определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов; исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов», 10 класс, УМК Пономарёва И.Н.
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме

Шинкарь Лидия Ивановна

Данная методическая разработка позволит  организовать самостоятельную практическую  работу по заданной теме.  Время её выполнения  - 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_no1.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Тема:  «Определение пылевого  загрязнения воздуха; определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов; исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов»

Цель: определить степень пылевого и химического загрязнения воздуха, провести качественную оценку загрязненности воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация), исследовать водозапасающие способности зелёных и сфагновых мхов.

Оборудование: листья деревьев школьного двора, скотч, лист белой бумаги, фотографии стволов деревьев школьного двора, стакан с водой, мох, линейка, определитель, чашка Петри, пинцет.

Ход работы:

Задание I.

  1. Приложите кусочки скотча  к листьям деревьев, собранных в разных местах произрастания.
  2. Снимите скотч и приклейте на белый лист бумаги
  3. Определите визуально степень запыления листьев. Результаты занесите в таблицу.

Место сбора листьев

Степень запыления

Проба №1

Проба №2

Проба №3

У дороги

У ограждения школьного двора

Во внутреннем дворе школы

  1. Сравните результаты, сделайте вывод о степени пылевого загрязнения воздуха мест исследования.

Задание II.

  1. Рассмотрите фотографии стволов деревьев разных мест произрастания, сделанных с северной стороны на высоте 1м от земли (Приложение 1).
  2. Определите с помощью определителя вид лишайника, обнаруженный на стволе дерева.

3.   Проведите оценку степени покрытия древесного ствола лишайниками. Для этого вычислите, общую площадь, занимаемую лишайниками с помощью рамки (1дм 2). Результаты занесите в таблицу.

Место произрастания дерева

Площадь, занимаемая лишайником (см2)

Проба №1

 Проба №2

Проба №3

У дороги

У ограждения школьного двора

Во внутреннем дворе школы

4.Сравните результаты, сделайте вывод о степени химического загрязнения воздуха мест исследования.  Объясните результаты, используя информацию об особенностях строения и питания лишайников.

         Задание III.        

  1. Измерьте  уровень воды в стакане.
  2. Опустите мох в стакан с водой на 3 минуты, извлеките его в чашку Петри.
  3. Выясните, на сколько изменился уровень воды в стакане благодаря водозапасающей способности мха.
  4. Объясните причины  наблюдаемого явления, используя информацию о микроскопическом строении листьев мха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме "Определение географических координат".

Практическая работа по географии для учащихся 6 класса....

Урок защиты проектов «Изучение состава воздуха. Экологические проблемы загрязнения воздуха и его охрана»

Урок защиты проектов по теме "Состав воздуха, его роль, значение и охрана". Для определения содержания проектов заранее были предложены несколько тем. Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем и...

Практическая работа по теме " Определение минеральных удобрений", 9 класс

Продолжить совершенствовать навыки проведения химического  эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ,  соблюдать   правила ТБ, аккуратность ...

Практическая работа по теме «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»

Данная презентация. Позволит в начале урока быстро проверить знания по теме "Движение воздуха" , выполнить практическую работу по теме «Определение по картам закономерностей распределения основны...

6 класс Практическая работа №2 Тема: «Определение по карте географических координат, измерение расстояний»

Практическая работа №2Тема: «Определение по карте географических координат, измерение расстояний»...

Практическая работа по теме: "Скорость химической реакции. Химическое равновесие" 11 класс, профильный уровень

практическая работа напралена на отработку знаний по теме "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие." Помимо практических эксперим...

научно - практическая работа по теме Определение содержания витамина С в соках и фруктах

научно - практическая работа по теме Определение содержания витамина С в соках и фруктах...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Спасибо за материал!