Анализ позитивного опыта использования компьютерных технологий на уроках биологии.
материал по биологии на тему

Чернова Марина Васильевна

В современном образовании стремительно протекает информатизация процесса обучения. Между тем, что касается биологии, то информации о месте и роли компьютера на уроках биологии недостаточно. Анализ использования мною компьютерных технологий на уроках биологии показал, что компьютер может использоваться для реализации разных целей. Назову основные из них:

1 – использование ресурсов Интернет для разработки учебно-методических материалов по предмету;

2 -  разработка и компоновка материалов самими учащимися (составление презентаций);

3 - демонстрация компьютерных моделей;

4 - применение разработок программного обеспечения для уроков биологии;

5 - использование мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапах ознакомления с новым материалом;

6 - незаменимым помощником оказывается компьютер  для учителя в плане подготовки тематического планирования по предмету, планов уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_pozitivnogo_opyta_ispolzovaniya_kompyutera.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ позитивного опыта использования компьютерных технологий на уроках биологии.

В современном образовании стремительно протекает информатизация процесса обучения. Между тем, что касается биологии, то информации о месте и роли компьютера на уроках биологии недостаточно. Анализ использования мною компьютерных технологий на уроках биологии показал, что компьютер может использоваться для реализации разных целей. Назову основные из них:

1 – использование ресурсов Интернет для разработки учебно-методических материалов по предмету;

2 -  разработка и компоновка материалов самими учащимися (составление презентаций);

3 - демонстрация компьютерных моделей;

4 - применение разработок программного обеспечения для уроков биологии;

5 - использование мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапах ознакомления с новым материалом;

6 - незаменимым помощником оказывается компьютер  для учителя в плане подготовки тематического планирования по предмету, планов уроков.

Кратко остановлюсь на каждом:

1. Использование ресурсов Интернет для разработки учебно-методических материалов. Как известно,  Интернет позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела биологии от ботаники и зоологии и до общей биологии.

2. Разработка и компоновка материалов самими учащимися (составление презентаций). Подобная работа может осуществляться не только старшеклассниками, но и учащимися младших классов. Так, ученики 6-х классов при изучении ботаники получают на выбор ряд тем (например: «Строение растительной клетки», «Зоны корня», «Типы соцветий» и т.д.). По выбранным темам желающие составляют Презентацию, которая должна содержать не менее 10 иллюстраций. Иллюстрациям обязательно сопутствует соответствующий текстовый материал, который должен отвечать двум требованиям – во-первых, быть лаконичным, но достаточно информативным и во-вторых, отражать поисково-исследовательскую работу.  У кого нет возможности работы с компьютером – лепят эти модели из пластилина. Как правило, большая часть учащихся успешно справляется с этим, довольно сложным для шестиклассников,  заданием. Многие работы выполняются на хорошем уровне и могут быть использованы в качестве демонстрационного материала на уроках ботаники. Но главным результатом подобной деятельности является то, что каждая Презентация представляет собой небольшую поисково-исследовательскую работу, в которой учитель только предоставляет широкий выбор тем. Весь остальной процесс – самостоятельное творчество учеников.

3. Демонстрация компьютерных моделей. Я использую динамические модели в процессе обучения биологии для показа, например, способов передвижения животных, органических и неорганических веществ по стеблю, транскрипции, трансляции и  других процессов. Считаю, что это очень удобно и познавательно, так как ребенок видит на движущейся схеме и направление движения, и работу конечностей при передвижении и многое другое, что увидеть в жизни и на рисунке не всегда возможно. Один и тот же процесс можно показать несколько раз подряд , наглядно   и, на мой взгляд, очень интересно.

4. Применение разработок программного обеспечения для уроков биологии. В настоящее время применяю две формы: «1С», «Кирилл и Мефодий». Программный  продукт «Биология, серия Репетитор» («1С») задуман и выполнен как классический электронный учебник (ЭУ) с огромным количеством иллюстраций и гиперссылок. Иллюстрации представлены не только неподвижными картинками, но и видеофрагментами.  Интересны «Популярные энциклопедии» («1С») по темам: птицы, подводный мир, хищники, животный мир. Это хорошие мультимедийные энциклопедии. Применяю их на уроках при изучении многообразия различных таксономических групп животного и растительного мира, а также в качестве дополнительного средства при самостоятельной подготовке учащихся.  Репетитор по биологии (фирма «Кирилл и Мефодий») состоит из вопросов тестов и кратких ответов на них, снабженных иллюстрациями. Работа с диском возможна в двух вариантах: в режиме экзамена и в режиме обучения. В первом случае программа предлагает пользователю в течение 20 минут ответить последовательно на 20 вопросов. В этом случае не допускается игнорирование или повторение вопросов. Соответственно, испытуемый лишен возможности каких-либо подсказок. Однако содержание вопросов превышает уровень школьной программы. Кроме того, эта программа отличается сложной организацией. Поэтому,  с этой программой работают  разбирающиеся в биологии школьники. Она служит для подготовки к олимпиадам и к сдаче ЕГЭ.  

5. Использование мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапах ознакомления с новым материалом. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Здесь можно использовать  элементы анимации. При этом очень удобно и экономно в отношении времени вставлять в слайды видео демонстрационных экспериментов, снятое накануне. Творческой группой проводится эксперимент по данной теме во внеурочное время, снимаем его на видео и вставляем для демонстрации в слайд. На уроке, таким образом, на весь эксперимент уходит 2-3 минуты времени вместо 10-12 при обычной его постановке. К тому же, такую демонстрацию можно повторить.

6. Незаменимым помощником оказывается компьютер  для учителя в плане подготовки тематического планирования по предмету, планов уроков. Ежегодно возможна корректировка имеющейся информации.

Таким образом, обучение, основание на использовании ИКТ, способствует решению задач, ставящихся на каждом этапе урока. У учителя появляется возможность:

- четко выделять цели и способствовать мотивации учения;

- обеспечивать активную учебную деятельность и обработку информации;

- стимулировать мышление учащихся;

- способствовать самовыражению и эмоциональному воздействию на учащихся.

В качестве примера использования ИКТ на уроке биологии предлагается план демонстрационного  эксперимента на тему: «Условия, необходимые для прорастания семян», проводимого в 6-х классах.

Первое, с чем знакомлю учащихся с помощью слайда  -  название темы эксперимента. Это  заостряет внимание учеников к проблеме и также во время демонстрации этого слайда формируется детьми, а не учителем, цель данного эксперимента.

С помощью второго слайда воспроизводим в памяти,  а затем и на экране, план проведения любого эксперимента.

С помощью  следующего слайда актуализируются знания учащихся об отличии наблюдения от эксперимента.

Затем перед глазами появляется таблица, отражающая условия опыта  и необходимая для дальнейшей работы по данному эксперименту. В нее будут вписываться результаты и выводы, сделанные детьми по ходу эксперимента (удобно и быстро).

На следующих двух слайдах изображены три стакана, подобные тем, что имеются на партах у школьников. Но на слайде надписью, что важно для этого возраста учеников, показаны условия, отличающие эти сосуды и полученные уже и обсужденные результаты. И на основе этих слайдов даются задания, ориентированные на построение логической последовательности при объяснении опыта. Детям такой вид работы очень нравится.

В последнее время практикую демонстрацию, как уже говорила ранее, готового, снятого на видео, эксперимента, не предусмотренного программой школьного курса биологии, но необходимого, на мой взгляд, при изучении процессов и трудных понятий, которые в учебнике упомянуты.  Предлагаю просмотр двух таких материалов. Это эксперимент, демонстрирующий маскировку животных и капиллярность растений.

Хотелось бы отметить, что не обходимся мы в последнее время без ИКТ и при проведении внеклассных мероприятий и классных часов.   При проведении классного часа о вреде курения всегда хочется показать процесс загрязнения легких смолистыми веществами сигарет.  Но как это сделать? Ведь не будешь же дымить в классной комнате? Выход нашелся – компьютер. Отснятый материал вставляем в презентацию и демонстрируем. Эксперимент поучителен и  нагляден.

Как ни ругаем мы сегодня компьютер за то, что дети (да и не только дети!) стали меньше читать, просиживать часами у мониторов, ночами вести диалоги в сети со знакомыми и даже незнакомыми, говоря при этом на «птичьем» языке «пользователей», сомнений нет – это чудо. Кто бы мог представить себе еще совсем недавно, что всего за несколько минут, возможно узнать обо всех новостях в мире. Что же касается школы, то до сих пор учитель не имел такого мощного средства обучения, как компьютер. Он расширяет диапазон представления учебной информации благодаря высоким изобразительным возможностям, позволяет усилить мотивацию учения и устранить неуспех в обучении. Активно вовлекает ребят в учебную деятельность, позволяет качественно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и ускорять учебно-воспитательный процесс в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Рассказывается об опыте использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка...

Использование компьютерных технологий на уроках биологии

Использование компьютерных технологий на уроках биологии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ обобщение опыта

Материал содержит разработки нескольких уроков математики, а также работы учащихся, которые могут применяться на различных этапах урока. Это презентация по геометрии 9 кл "Построении правильных многоу...

Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...