рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Сундукова Земфира Рамилевна

программа учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_8.odt28.73 КБ
Файл moy_kalendarno_-_tematicheskiy_plan.odt33.02 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Биология. Человек.» авторов Н.И. Сонина,  М. Р. Сапина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Н.И.  Сонин, М. Р. Сапин «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребован- ные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется  волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг  к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

1.         освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3.         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.         воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.         иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

 Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год. Контрольные работы представлены в виде контрольных тестов

Результаты обучения приведены в графе «Планируемый результат изучения курса биолгии 8 класса», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

 В содержание программы были внесены следующие изменения: из резерва добавлены часы в темы «Координация и регуляция» - 1 час, «Внутренняя среда организма» - 1 час, «Транспорт веществ» - 1 час, «Обмен веществ и энергии» - 1 час, «Человек и здоровье» - 1 час.

Основное отличие настоящей рабочей программы от авторской заключается в увеличении часов практически на каждую из изучаемых тем, что позволяет учащимся в умеренном темпе освоить весь объем образовательного стандарта. В разрезе каждой темы предусматривается изучение материала как на базовом уровне, так и на повышенном. Это дает возможность вести планомерную и целенаправленную подготовку обучающихся к сдаче экзамена по биологии в 9 классе. Кроме того это способствует более дифференцированно подходить к процессу обучения в любом классе в зависимости от уровня подготовки учащихся и с учетом их возможностей и желания. Логика построения рабочей программы практически полностью соответствует авторской программе Н. И. Сонина, за исключением выделения в отдельную тему материала об органах чувств и переноса изучения из раздела нервная регуляция на вторую половину учебного года к теме – высшая нервная деятельность. Необходимость переноса обосновывается близостью изучаемых тем (органы чувств – восприятие – ощущения – реакция и поведение человека), а так же позволяет несколько разгрузить сложную для восприятия тему – нервная система, изучаемую в начале учебного года. Введение дополнительного часа позволило увеличить степень практической направленности изучаемого предмета, что отразилось в увеличении числа лабораторных и практических работ, базирующихся на основе методов самоконтроля и самоанализа функционального состояния физического здоровья, что позволит выявить нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу.

Вместе с часами резервного времени в настоящей программе, более четко определены и выделены темы валеологической, профилактической и гигиенической направленности при изучении отдельных систем органов. Добавление на каждую тему от одного до двух часов позволяет произвести расширение содержания изучаемого учебного материала (повышенный уровень выделен в тексте календарно-тематического планирования курсивом красного цвета). Кроме того акцент на расширение изучаемого материала по отдельным темам делался из результатов динамики заболеваемости учащихся школы и жителей села, в целях их предупреждения и профилактики. Увеличение часов на тему размножение и развитие обосновано отсутствием специализированного курса семейного воспитания в старших классах наличием определенной тенденции среди молодежи к раннему началу половой жизни. Около 30% уроков, проводимых за счет добавленного часа из школьного компонента, определено на работу по технологии уровневой дифференциации (время на проведение зачетов и до сдачи зачетов).

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке отражен в календарно-тематическом планировании в отдельной графе «Организация учебно-познавательной деятельности». Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предлагается работа с рабочей тетрадью к учебнику.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся.

  Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).  При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

  Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

 Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими лабораторных работ.

Критерии и нормы устного ответа по биологии.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

  Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

  Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2.        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

4.        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

70 ч/ год (2 час/ неделю)

1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

2. Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторные работы:

 № 1. «Строение клетки»

 № 2. «Ткани»

5. Координация и регуляция (11 ч)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные работы:

№ 3. «Строение спинного мозга»

№ 4.        «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»

№ 5.        «Изучение изменения размера зрачка».

6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторные работы:

№ 4 «Микроскопическое строение кости»

7. Внутренняя среда организма (4 часа).

Внутренняя среда организма и ее значение. Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Иммунитет. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор.

Лабораторные работы:

№ 5 «Строение клетки крови»

8. Транспорт веществ (6 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Лабораторные работы:

№ 6 «Подсчет пульса в разных условиях»

9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Лабораторные работы:

№ 7.  «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

Лабораторные работы:

№ 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»

11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение (2 часа).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевания почек, их предупреждение.

13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Лабораторная работа:

№ 9 «Строение внешнего и внутреннего слоев кожи»

14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность (6 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

16. человек и его здоровье (6 ч)

Оказание первой помощи, вредные привычки, заболевания человека, закаливание, гигиена.

№ п/п

Тема раздела по предмету

Количество часов

В том числе:

Рабочая программа

По Н. И. Сонину

Практические работы

Лабораторные работы



Предварительный просмотр:


Календарно – тематическое планирование

70 ч/год (2 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения урока

План

Факт

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

Место человека в системе органического мира

Задачи курса.  Особенности учебника.

Познакомить учащихся с основными особенностями человека, с наличием рудиментов и атавизмов, выявить черты сходства человека с животными.

Стр. 5 - 8

2

Особенности человека

Раскрыть характерные для человека особенности.

Отличительные признаки человека.

Стр. 8 - 11

Тема 2. Происхождение человека (2часа)

3/1

Происхождение человека. Этапы его становления

Происхождение человека, особенности организма человека, связанные с прямохождением, распознавать на рисунках расы чело века, их исторические формы.

Стр. 12 - 16

4/2

Расы человека, их происхождение и единство.

Расы человека, их происхождение и единство. Сформировать знания о расах, расоведении и расизме, об экологии человека. Дополнительно работа с рисунками.

Стр. 18 - 20

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 час)

5/1

Краткая история развития знаний

о человеке. Науки, изучающие организм человека.

Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.

Стр. 21 - 30

Тема 4. Общий обзор организма человека (4 часа)

6/1

Клеточное строение организма.

Строение растительной и животной клеток. Основные части клетки, особенности строения и функции.

 Основные органоиды клетки, строение и функции. Дополнительно работа с рисунками

Лабораторная работа № 1 « Изучение строения клетки»

Стр. 31 - 33

7/2

Ткани и органы.

Ткани: эпителиальная мышечная, нервная, соединительная. Нейрон: тело, дендрит, аксон.

Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения ткани »

Стр. 34 - 39

8/3

Органы. Системы органов. Организм.

Орган, система органов, аппарат органов

Практическая работа. «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Стр. 40 - 43

9/4

Контрольная работа «Обзор строения и функций организма»

Бланки с тестовыми заданиями по теме «Общий обзор организма человека»

Повторить ранее изученное

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

10/1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека

Железы внутренней секреции; железы внешней секреции; особенности строения и работы желез эндокринной системы.

Стр. 46 -50

11/2

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция

Гормоны, гипофиз

Стр. 51 - 53

12/3

Строение и значение нервной системы

Нервный импульс, центральная и периферическая, вегетативная и соматическая нервная система, рефлекс рефлекторная  дуга,  рецепторы, безусловный   рефлекс,   условный   рефлекс.

Стр. 54 - 59

13/4

Спинной мозг.

Серое вещество, белое вещество, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы

Стр. 60 - 62

14/5

Головной мозг

продолговатый мозг, мост,, средний мозг, мозжечок, четверохолмие, борозды, извилины промежуточный мозг, таламус, гипоталамус.

Лабораторная работа № 3 «Изучение головного мозга человека»

Стр. 63 - 68

15/6

Полушария большого головного мозга

Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные)

Стр. 70 - 75

16/7

Контрольная работа «Нервно-гуморальная регуляция»

Бланки с тестовыми заданиями по теме «Нервно-гуморальная регуляция»

17/8

Анализаторы. Зрительный анализатор

Орган чувств, рецептор, анализатор. брови, веки, ресницы. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв.

Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка»

Стр. 76 - 82

18/9

Анализаторы слуха и равновесия

Слуховой анализатор. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка   Среднее ухо: слуховые косточки. Внутреннее ухо: преддверие и улитка. Гигиена  слуха.   Вестибулярный аппарат

Стр. 84 - 90

19/10

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

Анализатор. Преддверие с мешочками, полукружные каналы. Вкусовые сосочки. Тактильное чувство, осязание

Стр. 91 - 98

20/11

Обобщение знаний об органах чувств.

Контрольный тест № 1 по теме «Координация и регуляция».

Роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. Органы чувств человека; анализаторы; особенности строения.

Повторить стр. 46 - 98

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

21/1

Скелет человека, его строение и значение

Скелет осевой и добавочный. Череп, позвоночник, отделы позвоночника,  грудная клетка, позвонок. Скелет поясов конечностей и свободных конечностей

Стр. 108 – 112

22/2

Строение, свойства костей

Надкостница, красный и желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество кости. Типы костей.

Лабораторная работа № 4 «Изучение  строения костей»

Стр. 100 - 104

23/3

Типы соединения костей

Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные.

Практическая работа «Измерение массы и роста своего организма»

Стр. 104 - 106

24/4

Первая помощь при растяжении связок и  переломах костей

Перелом, вывих, растяжение связок

Дополнит. источники

25/5

Мышцы, их строение и функции

Гладкие и скелетные мышцы

Стр. 116 - 121

26/6

Работа мышц

Динамическая и статическая работа мышц.

Практическая работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Стр. 122 - 126

27/7

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения                

Плоскостопие, осанка, гиподинамия        

Дополнит. источники

28/8

Обобщение  темы «Опора и движение». Тестирование

Бланки с тестовыми заданиями по теме «Опора и движение».

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

29/1

Внутренняя среда организма и ее значение        

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа

Стр. 127 - 128

30/2

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови

        

Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Лабораторная работа № 5 «Изучение микроскопического строения  крови»

Стр. 129 - 135

31/3

Иммунитет.

Иммунитет, фагоцитоз, СПИД

Стр. 136 - 137

32/4

Группы крови. Переливание крови

группы крови, переливание крови, донорство, вакцина, прививка

Стр. 137 - 142

Тема 8. Транспорт веществ (6 часов)

33/1

Транспорт веществ. Кровеносная система        

        

        

Артерии, вены, капилляры большой круг кровообращения, малый круг кровообращения

Стр. 144 - 148

34/2

Работа сердца

Предсердия, желудочки, клапаны, автоматика сердца, кровяное давление.

Практическая работа «Измерение

кровяного давления»

Стр. 149 - 152

35/3

Движение крови по сосудам

Артерии, вены, капилляры большой круг кровообращения, малый круг кровообращения

Стр. 153 - 156

36/4

Кровяное давление.

                

Артериальное давление:  верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений.

Практическая работа  «Определение

пульса и подсчет числа

сердечных сокращений»

Стр. 153 - 156

37/5

Заболевания сердечно - сосудистой системы, их предупреждение

Инфаркт

Дополнительные источники

38/6

Обобщение тем «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»

Бланки с тестовыми заданиями по теме «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»

Тема 9. Дыхание (5 часов)

39/1

Строение органов дыхания        

        

Система органов дыхания: верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы; пристеночная и легочная плевры, плевральная полость

Стр. 158 - 161

40/2

Газообмен в легких и тканях

Обмен газов в легких и тканях.

Стр. 163 – 164

41/3

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения.

Практическая работа «Определение частоты дыхания»

Стр. 164 - 169

42/4

Заболевания органов дыхания, их предупреждение        

Заболевания органов дыхания

Дополнительные источники

43/5

Повторение и обобщение темы «Дыхание»        

Бланки с тестовыми заданиями по теме «Дыхание»

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

44/1

Пищевые продукты и питательные вещества        

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины

Стр. 171 – 173

45/2

Пищеварение в ротовой полости

Пищеварительные железы.  Пищеварительные  ферменты   ротовой  полости:  слюна,  птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза.

Лабораторная работа № 6  «Действие слюны на крахмал»

Стр. 174 - 178

46/3

Пищеварение в желудке и кишечнике

Желудок, печень, желудочный сок,  пепсин, желчь. Поджелудочная   железа, Двенадцатиперстная кишка

Стр. 180 - 185

47/4

Гигиена питания

Рациональное питание гиподинамия.

Практическая работа «Определение норм рационального питания»

Дополнительные источники

48/5

Повторение и обобщение темы «Пищеварение»

Бланки с тестовыми заданиями по теме «Пищеварение»

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

49/1

Обмен веществ и энергии        

        

Обмен веществ,   пластический обмен, энергетический обмен.

Стр. 187 - 193

50/2

Витамины

Витамины, гиповитаминоз, авитаминоз

Стр. 194 - 197

Тема 12. Выделение (2 часа)

51/1

Выделение. Строение и работа почек

Мочевыделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.  Нефрон: капсула, канальцы.    

Стр. 199 – 200

52/2

Конечные продукты обмена веществ

Фильтрация, первичная и вторичная моча

Стр. 201 - 203

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

53/1

Строение и функции кожи.        

        

Кожа, дерма, рецепторы кожи, производные кожи

Стр. 205 - 208

54/2

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание

Терморегуляция, теплоизлучение, закаливание

Стр. 209 – 211

55/3

Гигиена кожи

Ожег, обморожение

Дополнительные источники

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

56/1

Половая система человека        

Яичники, яйцеводы, матка, яйцеклетка, фолликулы, семенники, сперматозоиды,

Стр. 212 – 216

57/2

Внутриутробное развитие человека

Оплодотворение, зигота, беременность, плацента, менструация

Стр. 216 - 219

58/3

Возрастные процессы

Лактация, развитие ребенка, новорожденность, подростковый период

Стр. 221 - 224

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

59/1

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности

Рефлекс

Стр. 225 - 231

60/2

Торможение, его виды и значение

Торможение

Стр. 231 – 234

61/3

Биологические ритмы. Сон, гигиена сна

Биологические ритмы, сон

Стр. 235 – 237

62/4

Особенности высшей нервной деятельности человека

Речь, мышление, сознание, память, эмоции

Стр. 238 – 251

63/5

Типы нервной деятельности.

Характер, личность, темперамент

Стр. 251 - 253

64/6

Контрольная работа по курсу «Человек»

Бланки с тестовыми заданиями по курсу «Человек»

Тема 16. Человек и его здоровье (6 часа)

65/1

Здоровье и влияющие на него факторы

Здоровье, стресс, переутомление

Стр. 254 – 255

66/2

Оказание первой доврачебной помощи

Кровотечение артериальное, венозное, капиллярное.

Лабораторная работа№ 7  «Изучение приемов остановки кровотечений»

Стр. 255 -264

67/3

Вредные привычки, их влияние на здоровье

Вредные привычки

Практическая работа «Анализ  влияния факторов среды, факторов  риска на здоровье»

Стр. 265 - 267

68/4

Заболевания человека.

Болезни органов дыхания, венерические заболевания, глистные заболевания.

Стр. 268 - 271

69/5

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание

Физическая зарядка, спорт, закаливание

Стр. 272 – 277

70/6

Гигиена человека

Гигиена одежды, обуви, питания, дыхания, органов чувств

Стр. 278 - 285


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...