Экологическое образование в современной школе
статья по биологии на тему

Выступление включает в себя краткий экскурс в изменение содержания экологического образования начиная с 70-ых годов прошлого столетия и по сей день, излагается программа экологического образования и воспитания в школе, где работает ныне учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мустафина Диля Сулеймановна , учитель географии и биологии МБОУ СОШ №6 села Миндяк Учалинского района Республики Башкортостан.

Проблемы  экологического образования в современной сельской школе.

Экологическое образование в школах страны начали более целенаправленно внедрять  с середины 20 века. За это время  его содержание  претерпело несколько раз изменения. Например, в 70-ые годы оно рассматривалось только как экологическое просвещение, а в 80-ые годы основной задачей экологического образования стало формирование экологической культуры, забота о природе, природоохранная деятельность учащихся. В это время появились в школах «Голубые» и «Зеленые патрули», школьные лесничества, другие движения, в которых школьники принимали активное участие. Но в 90-ых годах доминирующим требованием стало формирование экологического мышления и ответственного отношения к природе, что заменило задачу защиты природы самими учащимися, то есть хорошее и полезное начало было забыто.

         В последнее время в экологическом образовании мы увлеклись идеей «устойчивого развития». Суть концепции «устойчивого развития» - это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не подвергая риску возможность удовлетворения своих потребностей будущих поколений, т.е. сохранение природных ресурсов для будущего путем рационального ее использования сейчас. Для достижения устойчивого развития необходимо решение ряда других  глобальных проблем человечества, как разоружение, решение демографических проблем в  слаборазвитых странах мира, восстановление разрушенных экосистем, продолжение исследования океана и космоса. Эти вопросы должны решаться комплексно и включать различные направления науки и области деятельности человека (экономические, демографические, политические, экологические), и только общими усилиями всех стран.

           Переход к устойчивому развитию невозможен без представления общечеловеческих ценностей. Девиз современного экологического образования: « Мыслить глобально, действовать локально». Поэтому экологическое образование будет эффективным только тогда, когда в каждый учебный предмет будут включены знания об охране окружающей среды. Следовательно, любой учитель школы должен говорить об экологических проблемах, не только говорить, а уметь видеть, искать и находить вместе с детьми эти проблемы в окружающей их среде. Только информировать учащихся о проблемах недостаточно, чтобы сформировать экологическое мышление, необходимо знания подкреплять сведениями о путях решения, дать возможность им обрести свой опыт в решении этих проблем.

            В школе сегодня идет ориентация в сторону  воспитания учащихся, способных и умеющих выявлять, исследовать, искать решения, затем претворять их в жизнь. Школа и органы местного самоуправления в силах сделать многое в этом направлении.  С данной точки зрения можно считать, что экологическое образование стало приоритетным направлением в образовании и воспитании  гражданина- патриота, гражданина Земли.

        Наша планета – это величайшая ценность, так как только на ней есть жизнь, которую надо беречь и охранять как зеницу ока. Люди  всегда должны  чувствовать себя детьми Земли, а не ее покорителями и завоевателями. Мы снова, как и наши предки, должны воспринимать себя частью окружающей природы и относиться к ней как к матери, как к единственному своему дому. В понимании именно того по сути и заключается экологическое мышление.

          Еще во времена палеолита начали возникать различные табу, задача современной экологической науки, наверное, состоит в выработке новых систем запретов и рекомендаций – как их реализовать. Экологическая проблема – это проблема нарушений связей в природе. Глубокое знание связей компонентов природы дает возможность использовать ее без особого ущерба, восстанавливать и преумножать богатства. Человечество не может существовать без использования природных богатств.  Люди  изобрели огромное количество машин и инструментов, различные технологии,  о которых мы говорим, что они «опасные». Но дело не в вещах, а дело в нас - людях. Безопасность работы любого механизма обеспечивает работающий с ним человек, поэтому каждый должен нести ответственность и делать свое дело добросовестно.

            Экология начинается внутри  каждого человека, в умении говорить себе: «нельзя ломать дерево, нельзя мыть машину в реке, нельзя оставлять мусор после себя, нельзя разорять гнезда, нельзя собирать сок березы» и многое другое.  Экологическое мышление должно стать органической  частью мышления  любого человека, т.е. закладываться  с малых лет.  

       Полагаю, что в нашей школе накоплен неплохой опыт в этой области.  Коллективом  разработана Программа экологического  образования и воспитания, которая включает в себя несколько ступеней.

        Первая ступень называется « Мир прекрасен, почувствуй это!», ориентирована на учащихся 1-4 классов. Основная цель – воспитание чувства прекрасного, задачи  заключаются в том, что взрослые помогают детям увидеть, услышать, потрогать, понюхать, т.е. ощутить с помощью органов чувства  всю красоту окружающего мира, передать свои эмоции  разными способами окружающим. Ступень включает в себя следующие  направления работы: « Мое растение» ( ученики сажают комнатные растения, ухаживают и ведут наблюдения за ними, описывают увиденные изменения), « Мой домашний  питомец» (уход и наблюдение за кошкой, собакой, птицей и др.), « Времена года» ( краски разных времен года в произведениях художников; звуки и голоса времен года в музыке, песнях, в природе; природа  в поэзии и прозе писателей;  сами рисуют природные явления, пишут стихи и рассказы о растениях, животных, о труде человека в разное время года, лепят, делают аппликации, работают с природным материалом, фотографируют), акции «Кормушка»,  «Бумаге вторую жизнь», «Скворечник», « Наша клумба», праздники урожая, встреча птиц ( «Карга буткахы» или  «Грачиная каша»), «Масленица» и др.  

         Вторая ступень охватывает 5-9 классы, проводится под девизом « Мир прекрасен, охраняй его!» На уроках обращается внимание на раскрытие законов, взаимосвязей в природе, о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду, о способах рационального природопользования. Во внеурочной деятельности на первом плане стоит практическое применение знаний. Школьники участвуют в разных мероприятиях по охране природы – это экологические субботники ( в «Чистый четверг» с апреля по ноябрь каждый класс убирает закрепленные территории), работа на лесопосадке ( по желанию), на пришкольном участке, озеленение класса, школы, села. Кроме того предусмотрено проведение акций «Родничок», «Скворечник», «Муравейник», «Первоцветы», выступления агитбригады, конкурсы экологических плакатов и стенгазет, эссе, презентаций, выполнение исследовательских проектов по экологии, проведение олимпиад, организуются экологические отряды в летнем оздоровительном лагере при школе.

      В 10-11 классах обучающиеся по выбору изучают экологию на факультативах, продолжают  заниматься исследовательской работой, участвуют на конференциях, проводят круглые столы, предлагают свои  проекты и программы по охране и восстановлению природы. Например, поддержан проект «Аллея выпускника», ежегодно выпускники школы сажают свое дерево или куст у школы, дают наказ 5-тиклассникам ухаживать за деревцами. Другой проект - « Цветы воинам-защитникам», взяли шефство по озеленению и уходу территории  обелиска павшим в ВОВ односельчанам.  В ходе исследовательской работы были выявлены растения, занесенные в Красную книгу Башкортостана в окрестностях села, сейчас ведется пропаганда по их защите.

        Таким образом, судьба нашей планеты, а значит и будущее самого человека, зависит от качества экологического образования и воспитания молодого поколения. Говорят: «Добро спасет мир», но именно общение с природой, забота о живых существах, бережное отношение к окружающему миру делает человека добрее, мягче, будит в нем лучшие качества.    

Использованная литература;

  1. Константинов В.М. Охрана природы. Академия: 2003 
  2.  Миркин Б.М,    Наумова Л.Г., Куршаков С.В. Экология Башкортостана. –Уфа.Китап,1999.
  3. Миркин Б.М, Наумова Л.Г. Экология растений Башкортостана.- Уфа:Китап,2010.
  4. Моисеев Н.Н. статья «Мировоззрение 21 века», ж-л. Экология и мы. 2005.
  5. Охрана природы. Учебник для студентов/ Михеев А.В., Галушин В.М., Гладков Н.А и др –  М.; Просвещение, 1987.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества образования в современной школе

Почему сегодня проблема  оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...

Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.

В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...

Экологическое образование в сельской школе

laquo;Из общения с природой вы вынесете столько света,сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно»(И.Зейме)В данной презентации показана конкретная работа учащихся и...

Важность экологического образования в современном мире.

Статья о необходимости введения экологии в программу начальной школы....

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Экологическое образование учащихся ГБОУ школа 565 на уроках адаптивной физкультуры

Экологическое образование учащихся на уроках адаптивной физкультуры...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...