Конспект открытого урока по биологии для 6 класса "Характеристика основных экологических групп растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Сергеева Елена Геннадьевна

 

Технологическая карта урока

Учреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- Петербурга

Автор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- Петербурга

Автор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна        

Название урока

Характеристика основных экологических групп растений

Предмет

биология

Класс

6 класс

Тип урока

комбинированный

Цели урока

для учителя

для ученика

метапредметные результаты

  • раскрыть особенности строения растений различных мест обитания;
  • показать влияние абиотических экологических факторов на организм;
  • отработать практические навыки  работать с учебной литературой, микроскопом,

              биологическими объектами, готовить            

микропрепараты, анализировать, делать выводы;

  • продолжить формирование навыков общения в группе.
  • выяснить приспособления листьев к условиям освещенности и влажности;
  • развить понятие о тканях листа;
  • показать практические умения работы с микроскопом и навыки приготовления микропрепаратов;
  • научиться определять условия произрастания растения по строению листа;
  • развитие мотивации и познавательного интереса к изучению биологии;
  • развитие смыслообразующей функции самообразования;
  • формирование учебно-познавательной мотивации к изучению предмета.
  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • структуирование знаний;
  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества;
  • оценивание учащимися своих учебных результатов и способов их достижения.

Образовательная среда урока

комнатные растения,  таблица «Внутреннее строение листа», рисунки учебника, компьютер, презентация, созданная учителем, микроскопы, оборудование для приготовления микропрепаратов, задания группам  (приложение).

Учу искать информацию в разных источниках

Форма работы на уроке

частично-поисковый, проблемный, проектная деятельность, группы постоянного состава (4 группы по 5 человек)

Этапы урока

действия учителя

действия ученика

Организационный

  Организует учащихся к восприятию изучаемого материала 

  Вступление. На фоне слайдов с изображением природы звучат стихи Елены Николаевской.

 Ах, эта среда обитания!

Все связаны между собой

  Обменом, цепями питания,

Составом, структурой, судьбой...

В чащобах, и в грядах, и в весях,

Где дышит и движется жизнь,

Да будет всегда равновесье!

Его потревожить страшись!

Ставит и поясняет цели урока

Приветствуют учителя.  Демонстрируют готовность к уроку.

  Готовность к восприятию предмета

Актуализация знаний

Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос)

  • О какой науке идет речь и почему курс биологии 6 класса важно закончить изучением именно этой темы?
  • Известный немецкий ученый Эрнст Геккель дал такое определение экологии: «Это наука, изучающая животных у себя дома».  Не нуждается ли оно в уточнении?
  • Что изучает экология?
  • Кому нужны экологические знания?
  • Как называются отдельные элементы внешней среды?
  • Какие группы экологических факторов вы знаете?

Задание группам. Из четырех  экологических факторов выбрать лишний, аргументировав свое решение. Приложения с заданиями (на столах у учеников).

Координирует ход обсуждения, а так же при необходимости задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание «Кто лишний?»

Познавательные:

  • применение предметных знаний

  Коммуникативные:

  • передача содержания
  • монологическое высказывание

   Регулятивные:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью

Особенности строения листа и его значение в жизни растений

Формирует новую учебную задачу.

     Вы достаточно хорошо справились с решением предложенных заданий. Поэтому мы можем идти дальше. Сегодня на уроке я предлагаю вам быть исследователями загадок и тайн природы.    Попробуйте отгадать, что находится в «таинственной шкатулке».

Дает сырье для булки

И очень важный газ

Что спрятано  в шкатулке,

Хочу спросить я вас?

(лист растения)

Вспомним функции, которые выполняет лист.

Как связано строение листа с его основными функциями?

 Организует работу с таблицей.

  • Назовите клетки, задействованные в процессе воздушного питания растения.
  • Какова особенность строения клеток кожицы листа?
  •  какое она имеет значение в жизни растения?
  • Зачем растению жилки?
  • Как работают устьица?

 Проводит игру «Угадай ткань»

Называют функции листа.

Находят на таблице различные клетки листа.

Определяют, какая ткань загадана по ответам одноклассников на вопросы о строении клеток и функциях этой ткани.

Познавательные:

  • раскрывать значение
  • искать информацию

  Коммуникативные:

  • формулирование вопросов
  • передача содержания
  • монологическое высказывание Регулятивные:
  • выполнение учебного задания в соответствии с целью

Работа в группах над проектом «Составление экологической характеристики  растения»

Организует работу в группе.

Проводит «мозговой штурм»:

 каким образом подсчитать количество устьиц на  1см2 поверхности листа.

  Объясняет, как измерить диаметр поля зрения микроскопа и вычислить площадь круга.

  • Изучите особенности строения комнатного растения.
  • Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы (тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налетом); опушены ли листья; где и как расположены устьица, размеры и число устьиц;  величину и количество хлоропластов.
  • Выясните, где родина этого растения.
  • Определите, к какой экологической группе можно отнести это растение. Укажите признаки, на основе которых вы сделали вывод.

Рассказывает  об основных экологических группах

растений с использованием презентации. Составление схемы « Экологические группы растений».

Помогает формулировать ответы.

Контролирует временные рамки выполнения задания.

Предлагают способы подсчета  количества устьиц на  1см2 поверхности листа.

Изучают внешнее строение растения.

Готовят микропрепараты.

Изучают микроскопическое строение листа.

Подсчитывают число устьиц в поле зрения.

Находят родину растения, читая дополнительную литературу.

Делают описание  экологической характеристики растения  в тетрадях.

Смотрят презентацию, анализируют полученную информацию, составляют схему, делают выводы.

  Выступают с результатами проекта перед одноклассниками.

        

Познавательные:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
  • находить причинно-следственные связи
  • анализировать
  • обобщать
  • делать выводы
  • давать определения понятиям
  • строить логические рассуждения

  Коммуникативные:

  • достаточно точно, последовательно передавать необходимую информацию
  • передавать полученную информацию в сжатом виде
  • в совместной деятельности четко формулировать цели
  • вносить вклад в совместную работу
  • убеждать слушателей

   Регулятивные:

  • самостоятельно анализировать
  • действовать по выбранному плану
  • описывать достигнутый результат
  • осуществлять решение поставленных задач

 Динамическая пауза

Показывает физические упражнения.

Мы, как растения,  тянемся к солнцу, нам нужен свет    (поднимаем руки вверх), вода (наклон вниз), воздух (повороты в сторону с вытянутыми вперед руками).

Выполняя упражнения, повторяют основные абиотические факторы, действующие на растения.

   Регулятивные:

  • осуществлять правильное чередование труда и отдыха

Творческое задание группам для применения полученных знаний на практике.

На экране изображение гениального сыщика.

Читает его письмо и раздает задания группам.

По описанию строения листа узнают, в какой стране побывал преступник, откуда привезено ценное растительное сырье.

Познавательные:

  • анализировать информацию
  • делать выводы
  • применять  полученных знаний на практике

Экология, друзья, наука очень нужная:

Без нее ты ни за грош в наше время пропадешь,

Ибо каждый знать обязан,

   Кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно иногда, ей не принести вреда.

   Вспомним стихотворение, которое прозвучало в начале урока и вернемся к нашей «таинственной шкатулке»: «Здесь находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое? Это цепь — символ взаимосвязи, единства. Уберем из цепи одно звено — нарушится целостность. И человеку, который тоже является звеном в цепи природы, всегда нужно помнить об этом».

 Отгадывают, что находится в шкатулке

Делают вывод о взаимосвязях всего живого между собой и с окружающей средой

  Коммуникативные:

  • умение работать  в группе
  • вносить вклад в совместную деятельность
  • убеждать слушателей

 Регулятивные:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью
  • самостоятельно планировать работу, контролировать и управлять временем, отведённым на выполнение задания
  • действовать по заданному плану

Рефлексия.

Закрепление изученного материала

С помощью тестовых заданий выясним, насколько хорошо была изучена тема сегодняшнего урока.

  1. Наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания называется:

а)        биология

б)        экология

в)        физиология

г)        гигиена

  1. Экологические факторы — это:

а)        только факторы неживой природы

б)        только факторы, связанные с деятельностью человека

в)        только факторы живой природы

г)        все вышеперечисленное

  1. Фактор живой природы:

а)        вода        в) грибы

б)        температура        г) свет

4. В наиболее сухих местах может расти:

а)        каланхоэ        в) сансевьера

б)        аспидистра        г) фиалка

Работают с тестами раздаточного материала. Самооценка ученика по итогам проведенного урока (учащиеся анализируют этапы урока, свое участие в работе группы).

Познавательные:

  • давать определение понятиям
  • объяснять явления, процессы
  • анализировать, обобщать, выделять главную мысль

Регулятивные:

  • контролировать и управлять временем, отведённым на выполнение задания

   Коммуникативные:

  • передавать содержание в сжатом виде

5. К факторам, связанным с деятельностью человека, можно отнести:

а)        влияние на жизнедеятельность водных животных строительства плотины

б)        влияние одних видов организмов на другие в процессе жизнедеятельности

в)        влияние любых неживых объектов; физических и химических процессов и явлений

г)        влияние особей одного вида друг на друга

6. В наиболее затененных местах растет:

   а) каланхоэ

   б) пеларгония

   в) аспидистра

   г) сансевьера

7. Наименьшее число устьиц у растений:

   а) влажных мест обитания

   б) сухих мест обитания

   в) тенелюбивых

   г) теневыносливых

8. листья светолюбивых растений

   а) тонкие и нежные

   б) с крупными хлоропластами

   в) покрыты толстой кутикулой и восковым налетом

   г) не имеют  кутикулы и воскового налета

9. Факторы неживой природы:

а)        температура почвы и растения

б)        растения и бактерии

в)        влажность и температура

г)        температура и грибы

Домашнее задание

Изучить  параграф 55. Написать,

к каким экологическим группам относятся растения, растущие у вас дома.

Выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Записывают задание

Познавательные:

  • объяснять явления, процессы
  • анализировать, обобщать, выделять главную мысль

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль
  • определять план действий

   Коммуникативные:

  • передавать содержание в сжатом виде
  • монологическое высказывание

   Личностные:

  • Формирование учебно – познавательной  мотивации к изучению предмета

Источники информации

Учебник: параграф 55 , таблицы «Строение устьица», «Клеточное строение листа», презентация к уроку, энциклопедия «Жизнь растений», «Комнатные растения».

Гениальный сыщик просит учеников помочь ему в расследовании. Задания группам.

   Продавец утверждает, что все лекарственные травы собраны в тропическом лесу реки Амазонки. Но часть листьев сильно опушена, хлоропласты мелкие, хлорофилла мало, окраска очень светлая, устьица очень маленькие, их плотность равна 500 на 1 мм2.

   Можно ли доверять продавцу?

   Листья наркотического сырья утолщенные, мясистые, имеют толстую кутикулу, глубоко погруженные крупные устьица. Плотность устьиц равна 7 на 1 мм2.  

   Где может быть выращено это сырье?

   В Тунисе недалеко от пустыни Сахары совершено преступление. Подозреваемый утверждает, что никогда не был в Африке, но на его ботинке обнаружен кусок листа с толстой  кутикулой, восковым налетом  и глубоко погруженными крупными устьицами. Плотность устьиц равна 9 на 1 мм2.    

    Правду ли говорит подозреваемый?

   В партии чая половина листьев тонкие, темно-зеленые, без кутикулы, с немногочисленными крупными хлоропластами,  расположенными в 3 слоя. Устьица довольно крупные,  встречаются на обеих сторонах листа. Плотность устьиц равна 90 на 1 мм2.

   Правда ли, что эта партия привезена из солнечных районов Краснодарского края?

Лист самооценки

Фамилия, имя ______________________________________________________

1. Поставьте себе оценку за урок:

  • Если Вы были внимательны и уверены, что все вопросы изучены вами, можете воспроизвести, то поставьте себе «5».
  •  Если Вы были не весь урок внимательны, но в целом материал усвоили и можете ответить на вопросы, поставьте себе «4».

Моя оценка: _________

2. Передайте оценочный лист членам своей группы, пусть они оценят вашу работу.

Члены группы

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

5 ученик

Оценка моей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные экологические группы растений

Работа основана на применении технологии проблемного обучения. Ученики работают в группах....

Урок биологии в 6 классе по теме "Характеристика основных экологических групп растений."

Это разработка урока  биологии в 6 классе по теме "Характеристика основных экологических групп растений." На уроке идёт формирование УУД,работа в парах,заполнение таблиц,индивидуальная работ...

Урок по биологии по теме: «Основные экологические факторы и их влияние на растения»

Цель: сформировать у учащихся знания о факторах среды и их влиянии на растения, об основных технологических группах растений...

Презентация по биологии 6 класса по теме: "Основные экологические группы растений"

особенности основных экологических групп растений,приспособленность их к местообитанию...

План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема «Выделение у растений. Листопад»

План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема «Выделение у растений. Листопад»...

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»....