Главные вкладки

    Ответы на практические задания к экзаменационным билетам по биологии для 9 класса (ГИА), ДНР
    материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему

    Сорокина  Светлана  Васильевна

    Ответы на экзаменационные билеты по биологии для 9 класса (практическая часть).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otvety_na_prakticheskie_zadaniya_po_biologii_gia_9_kl.docx371.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

    ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Практические задания по теме «Обмен веществ»

    Практическое задание 1.1. Чем должен различаться пищевой рацион людей, занимающихся умственным трудом, и людей, занимающихся тяжёлым физическим трудом?

    Ответ:

            Работа нашего организма напрямую зависит от полноценного питания. Особенно важно придерживаться его в период умственных и физических нагрузок. Организм вследствие усиленной нагрузки требует дополнительной подпитки. Даже при тяжелом умственном и физическом труде можно повысить его работоспособность, энергию, улучшить память, внимательность, концентрацию внимания. При физических и умственных нагрузках питание должно быть максимально сбалансированным.
    Для улучшения работоспособности мозга нужно выбрать органические и качественные продукты питания. 
    Среди них такие продукты:
    1. Жирные сорта рыбы, такие как форель, лосось, сардина. Эти обитатели водной стихии богаты такими жирными кислотами, как омега-3. Ученые утверждают, что регулярное употребление жирных сортов рыбы способствует улучшению мозговой деятельности.

     2. Листовые зеленые овощи. Например, шпинат и все виды капусты. Эти овощи богаты витаминами В6, В12 и фолиевой кислотой.

    3. Томаты. Эти овощи богаты полезными веществами, которые защищают клетки от действия свободных радикалов и токсинов, тем самым улучшая кровообращение и работу полушарий мозга.

    4. Грецкие орехи. Они занимают первенство по содержанию в них жирных кислот омега-3. Регулярное их употребление способствует концентрации внимания и улучшению памяти. В орехах также имеется витамин Е, он препятствует развитию возрастных заболеваний мозга.

    5. Яйца. Это ценный источник белка и витамина В4. Кроме того, что этот витамин помогает улучшить память, он еще и регулирует сон человека и его эмоциональное поведение. Так что ешьте яйца, и вы всегда будете пребывать в отличном настроении и хорошо спать, несмотря на то, что ваш мозг постоянно усиленно работает.

    6. Каши. Больше всего подходит овсяная и рисовая. В них присущи сложные углеводы, которые способствуют активизации энергии и ускорению процесса «переваривания» новой информации.

          Иногда при тяжелом умственном труде нам советуют съесть чего-нибудь сладкого или попить сладкого чаю. Сахар, попадая в кровь, быстро активизирует работу мозга, но инсулин с не меньшей скоростью поглощает этот сахар, вследствие чего работоспособность снова падает.

    Питание при физических нагрузках

    Питание при таком виде нагрузок следует разделить на три этапа:

    1) до нагрузок

    2) во время работы

    3) после нагрузок.

        1) Для прибавления силы и энергии организму требуется много углеводов. За три часа до начала физических нагрузок вам следует пополнить его запас «медленными» углеводами, которые будут долго перерабатываться. К таким продуктам относятся: хлебобулочные изделия, картофель и макароны. Также вам потребуется белковая пища: мясо, яйца, рыба. Овощи тоже окажут положительный эффект на вашу работоспособность. Не рекомендуется только употреблять сладости.

           2) Во время физических нагрузок лучше ничего не кушать. А пить следует столько, сколько требует организм. При физнагрузках он теряет много жидкости, что может привести к ухудшению самочувствия и даже обморочным состояниям.

           3) После физической работы тоже следует подобрать правильное питание. Если вы обеспечите себя углеводами и белками, то такая пища пойдет на восстановление и рост мышечной массы. В таком случае это большой плюс для тех, кто пытается сбросить лишние килограммы, так как мышечная масса заменяет жировую. После физической работы следует восстановить содержание аминокислот и употреблять такие продукты: орехи, мясо, рыбу, птицу. С целью восстановления уровня гликогена в печени следует есть хлеб грубого помола и каши.

    Практическое задание 1.2. Во время выполнения контрольной работы ученик потерял 600 кДж энергии, 30% которой выделилось в окружающую среду через пот. Определите количество выделившегося пота организмом ученика (на выделение 1 г пота затрачивается 2,4 кДж энергии). Почему во время контрольной работы потоотделение у ученика увеличилось?

    Ответ: 

    Решение

    1)Узнаем, сколько энергии выделилось с потом:

    2)Посчитаем количество пота:

    Ответ: 75 г.

                 Контрольная  работа – это  стрессовая ситуация   для  ученика. Зачастую основной причиной повышенной потливости является стресс и волнение. Они негативно сказываются на работе нервной системы человека, в результате чего ускоряется дыхание, увеличивается сердцебиение, нарушается аппетит. При  стрессовых реакциях  активируется симпатическая нервная система. Деятельность  симпатической  нервной  системы  направлена на энергетическое обеспечение организма при эмоциональных реакциях.  Нервная система отвечает  за теплорегуляцию организма, поэтому отвечает и за работу сальных желез. В состоянии стресса работа желез заметно ускоряется, и потливость усиливается.

    Практическое задание 1.3. Курение негативно влияет на обмен веществ. Определите, сколько мг витамина С теряет организм при выкуривании пачки сигарет (20 шт.), если одна выкуренная сигарета разрушает 25 мг этого витамина. Скольким суточным нормам употребления витамина это равно, если среднесуточная потребность у человека в этом витамине составляет 50 мг? К каким последствиям в связи с этим может привести регулярное курение?

    Ответ:

    Решение

    1)Сколько витамина С разрушает пачка сигарет:

    20*25 мг=500 мг

    2)Скольким суточным нормам витамина С это равно:

    500 мг/50 мг=10

    Ответ:500 мг витамина С, 10 суточных норм.

    Витамин С (аскорбиновая кислота) – это жирорастворимый витамин, который влияет на различные процессы, происходящие в организме человека. В частности он влияет на синтез коллагена, участвует в регуляции окислительно-восстановительных процессов, оказывает противовоспалительное  действие, повышает устойчивость организма к различным инфекциям, необходимо для кроветворения.                                 Дефицит витамина С может быть двух видов

    • Выраженный – имеет такие симптомы, как мышечные боли, апатию, вялость, сухость кожи, ломоту и слабость, а также кровоточивость десен;
    • Острый – характерны следующие признаки: выпадение зубов, болезни сердца, гипотония, нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта и кровоизлияния в области подкожной клетчатки.

         Острая форма дефицита аскорбиновой кислоты может привести к серьезным последствиям – заболеванию под названием цинга.

          Ионы металла, содержащиеся в сигаретном дыме, разрушают витамин С в организме. Вследствие этого у курильщиков развивается дефицит аскорбиновой кислоты, который может стать одной из причин снижения иммунитета. В организме могут появиться внутренние кровоизлияния, начинают кровоточить десны, долго заживают раны, замедляется рост волос. Дефицит этого витамина вызывает мигрень, астению, боли в костях.

     Практическое задание 1.4. На рисунке приведена пирамида питания - схематически изображенная структура правильного питания, разработанная диетологами. Используя пирамиду, сформулируйте основные правила рационального питания.
    Ответ:

         Эта пирамида была разработана американскими диетологами Гарвардской школы общественного здоровья. Первый ее вариант, опубликованный в 1992 году, представлял собой поделенную на ярусы пирамиду. В основание пирамиды легли ежедневные физические нагрузки и контроль веса, а также достаточное потребление жидкости (не менее 1,5 л в день для женщин и 2 л для мужчин). Далее каждый ярус занимала та или иная группа продуктов.


    Гарвардская пирамида здорового питания

    Продукты распределялись по «этажам» следующим образом:

    1-й – Цельнозерновые  продукты, хлеб грубого помола, каши, отруби, неочищенный (бурый) рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки; растительные масла (соевое, оливковое, подсолнечное, рапсовое, кукурузное, арахисовое и другие). Продукты данной группы следует употреблять каждый день.

    2-й – Овощи (в изобилии), фрукты, ягоды (2-3 порции ежедневно).

    3-й – Орехи, бобовые (1-3 порции).

    4-й – Рыба, птица (лучше филе без кожи), яйца (0-2 порции каждый день).

    5-й – Молоко и молочные продукты (1-2 порции).

    6-й – Красное мясо, колбасы, сливочное масло, маргарин, сладости, картофель, белый хлеб и рис, газированные напитки  (употреблять крайне редко).

           Таким образом, главный принцип пищевой пирамиды заключался в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще. Чем дальше от основания находятся продукты, тем меньшее место они должны занимать в нашем рационе. А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.

    Пирамида здорового питания получила широкое признание в мире и используется  в качестве пирамиды рационального питания.

    Вот 5 золотых правил или принципов пирамиды питания:

    1. Разнообразие.

    2. Пропорциональность.

    3. Индивидуальность.

    4. Умеренность.

    5. Двигательная активность.

     Практическое задание 1.5. На рисунке изображены продукты. Источниками, каких витаминов и элементов могут служить приведенные продукты. Укажите значение для организма этих витаминов.

    Ответ:

    Витамин А:  Печень, почки, жирная рыба (сельдь), яйца, масло растительное, молочные продукты для кожи, зрения, роста, иммунитета, слизистых оболочек.

    Провитамин  А: Овощи: морковь, шпинат, горох, капуста, брокколи. Фрукты: персик, дыня. Ягоды - шиповник, облепиха. для зрения, антиоксидантной защиты клеток организма, повышения иммунитета.

    Витамин В 1: Мясо, субпродукты, рис, фасоль, горох, зерновые, черный хлеб, желток, орехи.  Для функциональной работы нервной системы и работы мускулов, для роста, выработки энергии.

     Витамин В 2: Печень, мясо, рыба, птица, молочные продукты, шпинат, брокколи, грибы, желток  яиц, дрожжи для роста и выработки энергии в организме.

     Витамин В 3: Мясо, субпродукты, птица, яйца, рыба, продукты из немолотого зерна, орехи, зеленые овощи, молоко. Выработка энергии организмом, снижение уровня холестерина.

     Витамин В 5: Мясо, субпродукты, яичный желток, зерновые продукты, картофель, фасоль, арахис для здоровья кожи, роста и здоровья волос, усвоения белков, жиров и углеводов.

     Витамин В 6: Мясо, печенка, яичный желток, рыба, дрожжи, арахис, картофель, овощи, хлеб из муки грубого помола. Для усвоения углеводов и жиров и работы ферментов.

    Витамин В 12: Мясо, печенка, почки, молоко, сыр, свекла, рыба, яйца, креветки для профилактики анемии, для работы нервной системы.

     Витамин С: Свежие овощи и фрукты, особенно цитрусовые, шиповник, киви, черная смородина, перец для клеточной защиты от окисления, для защиты кожи, костей, зубов. 

    Витамин Д:  Жирная рыба, рыбий жир, яйца, молоко, сыр для усвоения кальция и фосфора, для роста зубов и ногтей. 

    Витамин Е: Печенка, мясо, яйца, жирная рыба, орехи, растительные масла, продукты из немолотого зерна для клеточной защиты от окисления, для быстрого заживления ран.

     Фолиевая кислота: Печенка, продукты из немолотого зерна, листовые овощи, орехи для роста, профилактики анемии и функций деторождения.

    2. Практические задания по теме «Здоровье человека»

    Практическое задание 2.1. Во время работы в одной из развивающихся стран Африки к вам на прием привели больного, у которого наблюдается мышечная слабость, истощение, умственная депрессия, нарастающая сонливость. Вы направили больного в лабораторию, где в мазках крови были обнаружены паразиты с одним жгутиком и ундулирующей мембраной. Это подтвердило предварительный диагноз. Каким заболеванием страдает больной? Назовите основные признаки, на основании которых были установлены предварительный и окончательный диагнозы.

    Ответ:

    Паразиты с одним жгутиком и ундулирующей мембраной – это простейшие вида Trypanosoma  (трипаносома).  Они обычно передаются через укус инфицированной мухи цеце и чаще всего встречаются в сельской местности в странах Центральной  Африки.  Вызывают  заболевание – сонная  болезнь (африканский  трипаносомоз). Основные  признаки, на основании которых был поставлен предварительный диагноз:

    1. мышечная слабость;

    2. истощение;

    3. умственная депрессия;

    4. нарастающая сонливость.

    Практическое задание 2.2. У человека обнаружены больные почки. А врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и воспаление лимфатических узлов в глотке – ангину. Объясните, почему врач дает такую рекомендацию больному.

    Ответ:

              Ангина, как самостоятельное заболевание, не несёт серьёзной угрозы для организма. Куда более опасным является осложнение на почки, которое возникает, как следствие болезни. Ангина — воспалительный процесс, который характеризуется резким подъемом температуры и белым налетом на миндалинах. Кроме этого, у человека очень болит и першит горло. При этом иммунная система больного начинает активно вырабатывать антитела к инфекции. Антитела представляют собой белки, задача которых состоит в уничтожении чужеродных антигенов. Но стрептококки, возбудители ангины, имеют в своем составе антигены, схожие с почечными, сердечными и другими тканями организма. Поэтому, когда иммунитет начинает атаковать чужеродные микроорганизмы, он может случайно уничтожать и ткани органов. Как следствие, это приводит к осложнениям.

            Зуб – это живой организм, который тесно связан с другими тканями и системами, и инфекция, его разрушающая, вполне может распространиться дальше. Через пульпу, которую пронизывают нервы и кровеносные сосуды и которая в здоровом состоянии работает как биологический барьер, инфекция попадает в кровоток. Добравшись с током крови до ПОЧЕК, инфекция может стать причиной пиелонефрита. Долгое время этот очаг воспаления может тлеть в почках практически без симптомов и привести к трагедии: среди осложнений пиелонефрита – почечная недостаточность.

    Практическое задание 2.3. Учёные утверждают, что индивидуальное здоровье человека зависит в первую очередь от его образа жизни. Какими конкретными примерами это утверждение можно доказать? Какие ещё факторы влияют на здоровье человека?

    Ответ:

    Здоровье – самая большая ценность всех людей.  Здоровый образ жизни является настоящей панацеей от многих бед и заболеваний. Он подразумевает:

    1)сбалансированное питание,

    2)занятия спортом,

    3) налаженный режим дня,

    4)позитивный настрой на жизнь,

    5)отсутствие вредных привычек,

    6)ответственность за собственное здоровье.

    Здоровый образ жизни – предпосылка и необходимое условие для:

    • Полноценного развития самых разных сторон человеческой жизнедеятельности;
    • Достижение человеком активного долголетия;
    • Активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.

             Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит именно от образа жизни, остальные факторы влияния распределяются следующим образом: окружающая  среда – 20%, генетическая  база – 20%, уровень  здравоохранения – 10%.

    Практическое задание 2.4. При  обследовании  методом  подногтевого соскоба в детском саду у двух детей обнаружены яйца остриц. Медицинская сестра направила обоих детей на лечение по поводу энтеробиоза. Оцените действие медицинской сестры.

    Ответ:

    Энтеробиоз считают детским заболеванием, так как именно у них большой риск заразиться острицами. Дети чаще заражаются, т.к. они часто берут в рот пальцы, игрушки, грызут ногти. Острицы могут механически повреждать стенки кишечника, отравлять организм человека своими продуктами обмена, могут вызывать воспаление червеобразного отростка слепой кишки (аппендицит). Оплодотворенные самки остриц (обычно ночью) мигрируют к анальному отверстию хозяина и откладывают вокруг него яйца. При этом паразиты раздражают кожу, вызывают сильный зуд. Дети расчесывают эти места руками, и яйца остриц снова попадают в рот ребенка. Так происходит постоянное перезаражение организма. Поэтому медицинская сестра поступила правильно, поскольку эти дети могут стать источником заражения окружающих.  Кроме того, необходимо предпринять профилактические  меры.

    В основу профилактики входит соблюдение правил гигиены. Требуется регулярно мыть руки после посещения общественных мест, прихода с улицы и перед приёмом пищи. Обязательно вымыть руки с мылом после туалета. Детям важно обстригать коротко ногти. Чаще проводить влажную уборку с хлоросодержащими средствами. Если придерживаться этих элементарных правил, то можно значительно снизить риск заболевания.

    Практическое задание 2.5. Однажды в больницу был доставлен человек. Его грудная клетка была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались невредимыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?

    Ответ:

    Человек умер от нарушения герметичности грудной (плевральной) полости (пневмоторакс). Герметичность необходима для осуществления дыхательных движений. Во время вдоха грудная клетка расширяется, давление в полости снижается, в это время лёгкие заполняются воздухом. Во время выдоха, грудная клетка сжимается, давление в полости становится выше, чем в атмосферном воздухе, воздух стремится из лёгких наружу.

    Удушье настало в результате не возможности произвести вдох, т.к. отсутствовала разница давлений в полости, где находятся легкие и внешней средой. 

    Практическое задание 2.6. Во время аварии у человека был повреждён спинной мозг. Какие последствия для здоровья и дальнейшей жизнедеятельности могут иметь место?

    Ответ:

         Человеческий спинной мозг выполняет функцию координатора работы органов и мышц, через него информация ото всех частей тела поступает в головной мозг.

            Хотя спинной мозг, так же, как и головной мозг, является наиболее защищенным органом человека, при резком и неожиданном повороте корпуса может произойти перелом конструкции позвоночника, а микроскопические или крупные осколки позвонков в этом случае повреждают нежную мозговую ткань. В дальнейшем происходит следующее: часть нервных клеток погибает немедленно, другая часть – позднее, вследствие кислородного голодания, а третья – через еще некоторое время из-за запуска программы самоуничтожения клетки.

         Последствия повреждения спинного мозга осколками костных тканей позвоночника могут быть самыми различными и зависят от места повреждения (от временного нарушения двигательных возможностей конечностей до полного обездвиживания или летального исхода). 

    Последствия позвоночно-спинномозговой травмы зависят от двух вещей: от тяжести и характера самой травмы позвоночника и профессиональной  медицинской  помощи. Но чтобы минимизировать последствия травмы спинного мозга, потребуется дальнейшее лечение и реабилитация.

    Практическое задание 2.7. Повреждено левое предплечье. Из раны течет кровь вишневого цвета. Кровотечение сильное, но кровь поступает без толчков, ровной струёй. Определите, какой сосуд поврежден. Какую помощь нужно оказать потерпевшему?

    Ответ:

    Это венозное кровотечение, повреждена вена. В этом случае обрабатывать рану йодом нельзя: надо смазать лишь ее края, затем приготовить стерильную салфетку  (можно из бинта).

    Первая помощь:
    1. Вену нужно пережать. Сделать это надо выше раны. Если действие не помогает и кровотечение не прекращается, нужно придавить место на вене, которое находится ниже места ранения.

    2. Далее рану нужно обязательно промыть. Для этого хорошо воспользоваться любым антисептиком, в том числе и перекисью водорода. Нужно промыть не только саму рану, но и место вокруг нее.

    3. На рану нужно наложить повязку. Она также должна быть смочена в антисептике. Сама же повязка – это бинт или чистая ткань. Приматывается она предельно туго, однако так, чтобы не нарушался кровоток в иных венах, капиллярах и сосудах.

    4. Полностью устранить кровотечение можно методом ушивания раны. 

    Внимание: если происходит венозное кровотечение, наложение жгута в таком случае нецелесообразно. Это еще больше может усилить кровопотерю.

    Практическое задание 2.8. До начала приема пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера рассматривала репродукции картин Рубенса. Ей очень понравился «Портрет свояченицы»: красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой ее красоты. Доктор смотрит на портрет и говорит, что у нее была базедова болезнь и, если бы ее вылечили, она бы была еще красивее. Заболевание какой эндокринной железы диагностировал врач? Какие профилактические меры нужно предпринять для предотвращения заболеваний этой железы?

    Ответ:

    Базедова болезнь, иначе называемая болезнью Грейвса (медицинское название – диффузный токсический зоб) представляет собой заболевание, связанное с отклонением работы щитовидной железы (ее увеличение в размере и чрезмерная выработка гормонов). Чаще всего к неполадкам работы этого органа приводят проблемы, связанные с дефицитом или переизбытком йода в организме, стрессовые ситуации, различные заболевания, носящие инфекционный характер возникновения и радиация.

    Профилактика заболеваний щитовидной железы включает в себя несколько правил, строгое соблюдение которых поможет сохранить организм любого человека:

    • Важное значение в профилактике имеет смена привычного образа жизни. Хорошо помогают регулярные занятия активными видами спорта, например, плавание.
    • Использование йодированной соли, но ее применение должно быть умеренным. В противном случае переизбыток йода будет гарантирован.
    • Следует  избегать различных стрессовых ситуаций и сильных эмоциональных потрясений.
    • Как можно чаще  бывать на свежем воздухе – это полезно для всего организма в целом.
    • В летний период времени, следует помнить, что чрезмерный загар  также способен негативно повлиять не только на щитовидку, но и на весь организм.

    Практическое задание 2.9. Человек часто зевает без видимых причин утром после сна, днем во время работы. Однако в период интенсивной работы такого не наблюдается. Почему?

    Ответ:

          Человек зевает, когда заторможенное состояние клеток коры головного мозга сочетается с накоплением СО 2(углекислого газа) в крови. Зевота – безусловный рефлекс, непроизвольный дыхательный акт, состоящий из глубокого медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Это позволяет обогатить кровь О 2 (кислородом) и освободиться от СО 2. Напряжение мышц  ротовой  полости, лица, шеи, способствует  увеличению скорости кровотока в сосудах, при этом улучшается снабжение мозга питательными веществами  и О 2.

    Практическое задание 2.10. Употребление алкоголя в жаркую погоду резко нарушает теплорегуляцию и способствует наступлению теплового удара. Поясните такое явление.

    Ответ:

    Тепловой удар — болезненное состояние, как следствие длительного пребывания организма под воздействием высокой температуры. Если говорить проще, то тепловой удар является перегревом организма. Прием алкоголя в жару ускоряет наступление теплового удара, так как алкоголь нарушает терморегуляцию всего организма. При употреблении алкоголя происходит расширение сосудов. Алкоголь повышает кровяное давление, создавая дополнительную нагрузку для сосудов и сердца, и нарушает терморегуляцию. Он действует как мочегонное и способствует обезвоживанию.

    Практическое задание 2.11. Деятельность организма обеспечивает нервная система, однако, кожу без преувеличений называют зеркалом организма. Так ли это?

    Ответ:

    Кожа — визитная карточка здоровья человека. Если имеются проблемы с иммунитетом, то их последствия будут «на лице». Желтый или бледный цвет лица, угри, сыпь, покраснения, сухость – это признаки каких-либо болезней. Обычно кожа показывает нарушения в организме, связанные с интоксикацией. Кожа человека отражает «как зеркало» деятельность внутренних органов. Строение кожи настолько сложно, а её жизненные процессы так разнообразны, что малейшая, незначительная причина может вызвать изменения в коже, нарушить её нормальную жизнь, привести к возникновению заболеваний. Любые болезни сначала отражаются внутри нас, а затем появляются на коже. Родинки и бородавки появляются, при наличии вирусов в организме. Сильный рост волос на щеках и над верхней губой свидетельствует о гормональных проблемах; глубокая морщина между глазами - о нарушениях в работе желудка и печени. При этом не обязательно, что вы больны в данный момент, скорее ваш организм склонен к той или иной болезни. Если человек постоянно хмурится - это может привести к дегрессиям или общему недомоганию.

    Цвет кожи лица свидетельствует о состоянии кровообращении, нервной и пищеварительной систем. Яркость цвета связана с циркуляцией крови. Румянец на лице означает здоровье, как тела, так и разума. Бледная кожа характерна для анемии (малокровии) означает упадок энергии, раздражительность, недомогание. Желтоватый цвет лица свидетельствует о заболевании селезенки и желудка. Зеленоватый цвет — о серьезных нарушениях в печени. Красноватый оттенок кожи обычно вызван следующими причинами: перегрев организма или застой кровообращения, лихорадка при гриппе, заболевания сердца (обычно - багровый цвет лица, холодные руки и ноги, редкий стул). Темные круги под глазами говорят о проблемах в почках.

           Нормальный цвет кожи служит оценкой здоровья. На коже напрямую отражается рацион. Витамины, необходимое количество воды сделают кожу свежей и приукрасят здоровым цветом.

    3. Практические задания по теме «Иммунитет»

    Практическое задание 3.1. В медицинской практике врачами используется как дифтерийная сыворотка, так и дифтерийная вакцина. Что происходит в организме при введении дифтерийной сыворотки, а что при введении дифтерийной вакцины?

    Ответ: 

    Вакцинация – введение в организм иммунобиологических средств, стимулирующих формирование специфического иммунитета в отношении определенных болезнетворных микроорганизмов. Противодифтерийная сыворотка представляет собой инъекционный раствор, в состав которого входят антитела, уничтожающие возбудителя дифтерии.
               Препарат (вакцина) из токсина дифтерийной палочки не имеет выраженных токсических свойств, однако способствует выработке в организме антител против возбудителя дифтерии.  После введения препарата в организме синтезируются активные вещества (антитоксины).

    Практическое задание 3.2. Во время инфекционных болезней и воспалительных процессов, как правило, повышается температура тела. Чем это обусловлено? Чем опасно для человека значительное повышение температуры тела (40 С и выше)?

    Ответ: 

               В норме, температура тела взрослого здорового человека в течение суток может изменяться в пределах 35,5 - 37,4 градусов по Цельсию. При попадании в человеческий организм патогенной микрофлоры - вирусов, бактерий, последние распознаются специальными клетками, которые расщепляют их или подают сигнал о выработке специальных веществ, уничтожающих их. При этом активизируются обменные процессы в организме и как следствие - повышается температура тела. Температура, это – явный признак того, что в организме что-то не так, например, начался какой-либо воспалительный процесс. Иначе говоря, повышение температуры - это реакция, сопровождающая иммунный ответ организма на вторжение "врага". Резкий подъём температуры - сильный иммунный ответ, массированная "атака на врага". Таким образом, наш организм увеличивает все свои защитные силы, например скорость выработки антител и интерферона в этот момент увеличивается в несколько раз.  Кроме того – повышение температуры предотвращает размножение вредных микроорганизмов, а также способствует их гибели.

    Повышенная температура сопровождается такой клинической картиной:

    • Общее недомогание, слабость, апатичность.
    • Ломота конечностей, болят мышцы и суставы.
    • Мигрень, резь и боль в глазах.
    • Озноб, лихорадка, головокружение.
    • Сердечная недостаточность, иногда начинается бред и галлюцинации.

    Когда температура тела повышается выше 40 градусов по Цельсию, в организме человека запускаются процессы, несовместимые с жизнью: денатурация белков (свёртывание) крови (т.е. белок сгущается, как обычный яичный белок при варке), в мозге нарушается обмен веществ. Происходит угнетение функционирования центральной нервной системы. Сильный жар в организме ведет к обезвоживанию, нарушается циркуляция крови во внутренних органах (печени, почках, легких), снижается артериальное давление. Вот почему, очень важно контролировать температуру тела во время лихорадки и своевременно предпринять все возможные меры для того, чтобы сбить жар.

    Практическое задание 3.3. Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните почему?

    Ответ:

               Пищевые белки сначала разлагаются пищеварительной системой человека до аминокислот и уже в таком виде усваиваются организмом (служа строительным материалом для тканей организма, или разлагаясь дальше до глюкозы и служа затем источником энергии).  Против усвоения аминокислот, в организме, естественно, нет никаких защитных механизмов.

              А пересаженные ткани, должны остаться в сохранности, если бы они, например, попали  в желудок, то они прекрасно бы усвоились организмом, безо всякого отторжения.  Пересаженная ткань отторгается из-за того, что вырабатываются антитела и уничтожают чужеродную ткань.  Происходит иммунный конфликт-отторжение, потому как  эти  части тела или целый орган (сердце, почка, печень…) имеют  свои  индивидуальные  ДНК человека-донора. Решается эта задача через подбор донора, и обязательную последующую коррекцию иммуносупрессирущими препаратами, которые человек с пересаженными органами вынужден принимать всю жизнь.

    4. Практические задания по теме «Строение головного мозга»

    Практическое задание 4.1.Продемонстрируйте несколько простых упражнений, с помощью которых можно проверить работу мозжечка.

    Ответ:

    Мозжечок представляет собой мозговой центр, который имеет важное значение для координации и регуляции двигательной активности и поддержания позы. Мозжечок работает рефлекторно, поддерживая равновесие тела и его ориентацию в пространстве. Также он играет важную роль в перемещении в пространстве.

    Главными функциями мозжечка являются:

    1. координация движений
    2. регуляция равновесия
    3. регуляция мышечного тонуса
    4. обеспечение плавности, ритмичности – тактики движений.

    Проверить работу мозжечка можно при помощи простых упражнений:

    1)  встать прямо,  вытянуть руки перед собой  и попробовать прикоснуться указательными пальцами рук до кончика носа;
    2) провести пальце - пальцевую пробу, встать прямо,  вытянуть руки перед собой, развести руки в стороны и попробовать с закрытыми глазами соединить пальцы;
    3) Проба Ромберга: тест, выполняется стоя, с вытянутыми перед собой руками и закрытыми глазами. При этом ноги должны быть сдвинуты вместе, ступни соприкасаются друг с другом. Постоять в такой позе 15-30 секунд, не открывая глаз. В идеале, человек должен легко сохранять равновесие и не испытывать дискомфорта.
         Можно обратить внимание на походку человека, нарушения в работе мозжечка вызывают у больного
    шаткую походку, которая характеризуется пошатыванием из стороны в сторону.

    Практическое задание 4.2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над  лицевым. Объясните почему?

     Ответ:

            Череп состоит из двух отделов: лицевого и  мозгового  (черепная коробка). Мозговой отдел является вместилищем для головного мозга изнутри (основание черепа) и защитой для мозга снаружи  (лобные, теменные и затылочные кости). Лицевой отдел черепа является остовом для лицевой мускулатуры и кожи и имеет глазницы — вместилища для глазных яблок, также включает ротовую полость.

            В черепе человека преобладает мозговой отдел как вместилище головного мозга, где происходят процессы обработки информации, полученной из различных органов. Объем мозга современного человека занимает до 95 % черепа, принимая его форму по мере роста. Как правило, мозг весит от 1 до 2 килограмм, а его объем у среднестатистического человека достигает 1200–1600 кубических сантиметров. У женщин его размеры меньше, чем у мужчин.  

           Лицевой отдел черепа выполняет функцию по размещению основных органов восприятия окружающего мира. Размеры лицевой части черепа у человека меньше, чем мозговой, а у животных (млекопитающих) – наоборот. Это связано с тем, что животные питаются сырой пищей, которую трудно измельчать, и поэтому они имеют большие челюсти и зубы, которые являются еще и органами защиты. Объем же мозга у животных относительно размеров тела гораздо меньше, чем у человека.

    Практическое задание 4.3. К врачу обратились три пациента со следующими формами расстройства: у 1-го пациента – не узнавание при рассмотрении известных ему предметов; у 2-го пациента – не узнавание знакомых ему звуков; у 3-го пациента – не узнавание предметов при их ощупывании. Какие зоны коры больших полушарий были поражены у данных пациентов?
    Ответ:

     Поражены:

    у 1-го пациента – затылочные доли коры больших полушарий;

    у 2-го пациента – височные доли;

    у 3-го пациента – верхняя теменная доля.

    5. Практико-ориентирующие задания по теме «Кровь»

    Практическое задание 5.1. В поликлинике была консервированная кровь 1 и 2 группы. Когда привезли человека, потерявшего много крови, исследования показали, что у него 4 группа крови. Можно ли ему переливать кровь имеющихся групп? Почему? А если у пострадавшего 3 группа крови?

    Ответ:

          Если ничего не сказано про резус-фактор, то для 4-й группы подходят все группы от 1-й до 4-й (универсальный реципиент). Во втором случае, человеку с 3-й группой крови переливать тоже можно, поскольку первую группу  крови  можно  переливать  всем.

    Практическое задание 5.2. Сидя за партой, измерьте свой пульс. Опишите методику измерения пульса. Соответствует ли показатель вашей ЧСС норме? Если  нет, то объясните почему.

    Ответ:

    Пульс измеряют, чтобы судить о состоянии сердечно-сосудистой системы в медицине, спорте. Пульс – это колебания стенок сосудов, волна, которая распространяется по упругим стенкам артерий при сокращении левого желудочка. Пульс хорошо прощупывается в тех местах, где артерии проходят близко к поверхности тела, например на запястье, на шее. По пульсу можно узнать частоту сердечных сокращений, правильность ритма, оценить их силу, ориентировочно судить о высоте кровяного давления. При болезненных состояниях пульс становится вялым, плохо прощупывается.
    У взрослого человека в норме, в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляет 60-80 ударов в минуту. (У тренированных спортсменов частота может понижаться до 40 ударов в минуту.) У детей частота выше. Частота пульса значительно возрастает при физической нагрузке или в условиях нервного напряжения, например, на экзамене, после курения, употребления кофе, крепкого чая.

    Практическое задание 5.3. Количество эритроцитов (из расчета на 1мм3) в крови человека составляет: на уровне моря – 5 млн, на высоте 700 м над уровнем моря – 6 млн, на высоте 1800 м над уровнем моря – 7 млн, на высоте 4400 м над уровнем моря – 8 млн. Постройте соответствующий график и объясните, почему с увеличением высоты в крови увеличивается количество эритроцитов?

    Ответ:

    С увеличением высоты над уровнем моря количество кислорода в воздухе сокращается. В организме именно эритроциты переносят кислород. Наступает естественная компенсаторная реакция организма на кислородное голодание тканей - активизируется "производство" эритроцитов в костном мозге. Именно поэтому некоторые спортсмены тренируются на высоте. Такой способ подготовки позволяет повысить кол-во эритроцитов на единицу объёма крови без применения специальных препаратов.

    6. Практические задания по теме «Пищеварение»

    Практическое задание 6.1. Аппетитный вид пищи  и красивая сервировка стола способствуют хорошему пищеварению. Объясните почему?

    Ответ:

                При виде и запахе пищи происходит выделение желудочного сока, которое усиливается во время пережёвывания пищи во рту. Таким образом, когда пищевой комок проглатывается и попадает в желудок, орган полностью готов к быстрому перевариванию пищи. Во время нахождения пищи в желудке усиливается выделение сока поджелудочной железой и желчи печенью, то есть кишечник оказывается заранее подготовленным к поступлению пищи из желудка и дальнейшему её перевариванию.

     И. П. Павлов доказал, что:

    1) все отделы желудочно-кишечного тракта усиливают свою работу перед тем, как в них попадёт пища;

    2) эти процессы регулируются нервной системой, а также некоторыми химическими веществами-регуляторами, приносимыми к желудочно-кишечному тракту током крови.

             Пища должна быть разнообразной по составу для того, чтобы удовлетворять все потребности человека. Желательно, чтобы еда имела приятный запах и вкус, привлекательно выглядела. В этом случае выделяется больше пищеварительных соков и пища лучше и быстрее переваривается и всасывается.

    Практическое задание 6.2. Больной жалуется на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?

    Ответ:

    Нулевая кислотность желудка - тяжелое заболевание, которое может вызывать серьезные осложнения.  Такое состояние появляется в тех случаях, когда организм вырабатывает недостаточное количество соляной кислоты - вещества, формирующего уровень кислотности желудочного сока. На фоне этого явления обычно наблюдается превышение нормы молочной кислоты. Это состояние опасно недостаточным расщеплением белков в желудке.

    Нулевая кислотность желудка (анацидный гастрит) лечится достаточно тяжело. Как правило, это заболевание преследует человека до конца жизни. Задача врачей при этом - восполнить недостаток соляной кислоты, вырабатываемой желудком.

    Устранить нулевую кислотность можно при помощи ферментативных лекарственных средств, улучшающих процесс переваривания пищи. Для этой задачи также используются народные методы, в частности, настои лекарственных трав.

    Больным не приходится слишком сильно ограничивать себя в употреблении пищи. Вареные, тушеные и запеченные продукты не окажут никакого вреда. Иногда можно есть и жареную пищу, но без грубой корочки. Запрещена мука и панировочные сухари для жарки.

    При анацидном гастрите также запрещены:

    • майонез;
    • вареные яйца вкрутую;
    • жирная рыба, птица и мясо;
    • перловая, ячневая и кукурузная крупы, бобовые;
    • консервы и копченая еда;
    • сырые или крупно нарезанные овощи;
    • любые грибы;
    • лук, редька, редис, огурцы, чеснок, сладкий перец, брюква;
    • шоколад, мороженое, кондитерские изделия, содержащие крем;
    • инжир, финики, крыжовник, малина, красная смородина.

    Практическое задание 6.3. Во время длительного жевания куска чёрного хлеба его относительно кислый вкус становится сладким. Объясните почему?

    Ответ:

            Разгадка такого поведения хлеба в свойствах слюны. Это очень полезное для человеческого организма вещество, которое не просто увлажняет слизистую рта и смягчает пищу, чтобы облегчить ее продвижение по пищеводу. Слюна содержит в своем составе и бактерицидные вещества, которые уничтожают вредоносные бактерии, а также ферменты, в частности фермент – амилаза, которые могут вступать в реакцию с углеводами в продуктах питания. Этих ферментов в слюне не много, около 0.1% от объема, но если, например, долго пожевать кусочек хлеба, то они успевают обратить какое-то количество крахмала  сначала  в  мальтозу, а потом и в глюкозу, сделав его сладким.

    7. Практические задания по теме «Работа мышц»

    Практическое задание 7.1. Известно, что когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.

    Ответ:

             Это реакция организма на внешний раздражитель - когда температура окружающей среды низкая, у человека самопроизвольно начинается усиление мышечной активности, что способствует увеличению температуры тела. Дрожь мелкие непроизвольные сокращения мышц. Таким образом,  организм увеличивает образование тепла, так как при работе мышц часть энергии превращается в тепловую. Из-за сокращений мышц человек начинает дрожать от холода, и организм начинает производить в пять раз больше тепла, чем обычно. С целью сохранить тепло в жизненно важных органах происходит отток  крови в них от менее важных для функционирования организма частей тела, таких как руки, ноги и нос.

    Практическое задание 7.2. Во время выполнения лабораторной работы на уроке биологии исследовалось влияние нагрузки на организм при статической и динамической работе. При статической работе утомление наступило через 3 минуты, а при динамической – через 6 минут. Проанализируйте и объясните полученные результаты.

    Ответ:

       Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например, при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экзаменационные билеты 9 класс

    Экзаменационные билеты 9 класс...

    Г.И. Погадаев ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ 9 класс

    Г.И. ПогадаевФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАОТВЕТЫНА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕБИЛЕТЫ9 классШПАРГАЛКИ К БИЛЕТАМИздательство «ЭКЗАМЕН»МОСКВА2010  УДК   373:796 ББК    74.267 5 П43Погадаев, ...

    Классификация заданий по темам «Числа» и "Функции" в I части экзаменационных работ 9 класса

    Материал содержит классификацию заданий по темам «Числа» и "Функции" в I части экзаменационных работ 9 класса. Представленное обобщение заданий полезно при организации повторения материала по математи...

    Классификация заданий по теме «Текстовые задачи» в I части экзаменационных работ 9 класса ( по сборнику А.Н. Кузнецовой)

    Материал содержит классификацию заданий по теме «Текстовые задачи» в I части экзаменационных работ 9 класса ( по сборнику А.Н. Кузнецовой). Данный материал полезно использовать при организации подгото...

    Экзаменационная работа, 5 класс

    Данный тест предназначен для учащихся 5 класса. (Авторы учебника Н.Я. Виленкин и др.).     На проведение работы отводится 80 мин.     Ц...

    Экзаменационная работа, 6 класс

    Данный тест предназначен для учащихся 6 класса. (Авторы учебника Н.Я. Виленкин и др.).     На проведение работы отводится 80 мин.     Ц...

    экзаменационная работа 8 класс

    экзаменационная работа 8 класс...