"Основные формы рельефа. Горы суши"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Янтурина Римма Вазировна

Разработка урока рекомендована для проведения урока географии в 6 классе с использованием элементов игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Разработка урока по теме

«Основные формы рельефа. Горы суши»

(география 6 класс)

Янтурина Р.В., учитель географии и истории

МОУ СОШ с. Озёрный МР Учалинский район


Тема урока: Основные формы рельефа. Горы суши.

Цель урока:

  1. Сформировать у учащихся общие понятия «горы» и «равнины».
  2. Дать знания об элементарной квалификации этих форм рельефа по высоте.
  3. Развивать умения определять географическое положение гор, их высоту; умение показывать горы в контурных картах.

Оборудование: набор горных пород; физическая карта полушарий; картины и изображением гор, холмов; карточки со словами «рельеф», «горы», «горный хребет», «горная система».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задания на знание понятий, закономерностей.

  • Каково происхождение    горных пород, слагающих нашу местность? Приведите примеры.
  • Как называются горные породы, изменившиеся под действием высокого давления и температур? Приведите примеры.
  • Дайте определение понятий: литосфера, рельеф, минерал, горная порода.
  • Найдите «лишнего» в каждом списке:
  1. гравий, базальт, известняк.

б) кварц, слюда, полевой шпат, гранит.

  • Приведите примеры осадочных горных пород. На какие группы их подразделяют?
  • Приведите примеры магматических горных пород, имеющихся в школьном наборе.

Задания на проверку умений.

  • Определите названия и свойства горных пород, имеющихся в школьном наборе.
  1. Изучение нового материала.

  Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы не будем записывать тему урока в начале занятия, её вы сформулируете сами в конце работы.

 Начнем мы урок с сеанса радиосвязи с инопланетянами. Их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача предложить им место приземления. Предупредите инопланетян, куда нельзя приземлиться?

(Дети говорят «горы»).

 А знают ли гости это слово «Горы»? Помогите им понять, что такое «Горы».

Учитель вывешивает на доске карточку «Горы».

 Ребята! Кто нарисует  на доске гору?

(Дети рисуют).

 А теперь подпишите, где находится склон, подошва, вершина.

 Посмотрим, умеете ли вы  работать по рядам.

1 ряд думает, что такое вершина, 2 ряд – склон, 3 ряд – подошва.

(Возможны такие варианты: вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы; склон-расстояние между вершиной и подошвой; подошва- переход склона (горы) в равнину).

 Ребята, посмотрите на две картины (холма и горы). Вас ничего не удивило? (Это две формы рельефа, имеющие вершину, склон и подошву, но одна гора, а другая холм).

 Что же нам нужно знать, чтобы объяснить разницу между горой и холмом? Чем они отличаются?

(Высотой. Гора имеет относительную высоту более 200 м).

 Выйдите к доске и покажите на схеме относительную высоту горы или холма.

 Обратите внимание на две карточки с терминами «Горный хребет», «Горная система».

(Если есть в наличии картины или барельефы, то можно использовать их).

 Попробуйте объяснить. Что такое горный хребет и горная система.

 Наши гости пришли на посадку и спустились на высоту 1000 м и, сохраняя направление и высоту, продолжают двигаться вокруг земли по 50 градусу северной широты. Посмотрите на карту полушарий, сможет ли на этой высоте сделать полный оборот вокруг Земли космический корабль?

(Ученики затрудняются ответить).

 Почему вы не можете справиться с задачей?

(Не можем определить высоту гор).

 Посмотрите в легенду карты, она находится внизу карты. Что там ест в помощь вам при заполнении этого задания?

(Шкала высот).

 Каким цветом изображены территории выше 1000 м?

(Коричневым, темно-коричневым).

 Так сможет ли инопланетный корабль сделать полный оборот вокруг Земли по 50 градусу северной широты.

(Нет. Мешают горы Кордильеры).

 Откройте учебники. Какие горы бывают по высоте?

Начертите в тетради схему «Различие гор по высоте».

 Обсудите в парах и приведите примеры гор, пользуясь картами в атласах.

 Ребята! Только что мы получили радостное известие: инопланетяне приземлились! Но у них новая неприятность. Кораблю нужен ремонт, а руду на изготовление нового корпуса можно взять в Уральских горах. Нужно суметь объяснить, где искать эти горы. Опишите географическое положение Урала по плану.

  1. Выполнение практической работы «Определение географического положения горы»

План:

  1. На каком материке находится, в какой части?
  2. Высота.
  3. Направление, протяженность.
  4. Между какими параллелями и меридианами находится.
  5. По отношению к другим объектам.

 Ребята! Может нам пора записать тему урока? Какие будут версии?

(Основные формы рельефа. Горы суши).

 Дома вам нужно будет в контурных картах показать горы. Для этого познакомьтесь  правилами обозначения гор.

Правила обозначения гор в контурной карте.

  1. Определите географическое положение горной системы в контурных картах. Провести наложение физической и контурной карт.
  2. Определите главное направление хребтов и подчеркнуть его одной линией карандашом соответствующего высоте цвета
  3. Подписать горы по всей длине полученной линии.
  4. Отметить наивысшую точку, подписать печатными буквами, простым карандашом название и высоту. Название точки разместить параллельно параллели.
  1. Домашнее задание:

 Найти стихи о горах и подготовить творческое чтение.

 В контурных картах показать горы: Уральские, Анды, Кордильеры, Гималаи, Анды, Скандинавские, Атлас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы рельефа.Горы и равнины.

План-конспект урока для 6 класса общеобразовательной школы по географии....

Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."

Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...

"Рельеф.Горы суши."

Различные формы работы(фронтальная ,групповая ,работа в  парах ), а так же разнообразные задания («Составь схему», «Заполни таблицу», «Выбери нужную структуру схемы и дополни ее»., «Составь...

«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии

В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...

Конспект урока "Основные формы рельефа. Горы суши"

Тема: Основные формы рельефа суши. Горы суши.Цели урока: Образовательные: сформировать общие представления о формах рельефа земной коры, углубить понятия горы как одной из форм рельефа.Развивающие: ра...

Конспект урока "Определение по физической карте России и Владимирской области основных форм рельефа"

Конспект урока-практикума в 6 классе по разделу "Краеведческий модуль"...

1. Предмет: география , 6 класс. 2.Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Системно – Деятельностный подход.

Проект урока разработан с использованием  приёмов  развития  учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС.  Системно-деятел...