лабораторные и практические работы по биологии. 70 часов
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Анучкина Наталья Васильевна

лабораторные и практические работы по биологии для 6 класса (программа Пасечник В.В.) собраны в одну тетрадь, которую можно распечатать для учащихся и задания, предложенные в тетради сократят время требуемое на оформление работы, освободив время для выполнения настоящей практической части лабораторной или практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tetrad_6_klass_70_chasov.doc665 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторные и практические работы

по биологии                       6 класс «__»

 

2014 – 2015 учебный год

Вводное тестирование __________________________

Для вводного тестирования использовались вопросы раздела «Проверь себя» Рабочей тетради Природоведение. Природа живая и неживая, В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, М:, Дрофа 2011

 

  1. Подчеркните правильные ответы:
  1. Состояние воды может переходить из

а) твердого в жидкое     б) жидкого в газообразное  в) газообразного в жидкое  

г) жидкого в твердое д) твердого в газообразное

  1. Приборы, с помощью которых изучают организмы:

а) гномон       б) телескоп              в)микроскоп  

               

г) компас              д) лупа

  1. Допишите составляющие почвы: глина, воздух, органические вещества, _______________________________ .

  1. Составьте схему, используя понятия: органические вещества, белки, жиры, вода, минеральные вещества, соль, сахара (углеводы), вещества.

  1. Дополните схему строения клетки:  

 

Клетка

….

  1. Установите соответствие между понятиями:

а) питание

б) дыхание

в) фотосинтез

г) размножение

  1. Животные
  2. Минералы
  3. Растения

а

б

в

г

  1. Назовите признаки характерные только для растений.

_________________________________________________

  1. Назовите грибы – двойники ___________________________________________________________________

  1. Укажите последовательность звеньев пищевой цепи или сети:  медведь, лиса,  клевер, волк,  заяц

Лабораторная работа 1. ________________

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Цель: ознакомление с простейшими правилами проведения фенологических наблюдений и обучение основам ведения дневника наблюдений

Ход работы:        Работа выполняется группами  в поселковом парке.

Задание 1

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней и начался листопад.  
  2. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?

Задание 2

1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (береза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине парка), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.

2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Задание 3

1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.

2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Задание 4

1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

Задание 5

1. Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.

2. Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.

По результатам выполнения заданий и заслушивания отчетов каждой группы заполните таблицу:

Параметры для наблюдений

Результаты наблюдения

1

Деревья,  у которых начался листопад

2

Участки кроны с обильным листопадом

3

Места роста растения с активным листопадом

4

Растения в состоянии цветения

5

Растения в состоянии плодоношения

6

Примеры приспособлений у животных к сезонным изменениям в природе

Лабораторная работа №2.  _______________________________

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток  с помощью лупы.

Цель: изучение устройства лупы и светового микроскопа, ознакомление с правилами работы с ними. Рассматривание клеток  помощью лупы.  

Ход работы.

  1. Изучили строение ручной лупы и светового микроскопа (учебник и рабочая тетрадь)  
  2. Ознакомились с многообразием видов увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Выяснили, как подготовить микроскоп к работе и определить степень увеличения.
  3. Основные части микроскопа:

Тубус –   , окуляр -    , объектив -    , предметный                                          столик -    ,штатив -    , винты -     , система подсветки -    .

  1. Используя лупу, рассмотрели и зарисовали клетки яблока.

 

Вывод: Увеличительные приборы (лупа и микроскоп) позволяют рассмотреть клетки организма. Мой микроскоп увеличивает в ___ раз (окуляр - ____, объектив - ____)

Лабораторная работа №3. _________________________

Приготовление препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом.  

Цель: изучение последовательности приготовления препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом

Ход работы.

  1. Приготовили микроскоп к работе.
  2. Используя пинцет, сняли кожицу с внутренней части чешуйки лука и положили в каплю воды на предметном столике. Рассмотрели клетки и зарисовали их.

  

Вывод: световой микроскоп дает возможность рассмотреть строение клеток (увеличение в _____ раз).

Лабораторная работа № 4. _________________________

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом

Цель: ознакомление со строением плесневых  грибов и дрожжей и формирование навыков сравнения информации и выполнения биологического рисунка

Оборудование: микропрепарат "Плесень мукор"; культура дрожжей; микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.

Ход работы.

  1. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.
  2.  Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.

Оформление результатов:

Зарисуйте клетки  грибов: мукор, пеницилл и дрожжи. Заполните таблицу, указав  сходства и различия  клеток грибов.

  1. Гриб
  1. Мукор
  1. Пеницилл
  1. Дрожжи
  1. Рисунок
  1. Особенности строения
  1. Общее в строении

Лабораторная работа5. _____________________________

Изучение строения тел шляпочных грибов.

Цель: ознакомление со строением шляпочных грибов, совершенствование навыков сравнения

Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, набор картинок шляпочных грибов.

Ход работы.

1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.

2. Рассмотрите муляжи и набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте шляпочный  гриб, указав его основные части

2. Выпишите названия пластинчатых и трубчатых грибов, указав на их сходства и различия.

3. Приведите примеры съедобных и ядовитых грибов

4. Какие грибы называются грибами – двойниками?

Лабораторная работа 6. ________________________________

Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей

Цель: ознакомление с особенностями строения водорослей и совершенствование умения устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Оборудование:  вода из аквариума с одноклеточными зелеными  водорослями; предметное и покровное стекла, пипетка; микроскоп; микропрепарат "Спирогира"; «Хламидомонада»; «Хлорелла».

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

Заполните таблицу и сделайте вывод ответив на вопрос: Почему гибель одной клетки хламидомонады и хлореллы приводит к гибели целого организма, а гибель одной клетки спирогиры приводит к её размножению

  1. Водоросль
  1. Рисунок клетки
  1. Место расположения хроматофора
  1. Особенности растительного  организма
  1. Хламидомонада
  1. Хлорелла
  1. Спирогира

Лабораторная работа 7. ___________________

Изучение строения мха (на местных видах).

Цель: ознакомление с внешним и внутренним строением  мхов и совершенствование навыков сравнения

Оборудование: гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум; лупа и микроскоп; микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна"

Ход работы.

  1. Изучите особенности внешнего строения кукушкиного льна  и мха сфагнум на гербарном листе, найдите стебель и листья.
  2. Поместите листья мхов в воду и опишите, что вы наблюдаете
  3. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
  4. Заполните таблицу, указав, почему и кукушкин лен и сфагнум несмотря на различия относят к одной таксономической группе (какой)?

Параметры для сравнения

Мох сфагнум

Мох кукушкин лен

Вывод: мох кукушкин лен и мох сфагнум несмотря на различия в строении и местах обитания относят к одной таксономической группе _________________________ потому, что …

Лабораторная работа 8. ________________

Изучение строения спороносящего папоротника.

Цель: ознакомление со строением папоротникообразных и совершенствование умений выявлять особенности их строения

Оборудование:  гербарные листы  папоротника со спорангиями, гербарий папоротника корневищами и придаточными корнями; лист папоротника (растущего в кабинете биологии); лупа и микроскоп; микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы.

  1. Рассмотрите папоротник, хвощ и плаун на гербарных листах  и отметьте особенности их листьев, стебля, корневища и корней.
  2. Заполните таблицу, самостоятельно определив параметры для сравнения папоротникообразных растений

Параметры для сравнения

Папоротник

Хвощ

Плаун

Лабораторная работа 9. _________________

Изучение строения семян двудольных  и однодольных растений.

Цель: знакомство со строением семян двудольных и однодольных растений.

Оборудование: сухие и  проросшие семена фасоли с различной окраской; микроскоп, лупа; препаровальная игла, пинцет.

Ход работы.

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку.
  2. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.
  3. Рассмотрите внешний вид зерновки пшеницы, отметьте его форму.
  4. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
  5. Подготовьте микроскоп к  работе  и  рассмотрите  микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.
  6. Зарисуйте семя фасоли  и семя пшеницы, подписав их части.

Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным растениям, а пшеницу к однодольным растениям?

Лабораторная работа 10. ________________

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Цель: знакомство с внешним строением корня, учиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их.

Оборудование: проросшие семена тыквы, пшеницы, фасоли; лупа; гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы.

1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.

2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.

2. Заполните таблицу:

          Название растения

Тип корневой системы

Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем.  

Лабораторная работа 11. _____________

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Цель: изучение строение видоизмененных подземных побегов, учиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство.

Оборудование: гербарный лист с корневищным растением; клубень картофеля; луковица лука; лупа.

Ход работы.

1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.

3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и  листья.

Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите  их части.

Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и

докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.

Лабораторная работа № 12.

Изучение строения цветка. Виды соцветий

Цель: познакомиться со строением цветка, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор

Оборудование: модели цветков, гербарные листы и живые цветущие растения

Ход работы:

1. Рассмотрите модель цветка картофеля, тюльпана, яблони, капусты и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все их составные части.

2. Рассмотрите на гербарных листах цветы у разных растений и, пользуясь учебником, установите их особенности.

Оформление результатов:

  1. Запишите в тетрадь формулы цветков, рассмотренных растений

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Зарисуйте схему строения цветка яблони и тюльпана, указав их особенности

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

-         Какие части цветка являются главными? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оборудование: гербарные листы растений с разными соцветиями.

Ход работы:

1. Рассмотрите модели соцветий и, пользуясь рисунком в учебнике, определите их.

2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.

Оформление результатов:               Заполните в тетради таблицу:

Название растения

Название соцветия

Схематический рисунок соцветия

 

 

 

 Сделайте вывод, ответив на вопрос:  Какова роль соцветий в жизни растения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа  № 13. _________________________

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Цель: познакомиться с разнообразием плодов, научиться их сравнивать

Оборудование: карточка с рисунками плодов и муляжи плодов и натуральные плоды с/х растений.

Ход работы:

1. Рассмотрите плоды.

2. Определите какие из них сухие, а какие сочные.

  Разделите их на односемянные и многосемянные.

Оформление результатов:     заполните таблицу

 Название растения

 

 

Плод

Название плода и его схематический рисунок

 

сухой или

сочный

односемянной или

многосемянной

 

 

 

 

Сделайте вывод, в котором объясните, чем плоды отличаются от других органов растения, сравните сухие и сочные плоды и укажите, зачем растениям нужны плоды?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа 14. ______________________

Передвижение воды и питательных веществ по древесине.

Цель: формирование представлений о проводящей функции стебля.

Оборудование: живые побеги липы (тополя), стакан с водой, подкрашенной чернилами.

Ход работы.

  1. Рассмотрите поперечный срез побега, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой окрасился.
  2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился.
  3. Прочитайте в учебнике, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.  

Оформление результатов:

1. Зарисуйте срезы.

Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Практическая работа № 1.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Цель: учиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.

Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).

Ход работы.

1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист;  поставьте черенки на 1/3 в воду.

2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте  в  неглубокую воду.

3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые  черенки  длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх  и  низ черенков!).

Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых

Практическая работа № 2.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Цель: учиться определять всхожесть семян и их посев, вести наблюдения за прорастанием семян.

Оборудование: семена растений, тарелка, кусочек фильтрованной бумаги.

Ход работы.

  1. Определение всхожести семян проращиванием.

Опыт. Учащиеся кладут на тарелку стеклянную опрокинутое кверху дном блюдечко, помещают на пластинку кусочек фильтровальной бумаги так, чтобы спускающиеся с двух сторон края их касались дна тарелки. Смачивают бумагу или тряпочку водой и наливают воду на дно тарелки. Укладывают на подготовленное место сто семян рядами. Поддонник накрывают другим поддонником и ставят в теплое место (температура   15-20°С). Подсчитывают через каждый день число проросших семян, удаляя их из поддонника, записывают в тетрадь. Загнившие семена также удаляют, подсчитав их число. После 12-13 наблюдений, когда не обнаруживается уже проросших семян, опыт закончен. Теперь определяют процент всхожести семян, как описано в учебнике ботаники или в следующем опыте.

Для посева используют семена с высоким процентом всхожести.

2. Определение всхожести семян путем окрашивания зародыша.

В предыдущем опыте процесс определения всхожести семян занимал 5-10 и более дней. Учащимся будет интересно познакомиться со способом определения всхожести семян в течение 10-15 ч. предложенным Н. М. Верзилиным.

Для проведения этого опыта учащиеся берут определенное число семян пшеницы, помещают в стакан и заливают свекловичным соком, приготовленным заранее следующим способом. Свеклу следует натереть на терке, из полученной массы выжать сок и процедить без добавления воды, семена выдержать в соке 10-15 ч.

Затем слить красители, тщательно промывают се мена водой и каждое семя разрезать через зародыш скальпелем. Мертвый зародыш окрашивается, а здоровый нет. По количеству окрашенных и неокрашенных семян подсчитывают и выводят процент всхожести.

Для проверки этого способа параллельно ведут проращивание таких же семян обычным способом. Это дает возможность сравнить результаты.

Пример. Взяли 200 семян пшеницы и залили в стаканы, свекловичным соком. После вскрытия оказались неокрашенными 196, окрашенными - 4. Учащиеся составляют пропорцию:

200-100%               196-100  

196-х        откуда х =      200           = 98%

Процент всхожести семян — 98%.

Оформление результатов.

После окончания работы организуется отчет о результатах опытов.

Результаты опытов учащиеся представляют в виде таблицы или графика с изображением, как шло прорастание семян различных видов растений по дням.

2. Посев семян.

Пронаблюдайте за  прорастанием семян (запишите даты появления первых всходов) и сделайте вывод.

Лабораторная работа 15. ______________________

Лабораторная работа № 14.

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,

            закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

            и доказывать принадлежность растений к определённому классу.

Оборудование: определительные карточки;

              гербарные листы с растениями из разных семейств;

              лупа.

Ход работы.

         После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.

Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.

Сделайте вывод, указав к какому классу, относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.

                               

Лабораторная работа № 16. ______________________________

Изучение особенностей строения растений разных экологических групп

Цель: научиться пользоваться определительной карточкой, закрепить умение выявлять у растений особенности строения и доказывать принадлежность растений к определённому классу и экологической группе

Оборудование:  определительные карточки; гербарные листы с растениями из разных отделов, классов и экологических групп; лупа.

Ход работы: После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.

Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения отдела, класса и экологической группы  растения и напишите название этого растения.

Сделайте вывод, указав, к какому отделу и классу относится это растение. Докажите, что у данного растения имеются особенности строения указывающие на принадлежность растения к определенной экологической группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перечень лабораторных и практических работ по биологии

Перечень лабораторных и практических работ рекомендованных для проведения в 6-11 классах по биологии, с обязательной регистрацией в журнале (по технике безопасности  при проведении лабораторных и...

Лабораторные и практические работы по биологии 11 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 11 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

Лабораторные и практические работы по биологии 10 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 10 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах

Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые  у учащихся навыкиОсобенности организации работы  Демонстрационный опы...

График лабораторных и практических работ по биологии

График лабораторных и практических работ по биологии в 6-11 классах линия Пасечника В.В....

Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс

Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс...

Методологическая роль лабораторных и практических работ по биологии в рамках ФГОС.

Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили  метод самостоятельного получения их в ...