Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Симонова Ксения Леонидовна

Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип урока: обучающий с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_relef_zemli2.docx27.15 КБ
Файл relef_gory_moya2.pptx2.22 МБ
Файл relef_gory_moya3.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Основные формы рельефа. Горы.

6 класс

Учитель – Симонова Ксения Леонидовна

Тема урока: Основные формы рельефа. Горы.

Цели урока:

  • Обучающая:

- дать общее представление о формах поверхности Земли;

     - сформировать понятие о рельефе, о различиях форм рельефа  по

       размерам;

- ввести понятия «горы», «горная страна», «горный  хребет», «горная  

  долина».

  • Воспитательная:

   - воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения

     работать в коллективе;

  -  воспитание чувства прекрасного через созерцание образов гор в

     презентации;

  -  воспитание культуры учебного труда.

  • Коррекционно-развивающая:

 -  развитие навыков работы с географической картой;

 -  развитие основных учебных умений: работа со шкалой высот и

    глубин,  коллекцией минералов;

 -  развитие умения работы с контурной картой;

 -  развитие мыслительных способностей учащихся, умения

   анализировать  и сравнивать.

   

-  коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе

   упражнения в составлении целого;

-  коррекция зрительного и слухового восприятия.

Тип урока: обучающий с использованием ИКТ.

Учебно-наглядные пособия, оборудование:

  • Презентация «Основные формы рельефа. Горы».
  • Компьютер.
  • Экран и проектор.
  • Учебник «География. Природа Земли и человек. 6 класс». Н.Н.Петрова, Н.А.Максимова.
  • Атлас «География. 6 класс».
  • Контурные карты. 6 класс.
  • Физическая карта полушарий.
  • Плакат  «Поверхность континентов и океанического дна».
  • Коллекция «Горные породы». Раздаточный материал.
  • Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.

Ключевые  термины: рельеф, горы, горный хребет, горная долина, горная страна, горная вершина, низкие горы, средние горы, высокие горы.

Место проведения урока: кабинет географии.

Оформление доски на начало урока:

Левая сторона доски:

Дата урока. Карточки с буквами, из которых надо составить название оболочки Земли, которая будет изучаться в данной теме.

Центральная часть доски:

Тема урока: Основные формы рельефа Земли.

Схема «Виды горных пород по происхождению» (закрыта)

Правая сторона доски:

Значки полезных ископаемых.

Плакат «Поверхность континентов  и океанов»

                                  Ход урока:

 I.  Организационный момент. Приветствие.

II. Основная часть:

1. Актуализация знаний учащихся для восприятия нового материала.

1) Учитель: Давайте вспомним, какую оболочку Земли мы сейчас изучаем?

  На доске буквы, из которых надо составить название этой оболочки, но

  только они  рассыпались. Кто может составить это название?

  Ученик: Составляет название оболочки – ЛИТОСФЕРА.

2) Индивидуальная работа по карточкам-заданиям:

№1.  Выберите осадочные горные породы.

№2. Выберите магматические горные породы.

№3. Выберите метаморфические горные породы.

Используется раздаточный материал: коллекция  «Горные породы».

3) Фронтальная работа.

На доске схема «Виды горных пород по происхождению» (закрыта).

Учитель: Какие виды горных пород по происхождению вы знаете?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Учитель переворачивает карточки с верными ответами, и открывается схема:

                                         

Виды горных пород по происхождению

                   осадочные

      магматические

метаморфические

Учитель: Что такое недра?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Какие вы знаете полезные ископаемые? Чтобы вам было легче ответить на вопрос, я  вам подскажу. Отгадайте загадку:

       «Хочу горю, хочу рисую, хочу плыву, хочу тону я

        Всегда тепло возле огня, хоть нелегко достать меня!»

Учащиеся отгадывают загадку.

Учитель: Какое происхождение  имеет уголь?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Какие вы знаете еще полезные ископаемые осадочного происхождения?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: На географических картах полезные ископаемые изображают специальными значками. Выберите значки, которые обозначают: нефть, уголь, природный газ.

Учащиеся выходят к доске и выбирают значки.

Учитель: Какие ещё полезные ископаемые вы знаете и какое происхождение они имеют?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Выберите значок, который обозначает железную руду.

Учащиеся выходят к доске и выбирают значок.

Учитель: Ребята закончили свою работу с коллекцией. Попросим их рассказать, какие горные породы они отнесли к осадочным, какие к магматическим, какие к метаморфическим горным породам.

Учащиеся отвечают на вопрос.

2. Объяснение нового материала.

Учитель:  Мы с вами хорошо знакомы с физической картой полушарий. Что изображено на физической карте?

 Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Правильно, на физических картах изображена поверхность земного шара. Сегодня  на уроке мы с вами начнем изучать неровности земной поверхности, а поможет нам в этом презентация «Основные формы рельефа»(слайд №1). Запишите тему урока в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Учитель: Эпиграфом к уроку служат следующие строки Степана Щипачёва:

« Хребтами горбились породы, взрывались, плавились, кипя-

   И миллионы лет природа лепила самое себя»( слайд №2»)

Учитель: Что такое рельеф? Открываем учебник §10 страница 45 и находим определение .

Учащиеся работают с текстом учебника, проверяют (слайд№3) и записывают в тетрадь:

«Рельеф-совокупность неровностей поверхности земной коры различных размеров».

Учитель: Какие существуют крупнейшие формы рельефа?

Учащиеся работают с текстом учебника, проверяют (слайд№4) и записывают в тетрадь:

Формы рельефа: горы и равнины.

Учитель: Чтобы узнать, какую форму рельефа мы будем изучать сегодня, отгадайте загадку:

                 Что такое? Что такое?

                 Очень грозное, большое!

                 С ледниками наверху

                 И подошвою внизу? (слайд№5)

Учащиеся отгадывают загадку и записывают в тетрадь: Горы(слайд№6). Находят в учебнике определение гор, проверяют (слайд№7) и записывают в тетрадь: «Горы- участки земной коры, приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 метров».

Учитель: Посмотрим презентацию. Я открываю слайд, а вы ищете в учебнике определение того объекта, который изображен на фотографии.

Учащиеся находят и зачитывают определения:

Горный хребет (слайд№8)-горные вершины располагаются в ряд, одна за другой в несколько десятков и даже несколько сотен километров.

Горная долина (слайд№9)-понижение между двумя хребтами.

Горная страна (слайд№10)-скопление горных хребтов, у которых многие вершины покрыты вечными снегами.

Учитель:  С давних пор привыкли горы о высотах вести споры. Трудно это или просто  нам расставить их по росту? (слайд№11).

Горы различают по высоте (слайд№12):

Низкие –высота от 500 до 1000метров, средние -от 1000 до 2000 метров и высокие -выше 2000 метров.

Психологическая разгрузка. Все встают из-за парт и показывают горы высокие (поднимаются на цыпочках, руки вверх, горы средние- руки опускают, горы низкие -приседают  на корточки).

Учитель выдает шаблоны таблицы (слайд№13):

 

Различие гор по высоте.

Тип гор

Высота гор

Примеры (названия)

низкие

от 500 до 1000 метров

средние

от 1000 до 2000 метров

высокие

Выше 2000 метров

Учитель: Как определяют высоту гор по географической карте?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Правильно. Высоту гор по карте определяют с помощью шкалы глубин и высот.

Открываем в атласах физическую карту полушарий и попробуем найти на карте низкие, средние, высокие горы.

Учащиеся работают по атласам и записывают названия гор в табличку.

Учитель: А теперь поучимся наносить горные хребты на контурные карты(слайд№14) на примере горной системы  Кордильеры.

Правила обозначения гор в контурной карте.(слайды №№15-21)

1. Определение географического положения горной системы в контурных картах.

    1) На  каком материке  и  в  какой  его  части  находятся  горы;

    2) Общее  направление  горной  системы  и  её  протяжённость;

   3)  Между какими географическим объектами (равнинами, морями, 

        океанами и  т.д.)  находятся  горы  (по  сторонам  горизонта);

    4)  Вид  гор  по  абсолютной  высоте;

    5)  Крупнейшая  вершина  и  её  географические  координаты

2. Определить главное направление хребтов и подчеркнуть его одной линией карандашом соответствующего цвета (при его отсутствии можно простым карандашом).

3. Подписать горы по всей длине полученной линии.

4. Отметить наивысшую точку, подписать печатными буквами, простым карандашом  название и высоту. Название точки разместить параллельно параллели (вулканы обозначаются не точкой, а

звездочкой *).

Учащиеся работают на контурных картах одновременно с показом презентации учителем.

3.  Рефлексия.

Учитель: А теперь проверим, умеете ли вы работать с географической картой?(слайды №№22-30)

- Самые высокая горная система суши?

- Самая высокая гора мира?

- Горы России, по которым проходит граница между Европой и Азией?

- Самая высокая гора России?

Учащиеся ищут ответы на вопросы на географических картах в атласе и проверяют свои ответы по информации на слайдах в презентации.

4. Подведение итогов урока.

Учитель: - Что вы узнали нового на уроке?

                   - Какие существуют формы рельефа?

                   - Как горы различают по высоте?

Учащиеся высказываются.

Учитель: Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке и прошу на смайликах, которые я вам сейчас выдам, дорисовать рот: весёлый -если вы всё поняли, вам понравился урок, и грустный, если у вас были затруднения.

III Домашнее задание : §10, страница 45-46,заполнить таблицу (привести по 2-3 примера низких, средних и высоких гор) (слайд№31)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные формы рельефа

Слайд 2

«Хребтами горбились породы, взрывались, плавились, кипя- И миллионы лет природа Лепила самое себя»

Слайд 3

Рельеф – совокупность неровностей поверхности земной коры различных размеров

Слайд 4

Формы рельефа Земли Горы Равнины

Слайд 5

Что такое? Что такое? Очень грозное, большое! С ледниками наверху И подошвою внизу?

Слайд 6

Горы

Слайд 7

Горы - участки земной коры, приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 метров

Слайд 8

Горный хребет

Слайд 9

Горная долина

Слайд 10

Горная страна

Слайд 11

С давних пор привыкли горы О высотах вести споры. Трудно это или просто Нам расставить их по росту?

Слайд 12

Различие гор по высоте Низкие Средние Высокие Высота от Высота от Высота 500 до 1000 м 1000 до 2000 м выше 2000 м

Слайд 13

Различие гор по высоте Тип гор Высота гор Примеры (названия) Низкие От 500 до 1000 метров Средние От 1000 до 2000 метров Высокие Выше 2000 метров


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А теперь поучимся наносить горные хребты на контурные карты

Слайд 2

Определение географического положения горной системы в контурных картах. 1. На каком материке и в какой его части находятся горы 2. Общее направление горной системы и её протяжённость 3. Между какими географическим объектами (равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта) 4. Вид гор по абсолютной высоте 5. Крупнейшая вершина и её географические координаты

Слайд 3

Определить главное направление хребтов и подчеркнуть его одной линией карандашом соответствующего цвета (при его отсутствии можно простым карандашом).

Слайд 5

Подписать горы по всей длине полученной линии.

Слайд 6

К о р д и л ь е р ы

Слайд 7

Отметить наивысшую точку, подписать печатными буквами, простым карандашом название и высоту. Название точки разместить параллельно параллели (вулканы обозначаются не точкой, а звездочкой *).

Слайд 8

К о р д и л ь е р ы г.Мак-Кинли 6194 м г.Мак-Кинли 6194 м г.Мак-Кинли 6194 м

Слайд 9

А теперь проверим, умеем ли мы находить горы на карте?

Слайд 10

Самые высокие горы суши?

Слайд 11

Правильно! Гималаи

Слайд 12

Самая высокая вершина мира?

Слайд 13

Правильно! Гора Джомолунгма 8848 метров

Слайд 14

Горы России, по которым проходит граница между Европой и Азией?

Слайд 15

Правильно! Уральские горы

Слайд 16

Высочайшая вершина России?

Слайд 17

Правильно! Гора Эльбрус 5642 метров

Слайд 18

Домашнее задание Учебник § 10,стр. 45-46, заполнить таблицу

Слайд 19

Спасибо за работу!

Слайд 20

Презентацию подготовила : учитель географии ГС(К)ОУшколы № 609 г.Санкт-Петербурга Симонова Ксения Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы рельефа.Горы и равнины.

План-конспект урока для 6 класса общеобразовательной школы по географии....

Разработка открытого урока по географии на тему : "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" для 7класса

Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование....

Конспект урока "Основные формы рельефа. Горы суши"

Тема: Основные формы рельефа суши. Горы суши.Цели урока: Образовательные: сформировать общие представления о формах рельефа земной коры, углубить понятия горы как одной из форм рельефа.Развивающие: ра...

Урок по географии " Развитие форм рельефа"

Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Рас­смотреть виды стихийных явлений, причины возникновения. Рассказать о...

1. Предмет: география , 6 класс. 2.Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Системно – Деятельностный подход.

Проект урока разработан с использованием  приёмов  развития  учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС.  Системно-деятел...

"Основные формы рельефа. Горы суши"

Разработка урока рекомендована для проведения урока географии в 6 классе с использованием элементов игры....