Рабочие программы по биологии 10-11 кл
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочие программы по биологии 10-11 класс составлены к учебнику А.А Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника "Общая биология. 10-11 классы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол №__

от «    » ___________ 2014 г.  

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

«     » ___________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОКУ Владимировская СОШ

Миронова Валентина Николаевна

Пр № ____  от «      » _________ 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Биология»

для 10 класса

на 2014 – 2015 учебный год.

Составитель:  учитель

                                                                                                                                                                                                                                          Бычкова Т.Э.

с.Владимировка

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по биологии для 10 класса составлена в соответствии с    Федеральным  компонентом  Государственного стандарта среднего общего образования ,на основании  Примерной  учебной программы среднего  общего образования по биологии и авторской программы курса  по биологии  для 10 класса общеобразовательных учреждений А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  

На изучение биологии отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.  

Цель: формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся.

Задачи:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытий в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей уч-ся в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонентов при обсуждении биологических проблем;

- использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Содержание тем учебного курса

Введение (4 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».                                                                  

Основы цитологии (28 ч)  Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

  №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

№2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Размножение и индивидуальное развитие организмов (10 ч)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Лабораторная работа: №3  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Основы генетики (24 ч) История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

  Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Генетика человека (6 ч)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Практическая работа:  №3 «Составление родословной»

Повторение (2 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии   учащиеся должны

знать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза);  теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);

сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;  Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;  влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;

использование  современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша  человека; влияние мутагенов  на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Календарно-тематическое планирование  уроков биологии в 10 классе (68 ч, 2 ч в неделю).

 

Дата

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во . часов

Форма урока

Научно- познавательные компетенции

Информационные компетенции

Домаш. задание

  1          

Краткая история развития биологии

1

Вводный.

Знать    определение   термину биология.

Приводить примеры: практического   применения достижений современной биологии;  дифференциации и интеграции биол-их наук.

Уметь :

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать   биологию как комплексную науку.

Объяснять роль б-гии  в фор-нии      сов-ной ест-но-научной    картины мира, в прак-ой деятельности людей.

Мультимедийная поддержка

п.1

2

2

Методы исследования в биологии

1

Комбин.

  Знать и уметь перечислять методы научного исследования.

Мультимедийная поддержка

п2

22

3

Сущность жизни и свойства живого

1

Комбин.

Знать: отличия химической организации живых организмов от объектов неживой природы.

Уметь:

.Давать определение    понятию жизнь. Называть    признаки    живых организмов.

Описывать           проявления свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять   особенности   развития живых организмов.

Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

Мультимедийная поддержка

п3

4

Уровни организации живой материи

1

Комбин.

Знать: уровни организации живой материи;

Мультимедийная поддержка

п4

5

Методы цитологии. Клеточная теория

1

Комбин.

Знать  примеры  организмов,  имеющих клеточное  и  неклеточное строение.

Уметь:

Называть:  жизненные свойства клетки;

 положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить    в    биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность  происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

*Самостоятельно     формулировать   определение   термина цитология.

Давать   оценку   значению   открытия клеточной теории.

*Доказывать, что нарушения в строении    и    функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Мультимедийная поддержка

п5

6

Химический состав клетки.

1

Комбин.

Знать   определение   терминам

микроэлементы,     макроэлементы.

Уметь:

Приводить примеры: макро- и микроэлементов.

Называть: неорганические вещества

клетки;

Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов.

Мультимедийная поддержка

п6

7

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбин.

Знать    взаимосвязь   между пространственной   организацией молекул, воды и ее свойствами.  

Уметь характеризовать: биологическую роль воды;

Мультимедийная поддержка

п7

8

Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

Комбин.

Знать биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

Мультимедийная поддержка

п8

9

Углеводы и их классификация.

1

Комбин.

Знать  примеры: веществ, относящихся к углеводам.

Уметь:

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами.

Характеризовать: биологическую роль углеводов.

Классифицировать   углеводы по группам.

Мультимедийная поддержка

п9

10

Углеводы и их роль в жизнедеятель-ности клетки.

1

Комбин.

Знать роль углеводов в жизнедеятельности клетки.

Мультимедийная поддержка

п9

11

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбин.

Знать  примеры: веществ, относящихся к липидам.

Уметь:

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами.

Характеризовать: биологическую роль липидов.

Мультимедийная поддержка

п10

12

Строение белков.

1

Комбин.

Знать   определение   основным понятиям.

Уметь называть: продукты богатые белками.

Знать строение белков.

Мультимедийная поддержка

п11

13

Функции белков.

1

Комбин.

Знать    примеры  белков, выполняющих  различные  функции.

Уметь:

Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.

Мультимедийная поддержка

п11

14

Нуклеиновые кислоты

1

Комбин.

Знать    определение   основным понятиям.

Уметь:

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: нахождение  молекулы  ДНК  в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять  виды  молекул РНК и их функции.

Характеризовать: функции нуклеиновых кислот.

Мультимедийная поддержка

п12

15

АТФ и другие органические соединения клетки

       1

Комбин.

Знать    определение   основным понятиям.

Уметь:

Называть: продукты богатые АТФ, гормонами, витаминами.

Характеризовать: функции АТФ, гормонов, витаминов

Мультимедийная поддержка

п13

16

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.  

1

Комбин.

Знать  определения ключевым понятиям

Уметь:

Называть функции мембраны

Описывать строение  и химический состав наружной мембраны

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

Мультимедийная поддержка

п14

17

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Л/р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

1

Комбин.

Знать  определения ключевым понятиям

Уметь:

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках

Мультимедийная поддержка

п15

18

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

1

Комбин.

Знать определения ключевым понятиям

Уметь:

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

Мультимедийная поддержка

п16

19

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

Мультимедийная поддержка

п17

20

Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

Мультимедийная поддержка

п18

21

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.  

  Л/р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

Мультимедийная поддержка

п19

22

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Реализация наследственной информации в клетке.  

1

Комбин.

 Знать  определения ключевых понятий.

Уметь;

называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Мультимедийная поддержка

п20

23

Обобщение «Строение клетки»

1

Обобще-ние.

Знать  определения ключевых понятий.

Тест ЕГЭ

24

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

Изученин нового мат-ла.

Знать  определения ключевых понятий.

Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.  

Уметь:

Устанавливать взаимосвязь между этими процессами.

Мультимедийная поддержка

п21

25

Энергетический обмен в клетке

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде.

Называть этапы ЭО

Характеризовать сущность и значение ОВ, этапы энергообмена на примере расщепления глюкозы

Мультимедийная поддержка

п22

26

Питание клетки

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Уметь:

Устанавливать взаимосвязь между способами питания.

Мультимедийная поддержка

п23

27

Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Объяснять  роль фотосинтеза.

Характеризовать сущность световой и темновой фаз.

Мультимедийная поддержка

п24

28

Автотрофное питание. Хемосинтез.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом.

Мультимедийная поддержка

п25

29

Генетический код. Транскрипция.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

ассимиляция, ген.

Уметь:

Называть: свойства генетического кода;  роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать       содержание определений:   триплет,   кодон, ген,  генетический код,  транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать:  механизм транскрипции;  механизм трансляции.

Мультимедийная поддержка

п26

30

Синтез белков в клетке.

1

Комбин.

Уметь: Составлять   схему  реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Мультимедийная поддержка

п27

31

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

оперон и репрессор, структурный ген, промотор.

Уметь:

Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

Мультимедийная поддержка

п27

32

Обобщение «Жизнедеятель-ность клетки»

       1

Обобщ.

Знать  определения ключевых понятий.

Тест ЕГЭ

33

Жизненный цикл клетки.

1

Изученин нового мат-ла.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь :

Описывать жизненный цикл клетки.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать ее.

  Мультимедийная поддержка

п28

34

Митоз. Амитоз.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Описывать последовательно фазы митоза

Объяснять сущность и значение митоза.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её.

Мультимедийная поддержка

п29

35

Мейоз.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза

Объяснять сущность и значение мейоза

Выделять отличия мейоза от митоза

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её

Мультимедийная поддержка

п30

36

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Доказывать, что размножение –  одно из важнейших свойств живой природы

Мультимедийная поддержка

п31

37

Формы размножения организмов. Половое размножение.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения

Описывать строение половых клеток

Мультимедийная поддержка

п32

38

Развитие половых клеток.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Называть стадии гаметогенеза

Мультимедийная поддержка

п33

39

Оплодотворение.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Характеризовать сущность и значение оплодотворения

Мультимедийная поддержка

п34

40

Онтогенез – индивидуальное развитие организма

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть периоды онтогенеза

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Мультимедийная поддержка

п35

41

Онтогенез. Эмбриональный период.

Л/р №3  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

       1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть периоды онтогенеза

Формулировать биогенетический закон

Описывать процесс эмбриогенеза

Приводить простейшие исследования и использовать данные для док-ва единства орган. мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

Мультимедийная поддержка

п36

42

Онтогенез. Постэмбриональ-ный период.

       1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития

Сравнивать типы постэмбрионального развития.

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

Мультимедийная поддержка

п37

43

История развития генетики. Гибридологичес-кий метод.

1

Изучен. нов мат-ла

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека

Мультимедийная поддержка

п38

44

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

 П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания,

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скрещивание

 Мультимедийная поддержка

п39

45

Моногибридное скрещивание

П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

1

Решение задач.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания,

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скрещивание

Мультимедийная поддержка

п 40

46

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивание

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Мультимедийная поддержка

п40

47

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания

Формулировать закон независимого наследования

Называть условия закона независимого наследования

Составлять схемы дигибридного скрещивания

Анализировать схему дигибридного скрещивания

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

Решать задачи на дигибридное скрещивание

Мультимедийная поддержка

п41

48

Хромосомная теория наследственности.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

гомологичные хромосомы, конъюгация, кроссинговер.

 Уметь:

Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять    причины    перекомбинации     признаков     при сцепленном наследовании.

Мультимедийная поддержка

п42

49

Взаимодействие неаллельных генов.

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Приводить примеры:

аллельного    взаимодействия генов;

неаллельного    взаимодействия генов.

Называть   характер   взаимодействия неаллельных генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

.

Мультимедийная поддержка

п43

50

Цитоплазматичес-кая наследственность

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Приводить примеры. Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности.

Мультимедийная поддержка

п44

51

Генетическое определение пола

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу

Выделять особенности наследования, сцепленного с полом

Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм

Сравнивать кариотип мужчины и женщины

Осуществлять самостоятельный поиск информации

Решать биологические задачи

Мультимедийная поддержка

п45

52

Изменчивость. Модификационная изменчивость.

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть различные виды изменчивости

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости,

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости

Обосновывать значение модификаций

Формулировать закон гомологических рядов

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п46

53

 Изменчивость. Наследственная изменчивость

1

Комбин.

 Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

называть различные виды изменчивости, виды мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать ее.

Мультимедийная поддержка

п46

54

Виды мутаций. Генные и хромосомные мутации

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть различные виды изменчивости, виды мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п47

55

Виды мутаций. Геномные мутации

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть различные виды изменчивости, виды мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п47

56

Причины мутаций. Мутагенные факторы

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть причины мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п48

57

Соматические и генеративные мутации

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть причины мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п48

58

Причины мутаций. Л/р №5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

1

Комбин.

Знать  причины мутаций.

Уметь: Определять причины мутагенов в окружающей среде.

Мультимедийная поддержка

п48

59

Биологическая роль мутаций

1

Комбин.

Уметь объяснять биологическое значение мутаций.

Мультимедийная поддержка

п48

60

Обобщение «Основы генетики»

       1

Обобщающий.

Знать  определения ключевых понятий.

тест

61

Методы исследования генетики человека. Пр/р №3 «Составление родословной»

1

Изучение нового мат-ла.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть методы изучения наследственности человека,

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п49

62

Генетика и здоровье. Генные заболевания

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

называть основные причины наследственных заболеваний

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п50

63

Генетика и здоровье. Хромосомные болезни.

       1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть основные причины наследственных заболеваний

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п50

64

Проблемы генетической безопасности

1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть основные причины наследственных заболеваний

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п51

65

Медико – генетическое консультирование

       1

Комбин.

Знать  определения ключевых понятий.

Уметь:

Называть основные причины наследственных заболеваний

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

Мультимедийная поддержка

п51

6

66

Обобщение «Генетика человека»

1

Обобщен.

Знать  определения ключевых понятий.

Тест ЕГЭ

67-68

Повторение и обобщение знаний

      2

Обобщен.

Уметь давать   определение   основным понятиям, объяснять процессы в биологии.

Тест ЕГЭ

Учебно- методическое обеспечение

        

1.Учебник для общеобразовательных учреждений «Общая биология 10-11 классы» – М.: Дрофа, 2012.-368с.;

2. Методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.10-11 классы»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2011

3.Тесты ЕГЭ.

4.Т.А.Козлова « Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 классы», Экзамен 2011 г.Москва.

Список литературы

1.Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с  ответами  

     для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во  

     «Учитель», Волгоград,2010..

 2.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный  

     курс) , 1991 г.

 3.Кучменко В.С.,   Г.С.Калинова   и  др. «Оценка   качества   подготовки    выпускников  

    основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2011 г.

 4.Мамонтов С.Г.,  Захаров В.Б.,  «Основы биологии»,  курс для самообразования, 1992г.

 5.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая

    школа»,2010.

6.Мишина Н.В.  «Задания  по  общей  биологии  для самостоятельной работы по общей

биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.

7.Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 2010 г

8.Сухова Т.С.  «Контрольные  и  проверочные  работы  по  биологии  9-11 классы».

Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2010 г..

9.Сухова Т.С.   «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва.

Дрофа,2011 г..




Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол №__

от «    » ___________ 2014 г.  

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

«     » ___________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОКУ Владимировская СОШ

Миронова Валентина Николаевна

Пр № ____  от «      » _________ 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Биология»

для 11 класса

на 2014 – 2015 учебный год.

Составитель:  учитель

                                                                                                                                                                                                                                          Бычкова Т.Э.

с.Владимировка

2014 г.

11  класс

Пояснительная записка

Рабочая программа  по биологии для 11 класса составлена в соответствии с    Федеральным  компонентом  Государственного стандарта среднего общего образования ,на основании  Примерной  учебной программы среднего  общего образования по биологии и авторской программы курса  по биологии  для 11 класса общеобразовательных учреждений А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.  

   На изучение биологии отводится 68 ч  из расчета 2 часа в неделю.

Цель: формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся.

Задачи:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытий в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей уч-ся в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонентов при обсуждении биологических проблем;

- использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Содержание тем учебного курса

Основы учения об эволюции (15ч)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:   

№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»                                            

 №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Основы селекции и биотехнологии (10 ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация: окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Антропогенез (7 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Основы экологии (15 ч)

Что изучает экология.  Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.  Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Биосфера, ее состояние и эволюция (10 ч) Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

повторение (3ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии   учащиеся должны

знать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза);  теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);

сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;  Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза);

взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;  влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;

использование  современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша  человека; влияние мутагенов  на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Календарно-тематическое планирование  уроков биологии в 11 классе (68 ч, 2 ч в неделю).

Дата

№ урока

№ урока  в блоке

Наименование разделов и тем

Кол-во . часов

Форма урока

Научно- познавательные компетенции

Информационные компетенции

Домаш. задание

  1          

1

Эволюция. История эволюционного учения

1

Вводный.

Знать как происходило формирование биологических знаний до появления эволюционной теории

Мультимедийная поддержка

п.52

2

2

2

Эволюционное учение Чарлза Дарвина

1

Комбин.

  Знать основные положения теории Ч.Дарвина, вклад ученых в развитие биологических наук. Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Мультимедийная поддержка

п52

22

3

3

Вид и его критерии

1

Комбин.

Характеризовать вид, его критерии. Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя бесплодность межвидовых гибридов.

Мультимедийная поддержка

п53

4

4

Популяции

1

Комбин.

Характеризовать популяцию, обосновать роль популяций в экосистеме, характеризовать популяционно-видовой уровни организации живого, основные систематические категории, признаки царств живого.

Мультимедийная поддержка

п54

5

5

Генетический состав популяций

1

Комбин.

Знать причину изменяемости вида. Уметь объяснять роль наследственности и изменчивости в эволюции.

Мультимедийная поддержка

п55

6

6

Изменения генофонда популяций

1

Комбин.

Знать основные понятия темы: популяция, генофонд. Уметь объяснять механизм формирование приспособленности организмов.

Мультимедийная поддержка

п56

7

7

Борьба за существование и ее формы

1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь сравнивать формы борьбы за существование.

Мультимедийная поддержка

п57

8

8

Естественный отбор. Формы естественного отбора

1

Комбин.

Знать понятия темы. Уметь объяснять относительность приспособлений организмов, случайности изменений.

Мультимедийная поддержка

п58

9

9

Изолирующие механизмы

1

Комбин.

Знать определения понятий: изоляция, изолирующие механизмы. Уметь объяснять причины возникновения изолирующих механизмов.

Мультимедийная поддержка

п59

10

10

Видообразование.  

1

Комбин.

Знать сущность процесса – видообразования. Уметь объяснять причины образования видов.

Мультимедийная поддержка

п60

11

11

Приспособленность видов как результат естественного отбора. Л/р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

Комбин.

Знать механизмы приспособленности вида к среде. Уметь доказывать приспособленность вида к среде обитания исходя из наблюдений за организмом в среде.

Мультимедийная поддержка

п60

12

12

Макроэволюция, ее доказательства

1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь приводить доказательства макроэволюции.

Мультимедийная поддержка

п61

13

13

Система растений и животных – отображение эволюции

1

Комбин.

Знать доказательства макроэволюции на примере современной системы растений и живот-х. Уметь давать определения основным понятиям.

Мультимедийная поддержка

п62

14

14

Главные направления эволюции органического мира. Л/р №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

1

Комбин.

Знать соотношение путей эволюции и ее главных направлений. Уметь давать определения основным понятиям: ароморфоз, идеоадаптации., изучать их в лабораторных условиях.

Мультимедийная поддержка

п63

15

15

Обобщение «Основы эволюционного учения»

       1

Обобщен.

Повторение и обобщение основных вопросов темы.

Мультимедийная поддержка

16

1

Селекция и ее основные методы

1

Изучение нового мат-ла

Уметь объяснять основные понятия. Знать методы селекции, роль Н.И.Вавилова для селекции.

Мультимедийная поддержка

п64

17

2

Генетика как научная основа селекции

1

Комбин.

Знать основные понятия темы: аутбридинг, инбридинг. Уметь объяснять суть работы селекционеров.

Мультимедийная поддержка

п64

18

3

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

1

Комбин.

Уметь объяснять значение селекции как науки, значение знаний о центрах происхождения растений.

Мультимедийная поддержка

п64

19

4

Основные методы селекции растений

1

Комбин.

Уметь объяснять суть методов селекции растений. Знать основные понятия темы.

Мультимедийная поддержка

п65

20

5

Методы селекции животных

1

Комбин.

Уметь объяснять суть методов селекции животных. Знать основные понятия темы.

Мультимедийная поддержка

п66

21

6

Селекция микроорганизмов

1

Комбин.

Уметь объяснять суть методов селекции микроорганизмов.. Знать основные понятия темы.

Мультимедийная поддержка

п67

22

7

Методы клеточной и генной инженерии

1

Комбин.

Знать методы клеточной инженерии, Уметь показывать биологическое значение процесса.

Мультимедийная поддержка

п68

23

8

Биотехнология в практической деятельности человека

1

Обобще-ние.

Давать   определение   основным понятиям. Уметь объяснять значение биотехнологий в практической деятельности человека.

Мультимедийная поддержка

п68

24

9

Перспективы развития биотехнологии

1

Изученин нового мат-ла.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь показывать перспективы развития биотехнологий.

Мультимедийная поддержка

п68

25

10

Обобщение «Селекция и биотехнология»

1

Комбин.

Повторить и обобщить вопросы темы.

Мультимедийная поддержка

26

1

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

Изучение нового мат-ла

Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни.

Мультимедийная поддержка

п90

27

2

Современные представления о происхождении жизни

1

Комбин.

Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле.

Мультимедийная поддержка

п90

28

3

Краткая история развития органического мира.

1

Комбин.

Уметь давать определения терминам. Знать основные положения темы.

Мультимедийная поддержка

п90

29

4

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

1

Комбин.

Уметь давать определения терминам. Знать основные ароморфозы в органическом мире.

Мультимедийная поддержка

п91

30

5

Основные направления эволюции различных групп растений.

1

Комбин.

Знать основные направления эволюции различных групп растений Уметь давать определения терминам.

Мультимедийная поддержка

п92

31

6

Основные направления эволюции различных групп животных

1

Комбин.

Знать основные направления эволюции различных групп животных.  Уметь давать определения терминам.

Мультимедийная поддержка

п92

32

7

Филогенетические связи в живой природе.

       1

Комбин.

Уметь показывать филогенетические связи, объясняя их с точки зрения эволюции различных групп животных.

Мультимедийная поддержка

п93

33

8

Современные классификации живых организмов. Главные направления эволюции органического мира.

1

Комбин.

Знать главные направления эволюции органического мира. Уметь классифицировать организмы: растения и животные.

Мультимедийная поддержка

п93

34

1

Положение человека в системе животного мира

1

Изучение нового мат-ла

Знать систематическое положение человека. Уметь сравнивать человека с животными.

Мультимедийная поддержка

п69

35

2

Доказательства происхождения человека от животных

1

Комбин.

Уметь доказывать происхождение человека от животных. Знать черты сходства и отличия.

Мультимедийная поддержка

п70

36

3

Движущие силы антропогенеза

1

Комбин.

Знать движущие силы антропогенеза. Уметь объяснять влияние биологических и социальных факторов.

Мультимедийная поддержка

п71

37

4

Биологические и социальные факторы антропогенеза

1

Комбин.

Знать движущие силы антропогенеза. Уметь объяснять влияние биологических и социальных факторов.

Мультимедийная поддержка

п72

38

5

Основные этапы эволюции человека

1

Комбин.

Уметь характеризовать стадии антропогенеза. Знать основные понятия темы.

Мультимедийная поддержка

п72

39

6

Гипотезы о происхождении человека

1

Комбин.

Знать гипотезы происхождения человека. Уметь оценивать степень их достоверности и научности.

Мультимедийная поддержка

п72

40

7

Расы и их происхождение

1

Комбин.

Знать гипотезы и факторы расогенеза. Уметь доказывать несостоят расизма.

Мультимедийная поддержка

п73

41

1

Что изучает экология.

       1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь раскрывать важнейшую роль экологии в современном обществе.

Мультимедийная поддержка

п74

42

2

Среда обитания организмов и ее факторы

       1

Комбин.

Знать основные понятия темы.Уметь выявлять действие местных экологических факторов на живую природу.

Мультимедийная поддержка

п75

43

3

Местообитание и экологические ниши

1

Изучен. нов мат-ла

Знать конкретные экологические ниши организмов. Уметь характеризовать экологические ниши.

Мультимедийная поддержка

п76

44

4

Основные типы экологических взаимодействий

1

Комбин.

Знать основные типы взаимодействия организмов. Уметь характеризовать типы взаимодействий.

Мультимедийная поддержка

п77

45

5

Конкурентные взаимодействия

1

Решение задач.

Уметь характеризовать роль конкурентных взаимодействий в формировании вида.

Мультимедийная поддержка

п 79

46

6

Основные экологические характеристики популяции

1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь применять показатели популяций для оценки ее экологического состояния.

Мультимедийная поддержка

п79

47

7

Динамика популяции

1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь объяснять значение изучения динамики популяции.

Мультимедийная поддержка

п80

48

8

Экологические сообщества

1

Комбин.

Знать определения, называть группы организмов, перечислять связи в экосистемах; характеризовать пространственную и морфологическую структуру

Мультимедийная поддержка

п42

49

9

Структура сообщества

1

Комбин.

Знать определения, называть группы организмов, перечислять связи в экосистемах; характеризовать пространственную и морфологическую структуру

Мультимедийная поддержка

п82

50

10

Взаимосвязь организмов в сообществах

1

Комбин.

Знать понятия: пищевые уровни, трофические уровни. Уметь объяснять роль автотрофов и гетеротрофов в пищевых цепях.

Мультимедийная поддержка

п83

51

11

Пищевые  цепи

1

Комбин.

Знать понятия : пастбищные, детритные пищевые цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей.

Мультимедийная поддержка

п84

52

12

Экологические пирамиды

1

Комбин.

Знать термины: экологическая пирамида, пирамида биомассы. Пирамида численности. Уметь объяснять основные понятия.

Мультимедийная поддержка

п85

53

13

 Экологическая сукцессия

1

Комбин.

Знать термины, называть виды биогеоценозов, характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы, стадии сукцессии, ее значении. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторах в экосистемах.

Мультимедийная поддержка

п86

54

14

Влияние загрязнений на живые организмы

1

Комбин.

Знать о пагубном влиянии загрязнений на устойчивость биогеоценоза. Уметь объяснять основные понятия темы.

Мультимедийная поддержка

п87

55

15

Основы рационального природопользования

1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь доказывать необходимость защиты природы.

Мультимедийная поддержка

п88

56

1

Основные этапы развития жизни на Земле

1

Комбин.

Знать закономерности  и направления эволюции в развитии жизни. Уметь раскрывать сущность гипотезы о происхождении эукариот.

Мультимедийная поддержка

п91

57

2

Эволюция биосферы

1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь объяснять основные этапы развития биосферы.

Мультимедийная поддержка

п92

58

3

Функции живого вещества

1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь раскрывать функции живого вещества.

Мультимедийная поддержка

п92

59

4

Биогеохимический круговорот веществ и энергии

1

Комбин.

Знать определения, характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы. Обосновывать непрерывный приток энергии извне как необходимое условие функционирования экосистемы.

Мультимедийная поддержка

п92

60

5

Учение В.И Вернадского о биосфере

       1

Обобщающий.

Знать основные положения темы. Уметь характеризовать основные положения теории о биосфере

Мультимедийная поддержка

п92

61

6

Место и роль человека в биосфере

1

Изучение нового мат-ла.

Знать и называть антропогенные факторы,  раскрывать роль человека в биоценозах, анализировать информацию и делать выводы о значении природных ресурсов жизни человека.

Мультимедийная поддержка

п92

62

7

Антропогенное воздействие на биосферу

1

Комбин.

Знать и называть антропогенные факторы,  раскрывать роль человека в биоценозах, анализировать информацию и делать выводы о значении природных ресурсов жизни человека.

Мультимедийная поддержка

п93

63

8

. Понятие о ноосфере

       1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь характеризовать ноосферу.

Мультимедийная поддержка

конспект

64

9

Ноосферное мышление

1

Комбин.

Знать основные понятия темы.

Мультимедийная поддержка

конспект

65

10

Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

       1

Комбин.

Знать основные понятия темы. Уметь объяснять значение природоохранных мер для оздоровления среды.

Мультимедийная поддержка

конспект

6

66

1

Урок повторения и обобщения знаний

1

Обобщен.

Повторение и обобщение мат-ла.

Тест ЕГЭ

67-68

2-3

Повторение и обобщение по курсу «Биология»

      2

Обобщен.

Повторение и обобщение мат-ла.

Тест ЕГЭ

Учебно- методическое обеспечение

1.учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.-368с.;

2.Методическое пособия для учителя:

В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.10-11 классы»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2011

3.Тесты ЕГЭ.

4.Т.А.Козлова « Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 классы», Экзамен 2011 г.Москва.

Список литературы

 1.Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с  ответами  

     для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во  

     «Учитель», Волгоград,2010..

 2.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный  

     курс) , 1991 г.

 3.Кучменко В.С.,   Г.С.Калинова   и  др. «Оценка   качества   подготовки    выпускников  

    основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2011 г.

  4.Мамонтов С.Г.,  Захаров В.Б.,  «Основы биологии»,  курс для самообразования, 1992г.

  5.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая

    школа»,2010.

  6.Мишина Н.В.  «Задания  по  общей  биологии  для самостоятельной работы по общей

    биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.

  7.Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 2010 г

  8.Сухова Т.С.  «Контрольные  и  проверочные  работы  по  биологии  9-11 классы».

    Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2010 г..

  9.Сухова Т.С.   «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва.

    Дрофа,2011 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...