Урок – игра «Медико-генетическое консультирование»
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Тавторкина Ирина Викторовна

О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тавторкина И.В.

учитель биологии МОУ «Гимназия № 12»

г.о.  Саранск

Урок – игра

«Медико-генетическое консультирование»

Цель урока: закрепить навыки решения задач по наследованию групп крови, признаков, сцепленных с полом.

Оборудование: таблицы, магнитная доска, динамические пособия.

Тип урока: закрепление знаний и умений.

Форма: урок-игра.

О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее.

1. Вступление учителя

(звучит музыка М. С. Баха)

Иоганн Себастьян Бах - знаменитый композитор начала 18 века - один из большой семьи Бахов, где в течение ряда поколений было много музыкантов. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Мы изучаем генетику, а ведь именно эта наука позволяет нам сказать, что музыкальные и другие способности могут передаваться по наследству. Но по наследству могут передаваться и болезни. На сегодняшний день известно около 5 тысяч наследственных заболеваний. Каждые 5 из 100 родившихся детей имеют генетически обусловленные дефекты.

В настоящее время люди, страдающие многими наследственными болезнями, не могут быть обреченными. Лечение не только возможно, но и достаточно эффективно, особенно на ранних стадиях.

Поэтому очень важным является выявление наследственных заболеваний, а в идеальном варианте - их прогнозирование.

Для прогнозирования вероятности появления наследственных заболеваний у детей по анализу генотипа семьи созданы медико-генетические консультации, роль которых постоянно растет. Ведь, благодаря им, многие семьи избавлены от несчастья иметь нездоровых детей.

К сожалению, у нас в Мордовии нет медико-генетических консультаций, но в Республиканском центре планирования семьи и репродукции работают 2 генетика-клинициста. Работы у них очень много. За этот год к ним обратились более 2,5 тысяч человек.

Сегодня мы с вами открываем свою медико-генетическую консультацию. Вы будете в роли врачей-генетиков. Хотелось бы, чтобы вы на себе почувствовали всю ответственность и значимость этой профессии. И, может быть, в будущем кто-то из вас свяжет свою жизнь с этой профессией.

Итак, начинаем. Сегодня у нас будут реальные посетители, а кроме того, на наш адрес пришло большое количество писем с вопросами.

Для начала я хотела бы задать вам несколько общих вопросов, которые часто возникают у людей.

1        Вопросы каждой группе

  1. Применимы ли законы наследственности к человеку? Какие специальные методы исследования генетики человека существуют?
  2. Какие факторы могут увеличивать вероятность появления у ребенка наследственного заболевания?
  3. В чем заключается опасность близкородственных браков?
  4. Возможно ли полное излечение наследственных аномалий у человека? Каковы возможности лечения?

2.        Консультация по письмам.

Для начала каждая группа получает одно письмо, на которое должна ответить. Писем пришло очень много.

1)Я и мой сын дальтоники. Моя жена различает цвета нормально. Действительно ли мой сын унаследовал недостаток от меня?

2)Я и мой муж здоровы. Но фенилкетонурия наблюдалась у моего отца, а со стороны мужа -

у матери. Могут ли наши дети страдать фенилкетонурией?

3)Мой отец дальтоник. Я выхожу замуж за мужчину, отец которого тоже дальтоник. Каким

будет зрение у наших детей?

4)Я выхожу замуж за перепончатопалого мужчину. Могут ли наши дети унаследовать эту

патологию?

3.        Консультация по обращениям посетителей.

У нас есть посетители. Им слово. Если у вас будут вопросы к Артуру, то можете их задать.

1) Посетитель: Меня очень взволновало известие о том, что сестра моей невесты родила мальчика гемофилика. Я очень беспокоюсь о здоровье своих будущих детей.

Вероятные вопросы: - Вы сами здоровы? Были и в вашем роду гемофилики? Родственники вашей невесты болели гемофилией?

На доске записывается схема решения задачи.

На магнитной доске также с помощью динамических пособий составляется схема.

Дополнительные вопросы:

  1. Что такое гемофилия?
  2. Почему гемофилией чаще страдают мужчины?

2)        Посетительница: Здравствуйте. Узнала, что у вас сегодня консультация и скорее к вам. Я работаю в маленькой сельской больнице. Вчера к нам одно временно привезли 2 женщин. Обе они были слабы, беспомощны, без конца теряли сознание. Мы проявили немало терпения, и почти одновременно появились на свет у одной девочка, а у другой мальчик. Наконец, все заснули крепким сном. А утром я обнаружила, что бирочки у детей не закреплены. Что же мне делать'? Конечно, медработники могут узнать, кто у кого родился, но не хочется признаваться им в своей халатности. У первой пары - 1 и 4 группа. У второй пары - 2 и 3 группа.

3)        В роддоме находится женщина, у которой родился внебрачный ребенок. Юная мама собирается обратиться в суд для признания отцовства.

Сегодня она обращается к нам с просьбой помочь ей доказать, что один из ее знакомых мужчин является отцом ее ребенка.

У женщины - 3 группа крови, у мужчины - 1, у ребенка - 4.

Дополнительные вопросы:

Является ли мужчина отцом ребенка?

Мужчина, с какой группой крови может быть отцом ребенка? Можно ли только на основании определения групп крови установить отцовство?

4)        Врач женской консультации рассказала мне, что в прошлом году в одном из московских роддомов появились на свет необычные близнецы - белый и черный. Честно говоря, я ей не поверила. Разве такое возможно?

Дополнительные вопросы:

Какой цвет кожи имели родители?

Что такое полимерия?

Укажите генотипы родителей и генотипы черного и белого ребенка.

  1. Родители здоровы, но их первый сын оказался дальтоником и альбиносом. Они с волнением ожидают рождения второго ребенка.

Вопросы для каждой группы:

Какова вероятность рождения в этой семье второго сына с двумя аномалиями? Какова вероятность рождения сына с одной аномалией? Какова вероятность рождения дочери с аномалией? Какова вероятность рождения здорового ребенка?

Заключение

Итак, уважаемые генетики, у меня к вам последний вопрос: Кому идти к генетику и когда следует к нему обращаться?

Обязательно должны посетить поликлинику пары, у которых уже есть больной ребенок; пары, которые знают о каких-либо наследственных заболеваниях или врожденных пороках у себя или родственников; супруги, находящиеся в отношениях близкого кровного родства; пары, решившие родить ребенка в зрелом возрасте.

Медико-генетические консультации играют большую роль в снижении частоты недугов и избавляют многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей. Спасибо всем за участие в нашей консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок: Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование.

Урок «Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование» можно предложить как обобщающий к теме «Генетика человека» 10 класс или «Эволюционная генетика» ...

Урок по теме "Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование"

Тема урока:Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование. Форма проведения: деловая игра.Данный урок можно провести как обобщающий в теме «Генетик...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Медико-генетическое консультирование

деловая игра  по анатомии...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Методическая разработка "Медико-генетическое консультирование"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека"...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...