МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Цгоева Людмила Мухазровна

Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учеб­ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль­таты в устной и письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesto_cheloveka_v_sistemn_organich._mira.doc29.16 КБ

Предварительный просмотр:

                        Т е м а 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД

У рок 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ  ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учеб ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль таты в устной и письменной форме.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.        Вступительное слово учителя.

Учитель знакомить учащихся с требованиями, соблюдение ко торых гарантирует успешное усвоение курса биологии в 8 классе:

  1. на каждом уроке иметь учебник Н. И.Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл. Человек», рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;
  2. задания на дом записывать в- дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;
  3. активно работать на уроках, быть внимательным и исполни тельным, проявлять творчество и инициативу;
  4. в случае получения неудовлетворительной оценки «исправ лять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале са мостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за ко торые была получена оценка «2».

III.        Изучение нового материала.

1.        Учащиеся   самостоятельно   читают  учебник на

с. 3-5.

2.        Б е с е д а по прочитанному тексту.
Вопросы:

1) Человек - часть живой природы. Какое же место занимает он в системе органического мира?

(Империя - Клеточные; Надцарство - Ядерные; Царство' -Животные; Подцарство - Многоклеточные животные; Тип -Хордовые; Подтип - Позвоночные; Класс - Млекопитающие; От ряд - Приматы; Семейство - Гоминиды; Род - Человек; Вид - Че ловек разумный.)

2)        Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых?
(На ранних стадиях развития у человека формируется осевой

скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней — первичная кишка. Во взрослом состоянии - опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состо ит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат - лёгкие.)

3)        В чем проявляется сходство человека с млекопитающими?

(Живорождение; вскармливание детенышей молоком; посто янная высокая температура тела; наличие диафрагмы; семь шей ных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформ ленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; на ружное, среднее и внутреннее ухо; кожа покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)

4)        Какими особенностями наделен человек как представитель
отряда приматов?

(Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)

5)        Есть ли между человеком и животными принципиальные
различия?

(Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способно сти человека выше, чем у животных; человек обладает высоко развитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойствен но прямохождение.)

Учитель сообщает, что об этих и других уникальных особенно стях человека речь пойдет на следующем уроке.

IV. Закрепление полученных на уроке знаний.

Выполнение задания рубрики «Какие утверждения вер ные?» на с. 8 учебника.

Последовательность действий при выполнении заданий рубри ки «Какие утверждения верны?»:


1.        Отвечающий озвучивает первое утверждение: «Для млекопи
тающих основным характерным признаком является:

а)        вскармливание потомства молоком;

б)        рождение живых детенышей;

в)        непостоянная температура тела;

г)        наличие диафрагмы».

  1. Учащийся говорит: «Верными являются варианты «а», «б», «г», а неверным - вариант «в».
  2. Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.
  3. Ученик выполняет данное требование. Он просит всех от крыть учебник на с. 4 и цитирует текст под заголовком «Сходство человека с млекопитающими особенно велико: вскармливание по томства молоком; живорождение; наличие грудобрюшной прегра ды - диафрагмы; тело человека имеет постоянную температуру».
  4. Аналогично выполняется задание 2.

Верными в данном случае являются варианты «а», «б», «в».

Подтверждение тому имеется в тексте учебника на с. 5, в раз деле «Рудименты и атавизмы».

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функцио нировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся копчиковые позвонки, ушные мышцы, густой волосяной покров на теле.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 3-5. Завести сло варик и записать в него определения понятий «рудименты» и «ата визмы». В рабочей тетради заполнить с. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

Конструкт урока биологии в 8 классе «Человек. Место человека в системе органического мира»

Развитие УУД учащихся на уроке биологии. Конструкт урока по теме «Человек. Место человека в системе органического мира» - 8 класс...

Тест по теме: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека"

Тест по теме: " Место человека в системе органического мира. Эволюция человека" Из 15 вопросов выбрать 1 правильный ответ. Отлично подходит для проверки домашнего задания....

001. Сипапина Ж. Ю. Биология. Место человека в животном мире. МГМСУ. 04.10.13.

001. Сипапина Ж. Ю. Биология. Место человека в животном мире. Презентация и текст. МГМСУ. 04.10.13....

Место человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Биология 8 класс. Тестирование в формате ОГЭ....