Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Серова Наталья Юрьевна

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом  государственного  Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта.2004 г. № 1089)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_biologiya.docx67.69 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Заветинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Федосеевской СОШ

Приказ от_________№______

______________(Мудрая В.Ф.)

Рабочая программа

по  биологии

Уровень общего образования: основное общее образование (6  класс)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Количество часов по учебному плану:  всего 69  часов  в год; в неделю 2 часа

Учитель:  Серова  Наталья Юрьевна

Программа разработана на основе:

-авторской программы по биологии  к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина (М. «Дрофа», 2011 г)

БИОЛОГИЯ

6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа  по ___биологии_____в _6__классе   составлена  в соответствии с:

- Федеральным компонентом  государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)  

- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;                                                                                                                                        

   - Образовательной программой основного общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №__98___

- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

        на основании:

- примерной программы основного общего образования  по направлению «Биология», ( М. «Дрофа», 2012г)

- авторской программы по биологии  к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина (М. «Дрофа», 2011 г)

- главы 2, п.2.6 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ;

-Календарного учебного  графика   МБОУ Федосеевской  СОШ на 2014-2015 учебный год.

Цели изучения биологии в 6 классе:

- формировать знания об основных свойствах живых организмов;

- формировать знания об основных функциях всех важнейших групп растений и животных;

Задачи:

 -Познакомить учащихся с разнообразием живых организмов;

 -Раскрыть основные экологические факторы среды для живых организмов;

          -Воспитывать активную жизненную позицию в развитии экологического движения.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы. Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В 6 классе учащиеся более подробно изучают клетку, ткани и органы живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии.

          3. Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану МБОУ Федосеевская СОШ в рамках реализации БУП -2004 для основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится: 1 час из Федерального компонента и  1 час из  компонента образовательного учреждения для реализации программы, т.е 70 часов в год из расчета 35 учебных недель, но с учетом праздничного дня -09.05.15 г. Рабочая программа составлена на 69  учебных часов.

    4. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Строение и свойстваживых организмов (24 часа)

Основные свойства живых организмов; химический состав клеток; строение растительной клетки; строение животной клетки; деление клетки: митоз, мейоз; ткани растений и животных;  органы и системы органов: кровеносная система, дыхательная система, нервная система, пищеварительная система, выделительная система, система органов размножения; растения и животные как целостные организмы.

Лабораторные  работы

1. Определение состава семян пшеницы.

2. Строение растительной клетки.

3. Строение животной клетки.

4. Ткани растений.

5. Ткани животных.

6. Корневые системы.

7. Строение цветка.

8. Классификация плодов.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:

- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (41 час)

Питание и пищеварение; дыхание; передвижение веществ в организме; выделение; опорные системы; движение; регуляция процессов жизнедеятельности; размножение; рост и развитие организмов.

Лабораторные работы:

9. Строение кожицы листа;

10. Действие желудочного сока на белок;

11. Строение и свойства костей;

12. Движение одноклеточных организмов;

13. Движение дождевого червя;

14. Черенкование комнатных растений;

15. Прорастание семян.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- сущность изучаемых процессов и их значение;

- органы образующие каждую из изучаемых систем.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать черты усложнения, сходства и различия основных систем органов у представителей различных классов;
- различать изученные объекты на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять значение систем органов в жизнедеятельности живых организмов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Раздел 3. Организм и среда(5 часов)

Среда обитания; факторы среды: влияние факторов неживой природы на живые организмы; взаимосвязи живых организмов; природные сообщества; экосистема; структура и связи в природном сообществе; цепи питания.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- факторы неживой природы (свет, температура, влажность) и их влияние на живые организмы;

- структуру экосистемы.

Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- составлять простые цепи питания.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь
:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.

5. Тематическое планирование

Разделы программы

Основное содержание по темам

Основные виды деятельности

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

Строение и свойства живых организмов

Чем отличается живое от неживого

Химический состав клетки.

Строение растительной клетки.

Строение животной клетки. Вирусы.

Деление клетки митоз.

Деление клетки мейоз.

Ткани растений. Ткани животных. Органы цветковых растений. Корень и типы корневых систем.

Побег и строение почек

Внешнее строение листа. Листорасположение и типы листьев

Цветок- орган семенного размножения. Его строение.

Плоды. Строение семян значение их в природе и жизни человека.

Органы и системы органов животных

Система органов пищеварения

Кровеносная система и система органов дыхания

Опорно-двигательная выделительная системы

Нервная система

Эндокринная система. Система органов размножения

Организм как единое целое

Что мы узнали о строении живых организмов.

1. Определение состава семян пшеницы.

2. Строение растительной клетки.

3. Строение животной клетки.

4. Ткани растений.

5. Ткани животных.

6. Корневые системы.

7. Строение цветка.

8. Классификация плодов.

Контрольная работа №1по теме

« Строение и свойства живых организмов»

Жизнедеятельность  организма

Особенности питания растений.

Фотосинтез. Значение фотосинтеза.

Особенности питания и пищеварения животных

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Дыхание растений. Связь между дыханием и фотосинтезом

Дыхание животных

Транспорт воды и питательных веществ в организме растения

Транспорт  питательных веществ в организме беспозвоночных

Транспорт питательных веществ в организме позвоночных.

Выделение  у животных организмов

Выделение у растений. Листопад

Обмен веществ и энергии у растений

Обмен веществ и энергии у животных

Опорные системы беспозвоночных животных.

Опорные системы позвоночных животных.

Система опоры и ее значение у растений

Движение растений и беспозвоночных животных. Передвижение животных в водной и наземной среде.

Регуляция жизнедеятельности простейших организмов

Регуляция жизнедеятельности беспозвоночных организмов

Регуляция жизнедеятельности позвоночных организмов

Роль химических веществ в регуляции организма

Биологическое значение размножения. Бесполое размножение

Вегетативное размножение и его биологическое значение.

Половое размножение животных

Половое размножение растений

Опыление и оплодотворение у цветковых растений

Рост и развитие растений распространение семян и их значение. Особенности индивидуального развития цветковых растений

Особенности индивидуального развития животных

Что мы узнали о жизнедеятель-ности организмов

9. Строение кожицы листа;

10. Действие желудочного сока на белок;

11. Строение и свойства костей;

12. Движение одноклеточных организмов;

13. Движение дождевого червя;

14. Черенкование комнатных растений;

15. Прорастание семян.

Контрольная работа  №2 по теме «Жизнедеятельность организма»

Организм и среда

Среда обитания и экологические факторы

Природные сообщества. Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды

Контрольная работа №3 по теме «Организм и среда»

6. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Биология. Живой организм.

6 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

час  

Дата

проведения

Требования к результату

Виды деятельности, формы работы

Виды контроля

Литература, оборудование

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (24ч)

1-2

Чем отличается живое от неживого

2

03.09.14.

06.09.14.

Уметь характеризовать признаки живых организмов, знать их значение.

Работают с учебником.Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос

Табл., диск

жив., растения,

чучела

3-4

Химический состав клетки.

Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы»

2

10.09.14.

13.09.14.

Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть их роль для живого организма. Находить в тексте учебника информацию о составе клетки.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Семена, спиртовка,

Картофель, мука

5

Строение растительной клетки. Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»

1

17.09.14.

Называть признаки живого организма. Распознавать и описывать основные части и органоиды клетки. Доказывать что клетка элементарная частица жизни. Уметь пользоваться микроскопом. Уметь проводить наблюдения и делать выводы.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Оборудование для

Л.р

6

Строение животной клетки. Вирусы. Лабораторная работа № 3 «Строение животной клетки»

1

20.09.14.

Называть признаки живого организма. Распознавать и описывать основные части и органоиды клетки. Доказывать что клетка элементарная частица жизни. Уметь пользоваться микроскопом. Уметь проводить наблюдения и делать выводы.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Микроскопы, м\пр.

7

Деление клетки митоз.

1

24.09.14.

Знать признаки живого организма, основные способы размножения живых организмов, основные этапы митоза и их характеристики. Уметь объяснять биологическое значение митоза.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Терминологический диктант

8

Деление клетки мейоз.

1

27.09.14.

Знать признаки живого организма, основные способы размножения живых организмов, основные этапы митоза и их характеристики. Уметь объяснять биологическое значение мейоза.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Индивидуальный опрос

Диск, таблица

   9

Ткани растений. Лабораторная работа №4 «Ткани растений»

1

01.10.14.

Уметь характеризовать ткани растений, знать особенности их строения, классификацию.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

м\пр, микроскопы,

таблица, м\пр

10

Ткани животных. Лабораторная работа №5 «Ткани животных»

1

04.10.14.

Уметь характеризовать ткани животных. Знать особенности тканей животных, их классификацию.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

11

Органы цветковых растений. Корень и типы корневых систем. Лабораторная работа №6 «Корневые системы»

1

08.10.14.

Знать особенности строения корня, типы корней. Уметь приводить примеры растений с разным типом корневых систем.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Табл, живые цветы, лупы Таблица, диск

12

Побег и строение почек

1

11.10.14.

Давать определение терминам «побег», «вегетативные органы». Характеризовать строение и функции побега , почки.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике. Определяют основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); объясняют строение и жизнедеятельность цветкового растения.

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Таблица, диск

13

Внешнее строение листа. Листорасположение и типы листьев

1

15.10.14.

Знать особенности внешнего и внутреннего строения листа, его значение и функции. Различать типы листьев, листовых пластин, листорасположения.

Определяют основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); объясняют строение и жизнедеятельность цветкового растения. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике.

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Табл., живые листья

14

Цветок- орган семенного размножения. Его строение. Лабораторная работа № 7 «Строение цветка»

1

18.10.14.

Знать строение растительного организма,

строение цветка, как органа, его значение и функции. Описывать многообразие соцветий. Давать определение понятиям: репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Определяют основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); объясняют строение и жизнедеятельность цветкового растения. Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.


Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Модель цветка,

Таблица, диск

15

Плоды. Строение семян значение их в природе и жизни человека. Лабораторная работа №8 «Классификация плодов»

1

22.10.14.

Уметь классифицировать

плоды. Знать их значение и функции.Соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторным и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. Определяют основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); объясняют строение и жизнедеятельность цветкового растения.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Коллекция сухих и

Сочных плодов

16

Обобщающий урок по  теме «Строение растений».

1

25.10.14.

Уметь применять полученные знания в практической работе.

Проверочная работа

17

Органы и системы органов животных

1

29.10.14.

Давать определение терминам: клетка, ткань, орган, система органов. Называть  системы органов и их функции. Распознавать и описывать их по таблицам.

Находят в тексте учебников информацию о системах органов животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос

Таблица, диск

18

Система органов пищеварения

1

01.11.14.

Давать определение терминам: клетка, ткань, орган, система органов. Называть  органы образующие пищеварительную систему.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

19

Кровеносная система и система органов дыхания

1

12.11.14.

Давать определение терминам: клетка, ткань, орган, система органов. Называть  органы образующие кровеносную систему и систему органов дыхания.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Выявляют отличия в строении органов дыхания различных классов живых организмов.

Индивидуальный опрос, работа по карточам

20

Опорно-двигательная выделительная системы

1

15.11.14.

Давать определение терминам: клетка, ткань, орган, система органов. Называть  органы образующие опорно-двигательную систему. Знать ее значение и функции.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Выявляют отличия в строении опорно-двигательной системы на разных уровнях развития различных классов живых организмов.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

21

Нервная система

1

19.11.14.

Давать определение терминам: клетка, ткань, орган, система органов. Знать функции нервной системы.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Выявляют усложнение нервной системы в связи с усложнением организма в целом.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

22

Эндокринная система. Система органов размножения

1

22.11.14.

Давать определение терминам: клетка, ткань, орган, система органов. Знать функции эндокринной системы и системы органов размножения.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Работают с текстом учебника.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

23

Организм как единое целое

1

26.11.14.

Давать определения понятиям: ткань, орган.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать, что организм – единое целое.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Работают с текстом учебника.

Фронтальный опрос

Таблица, рисунок в учебнике

24

Что мы узнали о строении живых организмов. Обобщающий урок по теме « Строение живых организмов»

1

29.11.14.

Уметь применять полученные знания в практической работе.

К.р№1

                                              Раздел 2. Жизнедеятельность организма (41ч)

25

Особенности питания растений.

Лабораторная работа № 9 «Строение кожицы листа»

1

03.12.14.

Уметь прослеживать связь между всеми органами. Давать определение понятиям: питание, почвенное питание.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растения.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Таблица «Зоны корня, клеточное строение листа» диск

26-27

Фотосинтез. Значение фотосинтеза.

2

06.12.14.

10.12.14.

Давать определение понятию «фотосинтез». Знать и объяснять процесс фотосинтеза- воздушного питания растений. Называть органы  воздушного питания. Объяснять значение фотосинтеза.

Находят в тексте учебника необходимую информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Диск

28-29

Особенности питания и пищеварения животных

2

13.12.14.

17.12.14.

Давать определение понятию «питание». Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных. Характеризовать способы питания и пищеварения различных животных.

Находят в тексте учебника необходимую информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Терминологический диктант

Таблица «Пищеварительная система»

30-31

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Лабораторная работа № 10 «Действие желудочного сока на белок»

2

20.12.14.

24.12.14.

Давать определение понятиям: питание, пищеварение.

Описывать сущность процесса пищеварения.

Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

*Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Находят в тексте учебника необходимую информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Белок , куриного яйца, пепсин

32

Дыхание растений. Связь между дыханием и фотосинтезом

1

27.12.14.

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Характеризовать особенности дыхания у растений; роль органов растений в процессе дыхания. Использовать приобретенные знания для выращивания растений. Знать связь дыхания и фотосинтеза

Находят в тексте учебника необходимую информацию. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос

Таблица « Строение устиц»

33-34

Дыхание животных

2

14.01.15.

17.01.15.

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Характеризовать особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных.Сравнить особенности дыхания  организмов различных классов.

Заполнение таблицы, работа с учебником. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос

Таблица « Дыхательные системы»

35

Транспорт воды и питательных веществ в организме растения

1

21.01.15.

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности переноса воды, минеральных веществ в растениях.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними.

Работают  с учебником. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос

Таблица

диск

36

Транспорт  питательных веществ в организме беспозвоночных

1

24.01.15.

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы.

Сравнивают процессы переноса питательных веществ в организмах растений и животных. Работают с текстом учебника.

Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица

диск

37-38

Транспорт питательных веществ в организме позвоночных.

2

28.01.15.

31.01.15.

Описывать сущность процессапереноса веществ в организме животного, его значение.

Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, её функции; типы кровеносных систем

Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных

Сравнивают процессы переноса питательных веществ в организмах растений и животных. Работают с текстом учебника.

Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, тестовая работа

Таблица

диск

39-40

Выделение  у животных организмов

2

04.02.15.

07.02.15.

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных.

Работают с текстом учебника.

Участвуют в коллективной беседе.

Фронтальный опрос

Таблица выделительных систем

41-42

Выделение у растений. Листопад

2

11.02.15.

14.02.15.

Знать особенности выделения у растений. Значение листопада. Называть органы выделения у растений и животных.

Работают с текстом учебника.

Участвуют в коллективной беседе.

Работа по карточкам

Таблица

диск

43

Обмен веществ и энергии у растений

1

18.02.15.

Давать определение понятию «обмен веществ». Описывать сущность процесса обмена веществ, его значение.

Работают с текстом учебника.

Участвуют в коллективной беседе.

Терминологический диктант

Таблица « Клеточное строение листа»

44

Обмен веществ и энергии у животных

1

21.02.15.

Давать определение понятию «обмен веществ». Описывать сущность процесса обмена веществ, его значение. Сравнить процесс обмена веществ у растений и животных.

Работают с учебником, составляют схемы. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Таблица « Выделение у животных»

45

Опорные системы беспозвоночных животных.

1

25.02.15.

Называть: значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Распознавать на таблицах части внутреннего скелета.

*Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником.

Тестовая работа

Клеточное строение растений

46

Опорные системы позвоночных животных. Лабораторная работа № 11 «Строение и свойства костей»

1

28.02.15.

Называть: значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Распознавать на таблицах части внутреннего скелета.

*Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

47

Система опоры и ее значение у растений

1

04.03.15.

Называть: значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Распознавать на таблицах части внутреннего скелета.

*Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Скелет ,кости животных, макеты

48

Движение растений и беспозвоночных животных. Лабораторная работа №12 «Движение одноклеточных организмов».

1

07.03.15.

Характеризовать способ движения растений и простейших.Называть роль движения. Уметь проводить наблюдения за животными.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Таблица

49

Передвижение животных в водной и наземной среде. Лабораторная работа № 13 «Движение дождевого червя».

1

11.03.15.

Сопоставлять движение животных в различных средах. Называть роль движения. Уметь проводить наблюдения за животными.

Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Таблица по теме

50

Регуляция жизнедеятельности простейших организмов

1

14.03.15.

Знать особенности процессов регуляции простейших организмов. Давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы;

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Таблица «Нервные системы»

51

Регуляция жизнедеятельности беспозвоночных организмов

1

18.03.15.

Знать особенности процессов регуляции беспозвоночных организмов. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы;

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Нервные системы»

52

Регуляция жизнедеятельности позвоночных организмов

1

21.03.15.

Знать особенности процессов регуляции позвоночных организмов. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы;

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Нервные системы»

53-54

Роль химических веществ в регуляции организма

2

01.04.15.

04.04.15.

Характеризовать два вида регуляции.Называть: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; роль эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных.

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Фронтальный опрос, тестовая работа

Таблица «Железы внутренней секреции.»

55

Биологическое значение размножения. Бесполое размножение

1

08.04.15.

Давать определение понятиям: размножение, споры.

Называть: значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных.

Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое отношение.

Описывать сущность бесполого размножения

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Фронтальный опрос

Таблица, диск

56

Вегетативное размножение и его биологическое значение. Лабораторная работа № 14 «Черенкование комнатных растений»

1

11.04.15.

Знать способы вегетативного размножения. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение.

Описывать сущность бесполого размножения

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе. Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Таблица « Вегетативного размножения»

57

Половое размножение животных

1

15.04.15.

Знать способы полового размножения, его значение

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Диск, муляж яйца птицы

58

Половое размножение растений

1

18.04.15.

Знать особенности строения цветка и способы полового размножения

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица «Строение цветка»

59

Опыление и оплодотворение у цветковых растений

1

22.04.15.

Знать способы опыления и особенности оплодотворения  цветковых растений

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблица, диск

60

Рост и развитие растений распространение семян и их значение. Лабораторная работа №15 «Прорастание семян»

1

25.04.15.

Давать определение понятию индивидуальное развитие.

Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.

Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян. Знать способы распространения семян и значение данного процесса.

Составляют схему «Распространение плодов и семян». Планируют  и  организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.

Индивидуальный опрос, письменный отчет по проделанной работе

Таблица, диск

61

Особенности индивидуального развития цветковых растений

1

29.04.15.

Знать условия для роста и развития растений

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником. Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Стаканы с семенами в разных условиях

62-63

Особенности индивидуального развития животных

2

02.05.15.

06.05.15.

Характеризовать рост и развитие животных

Отвечают на вопросы, делают записи  в тетрадях, работают с учебником, составляют схему «Развитие» Участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос работа по карточкам

Таблица « Развитие с превращением»

64

Что мы узнали о жизнедеятель-ности организмов

1

13.05.15.

Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Работают с учебником, составляют схемы. Участвуют в коллективной беседе.

Фронтальный опрос

65

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятель-ность организмов»

1

16.05.15.

Уметь применять полученные знания на практике

К.р№2

Раздел 3. Организм и среда (5 ч)

66-67

Среда обитания и экологические факторы

2

20.05.15.

23.05.15.

Знать связь живых организмов и окружающей среды

Работают с учебником, составляют схему «Экологические факторы среды», участвуют в коллективной беседе.

Индивидуальный опрос

Таблица, комнатные растения

68

Природные сообщества. Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды

1

27.05.15.

Знать что такое природные сообщества, составлять цепи питания. Знать и оценивать влияние человека на живую природу

Участвуют в коллективной беседе, отвечают на вопросы, составляют цепи питания.

Работа по карточкам

Схема пищевых связей,таблица из красной книги

69

Итоговая контрольная работа

1

30.05.15.

Применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Самостоятельно выполняют тестовые задания

К.р№3

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

1. Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл/ Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. – Дрофа 2012 г.

2. Учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» Н.И. Сонин. – Дрофа 2013 г.

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. мультимедийный проектор

3. Экран

4. Цифровые микроскопы

Другое :

1. Таблицы

2. Муляжи

3. Коллекции

8. Результаты освоения  учебного предмета биология в 6 классе и система его оценки

Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.

Результаты изучения биологии в 6 классе разделены в тематическом планировании на предметные, метапредметные и личностные.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.  Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности

Система оценивания

При промежуточной аттестации устанавливается бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.

Оценка устных ответов обучающихся по биологии

Оценка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; ответ самостоятельный;

- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

Оценка «4»:

- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения понятийнеполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно;  не всегда последовательно, определение понятии недостаточно чёткие;

- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

 

Оценка практических умений обучающихся.(Лабораторные работы)

Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.

Если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

Оценка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Оценка «4»:

- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

- при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

- в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.

Оценка «3»:

- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.

Оценка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

 Оценка за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

При выставлении четвертной отметки учитывается: округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой педагогом, а также результаты всех контрольных и лабораторных работ.

Годовая отметка по биологии в 5 классе выставляется как округлённое по законам математики до целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися по данному предмету. В спорных случаях берутся во внимание результаты контрольных работ, а также последние оценки, полученные на итоговых уроках.

Приложение №1 к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных,

 годовых отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовая отметка

5

4

5

4

5

5

5

4

4

4

4

4

5

5

5

4

5

4

5

5

5

4

4

5

5

4

5

5

4

5

4

3

4

3

4

4

4

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

3

4

4

3

4

4

3

4

3

3

2

2

2

2

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

2

2

СОГЛАСОВАНО                                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                         Заместитель директора поУВР

методического совета                                                      _____________________Ф.И.О.

МБОУ СОШ №                                                                                 подпись

от ____________    20__года № ___                                        ___________20_____года

_________        ________________                                                       дата

                                  подпись руководителя МС             Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...