Статья "Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла".
статья по биологии по теме

Хайбуллина Фания Фаридовна

Формирование экологической культуры у учащихся и  молодежи на уроках естественнонаучного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_khaybullina_faniya_faridovna.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у учащихся и  молодежи

на уроках естественнонаучного цикла

Хайбуллина Фания Фаридовна,

учитель биологии первой

квалификационной категории  

МБОУ «Давликевская основная

общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района РТ

На сегодняшний день на лицо масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. У большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные  естественнонаучные  знания. Именно поэтому естественные науки – биология, география, физика, химия – представляют особую важность.

Для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся.  В школах  учитель каждого  предмета по  мере своей возможности преподает экологическое воспитание   учащимся.  Но предметы биологии  и химии, учителем  которых являюсь я, впрямую связаны с  экологией.   Мы,  учителя биологии, начинаем формировать экологическую культуру на курсах природоведения.   На уроках природоведения   ученики знакомятся с развитием  жизни на Земле и с окружающей средой в целом.

Курс ботаники, 6 класс по биологии формируют и воспитывают бережное отношение к  растениям нашей планеты.  Для того, что бы результаты преподавания были результативными, учащихся надо заинтересовать , входе работы  применять различные методы преподавания.  Я считаю, что  в 5 и 6 классах на уроках природоведения и биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании группового метода  с использованием регионального компонента.

Курс  зоологии также  формирует  бережное отношение к  обитателям  природы, то есть животному миру.  Проведение этих  уроков  в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ.

В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний.

 Курс общей биологии включает основные экологические понятия и  знания.  При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации  взаимо-отношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида.

Так же для  всестороннего формирования экологической культуры очень важно межпредметные связи,   и  как  учитель я  всегда стараюсь, чтобы  преподаваемые  мною предметы биологии и химии  были взаимосвязанными.

В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна. Во-первых,  она отвечает на вопрос, о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы. Во-вторых,  способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы.  В-третьих, позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

В последние годы активизировалась работа со школьниками, увлеченными биологией и экологией, повысилась  активность  по участию в различных мероприятиях районного, окружного, областного уровней.    Мои ученики с радостью и с удовольствием ходят на экскурсии в природу,  делают исследовательские,  проектные работы на различные экологические темы по биологии и  химии.

 Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы. 

Важнейшей задачей учителей биологии, экологии  является установление приоритетности экологических знаний, поскольку все другие науки направлены лишь на разработку технологий, и только экология способна организовать их в систему, которая будет отвечать законам Природы и, наконец, замыслу ее Творца.   Экологическое воспитание личности школьника  является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремленности к прогрессу.                   

В настоящее время необходимость экологического  образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Ведется активная работа по созданию системы  экологического образования,  как  основы устойчивого развития общества. 

Но основа формирования экологической культуры у  учащихся и  молодежи  на руках у учителей  естественнонаучного цикла, то есть в наших руках,  коллеги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE КАРТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

В статье рассматривается вопрос использования сервисов Google на уроках естественнонаучного цикла.  В частности, авторы предлагают читателям познакомиться с опытом работы в картографическом серви...

Экспериментальная площадка по теме «Использование современных технологий на уроках естественнонаучного цикла»

Цель: внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных ...

доклад на тему "Инновационные формы работы на уроках естественнонаучного цикла" (из опыта работы)

Доклад на августовское совещание-2015 обобщает опыт применяемых мною методов, приёмов и форм работы с учащимися на уроках географии....

Статья "Опыт внедрения интегрированных уроков естественнонаучного цикла в образовательный процесс и требования ФГОС ООО"

Статья будет интересна всем учителям биологии, ОБЖ, физики, химии, внедряющим ФГОС ООО....

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Статья посвящённая экологическому воспитанию и образованию. Содержит материал теоритической и практической направленности....