Рабочая программа детского объединения «Окно в природу»
рабочая программа по экологии (7 класс) по теме

Матросова Ирина Владимировна

При составлении данной рабочей программы дополнительного образования использовано методическое пособие "Как организовать полевой экологический практикум", разработанное педагогами экологического Центра "Экосистема".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obedineniya_okno_v_prirodu_2013-2014.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

«Согласовано»

«Утверждено»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского творческого объединения

«ОКНО В ПРИРОДУ»

учителя биологии и экологии

Матросовой Ирины Владимировны

Истра, 2013 г.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов. 144 часа, 1 учебный год.

Пояснительная записка.

При составлении рабочей программы курса использовано методическое пособие
"Как организовать полевой экологический практикум", разработанное педагогами экологического Центра "Экосистема".

 «Основным направлением нашей деятельности является экологическое образование детей в природе.

Мы считаем, что нельзя учить биологии, географии и экологии по книжкам и в классных комнатах, детей надо выводить, вывозить и "вытаскивать" в дикую природу, где давать им возможность познакомиться с окружающими растениями и животными, изучать водоемы, почвы, рельеф, минералы и горные породы, всё "пощупать", "поизучать" и, в конечном счете, - почувствовать Природу.

Именно этому и посвящена вся наша работа. Мы не учим тому, как играть в экологию и "экологизировать душу". Мы учим тому, как отбирать зоопланктон, оценивать загрязнения, описывать фитоценозы, учитывать птиц и тому подобным вещам. А также тому, как это делать с детьми. "Экологизация души" при этом приходит сама!»  А.С. Боголюбов, руководитель экологического Центра "Экосистема".

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Основная цель –  развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

  • Воспитание понимания эстетической ценности природы.
  • Развитие любознательности и желания получать знания.
  • Повышение уровня экологических знаний и практических умений у учащихся.
  • Освоение школьниками приемов исследовательской работы.
  • Привитие детям навыков экологической культуры путем отработки на практике правил поведения в природе.
  • Развитие  умения ребят работать в коллективе, ощущать себя как частицу природы.
  • Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.

Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь  окружающего мира;
  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Направленность программы. 

        Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: теоретические занятия, беседы, экскурсии, конкурсы), которые способствуют более глубокому изучению природы школьниками.

        Практическое направление работы связано с практическими делами (изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствует привитию бережного отношения детей к родной природе.

        Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

        Система экологических умений осуществляется путем ориентации школьников на экологические проблемы той местности, где они живут. Приемом обучения является работа в “поле”. Полевая экология занимает важное место в изучении биологии и экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формирование практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала. Теоретические знания, полученные учеником на уроках должны стать базой для самостоятельной исследований, наблюдений, умение обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего - 144 часа в год.

Преобладающей формой работы является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических особенностей почв, полевая экология (умение работать на пробных площадках), фенологические наблюдения. Слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг. Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков. Не смотря на сложное для детей название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни. Исследования проводятся с выходом в природу (экскурсии) и в здании школы.

Также занятия осуществляются в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий.

Набор учащихся в детское объединение свободный, возможна перемена в составе группы.

Учебно-тематический план 

144 часа в год, 72 занятия, 2 раза в неделю по 2 часа.

№ занятия

Содержание

Количество

часов

Форма

занятия

Введение (4 часа)

1

Организационное занятие. Введение. Предмет и задачи программы. Выбор актива кружка. Составление плана работы.

2

Теоретическое занятие

2

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Правила поведения в природе. Техника безопасности на занятиях.

2

Теоретическое занятие

  1. Проектная деятельность. Методы исследования природы.

(20 часов)

3

Этапы исследовательской работы. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения.

2

Теоретическое занятие

4

Поиск информации.
Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.

2

Теоретическое занятие

5

Исследовательская работа.
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия.

2

Теоретическое занятие

6

Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. Ведение записей в природе. Тетрадь полевого практикума.

2

Теоретическое занятие

Практикум

7

Наблюдение. Организация метеорологических наблюдений.

2

Теоретическое занятие

Практикум

8

Мониторинг, виды мониторинга.

2

Теоретическое занятие

9

Оформление работы. Работа с компьютером.

2

Теоретическое занятие Практикум

10

Подготовка защиты и презентации.
Составление текста защиты проекта. Подготовка презентации. 

2

Теоретическое занятие Практикум

11

Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение»

2

Экологический мониторинг

12

Оформление результатов: письменный отчет, фотоотчет. Подведение итогов.

2

Практикум

  1. Основы фенологии. (18 часов)

13

Основы фенологии как науки. Фенологические наблюдения в природе. Фенологический календарь наблюдений.

2

Теоретическое занятие

14

Приемы фенологических наблюдений за климатом, растительным и животным миром, деятельностью людей. Заполнение фенологического дневника.

2

Практикум

15

Наблюдения за явлениями в мире растений. Наблюдения за явлениями в мире животных.

2

Практикум

16

Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды.

Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе»

2

Практикум Экскурсия

17

Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов.

2

Практикум

18

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зимний покой у растений.

2

Практикум Экскурсия

19

Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов.

2

Практическое занятие

20

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Весеннее пробуждение растений.

2

Практикум Экскурсия

21

Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов.

2

Практическое занятие

  1. Полевая экология. (8 часов)

22

Знакомство с простейшими методиками полевых исследований

2

Теоретическое занятие

23

Закладка пробных площадок для описания фитоценозов

2

Практическое занятие

24

Простейшие геоботанические описания.

2

Практическое занятие

25

Подведение итогов. Оформление отчёта.

2

Практическое занятие

  1. Лесной мониторинг. (8 часов)

26

Что такое биологический мониторинг. Объекты лесного мониторинга

2

Теоретическое занятие

27

Изучение трутовых грибов – как одного из объектов лесного мониторинга.

2

Практическое занятие

28

Изучение и методика описаний лишайниковых сообществ.

2

Практическое занятие

29

Подведение итогов, оформление результатов

2

Практическое занятие

  1. Экология жилища. (14 часов)

30

Человек и окружающая среда. Интерьер жилища и его влияние на человека.

2

Теоретическое занятие

31

Изучение простейших методик экспертизы школьного здания.

2

Теоретическое занятие

32

Оценка температуры и влажности школьных помещений.

2

Практическое занятие

33

Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещения. Определение запыленности воздуха в помещении.

2

Практическое занятие

34

Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений. Школьная мебель. Соответствие санитарным нормам.

2

Практическое занятие

35

Оценка качества питьевой воды.

2

Практическое занятие

36

Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов.

2

Практическое занятие

  1. Подмосковье. Население, ландшафты, сообщества. (8 часов)

37

Особенности географического положения Подмосковья. Численность населения. Описание. Современное состояние.

2

Теоретическое занятие

38

Ландшафты Подмосковья. Леса.

2

Теоретическое занятие

39

Луга и поля Подмосковья.

2

Теоретическое занятие

40

Болота Подмосковья. Баево болото.

2

Теоретическое занятие Экскурсия

  1. Флора Подмосковья. (8 часов)

41

Флора Истринского района.

2

Теоретическое занятие

42

Лекарственные растения Истринского района.

2

Практически-поисковое занятие

43

Грибы Истринского района.

2

Практически-поисковое занятие

44

Редкие и исчезающие растения

Подмосковья и Истринского района.

2

Практически-поисковое занятие

  1. Фауна Подмосковья. (8 часов)

45

Рыбы Подмосковья.

2

Практически-поисковое занятие

46

Земноводные и пресмыкающиеся Подмосковья.

2

Практически-поисковое занятие

47

Птицы Подмосковья.

2

Практически-поисковое занятие

48

Млекопитающие Подмосковья, их видовое разнообразие, значение, охрана.

2

Практически-поисковое занятие

  1. Почвы – особое тело Земли. (8 часов)

49

Что такое почва? Почвы Московской области и Истринского района.

2

Теоретическое занятие

50

Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве.

2

Теоретическое занятие

51

Отбор образцов почв для анализов и коллекции.

Определение типа почвы на пришкольном участке.

2

Практическое занятие

52

Улучшение структуры почвы. Типы удобрений. Изучение почвообразующей роли дождевых червей.

2

Теоретическое занятие

Практически-поисковое занятие

  1. Экологическое садоводство. (24 часов)

53

Техника безопасности в саду. Ядовитые растения. Садовый инвентарь.

2

Практическое занятие

54

Основы земледелия. Выбор овощных и декоративных культур для посадки на рассаду.

2

Теоретическое занятие

55

Подготовка почвы. Посев семян.

2

Практическое занятие

56

Размножение комнатных растений черенками и листьями.

2

Практическое занятие

57

Севооборот. Основные правила.

2

Теоретическое занятие

58-60

Весенние работы на пришкольном участке.

6

Практическое занятие

61

Как сохранить растения здоровыми. Вредители. Болезни. Сорняки.

2

Практическое занятие

62

Привлечение в школьный сад полезных животных.

2

Практическое занятие

63-64

Установка скворечников в школьном саду. Починка старых и изготовление новых гнездовий для птиц.

4

Практическое занятие

  1. Акция Первоцветы. (6 часов)

65

Раннецветущие растения Подмосковья. Особенности биологии.

2

Теоретическое занятие

66

Изучение видового состава раннецветущих растений Истринского района.

2

Практическое занятие

67

Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов. Выпуск листовок «Берегите первоцветы!»

2

Практическое занятие

  1. Фотографическая съемка биологических объектов. (6 часов)

68

Устройство фотоаппарата. Правила обращения с фотоаппаратом. Основы композиции.

2

Теоретическое занятие

69

Макросъемка. Введение в макрофотографию.

2

Теоретическое занятие

70

Практическое занятие в полевых условиях.

2

Практическое занятие

  1. Весенний пал. (2 часа)

71

Весенний поджог сухой травы и его последствия. Изготовление листовок.

2

Практическое занятие

72

Творческий отчет кружка. Подведение итогов работы за год.

2

Всего:

144

Содержание программы.

Введение.

Организационное занятие. Введение. Предмет и задачи программы. Выбор актива кружка. Составление плана работы.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Правила поведения в природе. Техника безопасности на занятиях.

  1. Проектная деятельность. Методы исследования природы.

Этапы исследовательской работы. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения.

Поиск информации. Выбор источников информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.

Исследовательская работа. Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия.

Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. Ведение записей в природе. Тетрадь полевого практикума.

Наблюдение. Организация метеорологических наблюдений.

Мониторинг. Виды мониторинга: 1. по масштабу, 2. по объекту.

Оформление работы. Работа с компьютером. Рекомендации по подготовке презентации. Подготовка защиты презентации. Составление текста защиты проекта. Речь. Как справиться с волнением.

Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение». Оформление результатов: письменный отчет, фотоотчет. Подведение итогов.

  1. Основы фенологии.

Основы фенологии как науки. История развития фенологии. Методы и задачи фенологии. Фенологические наблюдения в природе. Правила фенологических наблюдений. Фенологический календарь наблюдений. Календарь природы средней полосы России.

Приемы фенологических наблюдений за климатом, растительным и животным миром, деятельностью людей. Заполнение фенологического дневника.

Наблюдения за явлениями в мире растений. Наблюдения за явлениями в мире животных.

Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды. Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе». Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов.

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зимний покой у растений. Определение  древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии. Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов.

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Весеннее пробуждение растений. Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов.

  1. Полевая экология.

Знакомство с простейшими методиками полевых исследований. Закладка пробных площадок для описания фитоценозов. Простейшие геоботанические описания. Подведение итогов. Оформление отчёта.

  1. Лесной мониторинг.

Что такое биологический мониторинг. Объекты лесного мониторинга. Изучение трутовых грибов – как одного из объектов лесного мониторинга.

Изучение и методика описаний лишайниковых сообществ. Строение и жизнедеятельность лишайников. Экологические группы лишайников. Подведение итогов, оформление результатов

  1. Экология жилища.

Человек и окружающая среда. Понятие об окружающей среде. Виды загрязнений и качество окружающей среды. Окружающая среда и здоровье человека.

Интерьер жилища и его влияние на человека. Изучение простейших методик экспертизы школьного здания. Оценка температуры и влажности школьных помещений.

Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещения. Определение запыленности воздуха в помещении. Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений. Школьная мебель. Соответствие санитарным нормам.

Оценка качества питьевой воды. Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов.

  1. Подмосковье. Население, ландшафты, сообщества.

Особенности географического положения Подмосковья. Численность населения. Описание. Современное состояние. Ландшафты Подмосковья. Природные сообщества : лес, луг, поле, болото. Леса. Луга и поля Подмосковья. Болота Подмосковья. Баево болото. Экскурсия.

  1. Флора Подмосковья.

Флора Истринского района. Деревья, кустарники, травы.

Лекарственные растения Истринского района. Лекарственные свойства, правила сбора, хранения.

Грибы Истринского района. Особенности строения и жизнедеятельности. Съедобные и ядовитые виды.

Редкие и исчезающие растения Подмосковья и Истринского района. Красная книга Московской области.

  1. Фауна Подмосковья.

Рыбы Подмосковья. Земноводные и пресмыкающиеся Подмосковья. Птицы Подмосковья. Голоса птиц. Млекопитающие Подмосковья, их видовое разнообразие, значение, охрана. Редкие и охраняемые виды животных Московской области.

  1. Почвы – особое тело Земли.

Что такое почва? Почвы Московской области и Истринского района. Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве.

Отбор образцов почв для анализов и коллекции. Определение типа почвы на пришкольном участке.

Улучшение структуры почвы. Типы удобрений. Изучение почвообразующей роли дождевых червей.

  1. Экологическое садоводство

Техника безопасности в саду. Садовый инвентарь. Ядовитые растения. Основы земледелия.

Выбор овощных и декоративных культур для посадки на рассаду. Подготовка почвы. Посев семян. Севооборот. Основные правила.

Размножение комнатных растений черенками и листьями.

Весенние работы на пришкольном участке.

Как сохранить растения здоровыми. Вредители. Болезни. Сорняки.

Привлечение в школьный сад полезных животных. Установка скворечников в школьном саду. Починка старых и изготовление новых гнездовий для птиц.

  1. Акция Первоцветы

Раннецветущие растения Подмосковья. Особенности биологии. Изучение видового состава раннецветущих растений Истринского района.

Оформление результатов экскурсии. Подведение итогов. Выпуск листовок «Берегите первоцветы!»

  1. Фотографическая съемка биологических объектов.

Устройство фотоаппарата. Правила обращения с фотоаппаратом. Объективы. Штативы. Глубина резкости. Освещение. Использование вспышки. Основы композиции.

Макросъемка. Введение в макрофотографию. Практическое занятие в полевых условиях.

  1. Весенний пал

Весенний поджог сухой травы и его последствия. Изготовление листовок.

Творческий отчет кружка. Подведение итогов работы за год. Задания на лето.

Планируемые результаты:

  • получение детьми хорошей базы для самоопределения профориентации;
  • приобретение необходимых знаний, выносливости на экскурсиях, в походах;
  • обогащение знаниями и опытом общения с природой;
  • формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры;
  • формирование духовных потребностей, раскрытие творческого потенциала личности ребенка.

Литература

  1. Атлас. Птицы Москвы и Подмосковья. PENSOFT; София – Москва. 2006.
  2. Атлас-определитель. Дикорастущие растения. Новиков В.С., Губанов И.А. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Биологические экскурсии: кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Всё об экологическом садоводстве. Хейсанон Д.Г. Москва, «Кладезь-Букс», 2011.
  5. Грибы. Справочник.- АСТ. Астрель. Москва. 2001.
  6. Деревья и кустарники зимой. Определитель древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии. Е. Т. Валягина-Малютина; Издательство: Москва. КМК. 2001
  7. Здоровье человека и окружающая среда. Мансурова С.Е., Шклярова О.А.; ООО «5 за знания», 2006.
  8. Лабораторный практикум по экологии. Голубкина Н. А. Москва, «Форум», 2008.
  9. Полевой практикум по экологии. Семенов А. А., Астафьев В.М. и др. Москва, «Тайдекс Ко», 2004.
  10. Растения и животные. Руководство для натуралиста. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б.  Справочное издание. – М.: Мир, 1991. – 263 с., ил.
  11. Флора средней полосы европейской части России. 10-е издание. П.Ф.Маевский. Москва: КМК, 2006.
  12. Фотографирование живой природы. Престон-Мэфем К. - М: Изд-во «Мир», 1985. - 165 с.
  13. Фотографическая съемка биологических объектов. Пчелкин А. В.- Москва, Экосистема, 1998.
  14. Цветные определители растений. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Издательство "Вентана-Граф", 2005, 2007 г.
  15. Школьные походы в природу. Папорков М.А. Издательство «Просвещение»; Москва, 1968 г.
  16. Экологический Центр "Экосистема". Как организовать полевой экологический практикум.
  17. Экология в школе. Мониторинг природной среды. Попова Т.А.; Москва, «Сфера», 2005.

Аудио и видеоматериалы

  1. ГОЛОСА ПТИЦ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ. MP3-диск с записями голосов птиц в природе (крики, позывки, песни 343 видов птиц). «Экосистема».
  2. Компьютерные интерактивные Атласы-определители объектов природы России и сопредельных стран («Экосистема»).
  3. Учебные видеофильмы "Экологические исследования школьников в природе"
    и методические руководства к ним. Ассоциация "Экосистема", 2001-2002 гг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...

рабочая программа детского объединения дополнительного образования

Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет,  проведении исследовательских работ, участие в  конкурсах юных корреспондентов....

Рабочая программа детского объединения "Умелые руки"

Рабочая программа "Умелые руки" предназначена для работы с детьми начальных классов во внеурочное время. Программа состоит из нескольких разделов, где можно работать с разными материалами....

Образовательная программа детского объединения « Окно в природу»

Актуальность программы «Окно  в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целе...

Рабочая программа детского объединения "Угулза"

Программа «Угулза» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности: начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, ...

Рабочая программа детского объединения "КВН театр"

Рабочая программа детского объединения "КВН - театр" 6 год обучения. Программа "КВН- театр" авторская (авторы- Пугачева Е.А. и Космодемьянская З.А) дипломант 3 степени областного этапа 8 Всероссийског...