Главные вкладки

    Конспект открытого урока по биологии в форме дебатов "История биологии, как науки"
    план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

    Инюкина Вера Николаевна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka._debaty.docx20.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА


    Предмет
    БИОЛОГИЯ

    Класс 9А

    Урок № 2

    Тема урока: История развития биологии, как науки. Античность и Средневековье.

    Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

    Вид урока: Урок - ДЕБАТЫ.

    Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Урок-дебаты дает учащимся возможность поиска, анализа, обобщения, самостоятельной работы и самооценки.

    Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:

    • Обучающие (закрепление, актуализация полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками)
    • Развивающие (развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, логики, критического мышления, что позволят сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения)
    • Воспитательные (формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы)
    • Коммуникативные (учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

    Наряду с внешними и внутренними факторами дебатов их нельзя рассматривать вне способностей и умений человека. В число таких умений входит способность действовать рационально, т.е. строить свою деятельность, следуя некоторой оптимальной методике или тактике. Очень важным является умение не столько хорошо говорить и доказывать, сколько хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастным, коммуникабельным и иметь смелость признаваться в своей неправоте.

    Преимущества технологии “Дебаты”:

    • формирование критического мышления учащихся
    • дифференциация содержания учебного материала
    • обеспечение индивидуализации учебной деятельности
    • разнообразие форм и методов обучения
    • формирование функциональной компетентности учащихся

    Подготовка к дебатам: класс делится поровну и формируются две команды – команда "Античные мыслители" и команда "Ученые Средневековья". Учащиеся готовятся к дебатам самостоятельно в течение недели. Учитель выступает в качестве консультанта.

    Правила интеллектуальной игры

            В ходе дебатов спикеры поочередно выступают с речами, чтобы продемонстрировать судьям большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов. Кроме выступлений спикеров, в игре есть раунды перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступившему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для принижения приведенной аргументации.

            Каждая команда имеет право взять на протяжении игры время на подготовку к выступлению – таймаут – не более 2-х минут на каждую подготовку общая продолжительность таймаута для команды – 10 минут.

            За соблюдением регламента следит таймкипер (хранитель времени - учитель). Он записывает время, использованное спикером, и фиксирует продолжительности таймаутов для каждой команды. С помощью специальных карточек таймкипер предупреждает команды о том, что до окончания выступления (подготовки) осталось 2 минуты; 1 минута и 30 секунд и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).

            Решение о победе какой-либо из сторон в дебатах выносит третья, независимая, сторона – эксперты, которые вносят свои оценки в протокол. Протокол предусматривает оценивание речи спикера на основании нескольких критериев. По каждому из этих критериев максимальное количество баллов – 10. Каждый из судей заполняет свой протокол независимо от других в соответствии со своими впечатлениями. Мнение разных судей могут не совпадать. Также судья заполняет таблицу, содержащую аргументы сторон, которая помогает объективно оценить игру каждой из команд.

    Ход урока-дебатов

    Учитель (5 минут). Сегодняшний наш урок пройдет в форме дебатов. Тема урока – “ История развития биологии, как науки. Античность и Средневековье”.

            Вы хорошо знаете, что биология — это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе. Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами. С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать, какие живые организмы можно употреблять в пищу, использовать в качестве лекарств, для изготовления одежды и жилищ, а какие из них ядовиты или опасны. С развитием цивилизации человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой в познавательных целях.
            
    Исследования культуры древних народов показали, что они имели обширные знания о растениях, животных и широко их применяли в повседневной жизни.

    Современная биология уходит корнями в древность и связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии. Кто же внес больший вклад в развитие биологии и предстоит выяснить .

    КОМАНДА  "Античные мыслители"

     Выступление команды  – 6 минут

    Спикеры команды представляют аргументацию тезиса: “Без Античности нет биологии”

    Сюжет доказательств выстроен по следующему алгоритму:

    – приветствие слушателей;
    – представление команды и самого себя;
    – вступление (обоснование актуальности темы);
    – определение понятий (дефиниций) темы;
    – выдвижение критерия;
    – аргументация;
    – заключение;
    – благодарность за внимание.

    Выступление экспертов – средний балл команды

    Раунд вопросов – 10 минут

    Команда "Ученые Средневековья" задает вопросы команде"Античные мыслители" .

    КОМАНДА  "Ученые Средневековья"

     Выступление команды  – 6 минут.

    Спикеры команды представляют аргументацию тезиса: “ Религиозно-философские взгляды на мир и науку самые верные"

    Сюжет доказательств выстроен по следующему алгоритму:

    – приветствие слушателей;
    – представление команды и самого себя;
    – вступление (обоснование актуальности темы);
    – определение понятий (дефиниций) темы;
    – выдвижение критерия;
    – аргументация;
    – заключение;
    – благодарность за внимание.

    КОМАНДА  "Ученые Средневековья" не только реагирует на то, что говорит КОМАНДА  "Античные мыслители", но и выстраивает свою собственную стратегию доказательств при том, что опровержение является их первоочередной задачей. Эта стратегия состоит из продуманных и обоснованных причин, по которым она отрицает позицию первой команды.

     Выступление экспертов – средний балл команды

    Раунд вопросов – 10 минут

            

    Команда "Античные мыслители" задает вопросы команде"Ученые Средневековья".

     Выступление экспертов – результаты работы команд (1 минута)

    • Оценки командам за заключительное выступление, итоговые оценки: лучшая команда, лучший спикер, лучшие аргументы
    • Подведение итогов игры.

    Учитель (1 минута): Спор о том, чья роль в развитии и становлении науки биологии мы закончим примирением сторон, и скажем о том, что обе эпохи одинаково важны, так как каждая из них привнесла в современную биологию и свои открытия и свои заблуждения. Без античности не было бы средневековья, а без него и современной науки.

     

    РЕФЛЕКСИЯ:   “Дебаты глазами участников”. Оценка мероприятия участниками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

    Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

    Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

    Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

    Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

    Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

    Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."

    Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...

    Конспект открытого урока по биологии для 6 класса "Характеристика основных экологических групп растений"

    Технологическая карта урокаУчреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- ПетербургаАвтор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________...

    План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

    Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...