МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах
методическая разработка по биологии по теме

Хазиева Лейсан Маратовна

Практическая часть представлена следующими видами работ:

 

Вид учебной деятельности

Цель организации.

Формируемые  у учащихся навыки

Особенности организации работы

 
 

Демонстрационный опыт

Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов.

Формирование навыков проведения  наблюдения, опыта.

Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания

 

Практические работы

Применение теоретических навыков на практике.  Проведение простейших экспериментов.

Формирование навыков проведения  наблюдения статических и динамических объектов, описание,   инструментальные методы.

В 6-7 классах  – организация учащимися  самостоятельных  долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры  публичных выступлений учащихся.

 

Лабораторные работы

Исследовательская работа учащихся на уроке.

Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся.

 

Проводятся на уроке.

Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод. 

 

Экскурсии

Особая форма урока – экскурсия. Основная цель -  показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе.

Формирование экологической  и исследовательской культуры школьников, навыков  проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций,  аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы

Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений и навыков. Оценивание  результатов творческих отчетов учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ  И  ПРОВЕДЕНИЮ  ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  ПО БИОЛОГИИ

в 6-11 классах

Практическая часть представлена следующими видами работ:

Вид учебной деятельности

Цель организации.

Формируемые  у учащихся навыки

Особенности организации работы

Демонстрационный опыт

Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов.

Формирование навыков проведения  наблюдения, опыта.

Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания

Практические работы

Применение теоретических навыков на практике.  Проведение простейших экспериментов.

Формирование навыков проведения  наблюдения статических и динамических объектов, описание,   инструментальные методы.

В 6-7 классах  – организация учащимися  самостоятельных  долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры  публичных выступлений учащихся.

Лабораторные работы

Исследовательская работа учащихся на уроке.

Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся.

Проводятся на уроке.

Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод.  

Экскурсии

Особая форма урока – экскурсия. Основная цель -  показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе.

Формирование экологической  и исследовательской культуры школьников, навыков  проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций,  аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы

Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений и навыков. Оценивание  результатов творческих отчетов учащихся.

При оценивании  работ биологического практикума целесообразно учитывать:

  1. Умение определять этапы работы, их выполнение.
  2. Самостоятельный подбор оборудования и материалов.
  3. Организация рабочего места.
  4. Самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков.
  5. Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте.
  6. Отношение к труду, соблюдение правил трудовой дисциплины.
  7. Умение анализировать полученные результаты работы.
  8. Оформление отчета о выполненной работе.

Отчеты по результатам обязательных практических и лабораторных работ по биологии проверяются у каждого ученика и отметки выставляются в журнал. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. По результатам контрольных работ учащимся 6-11 классов выставляются отметки в баллах в тетради. Эти отметки заносятся в классный журнал соответствующих классов.   Отметка за выполнение обучающей письменной работы выставляется на усмотрение учителя и должна носить стимулирующий характер.

Для необязательных лабораторных, практических работ оценивание деятельности и результатов работы каждого ученика не обязательно.

В данных рекомендациях представлен перечень обязательных лабораторных  и практических работ.

Следует отметить, что формулировки обязательных лабораторных и практических работ должны соответствовать приводимым в данном издании, формулировки лабораторных работ не являющихся обязательными, должны по смыслу, но не обязательно дословно, совпадать с приводимыми в авторских и (или) примерных программах, так как предполагается возможность комбинирования некоторых лабораторных работ.

Перечень обязательных лабораторных и практических работ

6 класс

Лабораторные работы:

  1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
  2. Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)
  3. Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)
  4. Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)

Практические работы:

  1. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений
  2. Размножение комнатных растений
  3. Наблюдение за ростом и развитием растений

7 класс

Лабораторные работы:

  1. Изучение особенностей строения и жизни моллюсков
  2. Изучение внешнего строения членистоногих (ракообразных или насекомых)
  3. Изучение внешнего строения рыб в связи с образом жизни
  4. Изучение внутреннего строения рыб
  5. Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Практические работы:

  1. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных

8 класс

Лабораторные работы:

  1. Изучение микроскопического строения тканей
  2. Изучение действия слюны на крахмал

Практические работы:

  1. Измерение S поверхности тела по массе и росту своего организма
  2. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
  3. Определение нарушений осанки и плоскостопия
  4. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мыщц
  5. Определение норм рационального питания

9 класс

Лабораторные работы:

  1. Сравнение строения клеток растений и  животных
  2. Определение каталитической активности пероксидазы

Практические работы:

  1. Выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания
  2. Составление простейших схем скрещивания
  3. Решение элементарных генетических задач
  4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
  5. Решение экологических задач

10 -11 класс Базовый уровень

(Распределение лабораторных и практических работ между 10 и 11 классами зависит от УМК, по которому работает ОУ)

Лабораторные работы:

  1. Определение каталитической активности пероксидазы
  2. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
  3. Сравнение строения клеток растений и животных
  4. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
  5. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и
  6. описание
  7. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
  8. Опыты по определению каталитической активности ферментов
  9. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
  10. Изучение клеток дрожжей под микроскопом
  11. Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
  12. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
  13. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
  14. Сравнение процессов брожения и дыхания
  15. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
  16. Сравнение процессов митоза и мейоза
  17. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

Практические работы:

  1. Составление простейших схем скрещивания
  2. Решение элементарных генетических задач
  3. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
  4. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
  5. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
  6. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
  7. Выявление изменчивости у особей одного вида
  8. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
  9. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
  10. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
  11. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
  12. Решение экологических задач

10 - 11 класс Профильный уровень

(Распределение лабораторных и практических работ между 10 и 11 классами зависит от УМК, по которому работает ОУ)

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
  2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
  3. Опыты по определению каталитической активности ферментов
  4. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
  5. Изучение клеток дрожжей под микроскопом
  6. Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
  7. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
  8. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Практические работы:

  1. Сравнение процессов брожения и дыхания
  2. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
  3. Сравнение процессов митоза и мейоза
  4. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
  5. Сравнение процессов бесполого и полового размножения
  6. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных
  7. Сравнительная характеристика пород (сортов)
  8. Составление схем скрещивания
  9. Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание
  10. Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков
  11. Решение генетических задач на сцепленное наследование
  12. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом
  13. Решение генетических задач на взаимодействие генов
  14. Построение вариационного ряда и вариационной кривой
  15. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
  16. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
  17. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
  18. Выявление изменчивости у особей одного вида
  19. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
  20. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
  21. Сравнение процессов экологического и географического видообразования
  22. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции
  23. Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции
  24. Выявление ароморфозов у растений
  25. Выявление идиоадаптаций у растений
  26. Выявление ароморфозов у животных
  27. Выявление идиоадаптаций у животных
  28. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
  29. Движущие силы антропогенеза
  30. Происхождение человека
  31. Происхождение человеческих рас
  32. Анализ и оценка различных гипотез
  33. Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас
  34. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
  35. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
  36. Решение экологических задач
  37. Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных
  38. экологических факторов. Выявление абиотических и биотических компонентов
  39. экосистем (на отдельных примерах).
  40. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
  41. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).
  42. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
  43. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
  44. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
  45. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.
  46. Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота.
  47. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Контрольные работы по биологии соответствуют тематическому или промежуточному контролю, проводятся письменно и должны включать задания всех уровней усвоения материала (количество заданий каждого уровня определяет учитель).

В журнал записывается номер и тема контрольной работы. Например: контрольная работа № 1 по темам «Общий обзор организма. Нервная система», контрольная работа № 2 по теме «Вегетативные органы растения», контрольная работа № 1 по разделу «Зоология беспозвоночных». Сроки проведения контрольной работы и ее тематика определяются учителем биологии на основе календарно-тематического планирования. График проведения контрольных работ  составляется и утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.

Для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ учащимся рекомендуется иметь следующее количество тетрадей по учебному предмету «Биология» - 1 тетрадь для обучающих, лабораторных и практических работ и 1 тетрадь – для контрольных работ. Разрешается использовать для обучающих, практических, лабораторных работ и экспериментальных исследований тетради на печатной основе.

Тетради для контрольных работ сохраняются в общеобразовательном учреждении на протяжении учебного года и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ.

Тематический контроль, который проводится в письменном виде, оформляется в рабочей тетради или в тетради для контрольных работ.

В рабочих тетрадях по биологии  при выполнении классных обучающих письменных работ слова «Классная работа» не пишутся, а сразу записывается тема на той же строчке, на которой на полях записана дата.

Тетради, в которых выполняются обучающие работы учащихся по учебному предмету «Биология» проверяются во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого ученика должна проверяться не менее одного раза в месяц. Если отметку за работу выставить невозможно, например, из-за ее незначительности или маленького объема, в тетради исправляются ошибки, но не делается никаких пометок учителем.

Названия учебных предметов в журнале пишутся с маленькой буквы на всех страницах. Каждая тема урока и домашнее задание записываются с большой буквы. В журнале следует делать запись вида работы и ее темы. Например: Практическая работа № 4. Изучение приспособленности организмов к экологическим факторам.

При записи темы урока в журнале можно использовать короткие записи и сокращения, в соответствии с правилами орфографии.

В графе «Домашнее задание» записывается с большой буквы содержание задания. Например: Отчет об экскурсии, или: §8, вопрос 3 – письменно.

В классный журнал записывается только обязательное домашнее задание, которое должно быть выполнено каждым учеником. Дифференцированные задания в журнал не вносятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 10 классе «Онтогенез. Практическая работа №1 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм»

Учащимся, интересующихся предметом было предложено опережающее задание по выявлению мутагенов в окружающей среде, результатом которых было создание презентаций. Для выполнения практической работ...

Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».

Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...

Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение

Разработка методической темы "Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение" содержит инструктивные карточки к лабораторным работам по курсу "Человек" к учебнику авторов...

Практическая работа по биологии "Ткани", 8 класс

Данный материал может использоваться на практических занятиях по биологии для изучения основных типов тканей. Он содержит инструкции по выполнению работы, форму отчета, а также иллюстративный материал...

Ответы на практические задания к экзаменационным билетам по биологии для 9 класса (ГИА), ДНР

Ответы на экзаменационные билеты по биологии для 9 класса (практическая часть)....

Сборник лабораторных и практических работ по биологии. 5-6 классы

Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 5х и 6х классов содержит цели работы, перечень необходимого оборудования, подробно расписан ход выполнения работы, даны рекомендации к выплнен...