Использование ИКТ на уроках биологии
занимательные факты по биологии на тему

Использование ИКТ на уроах биологии, значимость ИКТ для современного ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_dlya_sayta.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  информационно – коммуникативных  технологий

на уроках биологии

Федотова С.В. МОУ ГИМНАЗИЯ №5

 

   Компьютер  не сможет заменить живого учителя. Зато может облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие  материала.

 В числе приоритетных задач школьного образования на современном этапе особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества, и способности быть активным потребителем информации. Поэтому я считаю, что современное образование немыслимо без использования компьютера.

 С появлением на базе нашей школы ресурсного центра научно – естественного цикла необходимо приступить к осуществлению  новых подходов в обучении – применение информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности (при проведении медиауроков, создании детских презентаций к исследовательским и проектным работам).

Темой моего самообразования, над которой я работаю вот уже несколько лет, является: «Использование информационно – коммуникативных  технологий  в преподавании общей биологии профильного уровня». В кабинете биологии установлен компьютер, проектор, интерактивная доска  и жидкокристаллический телевизор. Это позволяет сегодня использовать различные методы информационных технологий практически на каждом уроке, а так же во внеурочной деятельности.

Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого могут быть широко использованы  ИКТ. Применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. С  помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний учащихся, организации самостоятельных работ, объяснении и закреплении нового материала.

Главной отличительной чертой использования ИКТ на уроках биологии  является перераспределение потоков информации на  занятии. Диалог учителя с обучающимися опосредован электронным пособием, который выступает в роли третьего компонента образования, индивидуального для каждого обучающегося.  Учащийся  превращается  в активного участника образовательного процесса. Его активная деятельность  приводит к значительному повышению  мотивации, стимулирует  активную поисковую познавательную деятельность.

Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться не как цель, а как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащегося.

Информационные технологии позволяют:

•         построить открытую систему преподавания биологии, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

•         коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

•         рационально организовать познавательную деятельность школьников;

•         использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

•         изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

•         представлять в удобном для изучения масштабе различные
биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

 Особенностью  мультимедийных методов обучения биологии является  то, что они обладают признаками словесных методов (учащиеся слушают, учитель рассказывает), демонстрационных (учащиеся наблюдают, учитель демонстрирует) и практических (учащиеся осуществляют деятельность, учитель руководит, инструктирует).  Одновременно эти методы  можно назвать комплексными. По преобладающему характеру источника знаний названные методы могут входить в группу или словесных, или наглядных, или практических методов.

Среди комплексных методов обучения биологии можно назвать мультимедийную лекцию и мультимедийную практическую работу, позволяющую осуществить лабораторную работу по биологии и даже виртуальную экскурсию в природу.

 Мультимедийная лекция может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным дикторским текстом или может проходить в сопровождении слов учителя. Последовательно демонстрируются  кадры, которые раскрывают содержание лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их действий. Продолжительность показа каждого кадра длится не более 1 – 2 мин, а видеоролика – 5 мин.

Мультимедийная практическая  работа позволяет моделировать естественные условия, ставить биологические эксперименты, выяснять природные закономерности. Практика показывает, что практические работы с моделями вызывают большой интерес к материалам биологии, мультимедийным методам обучения и образовательному процессу вообще.

В профильных классах учебное проектирование и исследование -  надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности.

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез.

Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и  служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготавливают его к реалиям взрослой жизни. При проведении учебного проекта  в  профильном классе,  учащиеся не только обобщают и систематизируют  полученные знания о биологическом объекте или процессе, но и получают навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности оформляются  в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций.

Использование возможностей ИКТ на различных этапах обучения биологии на профильном уровне является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний, при самостоятельной подготовке учащихся. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 минут, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 минут, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигается в течение всего урока. Особенно это важно, когда уроки парные.

Какие типы объектов  можно  использовать на разных этапах урока:

·              на этапе объяснения нового материала: цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D – рисунки и модели, анимации короткие, анимации сюжетные, интерактивные модели, интерактивные рисунки, вспомогательный материал; 

·              на этапе  закрепления: задания с выбором ответа, задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимации,  задания с реакцией на ответ,  интерактивные задания,  вспомогательный материал;

·              на этапе контроля знаний и умений: задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием, фото, видео и анимации, интерактивные задания, тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты.

Наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании позволяет   создать на школьном сайте  страницу учителя, на которой можно поместить материал для учащихся: экзаменационные вопросы; краткие тезисы по теоретическим вопросам; подробное описание выполнения экзаменационных  практических заданий, вопросы для самоконтроля, а так же рекомендации обучающимся как подготовиться к экзамену и родителям как помочь ребенку в подготовке.  Это приводит к увеличению доли самостоятельной деятельности ученика,  помогает ребятам в  самостоятельном продвижении изучения материала при подготовке к экзамену по биологии. Ребята могут познакомиться с этим материалом,   зайдя на сайт школы, открыв страницу учителя дома, либо в ресурсном центре  школы. Такая система работы приводит к развитию самостоятельной организации учебной деятельности ребят.

Использование ИКТ на уроках общей биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к экзаменам. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме

Методические приемы использования мультимедиа на уроках общей биологии.

1.  Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить  кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2.           Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3.               Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4.               Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1.  Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.

4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.

5. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

 

В процессе изучения  курса общей биологии профильного уровня,  могут быть  использованы иллюстративные материалы интернет - ресурсов; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме.  Компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office,FrontPage и другие для подготовки материалов к уроку и  самостоятельной работы учащихся при подготовке презентаций, сайтов, рефератов, докладов.

 Для проведения занятий могут быть использованы  материалы компакт-дисков: "Биология” (Физикон); "Биология” (Кирилл и Мефодий); "Биология” (Мультимедиа центр).

Технологии ИКТ предполагают  более глубокое, целостное и системное изучение общей биологии  на различных уровнях организации жизни – молекулярном, клеточном, организменном, что позволяет связать воедино знания по биохимии, цитологии, клеточной и эволюционной теории. Способствует  развитию  ряда практических умений и  навыков, а именно: решение генетических задач, моделирование  молекулярных и цитологических процессов, поиск дополнительной информации в Интернете, использование цифровых носителей информации  для иллюстрации собственных докладов, презентаций, проектов.

Максимальный эффект обучения при применении ИКТ обусловлен не только техническими соображениями, но и соображениями психологического характера. Отмечено, что на уроках с использованием ИКТ дети чувствуют себя комфортно, осуществляется индивидуальный подход, меньше утомляются, а это способствует их хорошей работоспособности и своего индивидуального темпа и стиля работы.

Анализируя эффективность применения ИКТ на уроках  биологии  и во внеурочной деятельности хочу отметить, что использование данной технологии имеет существенные преимущества и позволяет решать поставленные мной задачи, так как:

·              позволяет проводить  индивидуальную работу школьников и развивать  их познавательную самостоятельность и творчество;

·              формирует навыки работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, выстраивание логических связей и т.д.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».  Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии профильного уровня  это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе, позволяющая  сделать образовательный процесс максимально приближенным к современным требованиям сегодняшнего дня, что помогает ученикам быть успешными и конкурентоспособными.

 

Литература:

1. Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 –2.     Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36

3.     Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30

4.     Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5.     Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.

6.     Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии

как сделать урок биологии интересным...

статья "Использование растений на уроках биологии"

Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев",  "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета                    ...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”

Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в  основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...