рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Сундукова Земфира Рамилевна

программа 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_10_kl.odt35.01 КБ
Файл moy_kalendarno_-_tematicheskiy_plan.odt25.92 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии  «Общая биология 10 — 11 классы» авторов В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова,  (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В рабочей программе произведено разделение учебного материала:

  • на обязательный материал, включенный в требования к уровню подготовки выпускников основной школы
  • дополнительный материал, который изучается в зависимости от уровня подготовленности класса к освоению данного материала

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла биологических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение  биологических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых биологических явлений и законов.   Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

 Рабочая программа выполняет две основные функции:

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

 Организационно-планирующая  функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 Общая характеристика учебного предмета

 Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся  должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Цели курса:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации; 
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для:        - оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

- обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона. Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

 Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

 Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

 Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

 Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

 Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

 В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.

В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать:

  • методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем;
  • биологическую терминологию и символику;
  • основные положения клеточной теории, строение клетки, вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке; названия органоидов и др. клеточных структур, их функции; химическую организацию клетки; сущность процессов энергетического и пластического обмена; неклеточные формы жизни, вирусы.
  • сущность воспроизведения организмов, его значение; формы бесполого размножения, его эволюционное значение. Половое размножение; эволюционное значение полового размножения. Периоды образования половых клеток. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
  • строение биологических объектов: видов, популяций.
  • строение биологических объектов: биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере; круговорот веществ и превращения энергии в биосфере;
  • сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, закон гомологических рядов Вавилова
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; сравнивать тела живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы); строение биологических объектов: генов и хромосом.
  • объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных и  вирусных заболеваний.
  • объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника;  сущность бесполого и полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе их сравнения.
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, объяснять причины антропогенных изменений в экосистемах своей местности.  Решать: элементарные задачи по экологии; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. Сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности.
  •  объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
  • решать: элементарные задачи по генетике, составлять элементарные схемы скрещивания. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся.

  Результаты обучения  должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).  При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

  Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

 Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими лабораторных работ.

Критерии и нормы устного ответа по биологии.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

  Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

  Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2.        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

4.        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
70 ч/год, 2 часа в неделю, 2 ч. – резервное время)

Введение (1 час)

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 ч)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы

исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании

современной естественнонаучной картины мира.

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Тема 1. 2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (3 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические

системы. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы:

- «Связь биологии с другими науками»

- «Система биологических наук»

- «Биологические системы»

- «Уровни организации живой природы»

- «Свойства живой материи»

11- «Методы познания живой природы»

Раздел 2. Клетка (22 часа)

Тема 2. 1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Тема 2. 2. Химический состав клетки (10 часов)

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Тема 2. 3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (10 часов)

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Тема 2. 4. Вирусы (1 час)

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Демонстрация

  • микропрепаратов клеток растений и животных;
  • модели клетки;
  • опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза;
  • моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц;
  • схемы путей метаболизма в клетке;
  • модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Раздел 3. Организм (37 часов)

Тема 3. 1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Одноклеточные,

многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3. 2. Обмен веществ и превращение энергии (8 часов)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Тема 3.3. Размножение (7 часов)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Тема 3. 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Тема 3. 5. Наследственность и изменчивость (15 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о

закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.

Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные

Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм

человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их

причины и профилактика.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Тема 3. 6. Основы селекции. Биотехнология (2 часа)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация

  • живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы;
  • портретов известных селекционеров;
  • схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных;
  • таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Демонстрация

  • моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом;
  • результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов;
  • гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений.

Практическая работа

Решение генетических задач.

Заключение (4 часа)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа

Составление родословных.

 



Предварительный просмотр:

Календарно — тематическое планирование

70 ч/год (2 часа в неделю, 2 ч. – резервное время)

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения урока

план

факт

1

Введение (1 ч)

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 ч)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)

2.

Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии.

Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология.

Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный.

§ 1.1, ответить на вопросы на стр. 11.

§ 1.3, стр. 19 - 20.

Тема 1. 2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (3 часа)

3/1

Сущность жизни и свойства живого.

Жизнь, свойства жизни, открытая система, биологическая система.

§ 1.2.

4/2

Уровни организации живой материи.

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

§ 1.3, ответить на вопросы на стр. 15 - 19.

5/3

Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. (обобщающий урок)

Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи.

Изучить «Краткое содержание главы».

Раздел 2. Клетка (22 часа)

Тема 2. 1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

6/1

Методы цитологии. Клеточная теория.

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

§ 2.1, ответить на вопросы на стр. 28.

Тема 2. 2. Химический состав клетки (10 часов)

7/1

Особенности химического состава клетки.

Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

§ 2.2, подготовить ответы на вопросы на стр. 32 - 33.

8/2

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества.

§ 2.3, стр. 33 - 36

9/3

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

Неорганические ионы, буферная система.

§ 2.3. стр. 36

10/4

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Углеводы, моносахариды, полисахариды, монополимеры, биополимеры.

§ 2.4. стр. 37 – 38

§ 2.5, стр. 41 - 42 .

11/5

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Липиды, воска, фосфолипиды

§ 2.4. стр. 38 - 40

12/6

Строение и функции белков.

Белки, протеины, протеиды, пептид, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

Стр. 42 – 44.

13/7

Строение и функции белков.

§ 2.5, стр. 44-47.

14/8

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Нуклеиновая кислота, нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин,  тимин, урацил, транспортная РНК, информационная РНК, рибосомная РНК.

§ 2.6, ответить на вопросы на стр. 53.

15/9

АТФ и другие органические соединения клетки.

Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь.

Записи в тетрадях

16/

10

Итоговое повторение по теме: «Химическая организация клетки».

Понятия темы.

Изучить «Краткое содержание главы».

Тема 2. 3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (10 часов)

17/1

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомы

Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.

§ 2.7, стр. 53 – 58

§ 2.8, стр. 63 - 68

18/2

  Лабораторная работа № 1  «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

 

Повторить §2.7 и 2.8, оформить лабораторную работу.

19/3

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы.

§ 2.7, стр. 58, 62 продолжить заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки».

20/4

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения.

Эндоплазматичес-кая сеть (гладкая, шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения.

 § 2.7, стр. 59 - 61

21/5

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, хлоропласты, строма,  органоиды движения

§ 2.7, стр. 61 – 63. ответить на вопросы на стр. 63.

22/6

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида.

§ 2.9, ответить на вопросы на стр. 73.

23/7

Лабораторная работа № 2 «Строение эукариотических и прокариотических клеток».

Основные понятия темы.

Повторить § 2.7 – 2.9, оформить лабораторную работу.

24/8

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы

Записи в тетрадях

25/9

  Лабораторная работа № 3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

оформить лабораторную работу.

26/

10

Строение клетки. (обобщающий урок).

Клетка – целостная элементарная живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии).

Повторить главу клетка, ответить на вопросы.

Тема 2. 4. Вирусы (1 час)

27/1

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Вирус, капсид, бактериофаг.

§ 2.11, стр. 79 - 85

Раздел 3. Организм (37 часов)

Тема 3. 1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

28/1

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов

§ 3.1. вопросы на стр. 93

Тема 3. 2. Обмен веществ и превращение энергии (8 часов)

29/1

Обмен веществ и энергии в клетке.

Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент.

§ 3.2, стр. 93 - 95.

30/2

Энергетический обмен в клетке.

Подготовительный этап (фосфорилирование); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание.

§ 3.2, стр. 95 - 97

31/3

Пластический обмен.  Фотосинтез.

Питание, автотрофы.  Световая и темновая фаза фотосинтеза,  фотосистема I, фотосистема II.

§ 3.3, вопросы на стр. 102

32/4

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Хемосинтез, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии.

Записи в тетрадях

33/5

Реализация наследственной информации в клетке

Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

§ 2.10, стр. 73 - 78

34/6

Реализация наследственной информации в клетке

§ 2.10, стр. 73 – 78, вопросы на стр. 78 - 79

35/7

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

Оперон, структурные гены, оператор, репрессор.

Записи в тетрадях

36/8

Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток. (обобщающий урок)

Основные термины и понятия темы.

Изучить «Краткое содержание главы».

Тема 3.3. Размножение (7 часов)

37/1

Жизненный цикл клетки.

Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, постсинтетичес-кий период, репликация.

повторить учебный материал о хромосомах и кариотипе.

38/2

Митоз и амитоз.

Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.

§ 3.4, ответить на вопросы на стр. 107.

39/3

Мейоз.

Мейоз, конъюгация, кроссинговер.

§ 3. 6. Стр. 115 - 119

40/4

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Бесполое и вегетативное размножение.

§ 3.5, стр. 108 - 111

41/5

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники.

§ 3.5, стр. 111 - 113

42/6

Развитие половых клеток.

Гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца.

§ 3.6, стр. 113 - 115

43/7

Оплодотворение.

Оплодотворение, зигота, зародышевый мешок, двойное оплодотворение цветковых растений, макроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры.

§ 3.7, стр. 120 – 124. статья о партеногенезе

Тема 3. 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)

44/1

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента.

§ 3.8 , стр. 124 - 125

45/2

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция.

§ 3. 8, стр. 125 – 127.

§ 3.9, стр130 - 134

46/3

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие.

Изучить § 3.8, стр. 128 - 129.

§ 3.9, стр. 134 - 136

47/4

Закономерности размножения и развития организмов. (обобщающий урок)

Понятия и термины темы.

Повторить § 3.8, 3.9.

Тема 3. 5. Наследственность и изменчивость (15 часов)

48/1

История развития генетики. Гибридологический метод.

Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии.

§ 3.10, ответить на вопросы на стр. 139.

49/2

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

§ 3.11. стр. 140 - 145

50/3

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида.

§ 3.11, записи в тетрадях

51/4

Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Повторить , решить задачу в тетради.

52/5

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

§ 3.12, стр. 146 - 150

53/6

Хромосомная теория наследственности.

Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические карты.

§ 3.13, стр. 150 - 153

54/7

Современные представления о гене и геноме.

Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм.

§ 3.14, ответить на вопросы на стр. 157.

55/8

Генетическое определение пола.

Признаки, сцеплённые с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол.

§ 3.15. стр. 158 - 164

56/9

Практическая работа «Решение генетических задач».

Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

Решить задачу в тетради.

57/

10

Изменчивость.

Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость.

§ 3.16. стр. 164 - 169

58

/11

Лабораторная работа № 4  «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость.

Повторить главу

59/

12

  Лабораторная работа № 5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Вариационный ряд, вариационная кривая, узкая и широкая норма реакции.

Оформить лабораторную работу.

60/

13

Виды мутаций.

Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия,  транслокация; полиплоидия.

§ 3.17

61/

14

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Мутагенные факторы, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации.

§ 3.17, стр. 170 - 176

62/

15

Закономерности наследственности и изменчивости. (обобщающий урок)

Понятия и термины темы.

Повторить материал темы

Тема 3. 6. Основы селекции. Биотехнология (2 часа)

63/1

Селекция: основные методы и достижения

Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

 § 3.18.

64/2

Биотехнология: достижения и перспективы развития

Биотехнология, генная инженерия, клонирование

§ 3. 19, стр. 183 - 190

Заключение (4 часа)

65/1

Генетика и здоровье человека.

Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни.

 § 3.17, подготовить данные по родословным.

66/2

Лабораторная

работа № 6

 «Составление родословных».

Оформить лабораторную работу.

67/3

Проблемы генетической безопасности.

Медико-генетическое консультирование.

Записи в тетрадях

68/4

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок)

Термины и понятия курса общая биология за 10 класс.

69/1 - 2

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...