рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Сундукова Земфира Рамилевна

рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.odt25.99 КБ
Файл kalendarno_-_tematich.odt23.35 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм.» авторов Н.И. Сонин,  //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник «Биология. Живой организм». 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Н.И.  Сонин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 174 стр.

 Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).

 Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения представлены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

 Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в РП включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, кроссвордов.

 Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2011.

 В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.

 Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.

 С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

 1. Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.

 2. Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

 3. Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (сообщения, кроссворды, презентации) и т.д.

 Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

 Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С.

 Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

  1.  Расширение представлений учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
  2.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений.
  3.  Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

 Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток, органов и систем растительного и животного организмов, средообразующей роли живых организмов;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

          использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для:

  • ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса учащиеся должны

усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,
  • иметь представление о биологии как науке,
  • о клетке как единице живого,
  • о способах питания и дыхания животных и растений,
  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;
  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств  цветковых растений;
  • причины и результаты эволюции;
  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
  • Деление клетки;
  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
  • Обмен веществ и превращение энергии;
  • Особенности питания растительных  организмов;
  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;
  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
  • Клетки, органы и системы органов растений;
  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
  • Съедобные и ядовитые грибы.

соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  •  Поведения в природе;
  • Здорового образа жизни человека;
  • Выращивания культурных растений.

владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
  • Использовать рисунки;
  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся.

  Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).  При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

  Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

 Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими лабораторных работ.

Критерии и нормы устного ответа по биологии.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

  Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

  Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2.        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

4.        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

70 ч/год (2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (20 ч)

1. Основные свойства живых организмов (2 ч)

Многообразие живых организмов. Свойства живых организмов. Клеточное строение, химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

2. Химический состав клеток (1 ч)

Содержание химических элементов, их роль и жизнедеятельность.

3. Строение растительной и животной клеток (3 ч)

Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.

4. Деление клетки (2 ч)

Основные типы деления клеток. Митоз. Мейоз

5. Ткани растений и животных (3 ч)

Понятие «ткань». Типы тканей растеней, их многообразие, значение и особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

6. Органы и системы органов (6 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения: корень, побег, почка, лист, цветок, плод, семена. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно — двигательная, нервная, эндокринная, половая.

7. Растения и животные как целостный организм (3 ч)

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.

Лабораторные работы:

№ 1. Определение состава семян пшеницы.

№ 2. Строение клеток живых организмов.

№ 3. Строение корневых систем.

№ 4. Строение почек.

№ 5. Строение семян.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (38 ч)

1. Питание и пищеварение (4 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Значение фотосинтеза. Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.

2. Дыхание (2 ч)

Значения дыхания. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

3. Передвижение веществ в организме (4 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система . Ее строение и функции.

4. Выделение (5 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организма. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии у животных и растительных организмов.

5. Опора и движение (8 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно — двигательная система позвоночных.

6. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 ч)

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой. Регуляция процесса жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система, ее роль в процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

7. Размножение (5 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

8. Рост и развитие (5 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные работы:

№ 6. Строение клеток лягушек и человека.

№ 7. Прорастание семян.

Раздел 3. Организм и среда (7 ч)

1. Среда обитания организмов (4 ч)

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

2. Природные сообщества (3 ч)

Природные сообщества и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Заключение (2 ч)



Предварительный просмотр:


КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

70 ч/год (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения урока

план

факт

1

Введение

Биология – наука о жизни.

Стр. 3 - 4

Раздел 1. Строение живых организмов (20 ч)

1. Основные свойства живых организмов (2 ч)

2

Многообразие живых организмов, их основные свойства

Живые организмы, царства живой природы

с. 6 – 7, читать, пересказать.

3

Основные свойства живых организмов

Признаки живых организмов; их проявление

с. 8 – 10, вопросы 9, 12 с.11, «Подумайте»

2. Химический состав клеток (1 ч)

4

Химический состав клетки.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки

п. 2 стр. 12 — 16, вопросы стр. 17

3. Строение растительной и животной клеток (3 ч)

5/1

Строение растительной клетки

Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра

П.3 о растительной клетке

6/2

Строение животной клетки.

Клетка –элементарная частица живого. Строение животного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра

П.3 о животной клетке

7/3

Сходство и различие растительной и животной клеток.

Отличительные признаки растительной и животной клеток.

Записи в тетрадях (таблица)

4. Деление клетки (2 ч)

8/1

Деление клетки. Митоз.

Деление клетки как основа роста и развития живого организма.

Митоз, сущность и биологическое значение

п.4, с. 25 – 26, вопр.1 -6

9/2

Мейоз и его биологическое значение

Мейоз, сущность и биологическое значение

п.4, до конца, вопр.10 с.28
«Подумайте»

5. Ткани растений и животных (3 ч)

10/1

Ткани растений.

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения

п.5, с.29 – 31,

11/2

Ткани животных: эпителиальная и соединительная.

Строение организма животного: ткани. Типы тканей: эпителиальная, соединительная, их строение и функции

п.5, с.33

12/3

Ткани животных: мышечная и нервная ткани.

Строение организма животного: ткани. Типы тканей: мышечная, ее строение и функции; нервная, строение и функции

п.5, с.34

6. Органы и системы органов (6 ч)

13/1

Органы цветковых растений. Корень.

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы

п.6, с.36-39,

14/2

Побег.

Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья

п.6, с.40 – 43,

15/3

Цветок и плод.


Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие.

п.6, с.44 – 46, вопр 10 – 12 с.49
«Подумайте»

16/4

Строение семян, их функции.

Строение семян двудольных и однодольных растений

п.6, весь

17/5

Органы и системы органов животных.

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции.

п.7

18/6

Органы и системы органов животных.

7. Растения и животные как целостный организм (3 ч)

19/1

Организм растения – единое целое.

Растение – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда

п.8

«Подумайте»

20/2

Целостность животного организма

Животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда


п.8, 9

21/3

Контрольная работа по теме «Строение и свойства живых организмов»

Систематизация знаний

Сообщения

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (38 ч)

1. Питание и пищеварение (4 ч)

22/1

Питание. Почвенное питание растений.

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание

п.10 с.62
Сообщение
«Роль фотосинтеза в жизни растений и на Земле»

23/2

Фотосинтез.

Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы

п.10 с. 62 – 63

24/3

Питание животных.

Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупояды, симбионты, паразиты

п.10 с.64 – 68,

25/4

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

п.10 весь
Сообщение
«Роль знаний о дыхании в процессе выращивания растений»

2. Дыхание (2 ч)

26/1

Дыхание у растений

Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений

п. 11 с. 73, 76

27/2

Дыхание у животных

Жизнедеятельность растений: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

п.11

3. Передвижение веществ в организме (4 ч)

28/1

Передвижение воды и минеральных веществ в растении

Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса минеральных веществ

п.12, с. 78 -79, 82

29/2

Передвижение органических веществ в растении.

Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса органических веществ

п.12, с. 78 -79,
«Подумайте»

30/3

Перенос веществ в организме беспозвоночных животных.

Особенности переноса веществ в организмах беспозвоночных животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части

п.12 с.78 – 80

31/4

Перенос веществ в организме позвоночных животных.

Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части

п.12 с.81 – 82

4. Выделение (5 ч)

32/1

Выделение.

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов

п.13 с. 84 – 86 (1абз)

33/2

Выделение у растений.

Продукты выделения у растений. Выделение у растений.

п.13
«Подумайте» с. 90

34/3

Выделение у позвоночных животных.

Продукты выделения у животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных

35/4

Обмен веществ и энергии у растений.

Жизнедеятельность растений: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у растений.

П.14 с.91 - 92

36/5

Обмен веществ и энергии у животных.

Жизнедеятельность животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у животных.

П.14

5. Опора и движение (8 ч)

37/1

Опорные системы и их значение в жизни организмов.

Строение растительного и животного организма: опорные системы, их значение в жизни организма.

П.15 с.97 – 98 (1 абз.)

38/2

Опорные системы растений.

Опорные системы растений.

П.15

39/3

Опорные системы животных.

Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

40/4

Движение.

Признаки живых организмов: движение, их проявления. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

П.16 с.103 - 105

41/5

Движение многоклеточных животных в водной среде.

Движение животных. Приспособления к передвижению животных в водной среде.

П.16 с.106 - 107

42/6

Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах.

Движение животных. Приспособления к передвижению животных в воздушной и наземной среде.

П.16 с. 108 - 110

43/7

Особенности передвижения наземных млекопитающих.

Движение животных. Приспособления к передвижению млекопитающих животных в наземной среде.

П.16

44/8

Особенности движения растений.

Двигательные реакции растений.

6. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 ч)

45/1

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности её строения.

П.17 с. 114 – 117, 124

46/2

47/3

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой.

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности её строения.

П.17. с.118 – 119
Наблюдение за поведением домашних животных, объяснить

48/4

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

Эндокринная система, её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.


П.17 с. 120 – 121

49/5

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества

П.17 с.122 – 123

7. Размножение (5 ч)

50/1

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Споры.

П.18 с.127 – 128 до вегет. размножение

51/2

Вегетативное размножение растений

Бесполое размножение растений. Вегетативное размножение растений.

П.18 с.128 – 131

52/3

Половое размножение животных.

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

П.19

53/4

Половое размножение растений.

Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

П.20

55/5

Половое размножение растений.

Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

П.20

8. Рост и развитие (5 ч)

56/1

Рост и развитие растений.

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов

П.21 с.145 – 146 (1 абз)

57/2

Особенности индивидуального развития цветкового растения.


Индивидуальное развитие растений. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

П.21 до конца,
Практическая работа №2
«Определение всхожести семян»

58/3

Рост и развитие животных.

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

П.22, 23

59/4

Рост и развитие животных.

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

П.22, 23

60/5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организмов».

П.23 повт.

Раздел 3. Организм и среда (7 ч)

1. Среда обитания организмов (4 ч)

61/1

Среда обитания организмов. Экологические факторы

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы.

П.24 с.158 – 162 (2 абз)
Сообщение «Экологические проблемы Оренбургской области»

62/2

Среда обитания организмов. Экологические факторы

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы.

П.24 с.158 – 162 (2 абз)
Сообщение «Экологические проблемы Оренбургской области»

63/3

Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека.

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

П.24 с. 162 – 166

64/4

Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека.

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

П.24 с. 162 – 166

2. Природные сообщества (3 ч)

65/1

Природные сообщества.

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

П.25

66/2

Повторительно-обобщающий по теме «Организм и среда. Природные сообщества».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм и среда. Природные сообщества».

П.26

67/3

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

Обобщение и систематизация знаний

Повторить ранее изученное

Заключение (2 ч)

68/1

Повторение пройденного.

69/2

Итоговое тестирование

70

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...