Изучение земноводных в природе (методическое пособие)
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Несмотря на широкое распространение ам­фибий, на сегодняшний день они являются одной из наиме­нее изученных групп позвоночных животных Ставропольского края. Поэтому любые сведения о распространении, численности и особенно­стях биологии этих животных представляют большой интерес для спе­циалистов. В решении этой задачи большую помощь мог­ли бы оказать все любители природы: педагоги, школьники, юннаты, студенты-биологи, туристы, краеведы. Этим людям и адресовано настоящее пособие, которое поможет всем желающим определить видовую при­надлежность представителей амфибий Ставропольского края, получить основные сведения об их образе жизни, а также ознакомиться с простейшими методами изучения этих интерес­ных животных в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izucheniya_zemnovodnykh.docx384.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №23 с. Новозаведенного,   Георгиевского района Ставропольского края

Изучение земноводных  в природе

Методическое пособие

                                                                         Автор работы:  

Писаренко Надежда Ивановна, учитель МБОУ СОШ №23 с.Новозаведенного

 

Введение

Земноводные (амфибии) - древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенная, но малозаметная и недостаточно изученная. Велика и разнообразна роль этих животных в экосистемах и жизни человека. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых «вредителей», сами служат пищей для многих птиц и зверей. Амфибии являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже. В последнее время многие виды амфибий и рептилий используются в качестве тест-объектов индикации состояния экосистем при проведении экологического мониторинга. Цель -выяснение степени влияния антропогенных факторов, особенно техногенных и сельскохозяйственных загрязнений. При этом специалисты проводят сравнительное изучение популяций, обитающих на территориях с различной степенью антропогенного воздействия. Результаты подобных исследований позволяют оценивать возможное влияние окружающей среды на здоровье самого человека. Во многих тропических странах эти животные широко используются в пищу. В последние десятилетия все большее признание получает террариумистика — содержание амфибий в домашних условиях. Активно формируется рынок этих животных, что зачастую ставит под угрозу существование редких видов.

В  настоящее время считают (Тертышников, 1999),что на территории Ставропольского края обитают 8 видов земноводных: тритон кавказский, жерлянка краснобрюхая, чесночница обыкновенная, жаба кавказская, квакша обыкновенная, лягушка малоазиатская (редкий малочисленный вид) и лягушка озерная.

Несмотря на широкое распространение амфибий, на сегодняшний день они являются одной из наименее изученных групп позвоночных животных Ставропольского края. Поэтому любые сведения о распространении, численности и особенностях биологии этих животных представляют большой интерес для специалистов. В решении этой задачи большую помощь могли бы оказать все любители природы: педагоги, школьники, юннаты, студенты-биологи, туристы, краеведы. Этим людям и адресовано настоящее пособие, которое поможет всем желающим определить видовую принадлежность представителей амфибий Ставропольского края, получить основные сведения об их образе жизни, а также ознакомиться с простейшими методами изучения этих интересных животных в природе.

  1. Организация исследовательской работы со школьниками
  1. Подготовка к работе

Прежде чем начинать исследования, необходимо подготовиться

  1. Соберите популярную и научную литературу об амфибиях.
  2.  По литературным источникам выберите те виды, которые могут обитать в вашей местности.
  3. Научитесь определять их и выберите критерии, по которым можно быстро распознать эти виды в природе.
  4. Составьте описание биологических особенностей каждого вида (характерные особенности внешнего строения, максимальные размеры тела, половой диморфизм, существующие морфотипы, среда обитания, когда и где размножаются, как выглядят кладки, какой срок личиночного развития, где зимуют, ареал обитания вида).
  5. Составьте определительную таблицу для распознавания видовой принадлежности кладок и личинок (приложение 1).
  6. Нарисуйте схему исследуемого района. Отметьте источники загрязнений (автомобильные магистрали, электростанции, очистные сооружения, промышленные предприятия, свалки и т.д.) и обычное направление ветра. Обозначьте постоянные и временные водоемы, лесные массивы. Укажите, где находятся постройки, какие (одноэтажные, многоэтажные). Если работы проводятся за городом, отметьте расстояние до ближайших населенных пунктов.

  1.  Основные правила работы 

После проведенных исследований выпустите животных в места, где они обитали. Это очень важный момент, которым не стоит пренебрегать и в воспитательных, и в природоохранительных целях. В случае если этот пункт не выполним, работу лучше не начинать.

  1. Ни в коем случае нельзя вскрывать животных. Это развивает у ребят жестокость и приводит к мысли о вседозволенности экспериментатора.
  2. Необходимо постоянно напоминать детям о бережном отношении к животным, даже если это всего лишь маленький головастик.

Не пытайтесь метить животных. Чтобы повторно не поймать лягушку, в дневнике рядом с размерами тела зарисуйте наиболее характерные пятна спинной стороны.

  1. Изучение лягушки озерной

 Озерная лягушка удобный объект для изучения, их численность в местах обитания довольно высока, икра и личинки чувствительны к загрязнениям, в течение всей жизни они привязаны к относительно небольшой площади территории. Продолжительность их жизни в природе 4 — 8 лет (в отличие от мышевидных грызунов, которые живут один сезон). Это дает возможность изучать эффекты длительного действия антропогенных факторов.

Качественно проведенные учащимися  исследования  по изучению озерной лягушки могут представлять интерес и для ученых. Амфибии еще недостаточно изучены, и такие работы не только развивают любознательность ребят, но и повышают их ответственность за полученные результаты. Дети научатся наблюдать, работать с литературой, думать, делать выводы, лучше узнают своих, скрытых от глаз соседей, оценивают все трудности, которые преодолевают они в борьбе за жизнь и продолжение рода.

  1. Биологические особенности вида

Озерная лягушка - Rang ridibunda Pallas, 1771

Самый крупный вид лягушек; в фауне Ставропольского края  максимальная длина тела 170 мм (приложение 4). Барабанная перепонка крупная. Задние конечности (голень и пальцы) удлиненные: голеностопные суставы, если сложить конечности перпендикулярно оси тела, соприкасаются или заходят друг за друга. Внутренний пяточный бугор короткий и низкий, короче первого пальца более чем вдвое (приложение 2, рис. 4, 7). Плавательные перепонки очень хорошо развиты. Самцы снабжены парными наружными резонаторами темно-серого цвета, которые находятся в углах рта; в раздутом состоянии они светло-серые (приложение 3, рис. 6). На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Сверху густо-зеленого, оливкового, серого или коричневого цвета различных оттенков. Па спине у многих особей расположены темные пятна и (или) светлая продольная полоса. Низ светлый, обычно с темными пятнами.

Ареал озерной лягушки огромен: Северная Африка, Передняя и Средняя Азия, Средняя и Южная Европа, Кавказ. В Ставропольском крае может быть встречена повсеместно.

Озерная лягушка обитает в разнообразных ландшафтах лесной, лесостепной, степной и даже пустынной зон. Везде предпочитает открытые участки и держится в водоемах или возле них, не удаляясь обычно более чем на 50 м. По руслам рек проникает в лесные массивы. Живет в водоемах городов и поселков. Чаще всего населяет крупные открытые водоемы. Встречается даже на водоемах с солоноватой водой. Не избегает течения и не боится волны. Активность почти круглосуточная. Состав кормов зависит от сезона, местности и возраста лягушек. Преобладают насекомые. Крупные особи могут поедать мелких рыб, птиц и млекопитающих. Отмечен каннибализм.

На зимовку лягушки уходят  со второй половины октября, при температуре воды + 7°С и воздуха + 10 С. Иногда её можно видеть в ноябре. Зимуют на дне глубоких, непромер-зающих водоемов, зарывшись в ил, предпочитая места с проточной водой. Весной пробуждаются при температуре воды около + 10°С и начинают размножаться. Спаривание и  икрометание отмечено с середины марта до августа. Самцы появляются первыми и привлекают самок громкими «концертами». Икра откладывается сразу или порциями по 70-300 штук на глубине от 30 см до 1 м. Кладки имеют вид округлых комков (приложение  2 , рис. 2). Общее количество икринок, выметанных самкой, колеблется от 1100 до 16400 штук. Эмбриональное развитие длится 3-10 суток. Вылупившиеся личинки достигают в длину 5-8 мм (приложение  2 , рис. 3) Личиночное развитие продолжается 40-100 суток. Сеголетки длиной 16-30 мм появляются в июле-сентябре. Половозрелость наступает в возрасте двух лет при длине 65-80 мм. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 11 лет.

Озерные лягушки в нашей области — обычный, местами многочисленный вид. Нередко они отлавливаются для продажи научным, медицинским и образовательным учреждениям, что может приводить к серьезному подрыву численности отдельных популяций. (Хохлов, 2000)

  1. Методика изучения амфибий
  1. Как отлавливать амфибий

Для определения и измерения земноводных их желательно отлавливать. Обычно это несложно - большинство амфибий можно ловить руками. Следует помнить, что неподвижный предмет эти животные не воспринимают как опасность, поэтому движения ловца должны быть до самого последнего момента - решительного броска - плавны и медлительны. Следует избегать попадания тени ловца на животное.

В водоемах амфибий добывают сачком, осторожно подводя его сбоку и снизу под животное и резко поднимая вверх. Земноводных нельзя долго держать зажатыми в руках - это приводит к повреждению их нежных кожных покровов и тепловому шоку. Пойманных животных следует помещать в матерчатые (не полиэтиленовые!) мешочки. Мешочки для земноводных постоянно должны быть влажными! Земноводных в мешочках надо предохранять от перегрева, не допуская их нахождения под прямыми солнечными лучами.

  1.  Методика измерений.

Отловленных земноводных слегка прижав к ровной поверхности, измеряют линейкой, рулеткой или штангенциркулем. Измеряют длину тела - от кончика морды до отверстия клоаки. Длину тела отловленных лягушек измеряют со спинной стороны, подведя указательный и средний палец под брюхо соответственно у передних и задних лапок, а большим пальцем слегка нажав на крестец так, чтобы животное выпрямилось. Измеряют  вдвоем: один измеряет, другой записывает. Данные заносят в таблицу сразу по группам размеров. Размерные группы назначают произвольно, учитывая самую большую и самую маленькую лягушку. Распределяют остальных лягушек на 10-12 классов, (в каждом классе длина тела увеличивается на 8-10 мм). Номер лягушек записывают. Измерения проводят отдельно для каждого маршрута.

  1. Количественный учет земноводных
  1. Методика маршрутного учета.

  Количественный учет амфибий целесообразнее всего проводить на маршрутах. Предварительно необходимо выяснить  распределение  видов по  биотопам,  их относительное  обилие,  время наибольшей активности  в течение  суток и  лета.   В   зависимости  от  этих  условий намечаются  линии  маршрутов, и  устанавливается   время учета. Оно должно по возможности приурочиваться к периоду наибольшей  активности,  чтобы обеспечить максимальную достоверность данных.  Например,  для озерной лягушки П. В.   Терентьев (1938) вычислил следующие проценты активности в течение суток:

 Часы суток         0        2        4        6        8        10        12        14        16        18        

20        22        24

Процент активности         100        66        25        11        5        2        2        2        7        11        23        62        100

   Наилучшим временем следует считать утренние часы в период спаривания при наличии тихой и теплой погоды.

   Длина и ширина трансекта в значительной мере зависит от местных условий. В биотопах с обнаженной поверхностью учетная полоса может доходить в ширину до 6—8 м, а на участках, сплошь поросших травой, а тем более кустарником — должна сокращаться до 2 м и даже менее. В степях и пустынях учетную полосу удобно ограничивать с помощью веревки или рулетки, которую держат в руках два счетчика, идущих параллельно. При учете в закрытом ландшафте ширина трансекта определяется на глаз или, как предлагает Терентьев, размахом вытянутых в стороны рук. В последнем случае всегда легко проверить, находится ли встреченное животное в полосе учета, для этого только нужно вытянуть в сторону правую или левую руку.

   Достоверными считаются данные при ширине полосы 10-15 м и длине маршрута 500-600 м, а если численность животных высокая, то учет ведется при отлове 50-60 лягушек. Ученик двигается по маршруту и подсчитывает всех увиденных лягушек в своей полосе. Если лягушка вне полосы ее не учитывают.

Записывается не только количество отловленных лягушек, но и характер погоды во время отлова таблица 1.

Таблица 1

Результаты маршрутного учета

Дата

Маршрут

Расстояние,

м

Количество

 и вид

отловленных лягушек

Метеорологические условия:

температура воздуха

Атмосферные явления

Полученные  на каждом маршруте данные и вносят в таблицу 2.

Таблица 2.

Учет отловленных лягушек на маршрутах

№ маршрута

Количество отловленных лягушек

Пол

Длина тела, мм

4.2.        Учеты на пробных площадках

 Земноводных можно учитывать на пробных площадках. (Идельсон и Воноков (1938) Метод пробных площадок используют, если в работе участвуют много (5 и более) учетчиков в местах с высокой плотностью амфибий. Для этой цели закладывают пробные площадки, площадь — от 100 кв.м (10x10 м) в стациях с высокой травой, до 2500 кв.м. (50x50м) в хорошо просматриваемых стациях. Площадка не обязательно должна быть квадратной, она может быть и прямоугольной. Ее углы маркируются (колышками, флажками и т.д.), границы могут быть обозначены натянутыми веревками или вбитыми колышками. Маркировку границ желательно проводить не менее чем за 6-8 часов до начала учета.

Группа учетчиков выстраивается в цепь вдоль одной из сторон площадки так, чтобы между соседними учетчиками не оставалось просматриваемой территории. Медленно двигаясь к противоположной стороне, группа собирает всех встреченных амфибий. Особенно внимательно осматриваются возможные убежища. При этом переворачиваемые куски коры, небольшие бревнышки и т.п. после осмотра возвращаются в исходное положение. Учетные площадки располагаются во всех основных растительных ассоциациях исследуемого водоема. Подсчет лягушек на большинстве пробных площадок производится невооруженным глазом, а на площадках, удаленных от берега, — при помощи призматического бинокля Х 12 на расстоянии четкой видимости.    

После определения вида и измерения всех амфибий следует выпустить на площадку!

Для получения более точных данных учет на одной площадке желательно повторить 2-4 раза с интервалами в несколько дней. По результатам работы заполняется карточка учета амфибий на пробной площадке.

Карточка учета амфибий на пробной площадке

Дата наблюдения                     Время начала учета                конец учета

Размер площадки: длина ____________ (м), ширина        ___________(м)

Погода: t  ____°С     Осадки: дождь, изморось, туман, нет (подчеркнуть нужное)

Облачность _______ %   Ветер: штиль, слабый, умеренный, сильный (подчеркнуть)

Место наблюдения:                                                                                                      

(административный район, ближайший населенный пункт, расстояние от него в километрах

и направление, для леса желательно указать название лесхоза, лесничества и № квартала)

Стация:

Ф.И.О. наблюдателя                                                                                                    

Адрес с индексом для переписки                                                                                

                                                                                    телефон                                    

                                                                                 

К карточке учетной площадки необходимо приложить данные о встреченных на площадке животных (образец таблица 3).

Таблица 3

№ учетной площадки

Вид

Пол

Длина тела (мм)

  1.   Методика расчетов возрастных групп.

Расчеты проводят на основе того, что лягушки размножаются один раз за год и ежегодно вырастают на одну и ту же величину (примерно в 1,5-2 раза). Если лягушки имели разную длину, то они относили к разным возрастным группам с промежутком в один год. Расчеты проводят в 2 этапа:

1 этап - искусственно разделяют все размеры на 9 классов, так как по литературным данным, лягушки доживают до 9 лет и растут в течение всей жизни (Жизнь животных, 1992). Принимая во внимание, что самый маленький размер указывает на лягушек текущего года рождения, следующий размер – лягушки на год старше и так далее.

2 этап - выявляют сходные группы и выделяют «возрастные» группы.

Возрастные группы пойманных лягушек представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Возрастные группы пойманных лягушек

Примерный возраст

Длина тела

Количество лягушек

1 год

12-22 мм

2 года

23-32 мм

3 года

33-42 мм

4 года

43-52 мм

5 лет

53-62 мм

6 лет

63-72 мм

7 лет

73-82 мм

8 лет

83-92 мм

9 лет

93-102 мм

4.4. Учеты земноводных в период размножения

Все амфибии размножаются в водоемах. Сезон размножения начинается во время освобождения водоемов ото льда и заканчивается в разгар лета. Поэтому учеты численности размножающихся амфибий следует проводить на одних и тех же водоемах неоднократно (желательно с интервалами в 2-5 дней). В зависимости от размера и типа на небольших мелководных водоемах производится полный пересчет всех размножающихся животных и, по возможности, кладок. На мелководных водоемах с большой площадью, используемой амфибиями, учет ведется на пробных площадках, данные с которых впоследствии пересчитываются на всю площадь водоема. На крупных глубоких водоемах, где земноводными используется узкая прибрежная полоса, закладывается маршрут по береговой линии. При этом учитывается число размножающихся животных, приходящихся на единицу длины береговой линии.

Амфибии в момент появления наблюдателя пугаются, замолкают и пыряют. Поэтому для определения точного их числа надо постоять неподвижно на берегу водоема несколько минут, после чего пересчитать животных на просматриваемом участке. Размер пробной площадки может составлять десятки (без применения оптики) и сотни (при использовании бинокля) квадратных метров. В мелководных водоемах с прозрачной водой их можно пересчитать, внимательно просматривая толщу воды и поверхность дна.По результатам работы заполняется карточка учета размножающихся амфибий на пробной площадке.

Карточка учета размножающихся амфибий                              Дата Наблюдения             Время начала учета                   конца учета

Погода: t         °С Осадки: дождь, изморось, туман, нет (подчеркнуть нужное)

Облачность        %       Ветер: штиль, слабый, умеренный, сильный (подчеркнуть)

Место наблюдения:                                                                                                      |

                                                                                                                                       

(административный район, ближайший населенный пункт, расстояние от пего в километрах  и направление, для леса желательно указать название лесхоза, лесничества и № квартала)

Название водоема (если есть):

Тип водоема                                                      его площадь                                  

Используется  амфибиями:   по  всей  площади;  в  прибрежной  полосе             шириной                                                                                                              м:

та части площади (указать ее долю)                                       (выбрать нужное) Характеристика учета:  охвачен весь водоем; заложены пробные площадки] тлошадью

, по берегу заложен маршрут длиной                   м и шириной учетной

полосы на воде        м (выбрать нужное)                                          

Ф.И.О. наблюдателя

Адрес с индексом для переписки                                                                                

                                                                                телефон                                  

К карточке необходимо приложить данные о встреченных во время учета размножающихся амфибиях по следующей форме:

Вид амфибий

Число особей

Примечания

Самцов

Самок

При учетах по возможности следует считать количество вновь появившихся кладок после предыдущего просмотра (указывать в графе "Примечания")

Полученные в ходе исследований данные можно представить не только в виде, таблиц, но и в виде диаграмм, схем, фотографий.

Кроме полевых зоологических исследований мы предлагаем вам провести анкетирование населения.

Образец анкеты

1.Как вы относитесь к земноводным?

Выберите один вариант ответа:

  • Положительно (считаю, что они являются неотъемлемой частью природы, заслуживают уважения и охраны);
  • Безразлично (мне все равно, есть они или нет);
  • Отрицательно (я их не люблю, боюсь, считаю опасными и не хочу иметь с ними дела);
  • Резко отрицательно (уничтожаю при каждой встрече. В этом случае уточнить: сколько опрашиваемым убито амфибий за последний год)

Приложение 1

Определение видов

Для определения видов амфибий Ставропольского края можно использовать приведенные ниже таблицы. Определительные таблицы составлены по так называемой "шведской" системе, при которой все изложение разбито на пронумерованные тезы и антитезы. Рядом с номером тезы в скобках указан номер соответствующей антитезы. Если признаки, перечисленные в тезе, соответствуют таковым у определяемого объекта, то можно переходить к следующей по порядку тезе. В противном случае следует обратиться к антитезе, номер которой указан в скобках, и двигаться в такой же последовательности дальше. Прежде чем делать выбор между тезой и антитезой, рекомендуется подробно ознакомиться с признаками, указанными в каждой из них. Определение продолжается до тех пор, пока очередная подходящая теза или антитеза не приводит к названию определяемого нами вида. Для удобства рядом с установленным названием в скобках указана страница текста, на которой дано описание данного вида.

Тем, кто никогда не пользовался определителем, полезно проверить себя на каком-либо хорошо знакомом объекте. Для примера рассмотрим ход определения зеленой жабы, широко распространенной на территории Ставропольского края.

Обращаемся к начину таблицы для определения земноводных): 1 (14). Хвост есть.

Не подходит, по иному обращаемся к антитезе 14(1).

14        (1). Хвоста нет            Отряд Бесхвостые (взрослые)

Подходит, следовательно, определяемое животное относится к отряду бесхвостых амфибий. Для дальнейшего определения вида переходим к следующей тезе (15).

15        (16). Брюхо красное, с темными пятнами; зрачок глаза треугольный...
        
Жерлянка краснобрюхая

Теза не подходит, поэтому обращаемся к антитезе (16).

16        (15). Брюхо не красное, зрачок глаза не треугольный
Подходит, поэтому переходим к следующей тезе (17).

17        (18). Брюхо однотонное, светлое; зрачок глаза вертикальный; лоб
между глазами выпуклый         
Чесночница обыкновенная

Не подходит, поэтому обращаемся к антитезе (18).

18        (17). Зрачок не вертикальный; лоб не выпуклый
Подходит, поэтому обращаемся к следующей тезе (19).

19        (22). Зубов в верхней челюсти нет (определять ногтем, иголкой); кожа крупнобугорчатая; сзади глаз хорошо развиты околоушные железы
почковидной формы; зрачок горизонтальный, узкий (рис. 6,
3). Род Жабы

Подходит, поэтому нам остается выбирать между тезой 20 и антитезой 21, т.к. каждая из них приводит к названию вида. В нашем случае подходят признаки, приведенные в тезе 20 (21):

20        (21). Окраска пятнистая; по светлому фону разбросаны крупные чет
кие темно-зеленые пятна; все сочленовные бугорки на нижней стороне
пальцев задней лапы одинарные (рис. 5,
3)        Зеленая жаба

После того как видовая принадлежность определяемого животного установлена, необходимо свериться с его описанием, приведенным на указанной странице. Если определение конкретного животного до вида все же вызывает сомнения у определяющего, то желательно сфотографировать его крупным планом, либо зарисовать и составить подробное описание его внешнего вида и затем проконсультироваться со специалистами.

Приложение 2

Определительная таблица земноводных

(по А. Г. Банникову и др., 1977; В.И. Гаранину, 1983; с изменениями)

  1. (14). Хвост есть.
  2. (3). Наибольшая ширина туловища укладывается в его длине менее трех

раз         ……………………..Отряд Бесхвостые (личинки «головастики»)

  1. (2) Наибольшая ширина туловища укладывается в его длине более

трех раз         …………………………….Отряд Хвостатые

  1. (9)). Наружныс жабры отсутствуют (взрослые).
  2. (6). Па задних ногах четыре пальца; по бокам туловища 12-14 поперечных бороздок; голова широкая, уплощенная, с заметными околоушными железам - паротидами         …………………………………………………………………………….Углозуб сибирский
  3. (5). На задних лапах пять пальцев; поперечных борозд на туловище и паротид на голове нет.
  4. (8). Кожа гладкая; окраска светлая; голова с продольными темными полосками; спинной гребень у самцов в брачном наряде фестончатый, не обособлен выемкой от хвоста        

…………………………………………………………………………Тритон обыкновенный

  1. (7). Кожа грубозернистая; окраска темная; голова без продольных полосок; спинной гребень у самцов в брачном наряде глубоко зазубренный, резко обособлен выемкой от хвоста…………………………………………………………………….. Тритон гребенчатый
  2. (4). Наружные жабры есть (личинки).

10(11). На задних лапах четыре пальца; окраска тела темная        …………………………………….Углозуб сибирский

  1. (10). На задних лапах пять пальцев; окраска тела светлая или пятнистая.
  2. (13). Конец хвоста нитевидный        ……….Тритон гребенчатый

13        (12). Конец хвоста заострен, но не вытянут в нить        ……Тритон обыкновенный 14 (1)Хвоста нет……………………………………………….Отряд Бесхвостые (взрослые)

15(16). Брюхо красное, с темными пятнами; зрачок глаза треугольный         

……………………………………………………………………….Жерлянка краснобрюхая

16(15). Брюхо не красное, зрачок глаза не треугольный.

  1. (18). Брюхо однотонное, светлое; зрачок глаза вертикальный; лоб между глазами выпуклый         ……………………………………Чесночница обыкновенная
  2. (17). Зрачок не вертикальный; лоб не выпуклый.
  3. (22). Зубов в верхней челюсти нет (определять ногтем, иголкой); кожа

Приложение 2 (продолжение)

 крупнобугорчатая; сзади глаз хорошо развиты околоушные железы

почковидной формы; зрачок горизонтальный, узкий        ………………….Род Жабы

  1. (21). Окраска пятнистая; но светлому фону разбросаны крупные четкие темно-зеленые пятна; все сочленовные бугорки на нижней стороне пальцев задней лапы одинарные        …………………………………………………………………………………Жаба зеленая
  2. (20). Окраска однотонная или с неясными крупными пятнами; часть сочленовных бугорком на нижней стороне пальцев задней лапы парные………………… Жаба серая
  3. (19). Зубы и верхней челюсти имеются; кожа гладкая; околоушные железы неразвиты; зрачок горизонтальный, эллиптический……………………….         Род Настоящие лягушки
  4. (28). Темных височных пятен нет; окраска спины обычно зеленая; у самцов в углах рта имеются наружные резонаторы ..............................................................Зеленые лягушки
  5. (25). Если голени и бедра прижать друг к другу и расположить перпендикулярно оси тела, голеностопные суставы не соприкасаются; резонаторы самцов белые; внутренний пяточный бугор высокий, короче 1-го пальца задней ноги в 0,8-2,3 раза); брюхо чаще без пятен         ……………………………………Лягушка прудовая
  6. (24). Признаки иные: резонаторы у самцов не белые; брюхо, как правило, с черными или темно-серыми пятнами.
  7. (27). Если голени и бедра прижать друг к другу и расположить перпендикулярно оси тела, голеностопные суставы соприкасаются; резонаторы самцов серые; внутренний пяточный бугор высокий, короче 1-го пальца задней ноги в 1,7-2,9 раза; брюхо обычно с пятнами....         ……………………………………Лягушка съедобная
  8. (26). Если голени и бедра прижать друг к другу и расположить перпендикулярно оси тела, голеностопные суставы заходят один за другой; резонаторы самцов темные; внутренний пяточный бугор низкий, короче 1-го пальца задней ноги в 1,4-4,7 раза; брюхо обычно с пятнами        ……………………………………..Лягушка озерная
  9. (23). По бокам головы обычно имеются темные височные пятна; окраска спины не зеленая (обычно бурая); резонаторы самцов скрыты под кожей горла

………………………………………………………………………………….. Бурые лягушки

  1. (30). Брюхо светлое, без пятен; внутренний пяточный бугор высокий

        ………………………………………………………………………Лягушка остромордая

  1. (29). Брюхо пятнистое с темным мраморным рисунком; внутренний пяточный бугор низкий        ……………………………………..Лягушка травяная

Приложение 3

Определительная таблица кладок икры земноводных

(по А.Г. Банникову и др., 1977; с изменениями)

  1. (4). Икринки отложены поодиночке или небольшими группами (2-12 шт.)
  2. (3). Икринки одиночные, продолговатой формы, размером 2,0-2,5 х 3,0-4,5 мм (рис. 2, 6)        ,....•        Тритоны
  3. (2). Икринки округлые, диаметром 7-8 мм, отложены поодиночке или

небольшими группами (рис. 2,1)        Жерлянка краснобрюхая

4(1). Икринки собраны в большие комки или шнуры

5(10). Икра в шнурах

  1. (9). Икринки в толстых колбасовидных шнурах (вытянутых мешках); расположены беспорядочно
  2. (8). Икра в парных прозрачных мешках, закрученных спиралью в 1-3

оборота; длина их достигает 24 см, диаметр 2-3 см (рис. 2,3)        

        Углозуб сибирский

8        (7). Икра в толстом непарном колбасовидном мешке (рис. 2, 4)        

        Чесночница обыкновенная

9        (6). Икринки расположены упорядоченно, в 2-4 ряда внутри длинных
тонких слизистых шнуров длиной 1-7 метров (рис. 2, 2)        
Жабы

10        (5). Икра в крупных комках (рис. 2, 5)        Лягушки

Определение личинок бесхвостых земноводных весьма затруднительно, требует специального оборудования (штативная лупа или бинокуляр), фиксации (умерщвления) определяемых животных и доступно только специалистам. Поэтому в нашем пособии мы ограничимся лишь изображением основных типов головастиков (рис. 3), не ставя перед собой задачи их определения до вида. Единственный легко определяемый вид — чесночница обыкновенная. Перед метаморфозом длина головастиков этого вида достигает 80-175 мм, что на 40 % превышает размеры взрослой самки. У других видов таких крупных головастиков не бывает (самые крупные — у озерной лягушки — до 90 мм). Так что все головастики длиной более 100 мм могут быть уверенно определены как личинки чесночницы обыкновенной.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

 

D:\рисунки\фото пруды\IMG_0984.JPGD:\рисунки\фото пруды\IMG_0985.JPG

Рис. 7    Озерная лягушка

Литература

Вершинин В.В. Методологические аспекты биоиндикационных свойств амфибий // Биоиндикация наземных экосистем. Биология в школе

Пястолова О. А., Трубецкая Е.А. Использование бесхвостых амфибий в биоиндикации природной среды // Биология в школе

Хохлов А.Н. Животный мир Ставрополья. Ставрополь, 2000.-200с.

Тертышников М.Ф. и др. Ставрополь, 2002.-224с.

Герасимов В.П. Позвоночные животные.М. Просвещение, 1979.-144с.

Пестов М.В. и др. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области.Н.Новгород:ННГУ; Экоцентр «Дронт», 2007.-66с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Изучение пресных водоемов. Методическое пособие.

Методическое пособие можно использовать при подготовке и проведении экскурсий, заочная экскурсия на гидрологический пост. Для 6-8 классов....

Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».

Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга Предмет: биология.      ...

Презентация "Рельеф Калининградской области и силы природы, сформировавшие его", как методическое пособие к уроку в 8 классе.

Учебная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерной программы  Microsoft PowerPoint. Данным учебным пособием может воспользоваться преподав...

Методическое пособие по тему «Человек и природа» Модальные глаголы.

Методическое пособие по тему «Человек и природа» Модальные глаголы....