1. Предмет: география , 6 класс. 2.Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Системно – Деятельностный подход.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Проект урока разработан с использованием  приёмов  развития  учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС.  Системно-деятельный подход лежит в основе данного проекта. Логика развития универсальных учебных действий, помогает  ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

В программе развития учебных универсальных   действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

Личностные- Л

Регулятивные- Р

Познавательные -П

Коммуникативные – К.

Создавать  условия для  умения управлять своей познавательной деятельностью, анализировать и отбор информации; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов.

Развивать умение читать карту, выполнять практическую  работу  по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты и других  географических характеристик.

 Метапредметные:

 Регулятивные:

Способствовать  развитию умения составление плана и последовательности действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик; взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

Создавать условия для  развития  способов рефлексии и условий действия, оценки своей деятельности на уроке.                           Познавательные :

Развивать умения для выделения  и формулирования познавательной цели с помощью учителя, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планировать совместно с учителем свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 умение структурировать знания, ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию

  Коммуникативные:

 

Способствовать  учебному сотрудничеству учащихся  с учителем и сверстниками - определение цели; учитывать  позиции других людей,  слушать и выступать в диалоге.

К уроку прилагается презентация и видеоматериал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              Пояснительная записка.

Проект урока разработан с использованием  приёмов  развития  учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС.  Системно-деятельный подход лежит в основе данного проекта. Логика развития универсальных учебных действий, помогает  ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

В программе развития учебных универсальных   действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

Личностные- Л

Регулятивные- Р

Познавательные -П

Коммуникативные – К.

  1. Предмет: география , 6 класс.
  2. Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Системно – Деятельностный  подход.
  3. Образовательные результаты:

Предметные:

Создавать  условия для  умения управлять своей познавательной деятельностью, анализировать и отбор информации; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов.

Развивать умение читать карту, выполнять практическую  работу  по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты и других  географических характеристик.

 Метапредметные:

 Регулятивные:

Способствовать  развитию умения составление плана и последовательности действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик; взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

Создавать условия для  развития  способов рефлексии и условий действия, оценки своей деятельности на уроке.                           Познавательные :

Развивать умения для выделения  и формулирования познавательной цели с помощью учителя, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планировать совместно с учителем свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 умение структурировать знания, ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию

  Коммуникативные:

Способствовать  учебному сотрудничеству учащихся  с учителем и сверстниками - определение цели; учитывать  позиции других людей,  слушать и выступать в диалоге.

 Личностные : Развивать  эмоционально – ценностные отношение к природе  России, Алтайского края, культурной жизни своей Родины; Способствовать  умению  самоорганизовываться, оценивать  свои знания и самостоятельно работать.

4. Методы обучения:

- фронтальная работа учителя с классом

- организация работы школьника в малой группе

- беседа с классом

- организация индивидуальной работы школьника

Средства обучения:

- физическая карта полушарий, физическая карта России

- учебник, рабочая тетрадь

- раздаточный материал

- информационно-коммуникационные средства

5. УМК : Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева. География. Начальный курс.  6 класс.

Этап урока

Деятельность

 учителя

Деятельность

 ученика

Развиваемые УУД

предметные

универсальные

1.Организа

ционный и

мотивацион

ный

Учитель приветствует учащихся.

Демонстрирует высказывание на слайде №1, подготовленной презентации.

Скажите как вы понимаете это высказывание : «Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем…»

Вольтер

Учащиеся настраиваются на работу.

Читают информацию со слайда.

Что надо больше думать.

Надо много размышлять и понимать, что нужно

узнавать всегда, что- то новое и т.д.

Л:

Умение самоорганизовываться.

Осознание значимости к получению  новых знаний.

К:

Умение слушать и выступать в диалоге.

2.Актуализа

ция  знаний.

Назовите, пожалуйста, тему нашего предыдущего урока.

Правильно на прошлом уроке мы узнали о горных породах и минералах.

Для того чтобы проверить ваши знания предлагаю письменно ответить на следующие вопросы  (слайд №2).

Откройте тетради, запишите число, работа с перфокартами по теме «Горные породы и минералы».

Внимание на экран.

Условия выполнения работы: вы должны написать ответ или лишнее слово. Время выполнение работы 6 минут.

 Условия оценивания: нет ошибок оценка «5», 1 ошибка «4», 2-4 ошибки «3», более 4 ошибок «2».

Вопросы:

  1. Как называют горные породы, изменившиеся под действием высокого давления и температуры?
  2. Из чего состоят горные породы?
  3. Природное тело, приблизительно однородное по химическому составу называется….
  4. Какая порода оказалась «лишней» в каждом списке?

А)гравий, базальт, известняк

Б) гранит, базальт, мрамор

В) кварц, слюда, полевой шпат, гранит.

Самопроверка (слайд №3).

Называют тему урока : «Горные породы и минералы».

Читают задания и отвечают:

  1. Метаморфические
  2. Минералов
  3. Минералом
  4. Базальт, мрамор, гранит.

Осуществляют самопроверку по образцу учителя по известным критериям.

Умение выделять, правильно выбирать по географическим признакам.

Р:

 Умение самостоятельно анализировать, отбирать нужную информацию.

Л:

Умение оценивать  свои знания и самостоятельно работать.

П:

Самоконтроль и оценка результата своей деятельности

Постановка учебной цели и планирование.

Вашему вниманию сейчас будет продемонстрирован отрывок  из кинофильма.

Для себя должны ответить на следующие вопросы:

  1. Название и режиссёр фильма?
  2. Природа, окружающая героев фильма?
  3. Определите по рельефу, где происходят данные действия?
  4. Знакомы ли вам герои фильма, назовите.

Внимание на экран!

Исходя  из просмотренного момента попробуйте сформулировать тему урока.

(Слайд 4)

Запишите в тетрадь тему урока: «Основные формы рельефа. Горы суши»

Учитель создаёт проблему:

Какую форму рельефа вы не увидели на экране?

Кавказские горы сформировались при взаимодействии, каких процессов земной коры?

Попробуйте сформулировать цель урока.

Прочитайте на доске ключевые слова и попробуйте составить план сегодняшнего урока:

Рельеф, горы, равнина.

Горный хребет, горные долины, горная система, нагорье.

Высокие и низкие горы.

Найдите на карте уральские горы.

По легенде карты, что можно сказать о горах?

Слушают учителя, затем смотрят отрывок.

Отвечают на вопросы:

  1. Аркадий Гайдай «Кавказская пленница» .
  2. Горы. Горные вершины и Т.Д.
  3. Рельеф горный, происходят действия на Кавказе.
  4. Наталья Варлей, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов. Рельеф. Горы.

Записывают.

Предполагают:

Равнины.

Внутренние и внешние, эндогенные и экзогенные процессы.

Познакомиться с основными формами рельефа. Разобрать характеристику горного рельефа.

Читают и планируют.

 План урока:

  1. Сформировать понятие о рельефе и дать общее представление о формах поверхности Земли.
  2. Описание горного рельефа.
  3. Высота и типы гор.
  4. Описание географического положения гор.

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Анализ ,отбор информации.

Умение читать карту.

П:

Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планировать совместно с учителем свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками- определение цели.

Реализация намеченного плана

Учитель предлагает вспомнить, что называется рельефом?

По каким признакам можно различить  горы от  равнин?

Слайд  №5,6. ( демонстрируются иллюстрации гор и равнин).

Какие прилагательные можно применить относительно данных форм рельефа?

Составьте,  пожалуйста, по иллюстрации определение, что называется «горой»?

Слайд №7

Проверти себя, откройте учебник на странице 54.и прочитайте определение «гора» и «горы».

Выявите различие между этими двумя формулировками.

Зачитайте определения: горный хребет, горные долины, горная система, нагорье.

Слайд №8,9,10,11.

Откройте физическую карту полушарий   и попробуйте привести примеры: хребтов, горной системы, нагорья.

Учитель даёт проблемное задание на сравнение.

Найдите горы на  физической карте полушарий мира и России: Уральские горы и горы Алтай.

Чем эти горы отличаются между собой, как вы это определили?  

Назовите вершины этих гор.

Правильно относительная высота определяется по шкале, а абсолютная пол самой высокой точке горы.

Слайд  № 12,13.

Типы гор                      Высота гор

1.низкогорные               0-1000 м

2.среднегорные            1000-2000м

3.высокогорные          2000 и выше

Используя  кару физических полушарий и карту России, приведите примеры,  данных типов гор по шкале высот. Данное задание обсудите в парах.

Учитель предлагает вспомнить как рассчитывается протяжённость географического объекта с С на Ю и с

З на В?

Рельеф – это неровные поверхности земной коры.

Высота, цвет на карте, произрастающая растительность.

Горы выпуклые, равнины- вогнутые.

Гора-это выпуклая форма поверхности с вершиной, подошвой, склоном, относительная высота более 200м.

Горы - это обширные участки земной коры, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот.

Гора это одна форма, горы –протяжённые участки.

Читают определения в учебнике и сопоставляют с показанными слайдами.

Читают карту и приводят примеры: Верхоянский хребет находится в С-В части России, нагорье Тибет в Ю. части материка Евразия, Кавказские горы  (система) Ю-З части материка Евразия и т.д.

Ищут горы на карте, отвечают:

Отличаются высотой, разный цвет читается по шкале высот.

Можно определить по самым высоким вершинам: г. Народная 1895 м - Уральские горы  протянулись между Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равниной.

Г. Белуха 4 506м- горы Алтай.

Находятся в южной части России, на севере граничат с Западно -Сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем.

Используя физическую  карту мира и России находят нужные объекты, обсуждают и называют.

Ответы могут быть следующими:

  1. Хибины, Быранга находятся на материке Евразия
  2. Карпаты, Уральские горы находятся на материке Евразия , Аппалачи  (Северная Америка), Гималаи ( Евразия), Анды (Южная Америка), Кордильеры (Северная Америка) и т,д.
  3. Называют относительную высоту данных объектов.

Ответы могут быть другими.

Учащиеся отвечают, что по меридиану 111 градусов в 1 км.

По параллели ближайшего градуса, длинна   дуги, 1 градуса указана  на параллели в карте

Умение работать с разными источниками географической информации.

Картографическая грамотность.

Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик.

П:

Умение структурировать знания

Поиск и выделение необходимой информации.

Классификация объектов.

К:. Учёт позиции других людей.

Физкультминутка

Учитель предлагает изобразить горы, равнины, горные системы.

Наклоны на север, юг.

Повороты на  восток и запад и т.д.

Учащиеся изображают и демонстрируют движения.

Л: 

снять утомление и повысить умственную работоспособность учащихся.

Контроль  за процессом и результатом

Учитель предлагает выполнить географическое описание Уральских гор.

Предлагает внимательно прочитать инструкцию на стр. учебника 56. После чего приступить к выполнению данного вида деятельности.

Время выполнения работы 10 минут, затем проверка правильности работы ( слайд № 14-18).

1.Уральские горы, средние по высоте.

2.Географическое положение:

А)Находятся на материке Евразия в С-З части.

Между 69 - 52 с. ш.

            67 – 58 в.д.

Б) Горы протянулись с севера на юг.

 Протяженность гор с севера на юг:

69-52=17 (по меридиану 111 градусов в 1 км)

17* 111= 1887 км протяжённость с юга на север

 Протяженность гор с запада на восток:

67-58=9 ( на параллели 50 градусов длинна дуги 1 градуса составляет 71, 7 км)

              9*71,7= 6453 км

В) Относительно других объектов:

Горы вытянуты в меридиональном направлении, и северная часть Урала расположена за полярным кругом.

С западной части Урала находится Восточно-Европейская равнина, с востока  Западно-сибирская   низменность, на севере омывает Карское мор Урал –граница между Европой и

          Азией.

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов.

Картографическая грамотность.

Выполнить практической работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты и других характеристик.

Р:

Умение взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире .

П:

Анализ объектов с целью выделения нужных признаков.

К: Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями.

Оценивание продвижение к цели, рефлексивный анализ деятельности.

Под  Алтайские народные мелодии учитель предлагает просмотреть иллюстрации с рельефом Алтайского края и горного Алтая.

Затем мысленно систематизировать : определить форму и тип рельефа.

Можно назвать по желанию.

Учитель предлагает, закончит каждому начатые предложения:

-Я узнал?

- Я научился?

- Мне бы хотелось узнать?

Слайд №20,21.

Ребята отвечают, например:

Форма рельефа хребет, тип среднегорье и т.д.

Оценивают  полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы.

Анализ процесса  и результата осуществляемой деятельности.

Р:

Рефлексия способов и условий действия. Оценка своей деятельности на уроке.

Л:

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов;  их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Домашнее задание.

Учитель объясняет выполнение домашнего задания: &20 стр.53-56. Ответить на вопросы после параграфа 1-3,5.

По желанию подготовить информацию: Изменение гор во времени.

Значение гор для человека.

Слайд №19

Записывают домашнее задание в дневник.

Понимать задание учителя, делая выбор в выполнении  домашнего задания.

П:

Умение ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию.

Л:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем…» Вольтер.

Слайд 2

Ответьте на вопросы. Как называют горные породы, изменившиеся под действием высокого давления, температуры и под влиянием других условий ? 2. Из чего состоят горные породы? 3. Природное тело, приблизительно однородное по химическому составу называется? 4.Какая порода оказалась «лишней» в каждом списке? а) гравий, базальт, известняк б) гранит, базальт, мрамор в) кварц, слюда, полевой шпат, гранит

Слайд 3

Самопроверка 1.Метаморфические 2. Минералов 3. Минералом 4. а) базальт ( гравий и известняк - осадочный породы); б) мрамор (гранит,базальт -магматические); в) гранит (гранит –это горная порода, остальные в этом списке минералы).

Слайд 4

Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Сформулируйте определение, что называется «рельефом». При помощи каких процессов формируется рельеф земной коры? Назовите 2 формы рельефа земной коры?

Слайд 5

Восточно-Европейская или Русская Западно-сибирская Среднесибирское плоскогорье Виды равнин

Слайд 6

Алтай Кавказские Уральские Горы

Слайд 7

Гора – это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200 метров Подошва Склон Склон Вершина Относительная высота

Слайд 8

Горный хребет – горы расположенные в ряд одна за другой Горный хребет

Слайд 9

Горная долина - понижение между хребтами

Слайд 10

Горная система- большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий

Слайд 11

Нагорье- обширное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов

Слайд 12

Классификация гор по высоте. Типы гор Высота Примеры гор Низкие Не более 1000м Хибины (Кольский п-в) Барранга ( п-в Таймыр) Средние От 1000-2000м Уральские, Скандинавские горы, Аппалачи, Карпаты Высокие Более 2000м Альпы, Кавказ, Гималаи, Анды, Кордильеры, Алтай

Слайд 13

Высота гор Низкие горы До1000м Хибины Средние горы От1000м до2000м Урал Высокие горы Более2000м Гималаи, Кавказ Урал Хибины Кордильеры

Слайд 14

План описания географического положения гор. 1.Уральские горы, средние по высоте. 2.Географическое положение: А)Находятся на материке Евразия в С-З части. Между 69 - 52 с. ш. 67 – 58 в.д.

Слайд 15

Б) Горы протянулись с севера на юг. Рассчитайте протяженность гор с севера на юг: 69-52=17 (по меридиану 111 км в 1 градусе) 17* 111= 1887 км протяжённость с юга на север

Слайд 16

Рассчитайте протяженность гор с запада на восток: 67-58=9 ( на параллели 50 градусов длинна дуги составляет 71, 7 км) 9*71,7= 6453 км

Слайд 17

В) Относительно других объектов: Горы вытянуты в меридиональном направлении и северная часть Урала расположена за полярным кругом. С западной части Урала находится Восточно-Европейская равнина, с востока Западно-Сибирская низменность, на севере омывает Карское море, на юге Казахский мелкосопочник. Урал –граница между Европой и Азией.

Слайд 18

Рельеф: Высота относительная до 2000 м Г. Народная –высота 1895 м.

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 20, 52-56. Вопросы после параграфа 1-3,5. Информационные сообщения «Изменение гор во времени», «Легенды Алтайских гор».

Слайд 20

Закончи предложение…… Я узнал (а)…… Я научился ( научилась)….. Мне бы хотелось узнать…..

Слайд 21

Самое, самое… Самые высокие горы мира- Самые длинные горы мира- Самая высокая вершина мира- Самые длинные горы России-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы рельефа.Горы и равнины.

План-конспект урока для 6 класса общеобразовательной школы по географии....

Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."

Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...

"Рельеф.Горы суши."

Различные формы работы(фронтальная ,групповая ,работа в  парах ), а так же разнообразные задания («Составь схему», «Заполни таблицу», «Выбери нужную структуру схемы и дополни ее»., «Составь...

«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии

В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...

Конспект урока "Основные формы рельефа. Горы суши"

Тема: Основные формы рельефа суши. Горы суши.Цели урока: Образовательные: сформировать общие представления о формах рельефа земной коры, углубить понятия горы как одной из форм рельефа.Развивающие: ра...

"Основные формы рельефа. Горы суши"

Разработка урока рекомендована для проведения урока географии в 6 классе с использованием элементов игры....

Практическая работа по географии в 8 классе по теме Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России

Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления изученного материала по теме «Геологическое строение и рельеф». Форма выполнения: письменно на контурной карте....