Рабочая программа по биологи 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Зиновьева И.А.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии.

Программа  рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ – 4;

- практических работ – 8;

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Преподавание биологии в 5 классе рассчитано на использование учебника: Сонин Н. И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. (концентрический курс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologi.rar99.98 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план.

п/п

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности Освоение предметных знаний

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные  УУД

Календарные сроки

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

Живой организм: строение и изучение

8 ч

1

1

Что такое живой организм.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.  

Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2

2

Наука о живой природе.

Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Объясняют роль биологии в практической  деятельности людей.

Определяют основную и второстепенную информацию. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Принимают ценности природного мира. Знают основы экологической культуры

3

3

Методы изучения природы.

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Практическая работа № 1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Определяют основные методы биологических исследований.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают  достигнутый  результат.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

4

4

Увеличительные приборы.

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп

Практическая работа № 2 Знакомство с оборудованием для научных исследований

Практическая работа № 3 Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются  на понимание причин успеха в учебной деятельности.

5

5

Живые клетки.

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа № 1 Строение клеток кожицы чешуи лука

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Представление результатов самостоятельной работы.

Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. .

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Принимают ценности природного мира.

6

6

Химический состав клетки.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Вещества и явления в окружающем мире

Лабораторная работа № 2 Определение состава семян пшеницы.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Описывают особенности органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот,  и их роль в клетке.

Умеют заменять термины определениями. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Имеют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

7

7

Великие естествоиспытатели

Великие естествоиспытатели.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют методы информационного поиска.

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Испытывают  чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

8

8

Контрольная работа № 1

Живой организм: строение и изучение

Контроль. Обобщение и систематизация знаний.

Определяют особенности строения и функционирования клеток. Умеют использовать приборы и оборудование для решения практических задач.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Умеют заменять термины определениями.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

 Следуют  в своей деятельности нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения.

Фаза постановки и решения системы учебных задач

Многообразие живых организмов

14 ч

9

1

Как развивалась жизнь на Земле.

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Прослеживаю основные этапы развития жизни.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной задачи.

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

10

2

Разнообразие живого.

Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют слушать и слышать друг друга. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Знают основы экологической культуры.

Принимают ценности природного мира

11

3

Бактерии.

Бактерии, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

 Приводят примеры основных представителей царства бактерий. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.  

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Ориентируются  в нравственном содержании и смысле собственных поступков

12

4

Грибы.

Грибы, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

 Приводят примеры основных представителей царства грибов. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.  

Различают изученные объекты в природе, таблицах.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Следуют  в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

13

5

Мхи.

Мхи, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Приводят примеры основных представителей мхов. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека.  

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Следуют  в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

14

6

Папоротники.

Папоротники, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий.

Приводят примеры основных представителей папоротников. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека.  

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

15

7

Голосеменные растения.

Голосеменные растения, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Приводят примеры основных представителей голосеменных растений.. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.  

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Осознают ответственность человека за общее благополучие. Ориентируются  на понимание причин успеха в учебной деятельности.

16

8

Покрытосеменные растения.

Покрытосеменные растения, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

 Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Приводят примеры основных представителей покрытосеменных растений. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.  

Различают изученные объекты в природе, таблицах.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Испытывают  чувство сопричастности и гордости за свою Родину. Принимают ценности природного мира.

17

9

Значение растений в природе и жизни человека.

Охрана живой природы. Красная книга. Культурные и дикорастущие растения

Коррекция знаний и способов действий. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Называют важнейшие сельскохозяйственные культуры. Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях.

18

10

Беспозвоночные

Беспозвоночные животные (насекомые, ракообразные, головоногие и пр.) характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных  животных. Наблюдают и описывают внешний вид беспозвоночных, их рост, развитие, поведение, размножение.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира.Осознают ответственность человека за общее благополучие.

19

11

Позвоночные.

Позвоночные животные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания

Коррекция знаний и способов действий.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных  животных. Наблюдают и описывают внешний вид позвоночных животных, их рост, развитие, поведение, размножение.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.Испытывают  чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

20

12

Значение животных в природе и жизни человека

Охрана живой природы. Красная книга. Домашние и дикие животные.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД.  

Выявляют роль животных в природе,  и их использование человеком, практическое значение.  Показывают необходимость охраны  животных.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются  на понимание причин успеха в учебной деятельности.

21

13

Обобщение

Практическая работа № 4 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных области

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию. Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

22

14

Контрольная работа № 2

Многообразие живых организмов

Коррекция знаний и способов действий. Контроль. Обобщение и систематизация знаний.

  Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Устанавливают причинно-следственные связи.  Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.

Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 Среда обитания живых организмов

5 ч

23

1

Три среды обитания.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания

Практическая работа № 5 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Выполняют учебно-познавательные действия.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

24

2

Жизнь на разных материках.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Приводят примеры типичных обитателей материков. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования и упрощенного пересказа текста, с выделением  существенной  информации.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать и слышать друг друга.

Ориентируются  на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Принимают ценности природного мира.

25

3

Природные зоны.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Приводят примеры типичных обитателей природных зон.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. .

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Оценивают  достигнутый  результат.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Принимают свою этническую принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России.

26

4

Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач.

Приводят примеры типичных обитателей различных водных сообществ. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для  организмов обитающих в морях и океанах.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Осознают ответственность человека за общее благополучие.

27

5

Обобщение пройденного материала

Практическая работа №  6  Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля.

Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Характеризуют природных зоны находящиеся на территории области.

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. .

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются  в нравственном содержании и смысле собственных поступков. Знают основы экологической культуры.

Рефлексивная фаза

 Человек на Земле

7 ч

28

1

Как человек появился на Земле.

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Практическая работа № 7 Измерение своего роста и массы тела.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.  

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

29

2

Как человек изменил Землю

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Анализируют последствия хозяйственной Выделяют и формулируют познавательную цель.  деятельности человека в природе.

Анализируют условия и требования задачи. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Следуют  в своей деятельности нормам природоохранного и нерасточительного  поведения.

30

3

Жизнь под угрозой.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. .

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Умеют слушать и слышать друг друга.

Признают высокую ценности жизни во всех ее проявлениях. Знают основные принципы и правила отношения к природе.

Не станет ли Земля пустыней.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Перечисляют важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выделяют и формулируют проблему.

 Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. .

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Принимают ценности природного мира. Следуют  в своей деятельности нормам природоохранного и нерасточительного  поведения.

31

4

Здоровье человека и безопасность жизни

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека..

Практическая работа № 8 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. Знают правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения и простейшие способы оказания первой помощи

Определяют основную и второстепенную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Знают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

32

5

Контрольная работа № 3

Человек на земле

Контроль. Коррекция знаний и способов действий.

Описывают основные этапы антропогенеза. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. 

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Структурируют знания. Умеют заменять термины определениями.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Принимают ценности природного мира.

Признают высокую ценности жизни во всех ее проявлениях.

33

6

Обобщение

Биология. Введение в биологию.

 Обобщение и систематизация знаний.

Различают на живых объектах и таблицах животных  и растений разных типов и классов, наиболее распространенных домашних животных и культурные растения, опасных для человека организмов.

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Сличают свой способ действия с эталоном. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Следуют  в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного и здоровьесберегающего поведения.

34

7

Итоговая контрольная

Биология. Введение в биологию.

Развернутое оценивание. Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Знают основы экологической культуры. Осознают ответственность человека за общее благополучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...